| Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1 | Организационный момент | - Здравствуйте ребята. Займите свои места, проверьте – всё ли готово к уроку. - Начинаем наш урок. | Занимают свои места, проверяют наличие учебных принадлежностей. Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке: Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. | | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Опрос учащихся. | Работа по учебнику. - Откройте учебник на с. 21 - Какова тема урока? - Рассмотрите иллюстрацию. - Назовите изображенных животных. К каким группам они относятся? - По каким характерным признакам вы это определили? | Птицы. Звери (летучая мышь) – покрыты шерстью, насекомые (бабочка) – имеют 6 лап и усики, птицы (гусь, пингвин). | Знать отличительные признаки изученных групп животных. Уметь устанавливать и называть характерные (легкоразличи-мые) признаки наблюдаемого объекта | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | - Как вы отличаете птиц от других животных? | Наличие перьевого покрова, пара крыльев, две ноги. | | |
| | - Можно назвать всех летающих животных птицами? | Нет. Летучая мышь – зверь. | | |
| | - А плавают ли птицы? Каких водоплавающих птиц вы знаете? | Да. Лебедь, пеликан, утка, гусь… | | |
| | - Бывают ли нелетающие птицы? | Да. Пингвины не летают. | | |
| | - Что же общего у всех птиц? | Их тело покрыто перьями. | | |
| | - Всё ли мы знаем о птицах, как вы думаете? | Нет. | | |
3 | Изучение нового учебного материала. | - Что вы узнаете сегодня на уроке? Чему научитесь на этом уроке? | Больше узнаем о птицах, о питании птиц, их повадках и особенностях. | | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
| | - Ответы на какие вопросы вы бы хотели получить? Вопросы детей записать на доске. | Например: Почему птицы умеют летать? Почему перья утки не намокают? Чем питаются птицы? и др. | Уметь задавать вопросы. |
| | - На некоторые из этих вопросов мы с вами сегодня обязательно ответим. | | |
| | Постановка проблемного вопроса. - Знаете ли вы, что птиц ещё называют «пернатые». По какому отличительному признаку птицы получили такое прозвище? | Их тело покрыто перьями | |
| | - А зачем птицам перья?
Работа с текстом Хрестоматии. - Чтобы проверить наши предположения обратимся к Хрестоматии. Откройте содержание книги, найдите статьи о птицах. Какой рассказ из хрестоматии поможет нам? - Откройте соответствующую страницу. | Предполагаемые ответы детей: для тепла, помогают летать и др. «Зачем птицам перья?» Открывают стр. 89 | Осуществлять поиск информации в книге. |
| | - Прочитайте текст по «цепочке». | Читают текст по «цепочке». | |
| | - Подтвердились наши предположения? | Частично – да. | |
| | - Для чего же нужны перья птицам? | Без перьев не смогли бы летать, защита от царапин, ушибов, от холода и жары, от намокания и пересыхания, помогают питаться и спать. | Знать о важности перьевого покрова в жизни птиц. Уметь строить простейшие логические высказывания. | |
| | - Почему в народе говорят – «как с гуся вода»? Почему речь идет не о курице или воробье? | Гуси, как и другие водоплавающие птицы, при чистке смазывают свои перья жиром. От этого перья становятся водонепроницаемыми и не намокают в воде. У курицы (и других птиц) такой смазки нет, и ее перья в воде намокают. | Знать, что водоплавающие птицы при чистке смазывают свои перья жиром. При этом перья | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Слайд. Мокрый воробей. | становятся водонепроницаемыми. | |
| | Беседа по содержанию статьи «Зачем птицам перья?» - Обновляются ли перья птицы в течении жизни? - За год у птицы полностью меняется перьевой покров. | Да, птицы сбрасывают перья время от времени. Это называется линькой. | Осуществлять поиск информации в книге. Знать особенности питания хищных и водоплавающих птиц. Уметь устанавливать логические связи. | Регулятивные: коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
| | - Почему хищные птицы линяют постепенно, а гуси, утки, лебеди разом сбрасывают перьевой покров и при этом некоторое время не могут летать? | Хищные птицы ловят свою добычу в полёте, и постепенная линька не мешает им добывать корм во время смены перьевого покрова. А птицы водоплавающие могут добывать пищу и без перьев, т.к. добывают её в воде. | | |
| | Если возникли затруднения - Как добывают пищу хищные птицы? | Нападают сверху, в полёте. | | |
| | - Может птица летать без перьев? Что случиться, если птица не сможет охотиться? Поэтому хищные птицы и не сбрасывают все перья одновременно. | Нет. Погибнет от голода. | | |
| | - А как и где добывают пищу утки, гуси, лебеди и др.? | В воде. Подныривают и хватают рыбу. | | |
| | - Нужно ли для этого летать? | Нет. | | |
| | - Могут они некоторое время прожить без оперения? | Да. | | |
| | Дополнительная информация Копчиковая железа — единственная железа птиц, расположенная над хвостовыми позвонками, секрет которой выводится наружу через крупные протоки. Сам по себе секрет маслянистый и используется птицами для смазки перьев, предохраняя их от намокания, сохраняя эластичность. Под воздействием солнечного света секрет копчиковой железы превращается в витамин Д, который птицы заглатывают при очистке пера. Наконец, секрет этой железы способствует сохранению рогового чехла клюва. Хорошо развита копчиковая железа как у водных (но особенно у них), так и у наземных птиц; отсутствует она у страусовых, у некоторых попугаев, голубей, дроф и других птиц. Функцию этой железы у этих птиц выполняют перья особого строения, растущие на определённых участках тела (эти органы называются «пудретки»). Растущие там перья постоянно обламываются, образуя мелкий порошок, которым птицы смазывают оперение, предотвращая его слипание и намокание. | Возможно зададут вопрос - Откуда птицы берут жир, чтобы смазывать перья? | | |
| | - Приходилось ли вам наблюдать за волнистым попугайчиком? Все ли перья у него одинаковые? Только ли цветом они отличаются? | Перья разного цвета. Перья могут быть разного размера и формы. | Уметь устно описывать объект наблюдения. Знать, что перья у птиц разные. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
| | Работа по учебнику. - Откройте учебник на странице с. 22. Прочитайте, как называются различные виды перьев. | Самостоятельное чтение фрагмента на с. 22 | Осуществлять поиск информации в книге. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, |
| | - Как называются перья? Какую функцию выполняет каждое из них? | Маховые перья крыльев и рулевые перья хвоста играют главную роль при полёте птицы. Покровные перья покрывают всё тело птицы, они облегчают полёт. Пуховые перья защищают от переохлаждения и перегрева. | Знать основные термины, называть виды перьев. Уметь отличать виды перьев. Уметь работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат) | |
| | Работа в группах. - Сейчас наш класс превратится в научно-исследовательскую лабораторию. Нам предстоит сделать очень важные открытия. | Практическая деятельность | |
| | - Займите свои места в группах. (Обучающиеся делятся на пять групп). - Выберите координатора. | Занимают свои места в группе, выбирают координатора группы. | |
| | - Координаторы подойдите к учителю и получите задания для своих групп. (Каждая группа получает набор перьев и карточку с вопросом (заданием практического характера). - Координаторы, откройте конверты с заданиями и материалом для исследования. - Вам необходимо рассмотреть содержимое конвертов, выполнить задания, ответить на вопросы. - После обсуждения заданий в группах и работы над проблемой, заслушаем представителей каждой группы с выводами, которые вы сделаете. | Координаторы получают задания. | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении регулятивные: планирование – умение выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; составление плана и последовательности действий для решения учебной задачи; саморегулирование: способность к волевому усилию и преодолению препятствий. |
| | Задания группам. | | | |
| | Группа 1. Рассмотрите предложенные перья. Ответьте на вопросы. - Чем различаются перья? - Каждое перо имеет стержень и бородки. Определите (догадайтесь) где стержень, а где бородки и отметьте их на схеме. | Размером, формой, цветом. На предложенной схеме (рисунке) пера отмечают стержень и бородки. | Уметь проводить простейшие опыты и наблюдения вместе с од-ноклассниками; устно описывать объект наблюдения; соотносить результат наблюдения с поставленной целью; строить простейшие логические высказывания. | |
| | Группа 2. Рассмотрите перо под лупой. Найдите стержень и бородки. Как скрепляются бородки? | Бородки скрепляются по типу застёжки «молнии». | |
| | Группа 3. Подуйте на перо, положив его на ладонь. - Что заметили? - Почему перо лёгкое? Отрежьте ножницами кончик стержня пера, рассмотрите какой он внутри? Сделайте вывод. | Перо лёгкое, оно летит. Стержень внутри пустой, полый. Перо лёгкое, т.к. стержень пера внутри пустой. | |
| | Группа 4. - Капните на перо из пипетки. Что вы увидели? -Какую роль выполняет перо? | Капелька скатилась, перо не намокло. Защищает птицу от воды. | | |
| | Группа 5. Сравните два пера одной птицы – большое и маленькое. Подумайте, зачем ей разные перья? Подведение итогов групповой работы. Перо состоит из стержня и бородки. Стержень пера внутри полый (пустой). Поэтому перо лёгкое. Бородки скрепляются как зубчики замка «молния». Они отталкивают воду, что помогает птице оставаться сухой. Перья птицы разные: мягкие и пушистые – для удержания тепла, а крепкие и упругие нужны для полёта. | Одно перо - мягкое, пушистое, а другое – упругое, жесткое. Большие перья расположены на крыльях и хвосте и нужны для полёта, а маленькие, пушистые для удержания тепла. | | |
| | | После обсуждения итогов групповой работы, обучающиеся занимают свои места. | | |
| | Работа в тетради для самостоятельной работы. - Откройте тетрадь для самостоятельной работы на с. 16 № 22. Прочитайте задание. - Сможете выполнить его самостоятельно? Попросите своего соседа помочь вам. | Открывают тетради на с. 16. Читают задание. Рассматривают рисунок. Соединяют линиями изображение перьев с их названиями. | Уметь выполнять несложные инструкции, записанные в письменном виде. Знать отличие видов перьев. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
| | - А сейчас немного отдохнём и поиграем. | | |
| | ДМ. Игра «Не ошибись» - Я буду перечислять названия животных. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите названия птиц – хлопните в ладоши. Ворона, бабочка крапивница, стрекоза, лебедь, сорока, шмель, кукушка, свиристель, ласточка, курица, ящерица, соловей, кузнечик, дятел, воробей. | Обучающиеся встают из-за парт, хлопают в ладоши, если слышат названия птиц. | Знать названия птиц. | |
| | Работа по учебнику - Как вы думаете, можно ли по внешнему виду птицы узнать чем питается птица? Какие части тела птицы нужно рассмотреть? - Откройте учебник на с. 23. Рассмотрите иллюстрацию. | Да, можно. Нужно рассмотреть клюв и ноги (когти). Возможен ответ «Нет» | Уметь работать с иллюстрацией. | |
| | - Знакомы ли вам эти птицы? Назовите их. | Дятел, утка, ястреб, воробей. | | |
| | - Разные у них клювы или одинаковые? Опишите клюв и когти каждой птицы. | Клюв дятла мощный, ноги с цепкими когтями; у ястреба – крючковатый клюв, мощные ноги с острыми когтями, у утки широкий клюв и лапы с перепонками, у воробья клюв короткий и крепкий. | Уметь строить простейшие логические высказывания. | |
| | - Чем питаются эти птицы? | Дятел – насекомыми, утка – мелкими водными животными и водорослями, воробей – зерном, семенами, хлебными крошками, ястреб – мелкими птицами, грызунами. | | |
| | - Сделайте вывод: можно ли по форме клюва птицы узнать, какой пищей она питается? | Да. Клюв зерноядных короткий и крепкий, насекомоядных – острый и тонкий, у хищников – крючковатый, у водоплавающих птиц – широкий . | Уметь использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объекта; высказывать суждения по результатам сравнения | |
4 | Закрепление учебного материала | Работа с текстом Хрестоматии. - Птиц очень много на Земле и питаются они по-разному. Какой источник информации поможет нам подробнее узнать о том, что едят птицы? | Справочники, энциклопедии, интернет, рассказ учителя, хрестоматия. | Знать источники получения информации. | Познавательные: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, |
| | Возможно, не назовут хрестоматию. - А сейчас на уроке, что нам может помочь? Где ещё содержится дополнительная информация? | Хрестоматия по окружающему миру. | | |
| | - Откройте хрестоматию на с. 92. Рассказ «Что птицы едят?» поможет узнать интересное о питании некоторых птиц. | Обучающиеся читают текст вслух (3-4 человека небольшими частями). | Осуществлять поиск информации в книге. | |
| | Беседа по содержанию статьи «Что едят птицы?» | | | |
| | - О каких птицах-рыболовах вы узнали из этого рассказа? - Какое незнакомое слово вам встретилось в тексте? Кто это? | Пеликаны, чайки, гагары⃰, цапли. Гагры, птица. | Знать названия птиц-рыболовов. | |
| | - Где вы сможете найти информацию об этой птице? | В словаре. | Уметь находить информацию в справочниках. | |
| | - Какая птица употребляет пищи вдвое больше собственного веса? | Колибри. | | |
| | - Назовите других прожорливых птиц. Слайды колибри, синица, скворец. | Синичка за день может съесть столько, сколько весит сама. Скворец может съесть саранчи втрое больше, чем весит сам. | Знать названия птиц, особенности их питания. Уметь узнавать их среди других птиц. | |
| | Работа с текстом Хрестоматии. | | | |
| | - Приходилось ли вам слышать трели певчих птиц? | Да. | | |
| | - Каких певчих птиц вы знаете? | Соловей. | | |
| | - Говорят, что «песня соловья не кормит». Правда ли это? | Ответы разные. | | |
| | - Очень интересную информацию подготовили для нас ребята. | Рассказ «Кормит ли песня соловья?» | | |
| | - Певчих птиц во всё мире очень много - около 4 тысяч видов! Самые известные в нашей стране соловей, щегол, малиновка, жаворонок лесной, жаворонок полевой, пеночка, пересмешка, иволга, певчий дрозд, садовая славка. Голоса некоторых из них мы сегодня послушаем. | | Знать названия 2 -3 певчих птиц. Уметь узнавать их среди других птиц. | |
| | Видеоряд с записью голосов птиц | Просмотр слайдов с записью голосов птиц | | |
| | Последний слайд (изображение леса) сопровождается записью голоса кукушки. | | | |
| | - А эту птицу вы узнали? Почему эту птицу назвали именно так? - Какие интересные факты из жизни кукушки вы знаете? | Да. Это кукушка. Она издаёт звуки «ку-ку». Кукушка подкладывает свои яйца в чужие гнёзда. Кукушонок выбрасывает других птенцов из гнезда. | Знать название птицы, особенности поведения. Уметь узнавать изображение птицы и её голос. | |
| | - А как ученые объясняют такое поведение кукушки? На это несколько причин. Одна – кукушка питается грубой пищей – мохнатыми гусеницами, которых не едят другие птицы. Но маленькие птенцы кукушки такую пищу есть не могут. Другая – кукушка может за сезон снести несколько яиц, но не все вместе, а с интервалом в несколько дней. В таком случае птенцов вывести невозможно и всё потомство кукушки погибнет. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в чужие гнёзда. | Ответы обучающихся. | Получать информацию из различных источников (рассказ учителя, других обучающихся). | |
| | - Почему кукушонок выбрасывает других птенцов из гнезда? Кукушонок выбрасывает птенцов-хозяев из гнезда только в первые четыре дня после появления на свет и делает это бессознательно. На спине кукушонка находятся чувствительные сосочки. Птенец сбрасывает с себя любой предмет, который к ним прикоснулся. Если за это время кукушонок не успеет избавиться от других птенцов, то уже больше этого не сделает. | Ответы обучающихся. | | |
| | Рефлексия. | | | |
| | - Вернемся к вопросам, которые вы задали в начале урока. - На какие вопросы мы смогли ответить? | Читают вопросы на доске. Отмечают вопросы, на которые дали ответ в ходе урока. | |
| | - Каких вопросов мы на уроке не коснулись? - Где вы сможете получить ответы на эти вопросы? | Из дополнительной литературы, хрестоматии, на факультативном занятии и.т.д. | | |
| | - Кто-то из вас испытывал трудности на уроке? Какие? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? Выберите соответствующий «смайлик». | Ответы обучающихся. | | |
5 | Задание на дом | - Какую работу нужно выполнить дома, чтобы закрепить полученные на уроке знания? | Прочитать статью учебника на с. 21 – 23; Выполнить задания в тетради для самостоятельной работы № 23, 24, 25; Перечитать статьи хрестоматии на с. 89 - 96 | | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. |
| | - Выберите и выполните те задания, которые вам интересны, которые вы сможете выполнить самостоятельно. | Записывают домашнее задание в дневник. | |