Тема: Многообразие животных
Цель урока: познакомить учащихся с разнообразием животного мира.
Задачи:
• предоставить учащимся объективную, соответствующую возрасту информацию о разнообразии животного мира;
• развивать познавательные интересы учащихся, наблюдательность, внимание, творческие способности, устную речь.
• воспитывать и прививать заботливое отношение ко всему живому, умение чувствовать и беречь окружающий мир.
Оборудование: учебник "Познание мира", компьютерная презентация, карточки.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".
- Ребята, каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
- Что нужно делать, чтобы урок был именно таким?
- А для этого нам просто необходимо хорошее настроение.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
2. Введение и сообщение темы урока
- Сегодня мы переходим к изучению новой темы. А какой, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Они мычат, они рычат,
Они кричат и лают.
Всех нюхают, кусают, жалят
И в общем все их знают.
И вообще они нужны
На нашем белом свете
И точно так как у людей
У них бывают дети.
- О ком идет речь?
3. Объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации.
-К какой природе относятся животные?
- Назовите признаки тел живой природы. (Рождаются, растут, размножаются, питаются, дышат и умирают.)
- Тема нашего урока - «Многообразие животных». На уроке мы рассмотрим классификацию животных, их групповые признаки, а так же узнаем много интересного из их жизни.
Эпиграфом нашего урока будут слова известного писателя Н. Сладкова.
Эпиграф урока (на доске)
"Главное богатство природы - её тайны и красота, они ведут к встрече с прекрасным, удивительным и таинственным".
Николай Сладков
- Ребята, существует целая наука, которая изучает животных. Может кто-нибудь знает, как она называется? Нет, тогда я вам дам подсказку: во многих городах есть парки, где собраны животные со всего мира. В этом парке вы можете и посмотреть на животных, и сфотографироваться, и просто отдохнуть. Что это за парк? (зоопарк) Из каких двух частей состоит слово «зоопарк»?
- Зоо. (от греч. zoon — животное, живое существо), часть сложных слов, указывающая на отношение к животному миру. Приведите пример слова, в котором есть такая часть. (зоомагазин)
- Если перевести слово –УЧЕНИЕ- с русского языка на греческий язык, то получим слово lógos (от греч. lógos — слово, учение), часть сложных слов, означающая: учение, знание.
- Соединим 2 части в одно слово, что получим? (зоология)
- Действительно, наука о животных называется – ЗООЛОГИЯ. Это еще один раздел биологии (учения о живой природе)
- А чем занимаются ученые в этой науке? (рассматривают, исследуют, изучают животных)
- Всего на Земле обитает около 2 миллионов видов животных. Мир животных очень разнообразен и по внешнему виду, и по величине, и по способам передвижения.
- Ребята, вы уже знаете, что животные делятся на домашних и диких. Приведите примеры.
- Сегодня я вас познакомлю с новой классификацией животных. Ученые-зоологи делят царство животных на 2 типа. Прочитай сами названия на стр. 126 и объясните почему животных разделили на такие типы? (позвоночные и беспозвоночные)
Позвоночные животные, тип животных; характеризуются, главн. образом, присутствием твердого осевого скелета, состоящего из ряда последовательно расположенных позвонков, спинные отростки которых окружают и центральную нервную систему.
Беспозвоночные, животные, не имеющие позвоночника: простейшие, губки, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, иглокожие и др.; примерно 3/4 видов всех животных.
- К каждому типу ученые относят свои группы животных. Давайте подробнее познакомимся с этими группами и с их представителями, выделяя основные признаки в каждой группе.
- Сейчас нас ждет встреча с очень интересными животными.
- К какой группе относится бабочка?
(учащийся) - Насекомые – самые многочисленные обитатели нашей планеты. На теле любого насекомого вы увидите насечки. Отсюда и произошло название насекомые. Тело разделено на 3 отдела: голову, грудь, брюшко. У всех насекомых 6 ног. Поэтому их называют еще шестиногими. Хорошо развито зрение. Некоторые из них обладают "музыкальным" слухом и тонким обонянием.
- Знакомимся с представителем следующей группы:
Загадка: Летом в болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка,
Кто это? (Лягушка)
- Земноводные - это животные, которые могут жить как в воде, так и на суше. Второе их название –амфибии. У них нет ни сильных когтей, ни больших зубов, ни твёрдого панциря, защитную функцию играет их окраска.
ФизминуткаИгра на внимание «Живая – неживая природа».
Правила игры: Я называю различные слова. Если называю предмет неживой природы – вы хлопаете в ладоши, если живой – приседаете. В игре возможны «ловушки» - названия предметов, которые сделаны руками человека.
Примеры слов: шмель, окунь, вода, ящерица, воздух, облако, журавль, камень, автомобиль, сова, песок, лошадь, лягушка, карандаш, волк.
(учащийся) - К пресмыкающимся относятся животные, которые передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле. Другое их название – рептилии. Кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, защищающими организм от высыхания. Пресмыкающиеся хорошо чувствуют запахи. Большинство из них откладывают яйца и являются хищниками.
Загадка: В воде – жива,
На суше – мертва. (Рыба)
(учащийся) - Рыбы - животные, чьё тело покрыто чешуёй, имеют "обтекаемую" форму, умеют плавать, имеют плавники. Они разнообразны: круглые, плоские, торпедообразные, живородящие, откладывающие икру. Дышат кислородом, получая его из воды через жабры. Зрение развито не у всех рыб, гораздо лучше развито обоняние, которое помогает найти пищу.
Загадка: Кто так заливисто поет,
О том, что солнышко встает? (Петух)
(учащийся) - Это животные, тело которых покрыто перьями. Они служат защитным покровом и играют важную роль в полете. Передние конечности превратились в крылья. Почти все птицы умеют летать. Размножаются, откладывая яйца, а потом неотлучно насиживают их, согревая своим телом. У птиц хорошо развиты органы чувств, главным образом зрение и слух.
Физминутка
Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное зверёк чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест всё: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.
– Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. (Еж)
- Млекопитающих называют молочными братьями человека. Почему?
- Подведём итог.
-Назовите группы животных, с которыми мы познакомились?
- Какие из перечисленных животных встречаются в нашей местности?
4. Закрепление нового материала.
Чтение материала учебника стр.125 – 127
- Какая наука изучает животных?
- На какие группы делятся животные?
- Приведи примеры позвоночных и беспозвоночных животных.
- У вас на партах лежат карточки с заданиями. Возьмите карточку №1. На ней дан текст с отличительными признаками всех животных, ваша задача найти и подчеркнуть только предложение, которое относится к вашей группе.
Карточка №1.
Карточка № 2
Найди лишнее земноводное, подчеркни его.
а) Саламандра, лягушка, черепаха
б) Тритон, ящерица, жаба
Карточка № 2
Выбери верное рассуждение и подчеркни его.
а) Птенцы у птиц выводятся из яиц. Ящерицы тоже появляются из яиц. Значит, ящерицы – птицы.
б) У млекопитающих 2 пары ног. У ящерицы тоже 4 ноги. Значит, она млекопитающее.
в) Тело ящерицы покрыто роговыми чешуйками. Выводятся ящерицы из яиц. Ящерица-пресмыкающееся.
Работа с рис. на стр. 126
Отгадывание ребусов о животных.
Игра «Верно-неверно»
1. Слон – это млекопитающее. (+)
2. Кошка относится к млекопитающим, потому что она любит молоко. (–)
3. Петух – это птица, потому что он умеет петь. (–)
4. Тело млекопитающих покрыто перьями. (–)
5. У насекомых 6 ног. (+)
6. Все насекомые умеют летать. (–)
7. Паук – это насекомое. (–)
8. Признаки птиц – клюв и перья. (+)
9. Стрекоза – это птица, так как она умеет летать. (–)
10. У пингвина есть клюв и перья, но он не умеет летать. Значит, он не птица. (–)
5. Обобщение и систематизация знаний и умений.
С самого зарождения человечества между людьми и животными существовала взаимная связь. Многие народы обожествляли некоторых животных, например: кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Кошку почитали как олицетворение богини луны Баст (ее называли также Бубастис или Бастет). Баст одновременно была и богиней любви, радости, плодородия и материнства.
6. Подведение итога урока.
- Какая наука изучает животных?
- На какие группы делятся животные.
7. Рефлексия учащихся (если урок понравился, поднимите красный квадрат, если нет - синий)
8. Задание на дом: раскрасить рис., подготовить рассказ о животном, загадки.