Просмотр содержимого документа
«Различение предложений и словосочетаний.»
Учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №10 ЗМР РТ»
Опалько Надежда Александровна
Технологическая карта урока
Тема раздела Предложение
№ п/п
Параметр
Описание
Учебный предмет, класс, УМК
Русский язык, 4 класс, УМК «Перспектива»
Тема урока
Различение предложений и словосочетаний.
Цель урока
Создание условий для повторения и закрепления известных детям сведений о предложении и словосочетании.
Педагогические технологии
Здоровье-сберегающие-положительный настрой на урок, создание доброжелательной атмосферы на уроке, физкультминутки; коммуникативные – работа в парах и группах, коллективное обсуждение вопросов; исследовательские - определение темы урока, постановка цели.
Учебные задачи
Предметные: выделять и сравнивать слова и словосочетания, словосочетания и предложения, отвечая на вопросы: чем похожи и чем различаются слова и словосочетания, словосочетания и предложения; видеть в словах изученные орфограммы, применять их на письме; уметь проверять написанное, находить грамматическую основу предложения.
Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, искать и находить способы ее решения, самостоятельно корректировать свою деятельность, оценивать достижения, извлекать необходимую информацию и использовать ее в новых видах работы по русскому языку.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать.
Личностные: развивать интерес к предмету, способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; стремиться к речевому самосовершенствованию, осознанию ответственности за произнесенное и написанное слово, вступать в диалог, создавать монологические высказывания.
Планируемые результаты: Предметные результаты: Познакомятся с понятием «словосочетание», особенностями строения и семантики словосочетания как единицы синтаксиса; научатся выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово в словосочетании; задавать вопрос от главного слова к зависимому; различать основу предложения и словосочетание; устанавливать связь слов в предложении.
Познавательные: составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения.
Личностные: проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка, уважительное отношение к иному мнению; осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Оценка и контроль
Мотивация.
Здравствуйте, ребята!
- Давайте улыбнемся друг другу. Поприветствуем наших гостей. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Актуализация знаний
Выборочный диктант
Малыши играли в прятки.
Подул резкий ветер.
В роще росли стройные липки и берёзки.
Лодка медленно скользила по воде.
У кошки острые зубки.
На какие группы можно разделить все звуки русского языка?
Выпишите из предложений только слова с парными согласными.
Отвечают на вопросы учителя.
1 ученик работает у доски, все в тетрадях.
Самопроверка. Самооценка.
Постановка учебной задачи
Задание на доске.
Лес, в, грибами, за, осенью, дети, ходят
Прочитайте группу слов.
Какие орфограммы мы встретили в словах. Назовите их.
Можно ли эти слова назвать предложением?
Составьте предложение из слов.
Выделим словосочетания.
Как вы поняли, какова тема урока, что мы сегодня будем повторять?
- Вспомните, как называются соединения двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу. (словосочетания)
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нём ходят парою слова,
Но неравны у них права.
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто тут главный – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт
К зависимому слову.
И никогда - наоборот.
Запомни как основу.
Выполняют задания учителя и
отвечают на вопросы.
Осенью дети ходят в лес за грибами.
Работают с учителем.
-
Мы вспомним, что такое словосочетание и предложение, научимся выделять словосочетание в предложении, будем учиться отличать словосочетания от предложений.
Открытие новогознания
Работа по учебнику с. 52
Прочитайте вопрос профессора Самоварова.
Как бы вы на него ответили?
Прочитайте, как на него ответили Аня и Ваня.
Прослушивание ЭП
Выполняют задания учителя.
Физкультминутка
Физминутка- игра
Правила игры: - Если я называю словосочетание, вы должны хлопнуть в ладоши, если называю предложение, сделать приседание. Все остальное время- ходьба на месте..
Ненастная погода. Пришли гости. Дети играют. Золотая осень.Весело смеются. Льёт дождь. Разноцветные листья. Падают медленно.
Выполняют физические упражнения.
Первичное закрепление
Упр. 74 с.52 Комментированное письмо
Слушает, проверяет, поправляет, объясняет.
Пишут и комментируют.
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным
Даны предложения и словосочетания. В конце предложений поставьте соответствующие знаки. Мы плыли на лодке
Следы на снегу
Где находится река Подарок сестре
Люди, берегите природу Принѐс письмо
Доволен результатом – Как вы различаете словосочетание и предложение? – Прочитайте предложения. Какие знаки поставили в конце? Почему? - Есть ли среди предложений, предложение с обращением?
Почему эти группы слов нельзя назвать предложением?
Как связаны слова в предложении?
Работают самостоятельно по группам. 1 ряд отбирает предложения. 2 ряд – словосочетания, а 3 ряд – из словосочетаний формирует предложения, используя любые дополнительные слова.
Проверка, самооценка.
Итоговая рефлексия учебной деятельности.
Подведение итогов.
На доске: В, парк, замела, дорожка, осень
Составьте предложение. Выпишите словосочетания
Чему научились на уроке?
Оцените свою работу
Сегодня на уроке я узнал…
У меня получилось…
Было сложно…
- Наш урок заканчивается. Вы много сделали. Как вы думаете, нам нужны знания, полученные сегодня уроке?