kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индивидуальное коррекционное занятие по развитию слуха и формированию произношения «Постановка «Р», автоматизация «Ц». На школьной кухне»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: путем развития слуха и формирования произношения на основе материала темы и текста формирование универсальных учебных действий

коммуникативных: постановка  «Р»,  автоматизация  «Ц» в обратных слогах,  выработка слуховых дифференцировок  «Ц», формирование зрительного представления о правильном положении органов       артикуляции в момент произношения «Ц», выработка артикуляционных дифференцировок «Ц», различение и опознавание  на слух речевых конструкций по теме и тексту;

познавательных: развитие пространственных представлений (умения определять предмет по его шаблону), целостного восприятия ( игра «Собери посуду»), мышления (игра «Поваренок»);

личностных:  воспитание работоспособности, усидчивости,  уважения к профессии «Повар»;

регулятивных: развитие навыка самоконтроля речевых высказываний и выполнения учебных действий.

Ресурсы: карточки со слогами и словами, картинка «Дорога к дому», фигурка  гнома,  профиль «Ц», доска с магнитными буквами, карточки с тематическим материалом,  картинки, разрезанные картинки с изображением посуды (тарелка, кастрюля, ложка, вилка), текст с иллюстрациями, таблица с предложением, муляжи овощей и фруктов.

Ход занятия:

Мотивационно-ориентировочный этап (3 мин.)

- Здравствуй, …….- Здравствуйте.

- Повтори за мной: мама, дом, стол     -Мама, дом, стол.

- Ты меня слышишь хорошо?    - Я слышу хорошо.

- Слушай внимательно.     -Буду слушать внимательно.

Развитие произносительной стороны речи (10 мин.)

1. Постановка «Р»:

-артикуляционные упражнения для языка:

«Барабан» «Фырканье»,
-зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево.

(многократно и отчетливо произносит звук «д-д-д», сначала медленно, постепенно убыстряя)

2. Автоматизация звука (Ц) в обратных слогах.

Учитель рассматривает вместе с учеником профиль «Ц», обращает внимание на положение языка и голосовых связок.

Учитель произносит звук «Ц» , предлагая повторить воспитаннику.

- К нам в гости пришел гном «АЦ». Помоги ему дойти до дома.  (прочитывает слоги, соблюдая правильность произнесения «Ц», находит короткую дорогу гнома к дому)
- Найди короткую дорогу, читая правильно слоги.
- «АЦ»  встретил около дерева животное.
-Помоги ему узнать, кто это?  Ц Е П Е С

-Правильно выполняй заданияи получай буквы.

Определение предмета по его черному шаблону

 

заяц, перец, леденец, палец,ранец

-Прочитай чистоговорки:

Ец-ец-ец           сладкий леденец

Нец-нец-нец    маленький птенец

Тец-тец-тец     научил отец

Вец-вец-вец     выступал певец

- Молодец выбирай из мешочка вторую букву.

-Составь словосочетания:

     зеленый           танец

     веселый            огурец

     новый               боец

     смелый             ранец

- Молодец выбирай из мешочка еще букву.

Учитель за экраном читает предложение с недостающими словами.

- Вова ест перец и огурец.

- Под кустом сидит заяц.

- Молодец выбирай из мешочка еще букву и тд.

(составляют из собранных букв слово ПЕСЕЦ)

 

Работа с тематическим материалом «На школьно кухне. Повар» (5 мин.)

- Гном «АЦ» продолжит путешествие в мир профессий.

Учитель за экраном читает загадку.

- Отгадай загадку.

Кто вкусно готовит

Супы и котлеты

Завтраки, ужины и обеды?

-Будем знакомиться с профессией повара.

1.Различение на слух речевого материала.

Перед воспитанником лежат картинки. Учитель предъявляет на слух предложения.

-Повар варит суп.                      

-Повар жарит котлеты.

  1. Игра «Поваренок»

Учитель выставляет перед воспитанником поднос, на котором лежат муляжи овощей и фруктов. Он предлагает воспитаннику помочь гному выбрать продукты, необходимые для приготовления борща.

- Выбери, что нужно для борща?

- Назови, одним словом. Что это?

3. Опознавание речевого материала.

Учитель за экраном предъявляет фразы.

- Повар готовит обед.

- Как зовут вашего повара?

- Что делает повар?

-Продолжим путешествие в мир профессий.

-Повар варит суп.                      

-Повар жарит котлеты.

- Я взял картофель, морковь, лук, капусту, свеклу.

- Это овощи.

- Нашего повара зовут ....

- Повар готовит обед.

Работа над текстом «В школьной столовой» (5 мин.)

  1. Различение предложений, слов и словосочетаний из текста.

- Слушай и повторяй за мной.    -Буду слушать и повторять.

 - Воспитатель.

- Спасибо поварам.

- Обед был очень вкусный.

- Большая и чистая.

 - Пюре с котлетой.

Текст «В школьной столовой»

Столовая большая и чистая. В столовой стоят столы и стулья. Сегодня дежурный Дима. Дежурный положил на стол ложки и вилки. Он принёс стаканы с компотом. Воспитательница налили суп из кастрюли. Дети ели вкусный суп. Потом они ели пюре с котлетой, пили компот. Обед был очень вкусный. Спасибо поварам!

2.Игра«Собери посуду».

На столе лежит разрезанная посуда (пазлы) 

- Помоги гному собрать посуду.      -Я помогу гному собрать посуду.

- Тарелка, ложка, вилка, кастрюля, стакан.                                                                        

(различают речевой материал текста вразбивку, повторяют фразы, выстраивают по порядку)

(слушает слова,повторяет и собирает целую посуду)

Опознавание материала занятия без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.

  1.   Опознавание слов и словосочетаний, предложений.

Учитель за экраном предлагает материал для восприятия.

- Слушай и повторяй за мной.

-Учитель.

-Врач лечит ребят.

-Повар готовит обед.

-Вкусный обед.

2. Работа с таблицей.

-Я буду называть предложения, а ты показывай и повторяй.

(в случае затруднения, воспринимает слухо-зрительно или с опорой на таблички)

Рефлексивно-оценочный этап (2 мин.)

Организация окончания занятия и оценка работы воспитанника.

- …., занятие окончено.

-Ты хорошо занимался: был внимательным, правильно говорил, без ошибок выполнял все задания.

- До свидания.

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное коррекционное занятие по развитию слуха и формированию произношения «Постановка «Р», автоматизация «Ц». На школьной кухне» »

Индивидуальное коррекционное занятие по развитию слуха и формированию произношения «На школьной кухне. Повар»

(1 класс, II вид)

Учитель-дефектолог Юрченкова С. В.

Цель: путем развития слуха и формирования произношения на основе материала темы и текста формирование универсальных учебных действий

коммуникативных: постановка «Р», автоматизация «Ц» в обратных слогах, выработка слуховых дифференцировок «Ц», формирование зрительного представления о правильном положении органов артикуляции в момент произношения «Ц», выработка артикуляционных дифференцировок «Ц», различение и опознавание на слух речевых конструкций по теме и тексту;

познавательных: развитие пространственных представлений (умения определять предмет по его шаблону), целостного восприятия ( игра «Собери посуду»), мышления (игра «Поваренок»);

личностных: воспитание работоспособности, усидчивости, уважения к профессии «Повар»;

регулятивных: развитие навыка самоконтроля речевых высказываний и выполнения учебных действий.

Ресурсы: карточки со слогами и словами, картинка «Дорога к дому», фигурка гнома, профиль «Ц», доска с магнитными буквами, карточки с тематическим материалом, картинки, разрезанные картинки с изображением посуды (тарелка, кастрюля, ложка, вилка), текст с иллюстрациями, таблица с предложением, муляжи овощей и фруктов.

Ход занятия:

Деятельность учителя

Деятельность воспитанников

УУД

Мотивационно-ориентировочный этап (3 мин.)


- Здравствуй, …….

- Повтори за мной: мама, дом, стол

- Ты меня слышишь хорошо?

- Слушай внимательно.



- Здравствуйте.

-Мама, дом, стол.

- Я слышу хорошо.

-Буду слушать внимательно.

К

Р

Л

Развитие произносительной стороны речи (10 мин.)

1. Постановка «Р»:

-артикуляционные упражнения для языка:

«Фырканье», «Барабан»
-зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево.

2. Автоматизация звука (Ц) в обратных слогах.

Учитель рассматривает вместе с учеником профиль «Ц», обращает внимание на положение языка и голосовых связок.

Учитель произносит звук «Ц» , предлагая повторить воспитаннику.

Упражнения по выработке слуховых дифференцировок (учитель произносит за экраном слоги и слова со звуком «Ц»):

-ор -ец -ес сова -яц -ят заяц -са

-ва ранец -жа отец -нец перец

Упражнения по выработке артикуляционных дифференцировок:


(н/с)- К нам в гости пришел гном «АЦ». Помоги ему дойти до дома.

(н/с)- Найди короткую дорогу, читая правильно слоги.

-иц -ац -яц -ец - ац

(н/с)- «АЦ» встретил около дерева животное.

(н/с)-Помоги ему узнать, кто это?

(н/с)-Правильно выполняй задания и получай буквы.

(н/с)- Угадай, что нарисовано и назови предметы?

заяц, перец, леденец, палец, ранец

Если воспитанник затрудняется, то учитель предъявляет ему картинки или говорит за экраном названия предметов или дает карточку с написанными словами.









(н/с)-Прочитай чистоговорки:

Ец-ец-ец сладкий леденец

Нец-нец-нец маленький птенец

Тец-тец-тец научил отец

Вец-вец-вец выступал певец

(с/з)- Молодец выбирай из мешочка вторую букву.

Учитель за экраном называет словосочетания.

(н/с)-Составь словосочетания:

зеленый танец

веселый огурец

новый боец

смелый ранец

(с/з)- Молодец выбирай из мешочка еще букву.

Учитель за экраном читает предложение с недостающими словами.

- Вова ест перец и огурец.

- Под кустом сидит заяц.

(с/з)- Молодец выбирай из мешочка еще букву.

(с/з)- Выбери из мешочка еще букву.

(н/с)- Составь из букв слово и прочитай.

(с/з)- Кого встретил «АЦ»? Кто это?

Ц Е П Е С









(выполняет артикуляционные упражнения)

(многократно и отчетливо произносит звук «д-д-д», сначала медленно, постепенно убыстряя)








(воспитанник слушает и показывает речевой материал на табличках)










(прочитывает слоги, соблюдая правильность произнесения «Ц», находит короткую дорогу гнома к дому)




- К нам в гости пришел гном «АЦ».

Помогу найти короткую дорогу к дому. Буду правильно говорить «Ц».



-«АЦ» встретил около дерева животное.

-Помогу узнать, кто это?

-Буду правильно выполнять задания и получать буквы.

-Буду называть предметы.



(называет слова, угадывает предметы, получает из мешочка букву)











-Буду читать чистоговорки.

(прочитывает отраженно, соблюдая правильное произношение)



(выбирает из мешочка вторую букву)


(воспитанник повторяет с опорой на карточку и показывает картинку, в случае затруднения, воспринимает словосочетания в слухо-зрительной форме)



(выбирает из мешочка третью букву)


(воспитанник слушает, повторяет выбирает нужные картинки, вставляет в предложение и прочитывает)






(составляют из собранных букв слово ПЕСЕЦ)


К

П

Р

Л

Работа с тематическим материалом «На школьно кухне. Повар» (5 мин.)

(н/с)- Гном «АЦ» продолжит путешествие в мир профессий.

Учитель за экраном читает загадку.

(н/с)- Отгадай загадку.

Кто вкусно готовит

Супы и котлеты

Завтраки, ужины и обеды?

(н/с)-Будем знакомиться с профессией повара.

1.Различение на слух речевого материала.

Перед воспитанником лежат картинки.

Учитель предъявляет на слух предложения.

(н/с)-Повар варит суп.

(н/с)-Повар жарит котлеты.

2. Игра «Поваренок»

Учитель выставляет перед воспитанником поднос, на котором лежат муляжи овощей и фруктов. Он предлагает воспитаннику помочь гному выбрать продукты, необходимые для приготовления борща.

(н/с)- Выбери, что нужно для борща?

(н/с)- Назови, одним словом. Что это?

3. Опознавание речевого материала.

Учитель за экраном предъявляет фразы.

(н/с)- Повар готовит обед.

(н/с)- Как зовут вашего повара?

(н/с)- Что делает повар?

-Продолжим путешествие в мир профессий.


-Отгадаю загадку.

(различает на слух, отгадывает)

-Это повар.


-Будем знакомиться с профессией повара.


(воспитанник выбирает картинку и повторяет предложение)








-Повар варит суп.

-Повар жарит котлеты.






- Я взял картофель, морковь, лук,

капусту, свеклу.

- Это овощи.


(в случае затруднения, воспитанник воспринимает предложения слухо-зрительно или с опорой на таблички) - Повар готовит обед.

- Нашего повара зовут Ирина Валентиновна.

- Повар готовит обед.

Р

П

Л

К

Работа над текстом «В школьной столовой» (5 мин.)

1. Различение предложений, слов и словосочетаний из текста.

(с/з)- Слушай и повторяй за мной.

(на слух)

- Воспитатель.

- Спасибо поварам!

- Обед был очень вкусный.

- Большая и чистая.

- Пюре с котлетой.

Текст «В школьной столовой»

Столовая большая и чистая. В столовой стоят столы и стулья. Сегодня дежурный Дима. Дежурный положил на стол ложки и вилки. Он принёс стаканы с компотом. Воспитательница налили суп из кастрюли. Дети ели вкусный суп. Потом они ели пюре с котлетой, пили компот. Обед был очень вкусный. Спасибо поварам!

2.Игра«Собери посуду».

На столе лежит разрезанная посуда (пазлы)









(н/с)- Помоги гному собрать посуду.

(н/с)- Тарелка, ложка, вилка, кастрюля, стакан.



-Буду слушать и повторять.

- Воспитатель.

- Спасибо поварам.

- Обед был очень вкусный.

- Большая и чистая.

- Пюре с котлетой.






(различают речевой материал текста вразбивку, повторяют фразы, выстраивают по порядку)








(слушает слова, повторяет и собирает целую посуду)










-Я помогу гному собрать посуду.

- Тарелка, ложка, вилка,

кастрюля, стакан.


Р

К

Л

Опознавание материала занятия без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.


1. Опознавание слов и словосочетаний, предложений.

Учитель за экраном предлагает материал для восприятия.

(н/с)- Слушай и повторяй за мной.

-Учитель.

-Врач лечит ребят.

-Воспитательница.

-Повар готовит обед.

-Вкусный обед.

2. Работа с таблицей.

(с/з)-Я буду называть предложения, а ты показывай и повторяй.

варит компот

Повар суп

жарит котлеты



(в случае затруднения, воспринимает слухо-зрительно или с опорой на таблички)



- Учитель.

Врач лечит ребят.

Воспитательница.

Повар готовит обед.

Вкусный обед.




-Повар варит суп (компот).

-Повар жарит котлеты.


Рефлексивно-оценочный этап (2 мин.)


Организация окончания занятия и оценка работы воспитанника.

(н/с)- …., занятие окончено.

(н/с)-Ты хорошо занимался: был внимательным, правильно говорил, без ошибок выполнял все задания.

(н/с)-Попрощайся.





-Занятие окончено.

-Я хорошо занимался: был внимательным, правильно говорил, без ошибок выполнял все задания.

- До свидания.


Р

К

Л





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Юрченкова Светлана Валентиновна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135389


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства