Индивидуальное коррекционное занятие по развитию слуха и формированию произношения «Постановка «Р», автоматизация «Ц». На школьной кухне»
Индивидуальное коррекционное занятие по развитию слуха и формированию произношения «Постановка «Р», автоматизация «Ц». На школьной кухне»
Цель: путем развития слуха и формирования произношения на основе материала темы и текста формирование универсальных учебных действий
коммуникативных: постановка «Р», автоматизация «Ц» в обратных слогах, выработка слуховых дифференцировок «Ц», формирование зрительного представления о правильном положении органов артикуляции в момент произношения «Ц», выработка артикуляционных дифференцировок «Ц», различение и опознавание на слух речевых конструкций по теме и тексту;
познавательных: развитие пространственных представлений (умения определять предмет по его шаблону), целостного восприятия ( игра «Собери посуду»), мышления (игра «Поваренок»);
личностных: воспитание работоспособности, усидчивости, уважения к профессии «Повар»;
регулятивных: развитие навыка самоконтроля речевых высказываний и выполнения учебных действий.
Ресурсы: карточки со слогами и словами, картинка «Дорога к дому», фигурка гнома, профиль «Ц», доска с магнитными буквами, карточки с тематическим материалом, картинки, разрезанные картинки с изображением посуды (тарелка, кастрюля, ложка, вилка), текст с иллюстрациями, таблица с предложением, муляжи овощей и фруктов.
Ход занятия:
Мотивационно-ориентировочный этап (3 мин.)
- Здравствуй, …….- Здравствуйте.
- Повтори за мной: мама, дом, стол -Мама, дом, стол.
- Ты меня слышишь хорошо? - Я слышу хорошо.
- Слушай внимательно. -Буду слушать внимательно.
Развитие произносительной стороны речи (10 мин.)
1. Постановка «Р»:
-артикуляционные упражнения для языка:
«Барабан» «Фырканье»,
-зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево.
(многократно и отчетливо произносит звук «д-д-д», сначала медленно, постепенно убыстряя)
2. Автоматизация звука (Ц) в обратных слогах.
Учитель рассматривает вместе с учеником профиль «Ц», обращает внимание на положение языка и голосовых связок.
Учитель произносит звук «Ц» , предлагая повторить воспитаннику.
- К нам в гости пришел гном «АЦ». Помоги ему дойти до дома. (прочитывает слоги, соблюдая правильность произнесения «Ц», находит короткую дорогу гнома к дому)
- Найди короткую дорогу, читая правильно слоги.
- «АЦ»встретил около дерева животное.
-Помоги ему узнать, кто это? Ц Е П Е С
-Правильно выполняй заданияи получай буквы.
Определение предмета по его черному шаблону
заяц, перец, леденец, палец,ранец
-Прочитай чистоговорки:
Ец-ец-ец сладкий леденец
Нец-нец-нец маленький птенец
Тец-тец-тец научил отец
Вец-вец-вец выступал певец
- Молодец выбирай из мешочка вторую букву.
-Составь словосочетания:
зеленый танец
веселый огурец
новый боец
смелый ранец
- Молодец выбирай из мешочка еще букву.
Учитель за экраном читает предложение с недостающими словами.
- Вова ест перец и огурец.
- Под кустом сидит заяц.
- Молодец выбирай из мешочка еще букву и тд.
(составляют из собранных букв слово ПЕСЕЦ)
Работа с тематическим материалом «На школьно кухне. Повар» (5 мин.)
- Гном «АЦ» продолжит путешествие в мир профессий.
Учитель за экраном читает загадку.
- Отгадай загадку.
Кто вкусно готовит
Супы и котлеты
Завтраки, ужины и обеды?
-Будем знакомиться с профессией повара.
1.Различение на слух речевого материала.
Перед воспитанником лежат картинки. Учитель предъявляет на слух предложения.
-Повар варит суп.
-Повар жарит котлеты.
Игра «Поваренок»
Учитель выставляет перед воспитанником поднос, на котором лежат муляжи овощей и фруктов. Он предлагает воспитаннику помочь гному выбрать продукты, необходимые для приготовления борща.
- Выбери, что нужно для борща?
- Назови, одним словом. Что это?
3.Опознавание речевого материала.
Учитель за экраном предъявляет фразы.
- Повар готовит обед.
- Как зовут вашего повара?
- Что делает повар?
-Продолжим путешествие в мир профессий.
-Повар варит суп.
-Повар жарит котлеты.
- Я взял картофель, морковь, лук, капусту, свеклу.
- Это овощи.
- Нашего повара зовут ....
- Повар готовит обед.
Работа над текстом «В школьной столовой» (5 мин.)
Различение предложений, слов и словосочетаний из текста.
- Слушай и повторяй за мной. -Буду слушать и повторять.
- Воспитатель.
- Спасибо поварам.
- Обед был очень вкусный.
- Большая и чистая.
- Пюре с котлетой.
Текст «В школьной столовой»
Столовая большая и чистая. В столовой стоят столы и стулья. Сегодня дежурный Дима. Дежурный положил на стол ложки и вилки. Он принёс стаканы с компотом. Воспитательница налили суп из кастрюли. Дети ели вкусный суп. Потом они ели пюре с котлетой, пили компот. Обед был очень вкусный. Спасибо поварам!
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное коррекционное занятие по развитию слуха и формированию произношения «Постановка «Р», автоматизация «Ц». На школьной кухне» »
Индивидуальное коррекционное занятие по развитию слуха и формированию произношения «На школьной кухне. Повар»
(1 класс, II вид)
Учитель-дефектолог Юрченкова С. В.
Цель: путемразвития слуха и формирования произношения на основе материала темы и текста формирование универсальных учебных действий
коммуникативных: постановка «Р», автоматизация «Ц» в обратных слогах, выработка слуховых дифференцировок «Ц», формирование зрительного представления о правильном положении органов артикуляции в момент произношения «Ц», выработка артикуляционных дифференцировок «Ц», различение и опознавание на слух речевых конструкций по теме и тексту;
познавательных: развитие пространственных представлений (умения определять предмет по его шаблону), целостного восприятия ( игра «Собери посуду»), мышления (игра «Поваренок»);
личностных: воспитание работоспособности, усидчивости, уважения к профессии «Повар»;
регулятивных: развитие навыка самоконтроля речевых высказываний и выполнения учебных действий.
Ресурсы: карточки со слогами и словами, картинка «Дорога к дому», фигурка гнома, профиль «Ц», доска с магнитными буквами, карточки с тематическим материалом, картинки, разрезанные картинки с изображением посуды (тарелка, кастрюля, ложка, вилка), текст с иллюстрациями, таблица с предложением, муляжи овощей и фруктов.
Ход занятия:
Деятельность учителя
Деятельность воспитанников
УУД
Мотивационно-ориентировочный этап (3 мин.)
- Здравствуй, …….
- Повтори за мной: мама, дом, стол
- Ты меня слышишь хорошо?
- Слушай внимательно.
- Здравствуйте.
-Мама, дом, стол.
- Я слышу хорошо.
-Буду слушать внимательно.
К
Р
Л
Развитие произносительной стороны речи (10 мин.)
1. Постановка «Р»:
-артикуляционные упражнения для языка:
«Фырканье», «Барабан» -зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево.
2. Автоматизация звука (Ц) в обратных слогах.
Учитель рассматривает вместе с учеником профиль «Ц», обращает внимание на положение языка и голосовых связок.
Учитель произносит звук «Ц» , предлагая повторить воспитаннику.
Упражнения по выработке слуховых дифференцировок (учитель произносит за экраном слоги и слова со звуком «Ц»):
-ор -ец -ес сова -яц -ят заяц -са
-ва ранец -жа отец -нец перец
Упражнения по выработке артикуляционных дифференцировок:
(н/с)- К нам в гости пришел гном «АЦ». Помоги ему дойти до дома.
(воспитанник повторяет с опорой на карточку и показывает картинку, в случае затруднения, воспринимает словосочетания в слухо-зрительной форме)
(выбирает из мешочка третью букву)
(воспитанник слушает, повторяет выбирает нужные картинки, вставляет в предложение и прочитывает)
(составляют из собранных букв слово ПЕСЕЦ)
К
П
Р
Л
Работа с тематическим материалом «На школьно кухне. Повар» (5 мин.)
(н/с)- Гном «АЦ»продолжит путешествие в мир профессий.
Учитель за экраном читает загадку.
(н/с)- Отгадай загадку.
Кто вкусно готовит
Супы и котлеты
Завтраки, ужины и обеды?
(н/с)-Будем знакомиться с профессией повара.
1.Различение на слух речевого материала.
Перед воспитанником лежат картинки.
Учитель предъявляет на слух предложения.
(н/с)-Повар варит суп.
(н/с)-Повар жарит котлеты.
2.Игра «Поваренок»
Учитель выставляет перед воспитанником поднос, на котором лежат муляжи овощей и фруктов. Он предлагает воспитаннику помочь гному выбрать продукты, необходимые для приготовления борща.
(н/с)- Выбери, что нужно для борща?
(н/с)-Назови, одним словом. Что это?
3.Опознавание речевого материала.
Учитель за экраном предъявляет фразы.
(н/с)- Повар готовит обед.
(н/с)- Как зовут вашего повара?
(н/с)- Что делает повар?
-Продолжим путешествие в мир профессий.
-Отгадаю загадку.
(различает на слух, отгадывает)
-Это повар.
-Будем знакомиться с профессией повара.
(воспитанник выбирает картинку и повторяет предложение)
-Повар варит суп.
-Повар жарит котлеты.
- Я взял картофель, морковь, лук,
капусту, свеклу.
- Это овощи.
(в случае затруднения, воспитанник воспринимает предложения слухо-зрительно или с опорой на таблички) - Повар готовит обед.
- Нашего повара зовут Ирина Валентиновна.
- Повар готовит обед.
Р
П
Л
К
Работа над текстом «В школьной столовой» (5 мин.)
1.Различение предложений, слов и словосочетаний из текста.
(с/з)- Слушай и повторяй за мной.
(на слух)
- Воспитатель.
- Спасибо поварам!
- Обед был очень вкусный.
- Большая и чистая.
- Пюре с котлетой.
Текст «В школьной столовой»
Столовая большая и чистая. В столовой стоят столы и стулья. Сегодня дежурный Дима. Дежурный положил на стол ложки и вилки. Он принёс стаканы с компотом. Воспитательница налили суп из кастрюли. Дети ели вкусный суп. Потом они ели пюре с котлетой, пили компот. Обед был очень вкусный. Спасибо поварам!
2.Игра«Собери посуду».
На столе лежит разрезанная посуда (пазлы)
(н/с)- Помоги гному собрать посуду.
(н/с)- Тарелка, ложка, вилка, кастрюля, стакан.
-Буду слушать и повторять.
- Воспитатель.
- Спасибо поварам.
- Обед был очень вкусный.
- Большая и чистая.
- Пюре с котлетой.
(различают речевой материал текста вразбивку, повторяют фразы, выстраивают по порядку)
(слушает слова, повторяет и собирает целую посуду)
-Я помогу гному собрать посуду.
- Тарелка, ложка, вилка,
кастрюля, стакан.
Р
К
Л
Опознавание материала занятия без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.
1.Опознавание слов и словосочетаний, предложений.
Учитель за экраном предлагает материал для восприятия.
(н/с)- Слушай и повторяй за мной.
-Учитель.
-Врач лечит ребят.
-Воспитательница.
-Повар готовит обед.
-Вкусный обед.
2. Работа с таблицей.
(с/з)-Я буду называть предложения, а ты показывай и повторяй.
варит компот
Повар суп
жарит котлеты
(в случае затруднения, воспринимает слухо-зрительно или с опорой на таблички)
- Учитель.
Врач лечит ребят.
Воспитательница.
Повар готовит обед.
Вкусный обед.
-Повар варит суп (компот).
-Повар жарит котлеты.
Рефлексивно-оценочный этап (2 мин.)
Организация окончания занятия и оценка работы воспитанника.
(н/с)- …., занятие окончено.
(н/с)-Ты хорошо занимался: был внимательным, правильно говорил, без ошибок выполнял все задания.
(н/с)-Попрощайся.
-Занятие окончено.
-Я хорошо занимался: был внимательным, правильно говорил, без ошибок выполнял все задания.