ДИСГРАФИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Важнейшей предпосылкой полноценного развития и обучения младших школьников является правильная устная и письменная речь.
Частичное расстройство процессов письма обозначают термином дисграфия. У младших школьников основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. В отечественной литературе распространена концепция Р.Е. Левиной, трактующей нарушения письма как проявление системного нарушения речи, как отражение недоразвития речи во всех её звеньях.
При дисграфии требуется длительная и систематическая логопедическая работа. Поэтому логопед должен уметь своевременно и правильно выявить структуру дисграфии, тяжесть дефекта речевого развития и его причину.
Основными симптомами дисграфий являются специфические ( т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер. Выделяют три группы специфических ошибок:
- ошибки на уровне буквы и слога;
- ошибки на уровне слова;
- ошибки на уровне предложения (словосочетания).
Ошибки на уровне буквы и слога
Сюда относятся в первую очередь ошибки, отражающие трудности формирования фонематического (звукового) анализа.
Затем – ошибки фонематического восприятия (т.е. дифференциации фонем), а далее – ошибки другой природы.
Ошибки звукового анализа
Д.Б. Эльконин определял звуковой анализ как действие по установлению последовательности и количества звуков в составе слова. Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов.
Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «СНКИ» - санки, «КИЧАТ» - кричат. Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова: здоровье – «дорве», брат – «бт», девочка – «девча», колокольчики – «калкочи».
Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан – «чунал», плюшевого – «плюшегово», ковром – «корвом», на лугах – «нагалух», взъерошился – «зверошился» и др. Более многочисленны перестановки, искажающие слоговую структуру слов. Так, односложные слова, состоящие из обратного слога, заменяются прямым слогом: он ? «но», от школы - «то школы», из берегов - «зи берегов». В двусложных словах, состоящих из прямых слогов, один из них заменяется обратным: зима – «зиам», дети – «дейт». Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор – «довр», стёр – «сёрт», брат – «барт».
Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных: «шекола», «девочика», «душиный», «ноябарь», «дружено», «Александар». Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слова в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный.
В последние годы у младших школьников стали обнаруживаться ошибки, которые нельзя отнести ни к одному из известных типов, а именно: в словах, начинающихся с прописной буквы, первая буква воспроизводится дважды, но во второй раз уже в виде строчной –Аавгуст,Рручей, Сскоро, Ггрибы, Оосень, Рребята.
Эти ошибки – результат механического закрепления графо-моторных навыков, к которому привели первоклассников письменные упражнения в «Прописях», где предлагаются для письма образцы букв в следующем виде. –Вв, Лл, Сс, Ии, Ёё…..
Ошибки фонематического восприятия
В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. В устной речи недифференцированность фонем ведёт к заменам и смешениям звуков. Применительно к письму мы в подобных случаях обнаруживаем смешениям звуков. Применительно к письму мы в подобных случаях обнаруживаем смешение букв, но не замену, что означало бы полное исключение из письма одной из смешиваемых букв, чего не происходит. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это может иметь место при:
- нестойкости соотнесения фонемы с графемой, когда не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы;
- нечетком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
По акустико-артикуляционными сходству смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиализованные гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов. Приводим примеры смещений в письме школьников.
Звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции ( т.е. исключается случаи оглушения звонких и озвончения глухих в соответствии с орфоэпическими нормами):
Д – Т «тавно», «сыдый».
З – С «кослик», «вазилёк».
Б – П «попеда», «бодарил»
Ж – Ш «шдёт», «ужибла»
Г – К «долко», «клавный»
В – Ф «портвель», «ворточка»
Лабиализованные гласные:
О – У «звенит речей», «по хрупкуму льду»
Заднеязычные:
Г – К – Х «черёмука», «колгоз»
Сонорные:
Р – Л «хородный», «смерый»
И – Л «тут бывалет и солька» - тут бывает и сойка…
Свистящие и шипящие:
С – Ш «шиски», «восли»
З – Ж «жажгли», «скажал»
С – Щ «нещёт», «сенок»
Аффрикаты:
Ч – Щ «стущал», «роча»
Ч – Ц «сквореч», «грации»
Ч – Т «черчит», «утитель»
Ц – Т «пцицы», «цвецет»
Ц – С «рельцы», «куриса»
Смешение букв по кинетическому сходству
Любые смешения традиционно объясняются либо акустико- артикуляционным сходством фонем, либо оптическим сходством букв – равно для чтения и письма.
Вот примеры смешения в письме букв по кинетическому сходству:
о-а «бонт», «куполся»,»ураки».
б-д «людит», «рыдоловы», «убача».
и-у «прурода», «села миха», «на береги».
т-п «стасли», «стешил», «спанция».
х-ж «еха», «можнатые», «дорохки».
л-я «февраяь», «кяюч», «весеяо».
г-р «гечка», «габота над ошибками», «ролодный».
В указанных заменах обращает на себя внимание совпадение начертания первого элемента взаимозаменяемых букв. Написав первый элемент,ребёнок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо неправильно передал количество однородных элементов( л-м, я-т, и-ш), либо ошибочно выбрал последующий элемент (у-и, г-р, б-д).С переходом на стадию связного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с убыстрением темпа письма и увеличением объёма письменных работ.
Смешение букв по кинетическому сходству не следует воспринимать как безобидные «описки» на том основании, что они не связаны ни с произносительной стороной речи,ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения, хотя конфигурация букв рукописного и печатного шрифта различна. Этот феномен имеет под собой то основание, что у школьников при указанных смешениях «размываются» неокрепшие ещё связи между звуком и буквой.
«жолодная зима», «поле хелтеет», «и давай Машу обнумать», «тяжёлая радота».
Таким образом, смешения букв по кинетическому сходству носят закономерный и стойкий характер, снижают в целом качество письма и чтения, имеют выраженную тенденцию к росту и при отсутствии профилактических и коррекционных мер тормозят развитие речемыслительной деятельности школьников.
Своеобразное искажение фонетического наполнения слов возникает по типу явлений прогрессивной и регрессивной ассимиляции и носит соответственно названия: персеверации ( застревание) и антиципации (предвосхищение): согласный, а реже – гласный – заменяет вытесненную букву в слове.
Примеры персевераций в письме:
а) в пределах слова: «магазим», «колхозниз», «за зашиной».
б) в пределах словосочетания: «у деда Модоза».
в) пределах предложения: «Девочка кормила петуха и курм».
Примеры антиципации в письме:
а) в пределах слова: « на девевьях», «дод крышей», «с родмыми местами».
б) в пределах словосочетания, предложения: «Жукчат ручейки», «Жалобко замяукал котёнок» жалобно».
В основе ошибок указанных двух видов лежит слабость дифференцировочного торможения.