kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что такое приставка?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка «ПРИСТАВКА»

Задачи: 

  1. Познакомить с приставкой, как частью слова, с ее основными признаками.
  2. Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
  3. Развивать познавательные, поисковые и коммуникативные навыки, самоконтроль учащихся, умение работать в парах, группах.
  4. Способствовать созданию благоприятного психологического климата, атмосферы успешности каждого ученика, предупреждение утомляемости.

Тип: изучение нового материала

Форма проведения урока: деловая игра «Детективное агентство»

 

 

 

План урока

I. Организационный момент.

- Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, и молча пожелайте своему товарищу что-нибудь очень приятное, доброе, удачи в работе.

- Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш кабинет будет называться так:

Слайд

Детективное агентство

- А кто такой детектив? (ответы детей)

- Хорошо. Давайте обратимся к нашему помощнику –словарю иностранных слов и прочтем значение этого слова.

(ученик читает из словаря, а на экране проектора появляется значение слова)

 

Слайд

*Агент сыскной полиции, сыщик;

* *Литературное произведение или кинофильм, в котором описывается деятельность и приключения сыщиков.

 

 

 

 

- Какими качествами должен обладать хороший детектив?

- Интересно, кто из вас станет лучшим сыщиком?

II. Мобилизующий этап. Формирование учащимися темы и цели урока.

- Итак, в наше детективное агентство поступило письмо-SOS, в котором говорится, что ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ СЛОВА. Просят срочно найти.

- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы помочь найти эту часть слова?

(постепенно появляется запись на доске):

Как называется эта часть слова?

Место расположения в слове?

Для чего она служит?

Как обозначается?

- Это и есть цель нашей поисковой деятельности

- Ребята, а кто скажет тему нашего урока?

Мы:

1. познакомимся с новой частью слова;

2. узнаем, для чего служит и место положения в слове;

3. научимся обозначать и распознавать её среди других частей слова

 

 

III. Актуализация знаний

- Ребята, давайте вспомним, что нам уже известно о частях слова. (Работа с сигнальными карточками)

На партах лежат карточки синего и красного цвета. На карточках синего цвета начало фразы, на карточках красного – конец фразы. Встает ученик с синей карточкой, читает, дети слушают. Затем встает тот, у кого на карточке продолжение и заканчивает фразу.

Карточки синего цвета

Карточки красного цвета

Корень – это…

…однокоренными или родственными.

В корне заключён…

…часть слова, которая остается если отделить окончание.

Чтобы правильно выделить корень…

…главная часть основы.

Слова, имеющие общий корень и общий смысл называются….

…для связи слов в предложении.

Окончание – это…

…общий смысл всех однокоренных слов.

Окончание служит…

…изменяемая часть слова.

Основа это…

…нужно подобрать однокоренные слова и найти в них общую часть.

Итак, мы знаем такие части слова, как корень, окончание и основа.

 

iV. Открытие нового знания

1. Составление фоторобота (портрет той части слова, которую мы ищем)

а) Создание проблемной ситуации

Слайд

На доске слова:

Разгон, разгрузка, разговор, разгром.

- Что заметили? ( Во всех словах есть общая часть -разг-)

Делают предположения, что это корень.

б) Поиск решения

Давайте вспомнить два признака однокоренных слов.

1 – общий корень (да, во всех этих словах есть общая часть)

2 - общий смысл

Дети объясняют смысл каждого слова, и приходят к выводу, что слова не могут быть однокоренными, т.к. разные по смыслу.

Давайте  выделим корень в каждом слове.

Дети подбирают к каждому слову однокоренные слова и записывают в тетрадь:

Разгон, гонка, гонит, погоня (корень –гон-)

Разгрузка, грузят, грузчик, груз (корень –груз-)

Разговор, говорю, поговорим, говорливый (корень –говор-)

Разгром, погром, громить, гром (корень – гром-)

- Что заметили? (Перед корнем в каждом слове есть ещё какая-то часть! Может быть сегодня на уроке мы узнаем что это за часть слова)

- Итак, юные детективы, что мы можем сказать о потерявшейся части слова по её фотороботу? (вернуться к вопросам)

- Предположите, как ее можно назвать

 

 

 

 

V. Объявление темы урока

- Эта часть слова называется «приставка». Как вы думаете, почему?

Дети высказывают предположения (от слова «приставлять»)

(на доске «Приставка» и ее обозначение)

Слайд

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
А при помощи приставки
Образуются слова

 

Физкультминутка

Слайд

Прежде чем выполнить физические упражнения нужно восстановить текст, вставив нужные приставки.

Милым детям нужно встать.

Руки медленно поднять.

Пальцы  сжать, потом  разжать.

Так секунду постоять.

Руки плавно опустить.

Все еще раз повторить.

 

- Нашли ли мы ответы на свои вопросы?

- Как же проверить наши предположения?

- Обратимся к нашему помощнику – учебнику. Откройте страницу 101, прочитаем правило

- А сейчас очень важно заложить полученные знания в компьютерную базу данных, то есть запомнить их и уметь ими пользоваться.

 Упражнение 34, стр. 102

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Закрепление

1. Составление алгоритма нахождения приставки

- Давайте подумаем и составим алгоритм (порядок) нахождения приставки в слове

- Что мы будем делать сначала?

- Затем?

- А теперь?

Слайд

Как найти приставку: 

  1. Подбери однокоренные слова
  2. Выдели корень
  3. Отметь ту часть слова перед корнем, которой различаются слова.
  4. Назови приставку

  

Слайд 

В наш компьютер попал опасный вирус, посмотрите, что он сделал.

- Давайте исправим ошибки, используя бюро находок

 

Вырывной календарь, нашейник, переменять, докоснулся 

Бюро находок: от, о, по, при

Слайд

Отрывной календарь, ошейник, поменять, прикоснулся

(Дети на полях в тетради оценивают свою работу соответствующим знаком)

- Оцените свою работу:

«+»- справился

«?»- сомневался

 

VII. Рефлексия

- Ребята, наш урок не был обычным. Скажите, кем вы сегодня были и чему научились?

- Подведем итог работы нашего детективного агентства.

- Какой ответ на электронное письмо вы дадите?

- Что вы можете сказать о приставке? (вернуться к вопросам)

 

 

 

 

VIII. Итог урока. Самооценка

- С каким настроением вы уходите с этого урока?

- Вы хорошо сегодня поработали. Вам было интересно?

- Благодарю всех детективов за работу!

 

IX. Домашнее задание: упражнение 35, правило стр. 101.

Сочинить сказку о приставке(*).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что такое приставка?»


Конспект урока русского языка в 3 классе



Тема: Что такое приставка

Тип урока: урок введения новых знаний


Пояснительная записка

Предлагаемый урок по русскому языку «Что такое приставка. Как найти в слове приставку?» является уроком введения новых знаний, так как далее следует изучение правописания приставок. Урок проводился в 3 классе по учебному плану УМК «Школа России» по учебнику Канакиной В. П., Горецкого В. Г. На тему «Состав слова» отводится 16 часов. Данный урок – 6 по теме.

На уроке была использована электронная презентация. Использование на уроках мультимедийных презентаций повышает усвоение учебного материала, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Данный урок проводился в классе средних возможностей, где была использована парная и групповая формы работы, чтобы активизировать познавательную деятельность детей.

Своей цели урок достиг, обогатился словарный запас детей, которые показали свои знания о приставке – значимой части слова. 74% детей правильно опознают приставку в слове, 91% - запомнили правильное написание приставки.


Актуальность темы: знакомство с новой значимой частью слова, её ролью в русском языке


Цель: познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.


Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать представление детей о приставке как значимой части слова.

  2. Учить находить приставку среди других частей слова.

  3. Образовывать новые слова с помощью приставки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучению родного языка.

  2. Формировать умение работать в паре, группе; слушать и понимать речь других; договариваться с товарищами о правилах поведения и сотрудничества.

Развивающие:

  1. Развивать монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания


Планируемые результаты:

Предметные:

  1. На уроке учащиеся получат знания о приставке как значимой части слова;

  2. Научатся находить приставку среди других частей слова;

  3. Образовывать новые слова с помощью приставки;


Метапредметные :

Познавательные:

  1. Учащиеся получат возможность учиться добывать информацию;

  2. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;

  3. Строить логическое рассуждение, включающие причинно - следственные связи;

Коммуникативные:

  1. Учащиеся получат возможность учиться выслушивать разные точки зрения;

  2. Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  3. Аргументировать свою позицию;

  4. Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

Регулятивные:

  1. Учащиеся получат возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;

  2. Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  3. Составлять простейший план действий;

  4. Осуществлять итоговый контроль по результату;

Личностные: Учащиеся получат возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.


Оборудование: оформление доски; карточки для групповой работы; компьютер; проектор


План урока


п/п

Структурные элементы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Времен-ная реализа-ция

Универсальные учебные действия

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Восприятие слов учителя

1 минута

Личностные:

Формирование внутренней позиции школьника , правила поведения на уроке

Коммуника-тивные: развитие умения договариваться правилах поведения и сотрудничества

2

Актуализация знаний

Мотивация учащихся

Блиц - опрос

2 минуты

Регулятивные: развитие умения осуществлять контроль за полученными знаниями

4

Чистописа-ние

Чистописание: показ элементов

Массаж рук, запись сочетаний букв

3 минуты

Регулятивные: развитие умения осуществлять контроль за правильным написанием сочетаний букв

5

Орфографическая минутка

Разъяснение непонятных сочетаний

Зрительный диктант

4 минуты

Познавательные: развитие умения устанавливать причинно – следственные связи между картинкой и словосочетанием

6

Самоопределение к деятель-ности

Помощь в определении темы и целей урока

Восприятие проблемы

3минуты

Познавательные:

развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию

Регулятивные: постановка учебной задачи совместно с учителем

Коммуникатив-ные: развитие умения слушать собеседников

7

Работа по теме

Игра «Замени одним словом»

Работа в парах

2 минуты

Коммуникатив-ные: развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Анализ правила

Фронтальная

2 минуты

Познавательные: развитие умения строить логические рассуждения

Физкультмину-тка

Выполнение физ. упражнений

2 минуты

Регулятивные: контроль за правильным выполнением упражнений

Упражнение в образовании новых слов

Работа в группах

3 минуты

Коммуникатив-ные: учет разных мнений и стремление к пониманию речи собеседников

Регулятивные:

высказывание собственных мыслей

Задание «Вы – редакторы»

Задание по выбору (интегрирован-ное)

4 минуты

Регулятивные: развитие умения осуществлять выбор задания, оценивая свои способности

Упражнение в нахождении приставок

Игра с мячом

2 минуты

Познавательные: развитие умения строить логическое рассуждение

Коммуникатив-ные: развитие умения аргументировать свое мнение



8

Закрепление изученного материала

Объяснение задания для самостоятельной работы

Самостоятельная индивидуальная работа

5 минут

Личностные: развитие интереса к способам решения задачи

9

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания

Запись в дневниках

2 минуты

Регулятивные: контроль за правильной записью в дневнике домашнего задания

10

Подведение итогов урока

Проверка знаний учащихся

Выполнение заданий теста – индивидуальная работа

3 минуты

Регулятивные: развитие умения осуществлять контроль за результатом своей деятельности

7

Рефлексия

Организация высказываний детей

Выбор высказываний для определения своего состояния

2 минуты

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные: контроль и оценка своего результата



Ход урока:


  1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места. Приветствие.

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять».

На рабочий лад настройтесь,

Ведь у нас немало дел.

Поудобнее устройтесь,

Чтобы каждый проявить себя умел.



  1. Актуализация знаний. (слайд 3)

Мозговой штурм. Блиц – опрос1

  • Слово состоит из предложений? – Нет

  • Корень – это главная часть слова? - Да

  • Может ли слово быть без корня? – Нет

  • У родственных слов одинаковый корень? – Да

  • Окончание – это изменяемая часть слова? – Да

  • Окончание служит для образования новых слов? – Нет

  • Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да

  • Назовите, все изученные части слова.

  1. Чистописание.

Массаж рук.

Похлопайте в ладоши.

Постучите в кулачки.

Помассируйте каждый пальчик.

Покатайте карандаш между ладонями.

- Запишите сочетание букв: о от до под по

- Что можно сказать об этих сочетания букв? К какой части речи можем отнести?

  1. Орфографическая минутка (слайд 4)

- Какие словосочетания зашифрованы на картинках? Запишите их, объясняя написание орфограмм.



Писал в тетради, бежала по дороге, летят в небе, купила в магазине.

- Найдите в словосочетаниях глаголы, выделите в них корень.

5. Самоопределение к деятельности

- Измените глаголы в словосочетаниях, добавив к ним сочетания букв, которые мы записывали ранее. Запишите их. Как изменилось значение слов? Можем ли мы поменять эту часть слова? Выделите часть слова значком

(слайд 5)

- Как мы можем назвать эту часть слова, если мы её добавили, приставили к корню?

- Сформулируйте тему урока. (Что такое приставка?)

- Каких целей должны достичь? (понять, что такое приставка, научиться находить её в слове)

Приставки в языке у нас

Живут с древнейших пор.

И мы о них, дружок, сейчас

Начнём наш разговор.

Все достоинства обсудим

И похвалим от души,

Как использовать их будем,

Сам скорее расскажи!

6. Работа по теме.

  • Игра «Замени одним словом» (работа в парах)- (слайд 6)

  1. Прикрепить гвоздём дощечку- … (прибить)

  2. Перестать говорить - … (замолчать)

  3. Отделить ножом кусок хлеба - … (отрезать)

  4. Удержать что – то в памяти - … (запомнить)

- Запишите слова. Выделите приставку. Как вы нашли приставку в слове?

- Сделайте вывод: что такое приставка? Где её место в слове? Как найти приставку?

  • Работа по учебнику (с. 84)

- Проверьте правильность своих предположений по учебнику. Прочитайте правило на с. 84.

- Какую тайну приставок мы узнали? (находится в слове перед корнем, образует новые слова) (слайд 7)


Физкультминутка (слайд 8)

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по –приставкой посмеяться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и всё настало время

С за – зарядку завершить.


  • Упражнение в образовании новых слов с помощью приставок «Кто больше» (работа в группах) - (слайд 9)

- Используя приставки из упражнения 154, с. 85, образуйте новые слова.




летит ходит бежит



- Придумайте предложение с одним из образованных слов.



  • Игра «Вы – редакторы» ( интегрированной задание)- (слайд 10)

1 группа

- Среди предложенных вам слов выберите только те слова, где набор букв в скобках является приставкой? Как это проверить?


(по)гоня, (по)вар, (пере)делать, (по)года, (по)толок, (от)резала, (от)ец


2 группа

- Выберите слово с приставкой. Докажите, что задание выполнили правильно.


Поём, пошёл, поел, порог, пошил, погода

- Сделайте вывод: как найти в слове приставку?


  • Упражнение в нахождении приставок (игра с мячом)- (слайд 11)

- Поймайте мяч и назовите приставку в корне:

Безоблачный, выписать, побелить, приезд, переход, прибить, проветрить, замёрз, нагрузка, сгореть, задуть, доплыть, просмотреть, надписал, отцепил, расцвёл.

  • Закрепление изученного материала (самостоятельная работа)

С. 85, упр. 155

- Найдите в стихотворении глаголы. Выпишите их и выделите в них приставки.


7. Домашнее задание.

С. 84 – 86, выучить правила, с. 86, упр. 156


8. Подведение итогов урока. (тестирование) (слайд 12 - 14)

На столе у каждого листочки с заданием.

- Проверим достигли ли мы той цели, которую поставили на уроке. Для этого выполним тестирование.

  1. Приставка – это:

а) главная часть слова

б) значимая часть слова


2. Приставка стоит:

а) перед корнем

б) после корня

3. Приставка служит:

а) для связи слов в предложении

б) для образования новых слов

4. Приставка – это:

а) изменяемая часть слова

б) неизменяемая часть слов


5. Чтобы найти приставку в слове надо:

а) изменить форму слова

б) подобрать однокоренные слова


6. В каком слове есть приставка:

а) записка

б) замок


9. Рефлексия. (слайд 15)

(на доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!





Используемая литература:


  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для образовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2013.

  2. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.

  3. Канакина В. Г., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

  4. Русский язык. Разноуровневые задания. 3 класс/ Сост. Н. С. Ульянова – М.:ВАКО, 2013.

  5. Тикунова Л. И., Корепанова М. Н. Русский язык. 3 класс: Теория в таблицах: Практика в заданиях и упражнениях/ Дидактические материалы – М.: Росткнига, 2008.

  6. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Полный курс русского языка. 3 класс. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

  7. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-chto-takoe-pristavka-kak-nayti







1  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-chto-takoe-pristavka-kak-nayti



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Что такое приставка?

Автор: Камалиева Гульфия Рашидовна

Дата: 29.11.2015

Номер свидетельства: 259623

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "конспект урока по русскому языку 3 класс по теме:"Что такое приставка? Как найти в слове приставку?" "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-3-klass-po-tiemie-chto-takoie-pristavka-kak-naiti-v-slovie-pristavku"
    ["file_id"] => string(6) "145377"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418906208"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка  "Что такое приставка?" с презентацией."
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-chto-takoie-pristavka-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "273019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452105506"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект на тему "Что такое приставка?""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiektnatiemuchtotakoiepristavka"
    ["file_id"] => string(6) "257916"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448406526"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Урок русского языка в 3 классе на тему "Что такое приставка? Как определить приставку?""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_v_3_klassie_na_tiemu_chto_takoie_pristavka_kak_opriedielit"
    ["file_id"] => string(6) "358273"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479007454"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Что такое приставка?"
    ["seo_title"] => string(22) "chto_takoe_pristavka_1"
    ["file_id"] => string(6) "563561"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1605590577"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства