Познакомить с приставкой, как частью слова, с ее основными признаками.
Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
Развивать познавательные, поисковые и коммуникативные навыки, самоконтроль учащихся, умение работать в парах, группах.
Способствовать созданию благоприятного психологического климата, атмосферы успешности каждого ученика, предупреждение утомляемости.
Тип: изучение нового материала
Форма проведения урока: деловая игра «Детективное агентство»
План урока
I. Организационный момент.
- Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, и молча пожелайте своему товарищу что-нибудь очень приятное, доброе, удачи в работе.
- Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш кабинет будет называться так:
Слайд
Детективное агентство
- А кто такой детектив? (ответы детей)
- Хорошо. Давайте обратимся к нашему помощнику –словарю иностранных слов и прочтем значение этого слова.
(ученик читает из словаря, а на экране проектора появляется значение слова)
Слайд
*Агент сыскной полиции, сыщик;
* *Литературное произведение или кинофильм, в котором описывается деятельность и приключения сыщиков.
- Какими качествами должен обладать хороший детектив?
- Интересно, кто из вас станет лучшим сыщиком?
II. Мобилизующий этап. Формирование учащимися темы и цели урока.
- Итак, в наше детективное агентство поступило письмо-SOS, в котором говорится, что ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ СЛОВА. Просят срочно найти.
- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы помочь найти эту часть слова?
(постепенно появляется запись на доске):
Как называется эта часть слова?
Место расположения в слове?
Для чего она служит?
Как обозначается?
- Это и есть цель нашей поисковой деятельности
- Ребята, а кто скажет тему нашего урока?
Мы:
1. познакомимся с новой частью слова;
2. узнаем, для чего служит и место положения в слове;
3. научимся обозначать и распознавать её среди других частей слова
III. Актуализация знаний
- Ребята, давайте вспомним, что нам уже известно о частях слова. (Работа с сигнальными карточками)
На партах лежат карточки синего и красного цвета. На карточках синего цвета начало фразы, на карточках красного – конец фразы. Встает ученик с синей карточкой, читает, дети слушают. Затем встает тот, у кого на карточке продолжение и заканчивает фразу.
Карточки синего цвета
Карточки красного цвета
Корень – это…
…однокоренными или родственными.
В корне заключён…
…часть слова, которая остается если отделить окончание.
Чтобы правильно выделить корень…
…главная часть основы.
Слова, имеющие общий корень и общий смысл называются….
…для связи слов в предложении.
Окончание – это…
…общий смысл всех однокоренных слов.
Окончание служит…
…изменяемая часть слова.
Основа это…
…нужно подобрать однокоренные слова и найти в них общую часть.
Итак, мы знаем такие части слова, как корень, окончание и основа.
iV. Открытие нового знания
1. Составление фоторобота (портрет той части слова, которую мы ищем)
а) Создание проблемной ситуации
Слайд
На доске слова:
Разгон, разгрузка, разговор, разгром.
- Что заметили? ( Во всех словах есть общая часть -разг-)
Делают предположения, что это корень.
б) Поиск решения
Давайте вспомнить два признака однокоренных слов.
1 – общий корень (да, во всех этих словах есть общая часть)
2 - общий смысл
Дети объясняют смысл каждого слова, и приходят к выводу, что слова не могут быть однокоренными, т.к. разные по смыслу.
Давайте выделим корень в каждом слове.
Дети подбирают к каждому слову однокоренные слова и записывают в тетрадь:
Просмотр содержимого документа
«Что такое приставка?»
Конспект урока русского языка в 3 классе
Тема: Что такое приставка
Тип урока: урок введения новых знаний
Пояснительная записка
Предлагаемый урок по русскому языку «Что такое приставка. Как найти в слове приставку?» является уроком введения новых знаний, так как далее следует изучение правописания приставок. Урок проводился в 3 классе по учебному плану УМК «Школа России» по учебнику Канакиной В. П., Горецкого В. Г. На тему «Состав слова» отводится 16 часов. Данный урок – 6 по теме.
На уроке была использована электронная презентация. Использование на уроках мультимедийных презентаций повышает усвоение учебного материала, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Данный урок проводился в классе средних возможностей, где была использована парная и групповая формы работы, чтобы активизировать познавательную деятельность детей.
Своей цели урок достиг, обогатился словарный запас детей, которые показали свои знания о приставке – значимой части слова. 74% детей правильно опознают приставку в слове, 91% - запомнили правильное написание приставки.
Актуальность темы: знакомство с новой значимой частью слова, её ролью в русском языке
Цель: познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать представление детей о приставке как значимой части слова.
Учить находить приставку среди других частей слова.
Образовывать новые слова с помощью приставки.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучению родного языка.
Формировать умение работать в паре, группе; слушать и понимать речь других; договариваться с товарищами о правилах поведения и сотрудничества.
Развивающие:
Развивать монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания
Планируемые результаты:
Предметные:
На уроке учащиеся получат знания о приставке как значимой части слова;
Научатся находить приставку среди других частей слова;
Образовывать новые слова с помощью приставки;
Метапредметные :
Познавательные:
Учащиеся получат возможность учиться добывать информацию;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;
Учащиеся получат возможность учиться выслушивать разные точки зрения;
Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
Аргументировать свою позицию;
Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
Регулятивные:
Учащиеся получат возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;
Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Составлять простейший план действий;
Осуществлять итоговый контроль по результату;
Личностные: Учащиеся получат возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
Оборудование: оформление доски; карточки для групповой работы; компьютер; проектор
План урока
№
п/п
Структурные элементы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Времен-ная реализа-ция
Универсальные учебные действия
1
Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Восприятие слов учителя
1 минута
Личностные:
Формирование внутренней позиции школьника , правила поведения на уроке
Коммуника-тивные: развитие умения договариваться правилах поведения и сотрудничества
2
Актуализация знаний
Мотивация учащихся
Блиц - опрос
2 минуты
Регулятивные: развитие умения осуществлять контроль за полученными знаниями
4
Чистописа-ние
Чистописание: показ элементов
Массаж рук, запись сочетаний букв
3 минуты
Регулятивные: развитие умения осуществлять контроль за правильным написанием сочетаний букв
5
Орфографическая минутка
Разъяснение непонятных сочетаний
Зрительный диктант
4 минуты
Познавательные: развитие умения устанавливать причинно – следственные связи между картинкой и словосочетанием
6
Самоопределение к деятель-ности
Помощь в определении темы и целей урока
Восприятие проблемы
3минуты
Познавательные:
развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию
Регулятивные: постановка учебной задачи совместно с учителем
Коммуникатив-ные: развитие умения слушать собеседников
7
Работа по теме
Игра «Замени одним словом»
Работа в парах
2 минуты
Коммуникатив-ные: развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Анализ правила
Фронтальная
2 минуты
Познавательные: развитие умения строить логические рассуждения
Физкультмину-тка
Выполнение физ. упражнений
2 минуты
Регулятивные: контроль за правильным выполнением упражнений
Упражнение в образовании новых слов
Работа в группах
3 минуты
Коммуникатив-ные: учет разных мнений и стремление к пониманию речи собеседников
Регулятивные:
высказывание собственных мыслей
Задание «Вы – редакторы»
Задание по выбору (интегрирован-ное)
4 минуты
Регулятивные: развитие умения осуществлять выбор задания, оценивая свои способности
Упражнение в нахождении приставок
Игра с мячом
2 минуты
Познавательные: развитие умения строить логическое рассуждение
Коммуникатив-ные: развитие умения аргументировать свое мнение
8
Закрепление изученного материала
Объяснение задания для самостоятельной работы
Самостоятельная индивидуальная работа
5 минут
Личностные: развитие интереса к способам решения задачи
9
Домашнее задание
Объяснение домашнего задания
Запись в дневниках
2 минуты
Регулятивные: контроль за правильной записью в дневнике домашнего задания
10
Подведение итогов урока
Проверка знаний учащихся
Выполнение заданий теста – индивидуальная работа
3 минуты
Регулятивные: развитие умения осуществлять контроль за результатом своей деятельности
7
Рефлексия
Организация высказываний детей
Выбор высказываний для определения своего состояния
2 минуты
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Познавательные: контроль и оценка своего результата
Ход урока:
Организационный момент.
Подготовка рабочего места. Приветствие.
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
На рабочий лад настройтесь,
Ведь у нас немало дел.
Поудобнее устройтесь,
Чтобы каждый проявить себя умел.
Актуализация знаний. (слайд 3)
Мозговой штурм. Блиц – опрос1
Слово состоит из предложений? – Нет
Корень – это главная часть слова? - Да
Может ли слово быть без корня? – Нет
У родственных слов одинаковый корень? – Да
Окончание – это изменяемая часть слова? – Да
Окончание служит для образования новых слов? – Нет
Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да
Назовите, все изученные части слова.
Чистописание.
Массаж рук.
Похлопайте в ладоши.
Постучите в кулачки.
Помассируйте каждый пальчик.
Покатайте карандаш между ладонями.
- Запишите сочетание букв: о от до под по
- Что можно сказать об этих сочетания букв? К какой части речи можем отнести?
Орфографическая минутка (слайд 4)
- Какие словосочетания зашифрованы на картинках? Запишите их, объясняя написание орфограмм.
Писал в тетради, бежала по дороге, летят в небе, купила в магазине.
- Найдите в словосочетаниях глаголы, выделите в них корень.
5. Самоопределение к деятельности
- Измените глаголы в словосочетаниях, добавив к ним сочетания букв, которые мы записывали ранее. Запишите их. Как изменилось значение слов? Можем ли мы поменять эту часть слова? Выделите часть слова значком
(слайд 5)
- Как мы можем назвать эту часть слова, если мы её добавили, приставили к корню?
- Сформулируйте тему урока. (Что такое приставка?)
- Каких целей должны достичь? (понять, что такое приставка, научиться находить её в слове)
Приставки в языке у нас
Живут с древнейших пор.
И мы о них, дружок, сейчас
Начнём наш разговор.
Все достоинства обсудим
И похвалим от души,
Как использовать их будем,
Сам скорее расскажи!
6. Работа по теме.
Игра «Замени одним словом»(работа в парах)- (слайд 6)
Прикрепить гвоздём дощечку- … (прибить)
Перестать говорить - … (замолчать)
Отделить ножом кусок хлеба - … (отрезать)
Удержать что – то в памяти - … (запомнить)
- Запишите слова. Выделите приставку. Как вы нашли приставку в слове?
- Сделайте вывод: что такое приставка? Где её место в слове? Как найти приставку?
Работа по учебнику (с. 84)
- Проверьте правильность своих предположений по учебнику. Прочитайте правило на с. 84.
- Какую тайну приставок мы узнали? (находится в слове перед корнем, образует новые слова) (слайд 7)
Физкультминутка (слайд 8)
С при – приставкою присесть,
С по – приставкою подняться,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по –приставкой посмеяться,
С вы – вытягиваем руки,
С о – опустим их опять.
Вот и всё настало время
С за – зарядку завершить.
Упражнение в образовании новых слов с помощью приставок «Кто больше» (работа в группах) - (слайд 9)
- Используя приставки из упражнения 154, с. 85, образуйте новые слова.
летит ходит бежит
- Придумайте предложение с одним из образованных слов.
Игра «Вы – редакторы» ( интегрированной задание)- (слайд 10)
1 группа
- Среди предложенных вам слов выберите только те слова, где набор букв в скобках является приставкой? Как это проверить?
- Проверим достигли ли мы той цели, которую поставили на уроке. Для этого выполним тестирование.
Приставка – это:
а) главная часть слова
б) значимая часть слова
2. Приставка стоит:
а) перед корнем
б) после корня
3. Приставка служит:
а) для связи слов в предложении
б) для образования новых слов
4. Приставка – это:
а) изменяемая часть слова
б) неизменяемая часть слов
5. Чтобы найти приставку в слове надо:
а) изменить форму слова
б) подобрать однокоренные слова
6. В каком слове есть приставка:
а) записка
б) замок
9. Рефлексия. (слайд 15)
(на доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
Используемая литература:
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для образовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2013.
Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.
Канакина В. Г., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
Русский язык. Разноуровневые задания. 3 класс/ Сост. Н. С. Ульянова – М.:ВАКО, 2013.
Тикунова Л. И., Корепанова М. Н. Русский язык. 3 класс: Теория в таблицах: Практика в заданиях и упражнениях/ Дидактические материалы – М.: Росткнига, 2008.
Узорова О. В., Нефедова Е. А. Полный курс русского языка. 3 класс. – М.: АСТ: Астрель, 2008.