Конспект урока по литературе "Д.И. Фонвизин. Главные персонажи комедии "Недоросль".
Конспект урока по литературе "Д.И. Фонвизин. Главные персонажи комедии "Недоросль".
Тема. Краткие сведения о Д.И.Фонвизине. Комедия «Недоросль». Главные персонажи произведения».
Цель:
познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Д.И.Фонвизина, оказавшими влияние на его мировоззрение; выявить особенности драматического рода; выявить первоначальные впечатления учащихся, полученных в ходе чтения комедии «Недоросль», значения фамилий в комедии; выявить основной объект сатиры – крепостное право;
формировать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, работы с учебником, терминами;
воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Оборудование: учебники литературы для 7 класса, мультимедийная презентация, фрагмент из спектакля «Недоросль».
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы, цели, плана урока.
2.Краткие сведения о Д.И.Фонвизине.
2.1Работа по презентации.
1 слайд. Фонвизин Денис Иванович 1745- 1792 г.г. - выдающийся русский драматург,публицист, переводчик.
2 слайд. Родился 3 (14) апреля 1745 г. в Москве ,в небогатой дворянской семье, на протяжении нескольких веков честно служившей России. Фамилия его немецкого происхождения и в 18 веке писалась раздельно: Фон Визин. Но Пушкин А.С. Недаром о нём сказал: «Он из перерусских русский».
Учитель : Как вы объясните эти слова?
Ученики: Денис Иванович думал о простом народе, писал о народе и для него.
3слайд. С 1755 года учился в дворянской гимназии при Московском университете, а затем на философском факультете того же университета. В студенческие годы занимался переводами.
В 1762 г. определился переводчиком в Коллегию иностранных дел и переехал в Петербург.
Впоследствии был дипломатом, сотрудничал с вельможами Екатерины II, с воспитателем наследника графом Н.И.Паниным. Служа при дворе, внимательно наблюдая за действиями правительства, Фонвизин вместе с Паниным вынашивал планы ограничения власти монархов, создания новых законов, поэтому был не в чести у Екатерины II.
4слайд. Портрет Д.И. Фонвизина.
Неизвестный художник 1784-1785 г.г. Вторая половина XIX века.
5слайд.(Читают ученики.)
В 1769 Фонвизин создаёт первую оригинальную русскую сатирическую комедию «Бригадир»6 в которой высмеивает не только косность и невежество провинциального русского дворянства, но и его бездумное подражение всему французскому.
6 слайд. Гравюра П. Бореля.Д.И.Фонвизин читает « Бригадир» в салоне цесаревича Павла Петровича.
7 слайд. Фонвизин был человеком живым ,светским; образованный, смелый, он стоял выше многих предрассудков своего времени, считал, что дворянину не зазорно заниматься торговлей. Дружил с актёром Иваном Дмитриевским, хотя актёры были, по понятиям того времени, чем- то вроде слуг. Общаясь с вельможами в придворном мире , женился на дочери купца, несмотря на явное недовольство своих родных.
8 слайд. Всей душой Фонвизин любил Родину и свой народ.
Девизом его жизни были слова « Ты должен посвятить Отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честный человек».
9слайд. Вершиной творчества писателя стала знаменитая комедия « Недоросль».
Учитель:Вы видите иллюстрации всех героев комедии. И в центре ,развалившись на стуле, сидит недоросль — молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.
А вот прочитав комедию Д.И. Фонвизина вы ,ребята, должны будете дать новое значение слова «Недоросль».
И прежде чем мы обратимся к комедии давайте рассмотрим, что Фонвизину было 37 лет, когда он написал эту весёлую пьесу.
Не сразу нашла она путь на сцену. Но ,когда была поставлена, в сентябре 1782 года, по словам очевидцев, успех был полный, « публика аплодировала пьесе метанием кошельков на сцену». Знаменитый князь Потёмкин ,говорят, сказал тогда : « Умри, Денис! Лучше не напишешь!»
Учитель: Ребята, как вы объясните слова: « Умри, Денис! Лучше не напишешь!» Понравилась комедия или не понравилась зрителям?
Ответы учащихся.
2.2 Работа по учебнику.
Ребята, это первое драматическое произведение, которое вы изучаете в школе. Читать пьсу нужно по — особому: ведь автор не может вмешаться в ход событий, не введёт лирические отступления, не даст вставные эпизоды. Все строится на разговоре персонажей, на диалоге. Поэтому здесь важно не только то, о чём говорят , но и то, как говорят, в каких обстоятельствах происходит действие. На это указывают ремарки.
Итак. Что такое драма?
Драма - род литературных произведений , построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене8 произведения подобного рода , серьёзного, но не героического содержания ( в отличие от комедии и трагедии).
Ремарка — пояснение автора в тексте пьесы ( обычно в скобках) , связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой и т. д.
2.3 Работа с произведением.
Учитель: В учебнике комедия «Недоросль» в сокращении.
- Вы познакомились с действующими лицами.
Скажите где происходит действие комедии «Недоросль»?
Соответствует ли комедия всем правилам,которым подчинялась литература XVIII века?
Назовите три единства в драме литературы XVIII века.
Ученики : единство времени, единство места и единство действия.
Учитель: для классицизма характерно деление персонажей на «положительные» и «отрицательные». Главная черта персонажа закреплялась в его «говорящей фамилии».
Давайте рассмотрим персонажи,с которым вы познакомились в первом и втором действиях комедии.
Учитель: Что вы можете сказать о госпоже Простаковой?
Как она относится к своим слугам?
Дети отвечают на вопрос, читая реплики госпожи Простаковой .
Учитель: Как госпожа Простакова относится к своему сыну Митрофану?
Ответы детей.
Учитель: Прочтите выразительно диалог между Еремеевной(нянькой Митрофана), госпожой Простаковой и Митрофаном.
Учитель: Прочитав отрывок, что ещё вы можете сказать о госпоже Простаковой?
Рассматривают иллюстрации к комедии Н. Е. Муратова
Учитель: Ребята, кого изобразил Н. Муратов ?
Учитель: Что вы можете сказать об образе госпожи Простоковой?
Каким изображён Простаков в иллюстрации Н.Муратова?
2.4 Просмотр фрагмента спектакля «Недоросль». Постановка государственного академического Малого театра СССР ордена Ленина и ордена октябрьской революции.
Постановка В.Иванова.
Учитель: Ребята, в учебнике комедия «Недоросль» в сокращении.
Сейчас вы посмотрите фрагмент спектакля «Недоросль» и ответите на следующий вопрос.
- Какими представлены Простаковы, Скотинин?
2.5. Беседа после просмотра фрагмента из спектакля «Недоросль».
Ученики: Госпожа Простакова властная женщина. Она решила поженить своего брата Скотинина на Софье ,без ее согласия.
Госпожа Простакова хитрая, алчная , жадная женщина. Она давно похоронила Стародума (родного дядю, опекуна Софьи), который уехал в Сибирь и пропал без вести. Простакова была удивлена и рассержена, узнав ,что Софья получила письмо от Стародума и ,что он жив.
А когда Простакова узнаёт, что Софья является наследницей 10 тысяч рублей, заработанных Стародумом в Сибири, тут уж она готова раболепствовать перед Софьей.
Простаковы и Скотинин необразованны, они неграмотные.
Для Скотинина чтение- это скука. « Он отроду ничего не читывал».
2.5 Работа с текстом.
Учитель: Ребята, прочитав второе действие, скажите Правдин и Милон они знакомы или встретились впервые в доме Простаковых?
Учитель: А что вы можете сказать об этих персонажах? Они положительные или отрицательные?
Учитель: Милон от « МИЛ ОН» Софье. А Софья обозначает «мудрость».
Учитель: Что вы узнаёте о деятельности Правдина и Милона.
Учитель: Почему Милон спешит в Москву?
С кем он в разлуке?
Подтвердите ответ из произведения.
Учитель: Что вы можете сказать об отношениях Милона и Софьи?
Ребята, образы Стародума и образы учителей мы рассмотрим на следующем уроке.
2. 6. Итог урока.
Урок подошёл к концу. С каким драматургом XVIII века вы сегодня познакомились?
Ребята, прочтите комедию до конца. На следующем уроке будет проведена исследовательская работа в таблицах.
2. 7 Выставление оценок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Д.И. Фонвизин. Главные персонажи комедии "Недоросль". »
Тема. Краткие сведения о Д.И.Фонвизине. Комедия «Недоросль». Главные персонажи произведения».
Цель:
познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Д.И.Фонвизина, оказавшими влияние на его мировоззрение; выявить особенности драматического рода; выявить первоначальные впечатления учащихся, полученных в ходе чтения комедии «Недоросль», значения фамилий в комедии; выявить основной объект сатиры – крепостное право;
формировать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, работы с учебником, терминами;
воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Оборудование: учебники литературы для 7 класса, мультимедийная презентация, фрагмент из спектакля «Недоросль».
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы, цели, плана урока.
2.Краткие сведения о Д.И.Фонвизине.
2.1Работа по презентации.
1 слайд. Фонвизин Денис Иванович 1745- 1792 г.г. - выдающийся русский драматург,публицист, переводчик.
2 слайд. Родился 3 (14) апреля 1745 г. в Москве ,в небогатой дворянской семье, на протяжении нескольких веков честно служившей России. Фамилия его немецкого происхождения и в 18 веке писалась раздельно: Фон Визин. Но Пушкин А.С. Недаром о нём сказал: «Он из перерусских русский».
Учитель : Как вы объясните эти слова?
Ученики: Денис Иванович думал о простом народе, писал о народе и для него.
3слайд. С 1755 года учился в дворянской гимназии при Московском университете, а затем на философском факультете того же университета. В студенческие годы занимался переводами.
В 1762 г. определился переводчиком в Коллегию иностранных дел и переехал в Петербург.
Впоследствии был дипломатом, сотрудничал с вельможами Екатерины II, с воспитателем наследника графом Н.И.Паниным. Служа при дворе, внимательно наблюдая за действиями правительства, Фонвизин вместе с Паниным вынашивал планы ограничения власти монархов, создания новых законов, поэтому был не в чести у Екатерины II.
4слайд. Портрет Д.И. Фонвизина.
Неизвестный художник 1784-1785 г.г. Вторая половина XIX века.
5слайд.(Читают ученики.)
В 1769 Фонвизин создаёт первую оригинальную русскую сатирическую комедию «Бригадир»6 в которой высмеивает не только косность и невежество провинциального русского дворянства, но и его бездумное подражение всему французскому.
6 слайд. Гравюра П. Бореля.Д.И.Фонвизин читает « Бригадир» в салоне цесаревича Павла Петровича.
7 слайд. Фонвизин был человеком живым ,светским; образованный, смелый, он стоял выше многих предрассудков своего времени, считал, что дворянину не зазорно заниматься торговлей. Дружил с актёром Иваном Дмитриевским, хотя актёры были, по понятиям того времени, чем- то вроде слуг. Общаясь с вельможами в придворном мире , женился на дочери купца, несмотря на явное недовольство своих родных.
8 слайд. Всей душой Фонвизин любил Родину и свой народ.
Девизом его жизни были слова « Ты должен посвятить Отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честный человек».
9слайд. Вершиной творчества писателя стала знаменитая комедия « Недоросль».
Учитель:Вы видите иллюстрации всех героев комедии. И в центре ,развалившись на стуле, сидит недоросль — молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.
А вот прочитав комедию Д.И. Фонвизина вы ,ребята, должны будете дать новое значение слова «Недоросль».
И прежде чем мы обратимся к комедии давайте рассмотрим, что Фонвизину было 37 лет, когда он написал эту весёлую пьесу.
Не сразу нашла она путь на сцену. Но ,когда была поставлена, в сентябре 1782 года, по словам очевидцев, успех был полный, « публика аплодировала пьесе метанием кошельков на сцену». Знаменитый князь Потёмкин ,говорят, сказал тогда : « Умри, Денис! Лучше не напишешь!»
Учитель: Ребята, как вы объясните слова: « Умри, Денис! Лучше не напишешь!» Понравилась комедия или не понравилась зрителям?
Ответы учащихся.
2.2 Работа по учебнику.
Ребята, это первое драматическое произведение, которое вы изучаете в школе. Читать пьсу нужно по — особому: ведь автор не может вмешаться в ход событий, не введёт лирические отступления, не даст вставные эпизоды. Все строится на разговоре персонажей, на диалоге. Поэтому здесь важно не только то, о чём говорят , но и то, как говорят, в каких обстоятельствах происходит действие. На это указывают ремарки.
Итак. Что такое драма?
Драма - род литературных произведений , построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене8 произведения подобного рода , серьёзного, но не героического содержания ( в отличие от комедии и трагедии).
Ремарка — пояснение автора в тексте пьесы ( обычно в скобках) , связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой и т. д.
2.3 Работа с произведением.
Учитель: В учебнике комедия «Недоросль» в сокращении.
- Вы познакомились с действующими лицами.
Скажите где происходит действие комедии «Недоросль»?
Соответствует ли комедия всем правилам,которым подчинялась литература XVIII века?
Назовите три единства в драме литературы XVIII века.
Ученики : единство времени, единство места и единство действия.
Учитель: для классицизма характерно деление персонажей на «положительные» и «отрицательные». Главная черта персонажа закреплялась в его «говорящей фамилии».
Давайте рассмотрим персонажи,с которым вы познакомились в первом и втором действиях комедии.
Учитель: Что вы можете сказать о госпоже Простаковой?
Как она относится к своим слугам?
Дети отвечают на вопрос, читая реплики госпожи Простаковой .
Учитель: Как госпожа Простакова относится к своему сыну Митрофану?
Ответы детей.
Учитель: Прочтите выразительно диалог между Еремеевной(нянькой Митрофана), госпожой Простаковой и Митрофаном.
(Учитель участвует в чтении диалога персонажей.)
Учитель: Прочитав отрывок, что ещё вы можете сказать о госпоже Простаковой?
Рассматривают иллюстрации к комедии Н. Е. Муратова
Учитель: Ребята, кого изобразил Н. Муратов ?
Ответы детей.
Учитель: Что вы можете сказать об образе госпожи Простоковой?
Каким изображён Простаков в иллюстрации Н.Муратова?
2.4 Просмотр фрагмента спектакля «Недоросль». Постановка государственного академического Малого театра СССР ордена Ленина и ордена октябрьской революции.
Постановка В.Иванова.
Учитель: Ребята, в учебнике комедия «Недоросль» в сокращении.
Сейчас вы посмотрите фрагмент спектакля «Недоросль» и ответите на следующий вопрос.
- Какими представлены Простаковы, Скотинин?
2.5. Беседа после просмотра фрагмента из спектакля «Недоросль».
Ученики: Госпожа Простакова властная женщина. Она решила поженить своего брата Скотинина на Софье ,без ее согласия.
Госпожа Простакова хитрая, алчная , жадная женщина. Она давно похоронила Стародума (родного дядю, опекуна Софьи), который уехал в Сибирь и пропал без вести. Простакова была удивлена и рассержена, узнав ,что Софья получила письмо от Стародума и ,что он жив.
А когда Простакова узнаёт, что Софья является наследницей 10 тысяч рублей, заработанных Стародумом в Сибири, тут уж она готова раболепствовать перед Софьей.
Простаковы и Скотинин необразованны, они неграмотные.
Для Скотинина чтение- это скука. « Он отроду ничего не читывал».
2.5 Работа с текстом.
Учитель: Ребята, прочитав второе действие, скажите Правдин и Милон они знакомы или встретились впервые в доме Простаковых?
Ответы детей.
Учитель: А что вы можете сказать об этих персонажах? Они положительные или отрицательные?
Ответы детей.
Учитель: Милон от « МИЛ ОН» Софье. А Софья обозначает «мудрость».
Учитель: Что вы узнаёте о деятельности Правдина и Милона.
(Дети подтверждают ответы из произведения.)
Учитель: Почему Милон спешит в Москву?
С кем он в разлуке?
Подтвердите ответ из произведения.
Учитель: Что вы можете сказать об отношениях Милона и Софьи?
Ответы детей.
Ребята, образы Стародума и образы учителей мы рассмотрим на следующем уроке.
2. 6. Итог урока.
Урок подошёл к концу. С каким драматургом XVIII века вы сегодня познакомились?
Ребята, прочтите комедию до конца. На следующем уроке будет проведена исследовательская работа в таблицах.