kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе "Д.И. Фонвизин. Главные персонажи комедии "Недоросль".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Краткие сведения о Д.И.Фонвизине. Комедия «Недоросль». Главные персонажи произведения».

Цель:

  • познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Д.И.Фонвизина, оказавшими влияние на его мировоззрение; выявить особенности драматического рода; выявить первоначальные впечатления учащихся, полученных в ходе чтения комедии «Недоросль», значения фамилий в комедии; выявить основной объект сатиры – крепостное право;

  • формировать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, работы с учебником, терминами;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

 

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, мультимедийная презентация, фрагмент из спектакля «Недоросль».

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Краткие сведения о Д.И.Фонвизине.

2.1Работа по презентации.

1 слайд. Фонвизин Денис Иванович 1745- 1792 г.г. - выдающийся русский драматург,публицист, переводчик.

2 слайд. Родился 3 (14) апреля 1745 г. в Москве ,в небогатой дворянской семье, на протяжении нескольких веков честно служившей России. Фамилия его немецкого происхождения и в 18 веке писалась раздельно: Фон Визин. Но Пушкин А.С. Недаром о нём сказал: «Он из перерусских русский».

Учитель : Как вы объясните эти слова?

Ученики: Денис Иванович думал о простом народе, писал о народе и для него.

3слайд. С 1755 года учился в дворянской гимназии при Московском университете, а затем на философском факультете того же университета. В студенческие годы занимался переводами.

В 1762 г. определился переводчиком в Коллегию иностранных дел и переехал в Петербург.

Впоследствии был дипломатом, сотрудничал с вельможами Екатерины II, с воспитателем наследника графом Н.И.Паниным. Служа при дворе, внимательно наблюдая за действиями правительства, Фонвизин вместе с Паниным вынашивал планы ограничения власти монархов, создания новых законов, поэтому был не в чести у Екатерины II.

4слайд. Портрет Д.И. Фонвизина.

Неизвестный художник 1784-1785 г.г. Вторая половина XIX века.

5слайд.(Читают ученики.)

В 1769 Фонвизин создаёт первую оригинальную русскую сатирическую комедию «Бригадир»6 в которой высмеивает не только косность и невежество провинциального русского дворянства, но и его бездумное подражение всему французскому.

6 слайд. Гравюра П. Бореля.Д.И.Фонвизин читает « Бригадир» в салоне цесаревича Павла Петровича.

7 слайд. Фонвизин был человеком живым ,светским; образованный, смелый, он стоял выше многих предрассудков своего времени, считал, что дворянину не зазорно заниматься торговлей. Дружил с актёром Иваном Дмитриевским, хотя актёры были, по понятиям того времени, чем- то вроде слуг. Общаясь с вельможами в придворном мире , женился на дочери купца, несмотря на явное недовольство своих родных.

8 слайд. Всей душой Фонвизин любил Родину и свой народ.

Девизом его жизни были слова « Ты должен посвятить Отечеству свой век,

Коль хочешь навсегда быть честный человек».

9слайд. Вершиной творчества писателя стала знаменитая комедия « Недоросль».

Учитель:Вы видите иллюстрации всех героев комедии. И в центре ,развалившись на стуле, сидит недоросль — молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.

А вот прочитав комедию Д.И. Фонвизина вы ,ребята, должны будете дать новое значение слова «Недоросль».

И прежде чем мы обратимся к комедии давайте рассмотрим, что Фонвизину было 37 лет, когда он написал эту весёлую пьесу.

Не сразу нашла она путь на сцену. Но ,когда была поставлена, в сентябре 1782 года, по словам очевидцев, успех был полный, « публика аплодировала пьесе метанием кошельков на сцену». Знаменитый князь Потёмкин ,говорят, сказал тогда : « Умри, Денис! Лучше не напишешь!»

Учитель: Ребята, как вы объясните слова: « Умри, Денис! Лучше не напишешь!» Понравилась комедия или не понравилась зрителям?

Ответы учащихся.

2.2 Работа по учебнику.

Ребята, это первое драматическое произведение, которое вы изучаете в школе. Читать пьсу нужно по — особому: ведь автор не может вмешаться в ход событий, не введёт лирические отступления, не даст вставные эпизоды. Все строится на разговоре персонажей, на диалоге. Поэтому здесь важно не только то, о чём говорят , но и то, как говорят, в каких обстоятельствах происходит действие. На это указывают ремарки.

Итак. Что такое драма?

Драма - род литературных произведений , построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене8 произведения подобного рода , серьёзного, но не героического содержания ( в отличие от комедии и трагедии).

Ремарка — пояснение автора в тексте пьесы ( обычно в скобках) , связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой и т. д.

2.3 Работа с произведением.

Учитель: В учебнике комедия «Недоросль» в сокращении.

- Вы познакомились с действующими лицами.

  • Скажите где происходит действие комедии «Недоросль»?

  • Соответствует ли комедия всем правилам,которым подчинялась литература XVIII века?

  • Назовите три единства в драме литературы XVIII века.

Ученики : единство времени, единство места и единство действия.

Учитель: для классицизма характерно деление персонажей на «положительные» и «отрицательные». Главная черта персонажа закреплялась в его «говорящей фамилии».

Давайте рассмотрим персонажи,с которым вы познакомились в первом и втором действиях комедии.

Учитель: Что вы можете сказать о госпоже Простаковой?

Как она относится к своим слугам?

Дети отвечают на вопрос, читая реплики госпожи Простаковой .

Учитель: Как госпожа Простакова относится к своему сыну Митрофану?

Ответы детей.

Учитель: Прочтите выразительно диалог между Еремеевной(нянькой Митрофана), госпожой Простаковой и Митрофаном.

Учитель: Прочитав отрывок, что ещё вы можете сказать о госпоже Простаковой?

Рассматривают иллюстрации к комедии Н. Е. Муратова

Учитель: Ребята, кого изобразил Н. Муратов ?

Учитель: Что вы можете сказать об образе госпожи Простоковой?

Каким изображён Простаков в иллюстрации Н.Муратова?

2.4 Просмотр фрагмента спектакля «Недоросль». Постановка государственного академического Малого театра СССР ордена Ленина и ордена октябрьской революции.

Постановка В.Иванова.

Учитель: Ребята, в учебнике комедия «Недоросль» в сокращении.

Сейчас вы посмотрите фрагмент спектакля «Недоросль» и ответите на следующий вопрос.

- Какими представлены Простаковы, Скотинин?

2.5. Беседа после просмотра фрагмента из спектакля «Недоросль».

Ученики: Госпожа Простакова властная женщина. Она решила поженить своего брата Скотинина на Софье ,без ее согласия.

Госпожа Простакова хитрая, алчная , жадная женщина. Она давно похоронила Стародума (родного дядю, опекуна Софьи), который уехал в Сибирь и пропал без вести. Простакова была удивлена и рассержена, узнав ,что Софья получила письмо от Стародума и ,что он жив.

А когда Простакова узнаёт, что Софья является наследницей 10 тысяч рублей, заработанных Стародумом в Сибири, тут уж она готова раболепствовать перед Софьей.

Простаковы и Скотинин необразованны, они неграмотные.

Для Скотинина чтение- это скука. « Он отроду ничего не читывал».

2.5 Работа с текстом.

Учитель: Ребята, прочитав второе действие, скажите Правдин и Милон они знакомы или встретились впервые в доме Простаковых?

Учитель: А что вы можете сказать об этих персонажах? Они положительные или отрицательные?

Учитель: Милон от « МИЛ ОН» Софье. А Софья обозначает «мудрость».

Учитель: Что вы узнаёте о деятельности Правдина и Милона.

Учитель: Почему Милон спешит в Москву?

С кем он в разлуке?

Подтвердите ответ из произведения.

Учитель: Что вы можете сказать об отношениях Милона и Софьи?

Ребята, образы Стародума и образы учителей мы рассмотрим на следующем уроке.

2. 6. Итог урока.

Урок подошёл к концу. С каким драматургом XVIII века вы сегодня познакомились?

Ребята, прочтите комедию до конца. На следующем уроке будет проведена исследовательская работа в таблицах.

2. 7 Выставление оценок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Д.И. Фонвизин. Главные персонажи комедии "Недоросль". »

Тема. Краткие сведения о Д.И.Фонвизине. Комедия «Недоросль». Главные персонажи произведения».

Цель:

  • познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Д.И.Фонвизина, оказавшими влияние на его мировоззрение; выявить особенности драматического рода; выявить первоначальные впечатления учащихся, полученных в ходе чтения комедии «Недоросль», значения фамилий в комедии; выявить основной объект сатиры – крепостное право;

  • формировать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, работы с учебником, терминами;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, мультимедийная презентация, фрагмент из спектакля «Недоросль».



ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Краткие сведения о Д.И.Фонвизине.


2.1Работа по презентации.

1 слайд. Фонвизин Денис Иванович 1745- 1792 г.г. - выдающийся русский драматург,публицист, переводчик.


2 слайд. Родился 3 (14) апреля 1745 г. в Москве ,в небогатой дворянской семье, на протяжении нескольких веков честно служившей России. Фамилия его немецкого происхождения и в 18 веке писалась раздельно: Фон Визин. Но Пушкин А.С. Недаром о нём сказал: «Он из перерусских русский».


Учитель : Как вы объясните эти слова?

Ученики: Денис Иванович думал о простом народе, писал о народе и для него.


3слайд. С 1755 года учился в дворянской гимназии при Московском университете, а затем на философском факультете того же университета. В студенческие годы занимался переводами.


В 1762 г. определился переводчиком в Коллегию иностранных дел и переехал в Петербург.

Впоследствии был дипломатом, сотрудничал с вельможами Екатерины II, с воспитателем наследника графом Н.И.Паниным. Служа при дворе, внимательно наблюдая за действиями правительства, Фонвизин вместе с Паниным вынашивал планы ограничения власти монархов, создания новых законов, поэтому был не в чести у Екатерины II.


4слайд. Портрет Д.И. Фонвизина.

Неизвестный художник 1784-1785 г.г. Вторая половина XIX века.


5слайд.(Читают ученики.)

В 1769 Фонвизин создаёт первую оригинальную русскую сатирическую комедию «Бригадир»6 в которой высмеивает не только косность и невежество провинциального русского дворянства, но и его бездумное подражение всему французскому.


6 слайд. Гравюра П. Бореля.Д.И.Фонвизин читает « Бригадир» в салоне цесаревича Павла Петровича.


7 слайд. Фонвизин был человеком живым ,светским; образованный, смелый, он стоял выше многих предрассудков своего времени, считал, что дворянину не зазорно заниматься торговлей. Дружил с актёром Иваном Дмитриевским, хотя актёры были, по понятиям того времени, чем- то вроде слуг. Общаясь с вельможами в придворном мире , женился на дочери купца, несмотря на явное недовольство своих родных.


8 слайд. Всей душой Фонвизин любил Родину и свой народ.

Девизом его жизни были слова « Ты должен посвятить Отечеству свой век,

Коль хочешь навсегда быть честный человек».

9слайд. Вершиной творчества писателя стала знаменитая комедия « Недоросль».

Учитель:Вы видите иллюстрации всех героев комедии. И в центре ,развалившись на стуле, сидит недоросль — молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.

А вот прочитав комедию Д.И. Фонвизина вы ,ребята, должны будете дать новое значение слова «Недоросль».

И прежде чем мы обратимся к комедии давайте рассмотрим, что Фонвизину было 37 лет, когда он написал эту весёлую пьесу.

Не сразу нашла она путь на сцену. Но ,когда была поставлена, в сентябре 1782 года, по словам очевидцев, успех был полный, « публика аплодировала пьесе метанием кошельков на сцену». Знаменитый князь Потёмкин ,говорят, сказал тогда : « Умри, Денис! Лучше не напишешь!»

Учитель: Ребята, как вы объясните слова: « Умри, Денис! Лучше не напишешь!» Понравилась комедия или не понравилась зрителям?

Ответы учащихся.


2.2 Работа по учебнику.

Ребята, это первое драматическое произведение, которое вы изучаете в школе. Читать пьсу нужно по — особому: ведь автор не может вмешаться в ход событий, не введёт лирические отступления, не даст вставные эпизоды. Все строится на разговоре персонажей, на диалоге. Поэтому здесь важно не только то, о чём говорят , но и то, как говорят, в каких обстоятельствах происходит действие. На это указывают ремарки.


Итак. Что такое драма?

Драма - род литературных произведений , построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене8 произведения подобного рода , серьёзного, но не героического содержания ( в отличие от комедии и трагедии).


Ремарка — пояснение автора в тексте пьесы ( обычно в скобках) , связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой и т. д.


2.3 Работа с произведением.


Учитель: В учебнике комедия «Недоросль» в сокращении.

- Вы познакомились с действующими лицами.

  • Скажите где происходит действие комедии «Недоросль»?

  • Соответствует ли комедия всем правилам,которым подчинялась литература XVIII века?

  • Назовите три единства в драме литературы XVIII века.



Ученики : единство времени, единство места и единство действия.

Учитель: для классицизма характерно деление персонажей на «положительные» и «отрицательные». Главная черта персонажа закреплялась в его «говорящей фамилии».


Давайте рассмотрим персонажи,с которым вы познакомились в первом и втором действиях комедии.

Учитель: Что вы можете сказать о госпоже Простаковой?

Как она относится к своим слугам?

Дети отвечают на вопрос, читая реплики госпожи Простаковой .

Учитель: Как госпожа Простакова относится к своему сыну Митрофану?

Ответы детей.

Учитель: Прочтите выразительно диалог между Еремеевной(нянькой Митрофана), госпожой Простаковой и Митрофаном.

(Учитель участвует в чтении диалога персонажей.)


Учитель: Прочитав отрывок, что ещё вы можете сказать о госпоже Простаковой?


Рассматривают иллюстрации к комедии Н. Е. Муратова

Учитель: Ребята, кого изобразил Н. Муратов ?

Ответы детей.

Учитель: Что вы можете сказать об образе госпожи Простоковой?

Каким изображён Простаков в иллюстрации Н.Муратова?



2.4 Просмотр фрагмента спектакля «Недоросль». Постановка государственного академического Малого театра СССР ордена Ленина и ордена октябрьской революции.

Постановка В.Иванова.


Учитель: Ребята, в учебнике комедия «Недоросль» в сокращении.

Сейчас вы посмотрите фрагмент спектакля «Недоросль» и ответите на следующий вопрос.

- Какими представлены Простаковы, Скотинин?

2.5. Беседа после просмотра фрагмента из спектакля «Недоросль».

Ученики: Госпожа Простакова властная женщина. Она решила поженить своего брата Скотинина на Софье ,без ее согласия.

Госпожа Простакова хитрая, алчная , жадная женщина. Она давно похоронила Стародума (родного дядю, опекуна Софьи), который уехал в Сибирь и пропал без вести. Простакова была удивлена и рассержена, узнав ,что Софья получила письмо от Стародума и ,что он жив.


А когда Простакова узнаёт, что Софья является наследницей 10 тысяч рублей, заработанных Стародумом в Сибири, тут уж она готова раболепствовать перед Софьей.


Простаковы и Скотинин необразованны, они неграмотные.

Для Скотинина чтение- это скука. « Он отроду ничего не читывал».


2.5 Работа с текстом.


Учитель: Ребята, прочитав второе действие, скажите Правдин и Милон они знакомы или встретились впервые в доме Простаковых?

Ответы детей.


Учитель: А что вы можете сказать об этих персонажах? Они положительные или отрицательные?

Ответы детей.

Учитель: Милон от « МИЛ ОН» Софье. А Софья обозначает «мудрость».

Учитель: Что вы узнаёте о деятельности Правдина и Милона.

(Дети подтверждают ответы из произведения.)


Учитель: Почему Милон спешит в Москву?

С кем он в разлуке?

Подтвердите ответ из произведения.

Учитель: Что вы можете сказать об отношениях Милона и Софьи?

Ответы детей.

Ребята, образы Стародума и образы учителей мы рассмотрим на следующем уроке.


2. 6. Итог урока.

Урок подошёл к концу. С каким драматургом XVIII века вы сегодня познакомились?

Ребята, прочтите комедию до конца. На следующем уроке будет проведена исследовательская работа в таблицах.

2. 7 Выставление оценок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по литературе "Д.И. Фонвизин. Главные персонажи комедии "Недоросль".

Автор: Бондарчук Оксана Павловна

Дата: 22.11.2014

Номер свидетельства: 134120


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства