Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
Употребляй слова правильно!
Цель:
– Знакомим школьников:
· с понятием нормы литературного языка, с нарушением норм (ошибками);
· с тем, что нарушение норм литературного языка характеризует уровень культуры человека.
– Формируем установку:
· на осознание значения соблюдения норм для успешного общения;
· на обращение к различным словарям русского языка.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Беседа.
– Иногда мы говорим и пишем без ошибок, но нашей речью недовольны, и мы слышим: «Употребляй слова правильно!» Что это значит? Поговорим об этом.
Речевая разминка
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
ΙI. Открытие новых знаний.
Работа в учебнике.
Задание 43
Прочитайте стихотворение, которое сочинил Шалтай-Болтай из повести-сказки "Алиса в Зазеркалье". Непонятные слова ищите в толковом словаре Шалтая и Алисы.
- Как вы думаете, если бы все решили поступать со словами так, как Шалтай, чтобы произошло в нашей стране, во всём мире? Смогли бы люди общаться, понимать друг друга?
Возможные ответы учеников:
· Конечно, слово обычно употребляется в общепринятом значении, а
не так, как кто-нибудь хочет, например, Шалтай-Болтай. Значение слова, как известно, можно уточнить по толковому словарю.
· Если бы каждый человек употреблял слова по своему усмотрению,
то люди бы не смогли понимать друг друга, общаться.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
III. Развитие умений. Применение знаний.
Беседа
«Заговори, чтоб я тебя узнал…»
Сократ (древнегреческий философ)
-Что вы думаете по поводу этого высказывания?
-Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке.
- Посмотрите эпизод из серии Ералаша и попробуйте ответить на вопрос, который задаёт главный герой сюжета.
Ералаш – «Почему мы так говорим?»
Беседа
-О чём говорит этот сюжет?
-О низком уровне культуры, о бедном словарном запасе.
-Мы с вами увидели, что такая речь приводит к непониманию.
Работа в учебнике
- Уместно ли употребление придуманных тобою слов на уроках, при разговоре с директором школы, с незнакомыми людьми? Почему?
· Конечно, придуманные слова уместно использовать в той среде, где понимают их значение (например, в семье). При официальном разговоре, в беседе с незнакомыми людьми употребление таких слов
неуместно.
- Некоторые школьники (и взрослые) употребляют иностранные слова без надобности, тогда как есть русские слова с этим же или
сходным значением. Иногда это может звучать неуместно и даже комично.
- Пользуясь подсказкой, замени иностранные слова русскими.
Задание 44.
Ответы: 1) девушка; 2) торговая марка; 3) подростки; 4) выходные дни; 5) ведущий; 6) друг.
- С какими трудностями сталкивались при переводе?
- Самым сложным было подобрать нужные слова, они будто выскальзывали из головы. Это как зависший компьютер: остается только последняя картинка – слово, а вернуться обратно, вспомнить – очень трудно. Да и словарный запас у нас не очень хороший.
Оценивание своей деятельности
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Работа в группах (составить словарик)
-Некоторые ученики следят за своей речью в школе. Но стоит им выйти из школы, появляются ненужные слова и даже грубые выражения.
-Вспомните и запишите какие слова вы употребляете в своей речи, заменяя самые простые слова. А группа гостей наоборот попытается сделать перевод слов своих учеников.
- Деньги - …
- Хорошо -…
- Плохо -…
- Базар, надыбать, прикид, прикол, пруха, тормоз, хвост, чайник.
- А признаться в любви вы смогли бы, употребляя такие слова?
- Это уж точно нет.
- Вот именно! Вы все правы. Такая речь не может быть объектом для восхищения, подражания. От таких слов веет грубостью. И запас таких слов весьма ограничен, поэтому этот вариант языка не способен «украсить» нашу речь.
Употребление этих слов – это детская болезнь вроде кори или краснухи: когда ею быстро переболеешь в детстве, она не наносит вреда, а если болезнь затягивается на многие годы и ты болеешь ещё во взрослом возрасте, то страдает литературный язык, а значит, и общая культура человека.
Изгоним же, друзья, из нашей речи
Все грубые слова и злое просторечье.
А чистые слова бриллиантом засверкают,
Как капельки росы на солнце засияют.
Пусть радуга-дуга, как символ красоты,
Приносит в нашу речь побольше чистоты.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока.
– Найдите в параграфе советы. Обоснуйте их.(с.38)
– Как бы вы могли дополнить эти советы?
(Не следует употреблять придуманных тобой слов в официальной обстановке; среди людей, которые не знают значения этих слов. Нежелательно употреблять иностранные слова вместо русских слов с тем же значением.)
- Говорят, что лучшее лекарство от всех болезней – это смех. Вы все читали «Вредные советы» Григория Остера. Я попробовала составить подобные советы для любителей подменять литературный язык необщеупотребительными словами.
- Вставьте пропущенные слова из слов для справок:
Если вы сегодня утром
не сказали слова «супер»,
Протянув «клешни» к «кормушке»,
Не дожить вам до обеда!
Если «тормоз ты по жизни»,
чаще сленг используй в речи,
Обрастай, «братан», «хвостами»
на уроках красноречья.
И тогда ты будешь самый
Лучший «чайник» на планете!
приложение
Деньги - ...
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Хорошо - ...
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Плохо -…
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Базар_____________________________________________________
Надыбать_________________________________________________
Прикид___________________________________________________
Прикол___________________________________________________
Пруха____________________________________________________
Тормоз___________________________________________________
Хвост____________________________________________________
Чайник__________________________________________________