kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока риторики по теме "ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ Употребляй слова правильно!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Употребляй слова правильно!

Цель:

Знакомим школьников:

· с понятием нормы литературного языка, с нарушением норм (ошибками);

· с тем, что нарушение норм литературного языка характеризует уровень культуры человека.

– Формируем установку:

· на осознание значения соблюдения норм для успешного общения;

· на обращение к различным словарям русского языка.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Беседа.

– Иногда мы говорим и пишем без ошибок, но нашей речью недовольны, и мы слышим: «Употребляй слова правильно!» Что это значит? Поговорим об этом.

Речевая разминка

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

ΙI. Открытие новых знаний.

Работа в учебнике. 

Задание 43

Прочитайте стихотворение, которое сочинил Шалтай-Болтай из повести-сказки "Алиса в Зазеркалье". Непонятные слова ищите в толковом словаре Шалтая и Алисы.

- Как вы думаете, если бы все решили поступать со словами так, как Шалтай, чтобы произошло в нашей стране, во всём мире? Смогли бы люди общаться, понимать друг друга?  

Возможные ответы учеников:

· Конечно, слово обычно употребляется в общепринятом значении, а

не так, как кто-нибудь хочет, например, Шалтай-Болтай. Значение слова, как известно, можно уточнить по толковому словарю.

· Если бы каждый человек употреблял слова по своему усмотрению,

то люди бы не смогли понимать друг друга, общаться.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

III. Развитие умений. Применение знаний.           

Беседа

«Заговори, чтоб я тебя узнал…»

                                        Сократ (древнегреческий философ)

-Что вы думаете по поводу этого высказывания?

-Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке.

- Посмотрите эпизод из серии Ералаша и попробуйте ответить на вопрос, который задаёт главный герой сюжета.

Ералаш – «Почему мы так говорим?»

Беседа

-О чём говорит этот сюжет?

-О низком уровне культуры, о бедном словарном запасе.

-Мы с вами увидели, что такая речь приводит к непониманию.

Работа в учебнике

- Уместно ли употребление придуманных тобою слов на уроках, при разговоре с директором школы, с незнакомыми людьми? Почему?

· Конечно, придуманные слова уместно использовать в той среде, где понимают их значение (например, в семье). При официальном разговоре, в беседе с незнакомыми людьми употребление таких слов

неуместно.

- Некоторые школьники (и взрослые) употребляют иностранные слова без надобности, тогда как есть русские слова с этим же или

сходным значением. Иногда это может звучать неуместно и даже комично.

- Пользуясь подсказкой, замени иностранные слова русскими.

Задание 44.

Ответы: 1) девушка; 2) торговая марка; 3) подростки; 4) выходные дни; 5) ведущий; 6) друг.

- С какими трудностями сталкивались при переводе?

- Самым сложным было подобрать нужные слова, они будто выскальзывали из головы. Это как зависший компьютер: остается только последняя картинка – слово, а вернуться обратно, вспомнить – очень трудно. Да и словарный запас у нас не очень хороший.

Оценивание своей деятельности

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Работа в группах (составить словарик)

-Некоторые ученики следят за своей речью в школе. Но стоит им выйти из школы, появляются ненужные слова и даже грубые выражения.

-Вспомните и запишите какие слова вы употребляете в своей речи, заменяя самые простые слова. А группа гостей наоборот попытается сделать перевод слов своих учеников.

  1. Деньги - …
  2. Хорошо  -…
  3. Плохо -…
  4. Базар, надыбать, прикид, прикол, пруха, тормоз, хвост, чайник.

-  А признаться в любви вы смогли бы, употребляя такие слова?

-  Это уж точно нет.

-  Вот именно! Вы все правы. Такая речь  не может быть объектом для восхищения, подражания. От таких слов  веет грубостью. И запас таких слов весьма ограничен, поэтому этот вариант языка не способен «украсить» нашу речь.

 Употребление этих слов – это детская болезнь вроде кори или краснухи: когда ею быстро переболеешь в детстве, она не наносит вреда, а если болезнь затягивается на многие годы и ты болеешь ещё во взрослом возрасте, то страдает литературный язык, а значит, и общая культура человека.

Изгоним же, друзья, из нашей речи

Все грубые слова и злое просторечье.

А чистые слова бриллиантом засверкают,

Как капельки росы на солнце засияют.

Пусть радуга-дуга, как символ красоты,

Приносит в нашу речь побольше чистоты.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

– Найдите в параграфе советы. Обоснуйте их.(с.38)

– Как бы вы могли дополнить эти советы?

(Не следует употреблять придуманных тобой слов в официальной обстановке; среди людей, которые не знают значения этих слов. Нежелательно употреблять иностранные слова вместо русских слов с тем же значением.)

- Говорят, что лучшее лекарство от всех болезней – это смех. Вы все читали «Вредные советы» Григория Остера. Я попробовала составить подобные советы для любителей подменять литературный язык необщеупотребительными словами.

- Вставьте пропущенные слова из слов для справок:

 Если вы сегодня утром

не сказали слова «супер»,

Протянув «клешни» к «кормушке»,

Не дожить вам до обеда!

Если «тормоз ты по жизни»,

чаще сленг используй в речи,

Обрастай, «братан», «хвостами»

на уроках красноречья.

И тогда ты будешь самый

Лучший «чайник» на планете!

приложение

Деньги - ...

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Хорошо - ...

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 Плохо -…

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Базар_____________________________________________________

Надыбать_________________________________________________

Прикид___________________________________________________

Прикол___________________________________________________

Пруха____________________________________________________

Тормоз___________________________________________________

Хвост____________________________________________________

Чайник__________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока риторики по теме "ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ Употребляй слова правильно!" »

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Употребляй слова правильно!

Цель:

Знакомим школьников:

· с понятием нормы литературного языка, с нарушением норм (ошибками);

· с тем, что нарушение норм литературного языка характеризует уровень культуры человека.

Формируем установку:

· на осознание значения соблюдения норм для успешного общения;

· на обращение к различным словарям русского языка.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.


Д


3 3 3

Беседа.

– Иногда мы говорим и пишем без ошибок, но нашей речью недовольны, и мы слышим: «Употребляй слова правильно!» Что это значит? Поговорим об этом.

Речевая разминка

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.



Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

ΙI. Открытие новых знаний.

Работа в учебнике. 3 4 2 3

Задание 43

Прочитайте стихотворение, которое сочинил Шалтай-Болтай из повести-сказки "Алиса в Зазеркалье". Непонятные слова ищите в толковом словаре Шалтая и Алисы.

- Как вы думаете, если бы все решили поступать со словами так, как Шалтай, чтобы произошло в нашей стране, во всём мире? Смогли бы люди общаться, понимать друг друга?

Возможные ответы учеников:

· Конечно, слово обычно употребляется в общепринятом значении, а

не так, как кто-нибудь хочет, например, Шалтай-Болтай. Значение слова, как известно, можно уточнить по толковому словарю.

· Если бы каждый человек употреблял слова по своему усмотрению,

то люди бы не смогли понимать друг друга, общаться.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.


6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

III. Развитие умений. Применение знаний. Д


  1. 3 2

Беседа

«Заговори, чтоб я тебя узнал…»

Сократ (древнегреческий философ)

-Что вы думаете по поводу этого высказывания?

-Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке.

- Посмотрите эпизод из серии Ералаша и попробуйте ответить на вопрос, который задаёт главный герой сюжета.


Ералаш – «Почему мы так говорим?»


Беседа


-О чём говорит этот сюжет?

-О низком уровне культуры, о бедном словарном запасе.

-Мы с вами увидели, что такая речь приводит к непониманию.




Работа в учебнике

- Уместно ли употребление придуманных тобою слов на уроках, при разговоре с директором школы, с незнакомыми людьми? Почему?


· Конечно, придуманные слова уместно использовать в той среде, где понимают их значение (например, в семье). При официальном разговоре, в беседе с незнакомыми людьми употребление таких слов

неуместно.


- Некоторые школьники (и взрослые) употребляют иностранные слова без надобности, тогда как есть русские слова с этим же или

сходным значением. Иногда это может звучать неуместно и даже комично.


- Пользуясь подсказкой, замени иностранные слова русскими.


Задание 44.

Ответы: 1) девушка; 2) торговая марка; 3) подростки; 4) выходные дни; 5) ведущий; 6) друг.


- С какими трудностями сталкивались при переводе?

- Самым сложным было подобрать нужные слова, они будто выскальзывали из головы. Это как зависший компьютер: остается только последняя картинка – слово, а вернуться обратно, вспомнить – очень трудно. Да и словарный запас у нас не очень хороший.








Оценивание своей деятельности


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.



Работа в группах (составить словарик)


-Некоторые ученики следят за своей речью в школе. Но стоит им выйти из школы, появляются ненужные слова и даже грубые выражения.

-Вспомните и запишите какие слова вы употребляете в своей речи, заменяя самые простые слова. А группа гостей наоборот попытается сделать перевод слов своих учеников.

  1. Деньги - …

  2. Хорошо -…

  3. Плохо -…

  4. Базар, надыбать, прикид, прикол, пруха, тормоз, хвост, чайник.






- А признаться в любви вы смогли бы, употребляя такие слова?


- Это уж точно нет.


- Вот именно! Вы все правы. Такая речь не может быть объектом для восхищения, подражания. От таких слов веет грубостью. И запас таких слов весьма ограничен, поэтому этот вариант языка не способен «украсить» нашу речь.


Употребление этих слов – это детская болезнь вроде кори или краснухи: когда ею быстро переболеешь в детстве, она не наносит вреда, а если болезнь затягивается на многие годы и ты болеешь ещё во взрослом возрасте, то страдает литературный язык, а значит, и общая культура человека.


Изгоним же, друзья, из нашей речи

Все грубые слова и злое просторечье.

А чистые слова бриллиантом засверкают,

Как капельки росы на солнце засияют.

Пусть радуга-дуга, как символ красоты,

Приносит в нашу речь побольше чистоты.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.


ΙV. Итог урока.
















Д


– Найдите в параграфе советы. Обоснуйте их.(с.38)


– Как бы вы могли дополнить эти советы?


(Не следует употреблять придуманных тобой слов в официальной обстановке; среди людей, которые не знают значения этих слов. Нежелательно употреблять иностранные слова вместо русских слов с тем же значением.)


- Говорят, что лучшее лекарство от всех болезней – это смех. Вы все читали «Вредные советы» Григория Остера. Я попробовала составить подобные советы для любителей подменять литературный язык необщеупотребительными словами.

- Вставьте пропущенные слова из слов для справок:


Если вы сегодня утром

не сказали слова «супер»,

Протянув «клешни» к «кормушке»,

Не дожить вам до обеда!



Если «тормоз ты по жизни»,

чаще сленг используй в речи,

Обрастай, «братан», «хвостами»

на уроках красноречья.

И тогда ты будешь самый

Лучший «чайник» на планете!
















Деньги - …

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________



Хорошо -…

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________



Плохо -…

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________




Базар_____________________________________________________

Надыбать_________________________________________________

Прикид___________________________________________________

Прикол___________________________________________________

Пруха____________________________________________________

Тормоз___________________________________________________

Хвост____________________________________________________

Чайник__________________________________________________





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока риторики по теме "ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ Употребляй слова правильно!"

Автор: Аристова Марина Вячеславовна

Дата: 01.11.2014

Номер свидетельства: 124996

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Конспект интегрированного внеклассного занятия по риторике и декоративному творчеству в 2 классе: "Дерево добрых слов"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_intieghrirovannogho_vnieklassnogho_zaniatiia_po_ritorikie_i_diekorativ"
    ["file_id"] => string(6) "383341"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1485271367"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства