kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разбор глагола по составу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола. Содействовать развитию у школьников умения структурировать информацию, анализировать познавательный объект, осуществлять самокоррекцию учебной деятельности; развитию наблюдательности, речи; формированию умения работать в паре и в группе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разбор глагола по составу»

Тема: Разбор глагола по составу

Цель: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола. Содействовать развитию у школьников умения структурировать информацию, анализировать познавательный объект, осуществлять самокоррекцию учебной деятельности; развитию наблюдательности, речи; формированию умения работать в паре и в группе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебники русского языка, тесты, карточки.

                           Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Какой у нас урок?

- С каким настроением вы пришли на урок? Я очень рада. С хорошим настроением работа на уроке будет интересной и плодотворной.

  1. Актуализация опорных знаний.

 Прочитайте предложение на доске. Запишите, по ходу объясняя пропущенные орфограммы.

Нельзя, чтоб тот себя пр_слав_л, кто грамматическ_ _ (не)зна_т правил.

- Может ли это высказывание стать девизом урока русского языка? Почему?

– Над какой частью речи мы сейчас работаем с вами, ребята? (Слайд 1)

Что обозначает глагол? На нашем уроке мы будем выполнять действия: учиться думать, размышлять…

- Назовите глаголы в этом предложении.

- В какой форме они стоят?

- Поставьте глагол «прославил» в неопределённую форму, запишите. А теперь измените его по временам.

Прославить, прославил, прославит.

- Почему нет формы настоящего времени?

- Какие виды разборов мы можем провести над глаголом?

- Какой вид разбора вам наиболее интересен?

- У кого уже очень хорошо, получается, выполнять разбор глагола по составу?

- Мы сейчас это проверим. Выполните разбор этих глаголов по составу.

    (1 ученик на закрытой доске, остальные в тетрадях)

Прославить, прославил, прославит

3. Постановка проблемы.

 - У всех получилось так, как у ………?

 - В некоторых словах ребята допустили ошибки.

    ( Назвать ошибки.)

 - Почему разбор этих слов вызвал затруднение? У нас возникла проблема. Есть два варианта решения этой проблемы. Я могу вам сама рассказать, как её решить.

А есть другой вариант – вы сами попробуете решить эту проблему. И решите её сообща, работая в группах.

(Дети образовали группы по 4 человека. Группа, выполнившая задание, поднимает руки.)

Карточки с заданиями для групп.

- Определите по схемам, к каким частям речи относятся слова? (сущ.,  прил., 2 глаг.)

- Слов какой части речи на карточке больше?.

- Над какой же темой мы будем работать?

   (Разбор глагола по составу) (Слайд 2)

- Что вам подсказало на схеме, что это глагол?

- Что же нужно определить, когда приступаем к разбору глагола по составу?

( После ответа ученика на экране появляется запись)

   4Решение проблемы.

  1. – Определяем, в какой форме стоит глагол:  (Слайд 3)

                            думать – неопр. форма

                            сделаем – буд. вр. 1л. мн. ч

                             рассказала – прош вр. ж. р.

  1. -  Выделяем суффиксы и окончания, которые не входят в основу:    думать, сделаем, рассказала.  (Слайд 4)

  1. -  Выделяем основу:   думать, сделаем, рассказала  (Слайд 5)

.

  1. -   В составе основы выделяем корень:

                                               думать, сделаем, рассказала. (Слайд 6)

     5) -   Находим и выделяем приставку и глагольный суффикс:              думать, сделаем, рассказала.  (Слайд 7)

                 Образец записи:

думать  - глаг.  неопр. ф.

сделаем – глаг. буд. вр. 1 л. мн. ч.

рассказала – глаг. прош. вр. ж. р. ед. ч.

- Что у нас получилось? Как назовёте эту схему, эти действия по шагам? (Алгоритм, порядок.)

-  Над какой проблемой будем работать? Чему учиться?

-  Алгоритм разбора глагола по составу.

    ( На экране появляется запись)  (Слайд 8)

-   Объясните, почему, перед тем, как разбирать глагол по составу, нужно определить, в какой он форме.

-    Почему удобнее начинать разбор глагола по составу «с конца»?

- Ребята, у вас на парте лежат памятки. Кто будет затрудняться в разборе глагола, можете пользоваться ею.

 Памятка алгоритма разбора глагола по составу.

  1. Форма глагола.

  2. Не входит в основу.

  3. Основа.

  4. Корень

  5. Приставка, суффикс.

5Закрепление  изученного.

1) Работа по учебнику.

Упражнение 293.  (1 ученик 1-ый столбик.  

                                 2 ученик 2-ой столбик).

       бегают – глаг. наст. вр. 3 л. мн. ч.

       читали – глаг. прош. вр. мн. ч.

       строить – глаг. неопр. Ф

улыбается – глаг. наст. вр. 3л. ед. ч.

идти  -  глаг. неопр. ф.

молчат – глаг. наст. вр. 3л. мн. ч.

                      ( Физминутка)

        Идти, шагать и улыбаться,

        И повернуться, и вдохнуть.

        Руки поднять и опустить, и наклоняться,

        И потянуться, просто отдохнуть.

        Теперь чуть-чуть присесть и встать.

         Вот сколько действий помогают                                                                      

          Нам глаголы совершать.

6. Игра  «Составь слово»  (Слайд 9)

  ( На проекторе – таблица. Работа выполняется коллективно). Запишите полученное слово, укажите его части.

            Из первого слова возьми ты  приставку,

            А из второго корень возьми.

            Суффикс используй из третьего слова.

             Теперь прочитай, твоё слово готово!  (Слайд 10)

пришёл                   дума                 бегать

забег                       горит               хватать

побежал                 работник           играть

поход                      похвально         сорить

-  Молодцы, ребята, мне вам хочется сказать два последних, получившихся у вас слова. Вы очень хорошо поработали, и вас хочется похвалить. Умницы!

7.Самостоятельная работа.        

   ( разноуровневые задания.) Фронтальная проверка. (Слайд 11)

      Красные

        Синие

      Жёлтые

Подбери слова к данным схемам:

Разбери глаголы по составу:

полетела

приближаться

цветут

крутить

Определи, какой глагол подходит к схемам?

подскажешь

бегаешь

держать

уколоться

убежать

- Вам предлагаются карточки трёх цветов. На каждом цвете определённые задания. Прочитайте и выберите, какое задание вы хотели бы и смогли выполнить?

- Кто выбрал красную карточку? (1 к доске)

- Кто – синюю? (1 у доски)

- Кто - жёлтую?  (1 у доски)

  1. Тест – проверка.  (Слайд 12)

- А теперь проверим знания каждого ученика, выполнив предложенный тест.

  1.  Чтобы выполнить разбор глагола по составу я сначала:

а) Определю спряжение глагола;

б) Определю, в какой форме стоит глагол;

в) Выделю основу.

  1. Если глагол стоит в прошедшем времени, то я:

  а) Выделю окончание и суффикс –л-;

  б) Выделю глагольный суффикс;

   в) Выделю корень.

  1. Суффикс  -ся (сь) возвратного глагола:

а) Не входит в основу глагола;

б) Входит в основу глагола;

в) Иногда входит.

( Проверка теста на экране)    (1-б     2-а     3- б)  (Слайд 13)          

9. Итог урока.

 Назовите тему урока.

-  Какую учебную задачу (проблему) ставили?

 -  Справились ли вы с её решением? Обоснуйте ответ.

 - Какие формы работы вам были наиболее интересны?

  1.  Домашнее задание.

 Выполните упражнение № 294. И так как некоторые ребята хотели сделать сегодня и другой разбор, помимо словообразовательного, можете выполнить любой вид разбора. (Слайд 14)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разбор глагола по составу

Автор: Чартаева Калимат Магомедовна

Дата: 25.06.2025

Номер свидетельства: 672261

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Глагол. Разбор глагола по составу. "
    ["seo_title"] => string(35) "glaghol-razbor-ghlaghola-po-sostavu"
    ["file_id"] => string(6) "112662"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408811158"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект открытого урока на тему "Разбор глагола как части речи" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-razbor-ghlaghola-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "244841"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446021033"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Урок русского языка в 4 классе на тему: "Морфологический разбор глагола" "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-morfologhichieskii-razbor-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "176700"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424454039"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока русского языка на тему: «Разбор глагола по составу» (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_na_tiemu_razbor_ghlaghola_po_sostavu_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "411901"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493229301"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Презентация к уроку русского языка на тему: «Разбор глагола по составу» (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_russkogho_iazyka_na_tiemu_razbor_ghlaghola_po_sostavu_4_"
    ["file_id"] => string(6) "411905"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1493229458"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства