Цель: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола. Содействовать развитию у школьников умения структурировать информацию, анализировать познавательный объект, осуществлять самокоррекцию учебной деятельности; развитию наблюдательности, речи; формированию умения работать в паре и в группе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разбор глагола по составу»
Тема: Разбор глагола по составу
Цель: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола. Содействовать развитию у школьников умения структурировать информацию, анализировать познавательный объект, осуществлять самокоррекцию учебной деятельности; развитию наблюдательности, речи; формированию умения работать в паре и в группе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебники русского языка, тесты, карточки.
Ход урока.
Организационный момент.
- Какой у нас урок?
- С каким настроением вы пришли на урок? Я очень рада. С хорошим настроением работа на уроке будет интересной и плодотворной.
Актуализация опорных знаний.
- Прочитайте предложение на доске. Запишите, по ходу объясняя пропущенные орфограммы.
Нельзя, чтоб тот себя пр_слав_л, кто грамматическ_ _(не)зна_т правил.
- Может ли это высказывание стать девизом урока русского языка? Почему?
– Над какой частью речи мы сейчас работаем с вами, ребята? (Слайд 1)
- Что обозначает глагол? На нашем уроке мы будем выполнять действия: учиться думать, размышлять…
- Назовите глаголы в этом предложении.
- В какой форме они стоят?
- Поставьте глагол «прославил» в неопределённую форму, запишите. А теперь измените его по временам.
Прославить, прославил, прославит.
- Почему нет формы настоящего времени?
- Какие виды разборов мы можем провести над глаголом?
- Какой вид разбора вам наиболее интересен?
- У кого уже очень хорошо, получается, выполнять разбор глагола по составу?
- Мы сейчас это проверим. Выполните разбор этих глаголов по составу.
(1 ученик на закрытой доске, остальные в тетрадях)
Прославить, прославил, прославит
3. Постановка проблемы.
- У всех получилось так, как у ………?
- В некоторых словах ребята допустили ошибки.
( Назвать ошибки.)
- Почему разбор этих слов вызвал затруднение? У нас возникла проблема. Есть два варианта решения этой проблемы. Я могу вам сама рассказать, как её решить.
А есть другой вариант – вы сами попробуете решить эту проблему. И решите её сообща, работая в группах.
(Дети образовали группы по 4 человека. Группа, выполнившая задание, поднимает руки.)
Карточки с заданиями для групп.
- Определите по схемам, к каким частям речи относятся слова? (сущ., прил., 2 глаг.)
- Слов какой части речи на карточке больше?.
- Над какой же темой мы будем работать?
(Разбор глагола по составу) (Слайд 2)
- Что вам подсказало на схеме, что это глагол?
- Что же нужно определить, когда приступаем к разбору глагола по составу?
( После ответа ученика на экране появляется запись)
4. Решение проблемы.
– Определяем, в какой форме стоит глагол: (Слайд 3)
думать – неопр. форма
сделаем – буд. вр. 1л. мн. ч
рассказала – прош вр. ж. р.
- Выделяем суффиксы и окончания, которые невходят в основу: думать, сделаем, рассказала. (Слайд 4)
- Справились ли вы с её решением? Обоснуйте ответ.
- Какие формы работы вам были наиболее интересны?
Домашнее задание.
Выполните упражнение № 294. И так как некоторые ребята хотели сделать сегодня и другой разбор, помимо словообразовательного, можете выполнить любой вид разбора. (Слайд 14)