Просмотр содержимого документа
«Разбор слова по составу »
Конспект урока русского языка в 4 классе
по теме: «Разбор слова по составу».
Образовательные:
-уточнить понятия «корень», «основа», «приставка»,
«суффикс», «окончание»;
-создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу;
Развивающие:
- развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка. - развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
-развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
-создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
-воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
-воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайды по теме, картинки с рисунками.
Формирование УУД:
- личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.
- регулятивные действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;
- познавательные действия: уметь определять глаголы, изменять их по вопросу, согласовать с именами существительными, использовать их в речи и письме.
- коммуникативные действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь посредством глаголов.
Оборудование урока:
-карточки индивидуального опроса;
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Дети. Мы рады приветствовать вас в классе, Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко, Поручено нам вас сегодня встречать, Ну начнем же урок, не будем зря время терять.
– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей хорошее, а будет ещё лучше. Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи. И так, начнем наш урок.
На партах лежат цветные полоски. Выберите из 4 один себе цвет. Прикрепите в бэйджиках. Пусть каждому из вас этот выбранный цвет принесет отличное настроение для усвоения новых знаний.
Внимание на экран. Здесь эпиграф к нашему уроку. (Я читаю)
Слайд 2
Слово делится на части, Как на дольки апельсин.
Может каждый грамотей Строить слово из частей.
(Таймд Раунд Робин) Как вы понимаете эти слова? Обсудите у себя в группе, проговаривая каждый по очереди по кругу за определенное время. Начинает участник № 1 по сигналу.
1) (по 10секунд 4 раза)
Кто хочет поделиться с своей мыслью? Стол 3- участник 3 и т.д.
Как вы думаете о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
Чем мы сегодня будем заниматься?
Какую поставим цель? (Научиться разбирать слова по составу) Слайд 3
Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, лес из деревьев.
Слова тоже сделаны из своего материала.
Слово делится на части
Как на дольки апельсин.
И у каждой части слова есть своё название.
Над которыми мы сегодня и будем работать.
2. Актуализация знаний.
Ну а чтобы собрать наше внимание, проведём «Разминку для ума».
Глазки на меня. Отвечаем хором, быстро.
Часть слова, которая служит для связи слов в предложении
называется…
Общая часть родственных слов называется …
- Как называется третий зимний месяц?
Какие буквы не употребляются в начале русских слов?
Для каждого участника в конверте лежат карточки для словарной работы.
Слайд 4
Задание. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы
Зимой ру .. кий лес сказоч..ный и ч.. десный. Сне.. украшает пуш.. стые ветки деревьев. Смолистые шишки в.. сят (на) елях. В серебряном уборе стоят красавицы - б.. рёзки.
(20секунд)
Кто готов покажите это (чир - фейервек)
Обменялись листочками с партнером по лицу.
Слайд 5 Взаимопроверка по экрану, с объяснением орфограмм.
4. Разминка.
Сейчас мы должны вспомнить все части слова.
Релли Робин -два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка)
Конверт № 2.
Вам нужно на этих листочках написать о каких понятиях части слова идет речь. Работаете с партнером по плечу, по очереди. Начинают партнер под буквой Б.
Слайд 6 (30 секунд)
1) Изменяемая часть слова это - ……….
2) Часть слова без окончания это - ………….
3) Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов это - ……….
4) Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов это - ……….
5) Главная часть слова это - …….
Кто готов покажите это (чир - фейервек)
Вы вспомнили все, что касается состава слова. Применим это на практике. Сейчас вы работаете с партнером по лицу.
Слайд 7(Приставка,корень, предлог,окончание;
Приставка, корень, суффикс, союз)
Возьмите конверт № 3 . На листочках слова. Назовите 4 - е лишнее слово запишите лишнее слово в тетрадях. Затем поменяйтесь с партнерами листочками и опять найдите 4 – е лишнее. У вас должны получиться 2 слова.
по 20 секунд два раза
Посовещавшись, скажите, какие слова у вас получились лишними?
- Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради и карандаши. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос , а вы должны будете поделится ответом своим партнером и наоборот.
1 – й вопрос. Почему лишними оказались слова предлог и союз.
(Начинает тот, у кого волосы светлее)
(по 15 секунд два раза)
Поблагодарите своего партнера.
А теперь на этот вопрос ответит…(Ceer!)
Музыка!!!
Дотроньтесь до двух других столов и до одной стены.
(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)
2 – й вопрос. Чем предлоги отличаются от приставок?.
(Начинает тот, у кого волосы длиннее.)
Ученики делятся ответом со своими партнерами
(по 15 секунд два раза)
Поблагодарите своего партнера.
- А теперь на этот вопрос ответит… (Ceer!)
Музыка!!!
(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)
3 – й вопрос. Для чего необходимо знать состав слова? (Состав слова может объяснить образование слов. Знание состава слова помогает мне увидеть, в какой части слова орфограмма)
(Начинает тот, кто ниже ростом.)
(Ученики делятся своими партнерами
(по 15 секунд два раза)
Поблагодарите своего партнера.
- А теперь на этот вопрос ответит… (Ceer!)
Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места.
- Молодцы!
III. Основная часть.
1.Раунд Тэйбл (письменная работа по очереди, по кругу на одном листе– по часовой стрелке.)
Конверт № 4 Работа на листочках.
- На карточках к словам из левого столбика подберите правильную схему состава слова из правого столбика и рядом запишите цифру. письменная работа по очереди, по кругу на одном листе– по часовой стрелке
Начинает ученик под номером 2.
Слова……………. Схемы состава слова…………………
Слайд 9
Песенка 1)
Пенал 2)
Подруга 3)
Подсказка 4)
1 минута
Кто готов покажите это (чир - фейервек)
- А теперь на этот вопрос ответит… (Ceer!) Слайд10
Спасибо, ребята, молодцы!
2 . Углы. Конэрс (распределяются по углам от выбранного ими ответа)
Конверт № 5
Слайд 11.Каждый из вас должен выбрать одно слово. Запишите в тетрадях. Подберите к нему однокоренные слова. Запишите их.
1. Море
2. Город
3. Лес
4. Сад
2 минуты
Кто готов покажите это (чир - фейервек)
Кто выбрал для себя слово лес – пройдите в тот угол, где нарисован рисунок леса, город – в другой угол и т.д. море в свой угол, сад в свой угол.
- Идите к вашему углу комнаты и найдите партнера для разговора не из вашей команды.
- Обсудите в парах, какие положительные эмоции вызывают данные слова и картинки?
(по 15 секунд два раза).
…! Поделись мнением своего партнера. (Ceer!)
( Из каждого угла по 1 человеку.)
- Теперь в вашем же углу найдите другого партнера, с кем вы еще не общались и вместе составьте однокоренные слова с используемым словом на стене вашего угла .
(По 15 секунд два раза ).
Спасибо.
Давайте поблагодарим своего партнера.
Посмотрите на свои бейджики. Образуйте команду, собравшись по цветам .
3. Работа над своими однокоренными словами.
- Сядьте на новые места. Давайте посмотрим, какие же однокоренные слова у вас получились. Стол № 1. У кого слово –море. Прочитай свои слова. Остальные столы дополняют и записывают.
И остальные слова. А для чего мы подбирали однокоренные слова?
Физминутка!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
4. Творческое задание 1.
Слайд 12Что оно означает? КОНСТРУКТОР – тот, кто конструирует что-либо, создает конструкцию чего-либо; это набор частей, деталей, из которых строят разные сооружения.
Вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора? Вот и мы с вами сейчас будем конструировать слова.
Конверт № 6
Слайд 13Вы берете ту часть слова, которая указана в таблице. И у вас должно получится новое слово. Каждый работает сам.
ПРИСТАВКА
КОРЕНЬ
СУФФИКС
ОКОНЧАНИЕ
СЛОВО
походка
слово
сестрицы
река
пословица
налетели
ученик
куст
молчит
научит
коньки
мудрец
старость
домик
мудрость
Кто готов покажите это (чир - фейервек)
Проверка Слайд 14
Можно ли детали, изображённые на карточках, отнести к «словесному конструктору»? Докажите.
(Работа по учебнику с. 157 упр.198 – запас)
Вывод , как нужно правильно действовать при разборе слов по составу?
Слайд 15
Сравним с выводом по книге.
Закрепление. Работа в группе.
Конверт № 7.
Соберите слова из слогов, составленные слова представители групп напишите на доске. По очереди выходим и правильно выделяем части слова, используя алгоритм.
Над какой темой мы сегодня начали работу на уроке?
Могут ли существовать приставки и суффиксы в речи самостоятельно,
отдельно от слова?
А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?
Достаточно одного урока?
Действовали вместе и работали хорошо
А сейчас каждый подумает и оценит свою деятельность на уроке на лесенке успеха.
Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова? На этот вопрос напишите на стикерах, и прикрепите на парковку, это будет ваш билетик на выход с урока.
IХ. Домашнее задание
Стр.158 упр.200
А в заключении хочется показать вам небольшую сказку.
«Кто главнее и важнее»
- Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное – суффиксы. Иногда могут звенеть, как колокольчики: оньк, еньк, знь; стучать каблучками: ек, ик, чик, ник; петь, как птички: чив, лив, чив, лив! Суффиксы и приставки поначалу очень дружили и никогда не ссорились. Они много времени проводили вместе. Но однажды они поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.
Приставки. Ну как вы не понимаете?! Возьмём слово выиграть, это совсем не то, что проиграть! А написать самой – это вам не списать у кого-нибудь. И всё это благодаря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого ещё какие-нибудь слова?
Суффиксы. Конечно, нужны и очень много (выступают вперёд) Мы привели сюда целую семью слов: лесок, лесовик, лесник.
Смотрите, как могущественны в этих словах мы – суффиксы! Захотим - и лес превращается в лесок. А вот и человек, который охраняет лес. И все эти превращения совершили мы – суффиксы.
Прист. Зато, если захотят сказать что-то просто очень-преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят прекрасный, прелестный, и вообще: не хорошенький, а прехорошенький, не огромный, а преогромный! Так что да здравствуем мы, приставки!
Суф. Зато мы можем приласкать! И сказать не мама, а мамочка, не Оля, а Оленька!
Уч. Спорили приставки и суффиксы, спорили – чуть не подрались! Спасибо, вовремя корень вмешался – встал между ними.
Корень. Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без корня, сказать!
Уч. Приставки и суффиксы пробовали- пробовали, старались-старались, и так и эдак – ничего у них не вышло. С тех пор корень как главный в слове решил так.
Корень. За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки, – слева, а вы, суффиксы, - справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать. А за службу вашу верную я подарю вам дома-терема, и, чтобы вас никто не путал, крыши на них будут разные. У приставок вот такие: , а у суффиксов – совсем другие: . А себе я выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую: .
Уч. Тут всем спорам конец пришёл. Да и некогда: слов на свете много, работы всем морфемам хватает.
К. В корне смысл, но не весь
Главный, но не полный.
Пр. Потому приставка есть-
Смысл она дополнит.
Суф. - Рад я в этом ей помочь.
После корня встать не прочь!
Ну и что ж, что после корня, -
Всё равно я всех проворней!
Уч. А о какой морфеме ни слова не было сказано в сказке?