I.Организационный момент. - Сегодня на урок к нам пришли гости, посмотрите на гостей, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе и всему классу. II.Актуализация опорных знаний. - Найди «лишнее» слово, скажи, по какому признаку выделили. Игра «Найди лишнее слово» Дуб, сосна, клён, смородина Берёза, осина, ель, липа. Ель, сосна, берёза, кедр. -О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? - А о каких, отгадайте загадки: Её всегда в лесу найдём, Пойдём гулять и встретим, Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. А к нам придёт под Новый год – Ребята будут рады. Хлопот весёлых полон рот, Готовы ей наряды. - Кто - Кто приносил ёлку в дом на Новый год? - У кого была искусственная ёлка? Почему? - Много елей вырубают на Новый год, чтобы их сохранить люди и стали изготовлять и наряжать искусственные ёлки.
У меня длинней иголки, чем у ёлки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви – только на макушке. - Какие деревья мы будем сегодня изучать? - Это лиственные или хвойные деревья? - Почему?
III.Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать хвойные деревья: ель и сосну. - Как вы думаете, почему ель и сосну мы изучаем вместе? Значить сегодня мы научимся находить черты сходства и различия, определять части этих деревьев, их особенности. - Мы уже сказали, что человек вырубает ели к новому году, значит, что ещё должны мы выяснить? -Что произойдёт, если мы вырубим леса?
Значить, сегодня на уроке мы должны выяснить, какую пользу приносит лес людям, и как человек иной раз даже не задумываясь наносит вред лесу, будем учиться разумно использовать лесные богатства. А также будем учиться правильно отвечать, строить предложения, узнавать больше новых слов и использовать их в своей речи. -Что необходимо для успешной работы на уроке? IV.Работа над темой урока. Части дерева. Практическая работа (у детей гербарии, рисунки ели и сосны, шишки). -С помощью рисунков найдите части дерева. Карточка – задание. 1.Как называется растение? 2.Есть ли у него корень? 3.Найдите стебель. 4.Найдите листья. 5.Найдите цветок. 6.Найдите плод. Коллективная проверка. -Корень у сосны уходит глубоко в землю, у ели не глубоко. -Стебли называют ствол и ветви, они толстые и твердые. -Листья-хвоинки, которые не все опадают. А почему я сказала не все?
-Вместо плодов - шишки с семенами. (иллюстрации) -Но ведь плоды вырастают на месте цветка. Значит, ель и сосна цветут?
-В начале лета сосна цветет. Она не дает пышных цветов, а появляются маленькие красноватые шишечки. Семена вызревают через 18 месяцев, в феврале – марте они выпадают из шишек на снег, их подхваты- вает и разносит в разные стороны. Прора- стают семена весной. Вывод. У ели и сосны есть одни и те же части – корень, стебель (ствол, ветви), листья (хвоинки), цветок, плод с семенами (шишки). И так, что мы с вами выяснили?
IV. Физминутка. Во дворе стоит сосна. К небу тянется она. Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней. Ветер сильный налетел, Все деревья раскачал. Ветви гнутся взад-вперед, Ветер их качает, гнет. Будем вместе приседать- 1,2,3,4,5. Мы размялись от души И за парты вновь спешим. V.Возврат к теме урока. Отличие ели от сосны. Работа в парах. -Перед вами веточки ели и сосны, шишки. Задание: определить ветки и шишки с какого они дерева. Проверка -Возьмите в правую руку веточку ели, в левую - сосны. -Как отличили?
-Как прикрепляются к веточке?
-Как сказать - шишка ели – Шишка сосны –
-Возьмите в правую руку еловую шишку, в левую – сосновую. -Как отличили?
-Стволы ели и сосны тоже имеют различия. Ствол ели достигает в высоту до 40-50м. По цвету он красновато – коричневый, чешуйчатый. Ветви густые, растут от земли, поэтому еловый лес тем- ный. Ствол сосны имеет такую же высоту, но по цвету он медно – красный, более светлый. Ветви расположе- ны вверху, поэтому сосновые леса светлые. По стволу ели и сосны часто стекает смола. Какая она?
-Чему мы сейчас научились?
-Оцените работу своего соседа. Развитие речи. 1.-Построить предложение из слов. Растет, бор, сосна, в. -Что такое - бор? Берлога, в, медведь, ельник, устроил, густом. - Что такое – ельник?
2.-Работа с деформированным текстом. В сосновом бору светло и сухо.(4) Прекрасные ветви устремились в небо.(3) Тихо дремлет зеленый бор.(1) Приятно дышать смолистым ароматом.(5) Стоят прямоствольные сосны.(2)
На ветках красивые игрушки.(2) Дети водят хоровод вокруг елки.(4) В зале стоит душистая елка.(1) На макушке надета звезда.(3)
3.Проговаривание скороговорки. Шапкой Саша шишку сбила.
Значение леса, охрана. -Возьмите веточки и понюхайте. Запах слышите? -Какую роль играет лес (ель и сосна) в нашей жизни
-Лес имеет важное значение в жизни людей. Одно Из главных – это чистый воздух. Деревья выделяют кислород, которым мы дышим, особенно полезен воздух в еловом и сосновом лесу. Не случайно люди строят санатории, дома отдыха, лагеря для отдыха детей там, где растут сосны и ели. -Лес это дом для зверей и птиц, место сбора ягод и грибов. В наше время очень много вырубается лесов А кто знает, какая древесина самая ценная? -Для чего люди вырубают леса?
-Леса становится все меньше и меньше. -Представьте, что по лесу протекала речка. Что с ней произойдет, если вырубят лес? -Хвоей питаются глухарь, даже лоси едят сосновую хвою, белки достают семена из шишек, клесты выводят своих птенцов в лапах ели. А если в лесу вырубят сосны и ели? Не будет белок, птиц. -Лес защищает поля от ветра, бережет влагу в почве, улучшает климат. ЛЕС – ЭТО ВЕЛИКОЕ БОГАТСТВО. -Что мы должны делать? -Деревья живут очень долго, до 500 лет, но чтобы вырастить молодую елочку нужно до 10 лет, сосен- ки вырастают чуть быстрее. Лесники выращивают молодые сосны и ели, потом их высаживают на вырубках. Дети тоже помогают.
Работа с пословицами. Сломать дерево – секунда, а вырастить года.
Много леса – не губи Мало леса – береги Нет леса – посади. Объясните смысл пословиц.
VI. Итог урока. Рефлексия. -Кто помнит тему нашего урока? -Что изучали? -Что учились делать? (проанализировать выполне- ние каждого задания). -Кому было интересно на уроке? -Кому было трудно? -Кто узнал новое на уроке?
Игра «С какого дерева эта шишка?» -Достаньте шишку из корзинки с закрытыми глаза- ми и определите с какого она дерева (иллюстрация шишок.)
Игра «Угадай». -У меня в руках две иголки, угадайте с какого она дерева (иллюстрация веток.)
На этом сегодня все. Всем большое спасибо.
- Кто
Её все Игр Дуб, с
- . – |