Ход урока окружающего мира в 3 классе
I. Организация класса.
Проверка домашнего задания.
Тест (приложение №1).
Взаимопроверка.
II. Сообщение темы и целей урока.
Отгадайте загадки:
Вырос в поле
Злой и колкий,
Во все стороны иголки.
(Репей).
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель).
Из- под снега расцветает
Раньше всех
Весну встречает.
(Подснежник).
- Что между ними общего? ( Относятся к царству растений).
Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.
III. Актуализация знаний.
У. Объясните, почему лес называют "лёгкими" Земли?
У. Чтобы общение с растениями вас не огорчало о чём необходимо помнить? (Среди растений встречаются ядовитые).
У. Назовите ядовитые растения (Вороний глаз, дурман обыкновенный, вех ядовитый, волчье лыко и т.д.).
У. Вы, наверное, слышали выражение «Растения – зелёная одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть растения. Они образуют леса, луга. Мы видим их в парках, садах, поле, на улицах городов и сёл. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой.
У. На какие группы можно распределить эти растения?
(Деревья, кустарники, травы).
Какие части растений вы знаете? (Корень, стебель, листья, цветок).
А я предлагаю вам совершить небольшую экскурсию в мир растений.
V. Изучение нового материала.
1. Работа в группах.
Вы будете работать в группах, используя материал в учебнике, дополнительный материал. По ходу изучения вы и выполните работу по карточкам. Затем выбираете от группы экскурсовода, который будет знакомить детей с особенностями растений той или иной группы. А все остальные дети, изучая группы растений заполняют таблицу
(приложение №2).
2. Выступления учащихся.
(Выступления учащихся сопровождаются показом слайдов.)
а) Догадайтесь о какой группе растений идёт речь?
Учитель. Эти растения живут в воде. Могут быть как очень как очень крошечными - одноклеточными, так и многоклеточными, достигающими 30 метров в длину. Некоторые из них имеют необычное название. Догадались, что это за растения? (Водоросли).
Слайд №1. Сообщение детей по карточкам. (Водоросль ламинария рассказывает второй ученик см. приложение №2, №3). Не забывайте заполнять таблицу.
Учитель. Багряные и бурые – древняя группа водорослей, обитатели морей. В некоторых странах широко используют их в пищу как приправы и закуски.
б) Учитель. Следующая группа растений, о которой мы будем говорить, интересна тем, что не имеет корней и растет обычно на болотах.
Вы догадались, что это за растения? (Мхи).
Слайд №2.
Сообщение детей (приложение №2, №3).
Учитель. Отмершие мхи образуют залежи торфа, который используют как топливо и удобрение. В сухом торфе можно хранить фрукты и овощи. Они долго сохраняют вкусовые качества.
в) Учитель. Группа растений, о которой мы сейчас будем говорить, удивительна тем, что растения этой группы никогда не цветут, но существует много легенд о людях, искавших цветы этих растений для счастья. (Папоротники).
Слайд № 3
Сообщение детей (приложение №2, №3).
Физминутка
Учитель. Перед нами папоротник страусово перо. Красиво!
Папоротники–лианы высоко поднимаются по стволам деревьев.
Олений рог – эпифит – гигант порой весит около 100 кг. Под тяжестью эпифитов иногда выворачиваются с корнями даже крупные деревья.
г) Учитель. Прежде чем перейти к следующей группе растений послушайте загадки, которые приготовили ваши одноклассники:
Её всегда в лесу найдёшь- У меня длинней иголки, чем у ёлки
Пойдёшь гулять и встретишь: Очень прямо я расту в высоту.
Стоит колючая, как ёж, Если я не на опушке,
Зимою в платье летнем. Ветви только на макушке.
(Ель). (Сосна).
К каким растениям относятся ель и сосна? ( Хвойные).
Слайд № 4 Сообщение детей (см. приложение № 2, №3).
Учитель. Среди хвойных деревьев встречаются гиганты. Секвойя (мамонтово дерево), которая растёт в Америке, имеет высоту свыше 100 метров, а в поперечнике – 11 метров. Хвойные растения – долгожители.
Ель живёт до 500-600 лет, а секвойя – свыше 3000 лет.
д) Учитель. А теперь вспомним о самой многочисленной и интересной группе растений. Название, которой связано с тем, что представители этой группы хотя бы один раз в жизни, но цветут.
О каких растения идёт речь? (Цветковые).
Слайд № 5. Сообщение детей (см. приложение № 2, №3)
Учитель. Цветки этого растения сравнивались с самыми красивыми животными. В одной стариной книге написано так: « Этот цветок не имеет запаха, как красивый павлин песен. Зато тюльпан прославился красочными лепестками, а важный павлин необычным оперением».
Сейчас тюльпаны можно увидеть в любом парке весной, а примерно 500 лет назад всего за несколько луковиц нужно было отдать целое состояние. Девушка, которой давали в приданое луковицы этого прекрасного растения, считалась богатой невестой.
VI. Повторение взаимосвязи растений и человека.
Растения – часть живой природы, также как и человек, и поэтому имеют тесную связь друг с другом.
Что произойдёт на Земле, если вдруг исчезнут растения?
Люди умеют говорить красивые слова, но в жизни гораздо ценнее поступки. Сейчас я предлагаю вам мысленно совершить небольшое путешествие на прекрасную цветочную поляну (звучит фонограмма П.И.Чайковского «Вальс цветов».
Букет из каких цветов вы собрали бы для своей мамы, бабушки?
А мне понравились цветы на ваших рисунках, пожалуй я сорву один из них (учитель «нечаянно» разрывает один рисунок).
- Ой, ребята, чей это рисунок?
- Вам не жаль его?
- А как же быть с теми цветами, которые вы сорвали?
- Разве их не жаль?
- Мне очень жаль рисунок Кати, поэтому я его специально заменила на копию, значит настоящий рисунок не пострадал. Рисунок остался цел.
- А в жизни вы смогли бы исправить эту ситуацию?
- Какой мы можем сделать вывод?
- Видите, как важно правильно применять знания в реальной жизни.
Послушайте, как в стихотворной форме нам советует поэт Р. Рождественский относиться ко всему живому, в исполнении ваших товарищей.
Лесная поляна.
1) Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвём цветы…
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
VII. Итог урока.
Слайд № 6.
- Как называется наука о растениях?
- Где растут водоросли?
- Где можно встретить мхи?
- Как узнать папоротники?
- Назовите представителей хвойных растений.
- Какая из групп наиболее разнообразна?
VIII. Домашнее задание.
Подготовить сообщения о растениях разных групп.
IX. Оценки за урок.
Сегодня на уроке вы успешно решили все поставленные перед вами задачи. Я желаю вам, чтобы вы так же успешно справлялись с любыми жизненными ситуациями, применяя полученные знания.
Успехов вам, дети!