kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок " Голосеменные растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Голосеменные растения.

Цель урока: дать общую характеристику растений отдела Голосеменные растения.

Задачи: образовательные – изучить особенности строения голосеменных растений; указать на признаки, позволившие отнести их к группе высших семенных растений; дать представление о многообразие растений данного отдела; указать на преимущества семенного размножения над споровым.

развивающие – развивать умение учащихся анализировать полученную информацию, выделять главное, обобщать, делать выводы, работать в группах, применение знаний на практике.

воспитательные – воспитывать критически мыслящую личность, чувство бережного отношения к природе, любовь к родному краю.

Тип урока: сообщение новых знаний

Оборудование: слайдовая презентация, флипчарты, фломастера, клей, карточки с тестовыми заданиями, гербарий растений, шишки, рисунки растений, стикеры, таблички с названиями (1,2,3 группы, оценщики).

Ход урока:

 Организационный момент.

  Физ. минутка. Австралийский дождь.

Круг пожелания друг другу-позитивный настрой.  Сбор рисунка по карточкам, соответственно деление на группы.   Выбор спикера групп.

Опрос домашнего задания по стратегии «Горячий стул»(вопросы  на засыпку).

1. Актуализация знаний учащихся

Определение темы урока: стадия вызова

Везёт лошадка дровенки
На дровнях мужичок
Срубил он нашу …(елочку)
Под самый корешок.
И вот она, нарядная,
На праздник к нам пришла,
И много, много радости
Детишкам принесла.

От яблони - яблочки, а от сосны - ….(шишки)

Эти растения относятся к группе растений, с которыми мы сегодня познакомимся на уроке. Запишите тему урока в тетрадях «Общая характеристика Голосеменных растений».

Что вы должны будете знать к концу урока? (учащиеся излагают свои  идей). Задайте себе вопрос, на который мы должны будем сегодня найти ответ? (несколько учащихся озвучивают свой вопросы по теме урока)-стратегия «Знал. Хочу узнать. Узнал».

Оказывается …:

- сосна – в Японии символ долголетия, отваги и мужственности; символ света, огня, плодородия и бессмертия у северных народов;

- пихта – дерево людей,

- лиственница – символ России;

- обычай украшения ели в Новый год пришел к нам из Германии;

- кипарис - символом скорби и чужого горя. В Древней Греции у дверей умершего вешали ветвь кипариса, а на могилах сажали молодые кипарисы;

- кедр (сосна сибирская) - символ силы, достоинства, неподкупности, долговечности. Герб одного из городов России.

2.Осмысление. Изучение новой темы.  ( по учебнику самостоятельно)

2.1.Группы получают задания: общий вид, характеристика, практическое значение и применение.

1 группа – общая характеристика голосеменных растений на примере ели

 2 группа – общая характеристика голосеменных растений на примере сосны

 Группы получают плакаты и карандаши для оформления (время 10 минут)

Оценка прослушивания  спикеров групп.

2.2.Общая характеристика голосеменных растений (учитель проверяет по слайдам )

  1. Жизненные формы – деревья, редко полукустарники, трав нет.
  2. Образуют видоизмененный побег – шишку.
  3. Размножаются с помощью семян – это их основное отличие от споровых растений. Семена содержат запас питательных веществ.
  4. Плодов не имеют.
  5. Листья в виде иголок – хвоинки.
  6. Чаще вечнозеленые растения.
  7. Нет настоящих сосудов.
  8. Разнополые растения (есть мужское и женское растение).
  9. Оплодотворение без участия воды, поэтому мужская гамета (половая клетка) неподвижна, называется спермий.
  10. Питаются как и все растения автотрофным путем (образуют органические вещества из неорганическихв процессе фотосинтеза, выделяют кислород в атмосферу).
  11. Семена не прикрыты стенками плода, лежат открыто на чешуйках шишек – отсюда название отдела.
  12. Сосновый лес называется тайгой.
  13. Растения этого отдела выделяют в окружающую среду летучиевещества, убивающие бактерии - фитонциды.

Многообразие голосеменных растений  ( по слайдам или русункам учебника)

Отдел насчитывает около 700 видов растений.

Голосеменные растения появились около 400 млн. лет назад, рассвет их пришелся на мезозойскую эру триасового периода. На земле было сухо и холодно, поэтому листья видоизменились в хвоинки. Распространены в умеренном климате. Являются одними из древних среди высших семенных растений.

класс Саговниковые – около 100 видов

класс Гинкговые – 1 вид

класс Хвойные– 600 видов

обитают в тропиках и субтропиках, внешне похожее на пальму голосеменное растениесемена которого образуются не в плодаха на чешуях шишек. Масса одной шишки превышает 40 кг

сейчас осталось лишь одно растение этого класса – это Гинкго билоба, живое ископаемое, дикорастущие виды встречается только в горах Китая, листья в виде веера или утиных лапок, семена несколько напоминают абрикос, однако обладают неприятным запахом прогорклого масла (его даёт масляная кислота).

– самый многочисленный класс из этого отдела. К ним относят сосну, ель, можжевельник, кипарис, тую, лиственницу, эфедру, секвойю или мамонтово дерево, самое высокое в мире (150м в высоту).

Голосеменные  растения.

 1. Сосна - однодомное растение, т.е. мужские и женские гаметы развиваются на одном растений. Через 15-30 лет на верхушках побегов можно увидеть небольшие красноватые шишки – женские шишки, ниже зеленовато-желтые – это мужские. Сосны светолюбивые растения, поэтому побег тянется вверх, а нижние ветви отмирают. Хвоинки располагаются попарно на коротких побегах. Хвоя сохраняется 3-6 лет. Сосна растёт в сухих местах. Может расти даже на песках. Сосновые леса всегда сухие. Поэтому в сосновых лесах нужно особенно осторожно обращаться с огнём.                                                                                                                                   2. Можжевельник – двудомный хвойный кустарник. Шишки обычно созревают к первому, иногда к 2 или 3 году. Эти шишки мягкие, шарообразные темно-синего или темно-красного цвета. Их называют шишкоягодами.

3. Кедр – похож на ель, но его игольчатые листья мягкие, незаостренные, поэтому они не колются.

4. Туя – имеет широкие чешуйчатые листья.

5. Ель Шренка – относится к двудомным кустарникам высотой 10м, изредка встречающийся в Терскей-, Кунгей- и Заилийском Алатау. Ель Шренка занесена в красную книгу Казахстана. Очень медленно растет, наклоняясь к земле, поэтому ее называют стелющейся. Семена не успевают развиться, поэтому эта ель размножается вегетативным способом. В природе живет до 300 лет. Ель обыкновенная – высотой до 40м, теневыносливое холодостойкое растение, Хвоинки располагаются на побеге по одному.

6. Эфедра- двудомное голосеменное растение, кустарник высотой 15-40 см. Листья видоизменены в мелкие чешуй. Так, как листья-чешуйки опадают рано, фотосинтез происходит в ветках. Ветви ее множественные, зеленые и гладкие. Стебли прямые, с одеревенелой поверхностью. Цветет растение мелкими цветками, собранными в небольшие колоски. Этот период наступает в мае или июне.7. Лиственница – листопадное дерево высотой 40 м неприхотливое, может расти в любых условиях в основном в северной части России. Мало требовательна к количеству осадков, температуре, влажности воздуха. Долговечна, доживает до 600 лет. Хвоинки собраны в пучок – отличительный признак. Единственное растение из хвойных, которое каждую осень сбрасывает хвою.

2.3.Размножение голосеменных

2.4.Лабораторная работа.

2.5.Практические значение голосеменных растений: сосна, ель, кедр (сосна сибирская), можжевельник, лиственница, эфедра, туя, кипарис, секвойя.

2.6. Закрепление 

Тест  Голосеменные  растения.

1.Какую систематическую группу образуют хвойные растения:

А. отдел Б. царство В. класс

2. Побег какого растения изображен на рисунке?

А. ели Б. сосны В. лиственницы

3. Какие жизненные формы характерны для голосеменных растений?

А. деревья Б. травы В. полукустарники

4. Видоизмененный побег хвойных растений:

А. цветок Б. шишка В. спора

5. Растение, хвоинки которого располагаются на побеге по одному:

А. ель Б. сосна В. можжевельник

6. Растения образуют органические вещества из неорганических в процессе:

А. дыхания Б. фотосинтеза В. питания

7. Самое высокое хвойное дерево: А. кипарис Б. кедр В. секвойя

8. Растение, занесенное в Красную книгу Казахстана:

А. сосна сибирская Б. ель Шренка В. лиственница

9. Светолюбивое хвойное растение:

А. сосна Б. туя В. ель

10. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок:

А. можжевельник Б. эфедра В. лиственница

А теперь на основании данного и предыдущего текстов обобщим наши сведения о высших растениях двух отделов. Мы сделаем это с помощью особого графического организатора, получившего название диаграммы Эйлера-Венна.

Ответ:

1 – В, 2 – Б, 3 – А и В, 4 – Б, 5 – А,

6 -  Б, 7 – В, 8 – Б, 9 – А, 10 - В

Оценивание: «5» - 9-10 баллов, «4» - 8-7 баллов, «3» - 6- 5 баллов.

3. Рефлексия.  стратегия  начатая в начале урока доработать «Знал. Хочу узнать. Узнал» (стикеры с фамилией ученика крепятся на доску со смайликами).

4. Домашнее задание

параграф 21 пересказ;

 - составить сообщение о хвойных растениях Красной книги Казахстана;

 - сравнить и нарисовать побеги сосны и ели;

«Берегите леса! Срубил дерево – посади два»

Просмотр содержимого документа
«Урок " Голосеменные растения"»


               Тема урока: Голосеменные растения.

Цель урока: дать общую характеристику растений отдела Голосеменные растения.

Задачи: образовательные – изучить особенности строения голосеменных растений; указать на признаки, позволившие отнести их к группе высших семенных растений; дать представление о многообразие растений данного отдела; указать на преимущества семенного размножения над споровым.

развивающие – развивать умение учащихся анализировать полученную информацию, выделять главное, обобщать, делать выводы, работать в группах, применение знаний на практике.

воспитательные – воспитывать критически мыслящую личность, чувство бережного отношения к природе, любовь к родному краю.

Тип урока: сообщение новых знаний

Оборудование: слайдовая презентация, флипчарты, фломастера, клей, карточки с тестовыми заданиями, гербарий растений, шишки, рисунки растений, стикеры, таблички с названиями (1,2,3 группы, оценщики).

Ход урока:

Организационный момент.

Физ. минутка. Австралийский дождь.

Круг пожелания друг другу-позитивный настрой. Сбор рисунка по карточкам, соответственно деление на группы. Выбор спикера групп.

Опрос домашнего задания по стратегии «Горячий стул»(вопросы на засыпку).

1. Актуализация знаний учащихся

Определение темы урока: стадия вызова

Везёт лошадка дровенки
На дровнях мужичок
Срубил он нашу …(елочку)
Под самый корешок.
И вот она, нарядная,
На праздник к нам пришла,
И много, много радости
Детишкам принесла.

От яблони - яблочки, а от сосны - ….(шишки)

Эти растения относятся к группе растений, с которыми мы сегодня познакомимся на уроке. Запишите тему урока в тетрадях «Общая характеристика Голосеменных растений».

Что вы должны будете знать к концу урока? (учащиеся излагают свои идей). Задайте себе вопрос, на который мы должны будем сегодня найти ответ? (несколько учащихся озвучивают свой вопросы по теме урока)-стратегия «Знал. Хочу узнать. Узнал».

Оказывается …:

- сосна – в Японии символ долголетия, отваги и мужственности; символ света, огня, плодородия и бессмертия у северных народов;

- пихта – дерево людей,

- лиственница – символ России;

- обычай украшения ели в Новый год пришел к нам из Германии;

- кипарис - символом скорби и чужого горя. В Древней Греции у дверей умершего вешали ветвь кипариса, а на могилах сажали молодые кипарисы;

- кедр (сосна сибирская) - символ силы, достоинства, неподкупности, долговечности. Герб одного из городов России.

2.Осмысление. Изучение новой темы. ( по учебнику самостоятельно)

2.1.Группы получают задания: общий вид, характеристика, практическое значение и применение.

1 группа – общая характеристика голосеменных растений на примере ели

2 группа – общая характеристика голосеменных растений на примере сосны

Группы получают плакаты и карандаши для оформления (время 10 минут)

Оценка прослушивания спикеров групп.

2.2.Общая характеристика голосеменных растений (учитель проверяет по слайдам )

  1. Жизненные формы – деревья, редко полукустарники, трав нет.

  2. Образуют видоизмененный побег – шишку.

  3. Размножаются с помощью семян – это их основное отличие от споровых растений. Семена содержат запас питательных веществ.

  4. Плодов не имеют.

  5. Листья в виде иголок – хвоинки.

  6. Чаще вечнозеленые растения.

  7. Нет настоящих сосудов.

  8. Разнополые растения (есть мужское и женское растение).

  9. Оплодотворение без участия воды, поэтому мужская гамета (половая клетка) неподвижна, называется спермий.

  10. Питаются как и все растения автотрофным путем (образуют органические вещества из неорганическихв процессе фотосинтеза, выделяют кислород в атмосферу).

  11. Семена не прикрыты стенками плода, лежат открыто на чешуйках шишек – отсюда название отдела.

  12. Сосновый лес называется тайгой.

  13. Растения этого отдела выделяют в окружающую среду летучиевещества, убивающие бактерии - фитонциды.

Многообразие голосеменных растений ( по слайдам или русункам учебника)

Отдел насчитывает около 700 видов растений.

Голосеменные растения появились около 400 млн. лет назад, рассвет их пришелся на мезозойскую эру триасового периода. На земле было сухо и холодно, поэтому листья видоизменились в хвоинки. Распространены в умеренном климате. Являются одними из древних среди высших семенных растений.

класс Саговниковые – около 100 видов

класс Гинкговые – 1 вид

класс Хвойные– 600 видов

обитают в тропиках и субтропиках, внешне похожее на пальму голосеменное растениесемена которого образуются не в плодаха на чешуях шишек. Масса одной шишки превышает 40 кг

сейчас осталось лишь одно растение этого класса – это Гинкго билоба, живое ископаемое, дикорастущие виды встречается только в горах Китая, листья в виде веера или утиных лапок, семена несколько напоминают абрикос, однако обладают неприятным запахом прогорклого масла (его даёт масляная кислота).

– самый многочисленный класс из этого отдела. К ним относят сосну, ель, можжевельник, кипарис, тую, лиственницу, эфедру, секвойю или мамонтово дерево, самое высокое в мире (150м в высоту).


Голосеменные растения.

1. Сосна - однодомное растение, т.е. мужские и женские гаметы развиваются на одном растений. Через 15-30 лет на верхушках побегов можно увидеть небольшие красноватые шишки – женские шишки, ниже зеленовато-желтые – это мужские. Сосны светолюбивые растения, поэтому побег тянется вверх, а нижние ветви отмирают. Хвоинки располагаются попарно на коротких побегах. Хвоя сохраняется 3-6 лет. Сосна растёт в сухих местах. Может расти даже на песках. Сосновые леса всегда сухие. Поэтому в сосновых лесах нужно особенно осторожно обращаться с огнём. 2. Можжевельник – двудомный хвойный кустарник. Шишки обычно созревают к первому, иногда к 2 или 3 году. Эти шишки мягкие, шарообразные темно-синего или темно-красного цвета. Их называют шишкоягодами.

3. Кедр – похож на ель, но его игольчатые листья мягкие, незаостренные, поэтому они не колются.

4. Туя – имеет широкие чешуйчатые листья.

5. Ель Шренка – относится к двудомным кустарникам высотой 10м, изредка встречающийся в Терскей-, Кунгей- и Заилийском Алатау. Ель Шренка занесена в красную книгу Казахстана. Очень медленно растет, наклоняясь к земле, поэтому ее называют стелющейся. Семена не успевают развиться, поэтому эта ель размножается вегетативным способом. В природе живет до 300 лет. Ель обыкновенная – высотой до 40м, теневыносливое холодостойкое растение, Хвоинки располагаются на побеге по одному.

6. Эфедра- двудомное голосеменное растение, кустарник высотой 15-40 см. Листья видоизменены в мелкие чешуй. Так, как листья-чешуйки опадают рано, фотосинтез происходит в ветках. Ветви ее множественные, зеленые и гладкие. Стебли прямые, с одеревенелой поверхностью. Цветет растение мелкими цветками, собранными в небольшие колоски. Этот период наступает в мае или июне.7. Лиственница – листопадное дерево высотой 40 м неприхотливое, может расти в любых условиях в основном в северной части России. Мало требовательна к количеству осадков, температуре, влажности воздуха. Долговечна, доживает до 600 лет. Хвоинки собраны в пучок – отличительный признак. Единственное растение из хвойных, которое каждую осень сбрасывает хвою.

2.3.Размножение голосеменных

2.4.Лабораторная работа.































2.5.Практические значение голосеменных растений: сосна, ель, кедр (сосна сибирская), можжевельник, лиственница, эфедра, туя, кипарис, секвойя.


2.6. Закрепление

Тест Голосеменные растения.

1.Какую систематическую группу образуют хвойные растения:

А. отдел Б. царство В. класс

2. Побег какого растения изображен на рисунке?

А. ели Б. сосны В. лиственницы

3. Какие жизненные формы характерны для голосеменных растений?

А. деревья Б. травы В. полукустарники

4. Видоизмененный побег хвойных растений:

А. цветок Б. шишка В. спора

5. Растение, хвоинки которого располагаются на побеге по одному:

А. ель Б. сосна В. можжевельник

6. Растения образуют органические вещества из неорганических в процессе:

А. дыхания Б. фотосинтеза В. питания

7. Самое высокое хвойное дерево: А. кипарис Б. кедр В. секвойя

8. Растение, занесенное в Красную книгу Казахстана:

А. сосна сибирская Б. ель Шренка В. лиственница

9. Светолюбивое хвойное растение:

А. сосна Б. туя В. ель

10. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок:

А. можжевельник Б. эфедра В. лиственница

А теперь на основании данного и предыдущего текстов обобщим наши сведения о высших растениях двух отделов. Мы сделаем это с помощью особого графического организатора, получившего название диаграммы Эйлера-Венна.

Ответ:

1 – В, 2 – Б, 3 – А и В, 4 – Б, 5 – А,

6 -  Б, 7 – В, 8 – Б, 9 – А, 10 - В

Оценивание: «5» - 9-10 баллов, «4» - 8-7 баллов, «3» - 6- 5 баллов.

3. Рефлексия. стратегия начатая в начале урока доработать «Знал. Хочу узнать. Узнал» (стикеры с фамилией ученика крепятся на доску со смайликами).

4. Домашнее задание

параграф 21 пересказ;

 - составить сообщение о хвойных растениях Красной книги Казахстана;

 - сравнить и нарисовать побеги сосны и ели;

«Берегите леса! Срубил дерево – посади два»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок " Голосеменные растения"

Автор: Кайсабекова Светлана Миллиардовна

Дата: 28.02.2017

Номер свидетельства: 396689

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока "Голосеменные растения""
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekturokagolosiemiennyierastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "285654"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454231796"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему голосеменные растения"
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokanatiemugholosiemiennyierastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287617"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454509518"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок биологии в 5 классе по ФГОС на тему "Голосеменные растения""
    ["seo_title"] => string(70) "urok-biologhii-v-5-klassie-po-fgos-na-tiemu-golosiemiennyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "263905"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449606264"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "разработка урока на тему "Общая характеристика Голосеменных растений " "
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka-uroka-na-tiemu-obshchaia-kharaktieristika-golosiemiennykh-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "162710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422381332"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Отдел Голосеменные растения "
    ["seo_title"] => string(33) "otdiel-golosiemiennyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "241324"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445232828"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства