kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему голосеменные растения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему:

Голосеменные растения

Подготовила учитель биологии: Голяшова Елена Владимировна

                                              2015-2016 учебный год

Конспект урока биологии в 6 классе

Тема урока: Голосеменные растения

Цели: Познакомить учащихся с разнообразием хвойных растений     

Задачи: Образовательная: способствовать формированию представления о многообразие и особенностях строения голосеменных растений, о преимуществе размножения семенами, о значение голосеменных в природе и жизни человека, изучить представителей голосеменных.
Развивающая:  продолжить развитие умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными объектами. 
Воспитательная: воспитание любви к живой природе и экологической культуры.

Оборудование: Таблица «Голосеменные растения. Сосна» Репродукции картин Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Еловый лес». Натуральный объект -  ветка сосны, шишки. Гербарий разновидностей голосеменных растений, семян – сосны, ели, можжевельника.

  1. Организационный момент
  1. Приветствие (Стихотворение)
  2. Постановка цели и задач урока.
  1. Основной момент:

                1. Изучение нового материала

2.Лабораторная работа «Знакомство со строением шишек хвойных шишек - сосны»

  1. Закрепление знаний
  2. Домашнее задание
  3. Когда ты входишь в лес душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины

Встречает грудь твоя так радостно и жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Русское название хвойные – происходит от слова «Хвоя», которым обозначают игловидные листья таких представителей, как ель, сосна, пихта и другие.

2.Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений. (показ таблицы с разновидностями голосеменных). Мы должны ознакомиться с характерными особенностями голосеменных, рассмотреть типичных представителей этой группы растений, видовое разнообразие, значение голосеменных. 
Учащимся предлагается ознакомиться с планом урока. Он записан на доске. 
План урока: 
1. Общая характеристика голосеменных.
2. Лабораторная работа. Строение хвои и шишек хвойных.
3. Сосна и ель - представители хвойных голосеменных.
4. Многообразие голосеменных.
5. Значение голосеменных.

1.Мир растений очень разнообразен. Вы уже познакомились с растениями которые размножаются спорами. (учащиеся называют представителей – мхи, хвощи, плауны, папоротники). Теперь мы познакомимся с семенными растениями. В отличие от споровых голосеменные размножаются с помощью семян. Самые обычные представители голосеменных растений нашей страны – ель, сосна, лиственница. В нашем лесу растет? Сосна. Голосеменные растения являются одним из самых древних среди высших растений. Свое название они получили потому, что семена у них образуются не в завязи (цветков и плодов у них нет), а в семяпочках, лежащих открыто на чешуйках шишек. Голосеменные растения представляют в основном древесные формы, реже кустарниковые. Большинство растений – вечнозеленые. Игловидные листья хвойных растений называют хвоей. На земле насчитывается около 600 видов хвойных растений, из них 200 видов относятся к сосновым.

2.А теперь вам предстоит выполнить лабораторную работу. 
Строение хвои и шишек сосны
Цели: Познакомиться с внешним строением хвойных голосемянных растений на примере сосны обыкновенной
Оборудование: побеги и шишки сосны.
Ход работы 
1. Рассмотри хвою сосны, укажи ее длину, окраску, расположение на стебле. Данные занеси в таблицу.
2. Рассмотри форму, размеры, окраску шишек сосны. Данные занеси в таблицу.
3.Зарисуйте в тетради женскую и мужскую шишку сосны, определите сходство и отличия.

4. Сделай вывод, закончив предложение.
Сосну  относят к голосеменным потому, что…
По окончании работы учащимся предлагается ответить на вопросы: 
•  Как располагаются хвоинки на побегах?
• Как вы думаете, мы рассматривали мужские или женские шишки?
• Какой вывод вы сделали?

3.Сосна занимает 25% от общей площади растительности. Сосны - могучие исполины с отливающими медью стволами, кудрявой кроной.
30- 40 м бывает их высота. Сосна - светолюбивое дерево. Ветви у старых сосен начинаются на высоте 10м от земли. На открытом месте сосна толще и ниже, дерево ветвистое, коренастое. По отношению к почве сосны неприхотливы, растут на песках, скалах, болотах, корневая система глубоко проникает в почву. Игловидные листья сосны- хвоинки, 3-4 см длиной, расположены по 2, держатся на растении 2-3 года, покрыты толстой кожицей, чтобы уменьшить испарение влаги. Весной образуются шишки 2 типов. Мужские собраны у основания побегов, а женские- на вершинах веток. Женские растут, древеснеют, через 2 года их них высыпаются семена. 400 лет может жить сосна.


Елью заняты меньшие площади. Это теневыносливое дерево, нижние ветви сохраняются. Корневая система поверхностная, растет на богатых глинистых почвах, там, где близко залегают грунтовые воды. Хвоинки сидят поодиночке, 5-7 лет держатся на ветвях. Так же на побегах расположены мужские и женские шишки.(показ слайдов)

4.Далее учащиеся рассматривают гербарий голосеменных растений. Делают вывод о разнообразии видов, ищут сходство и различия.

5.Значение голосеменных.
Учащимся раздаются различной формы карточки с информацией по хвойному растению. Уч-ся осмысливают свою информацию. Затем по-очереди озвучивают ее присутствующим, начиная свой рассказ словами: « А знаете ли вы, что…. 
1•Многих животных выручают еловые шишки: большого пестрого дятла, мышевидных грызунов, белку, клеста и др.
2 • Щедра ель и к людям. Из нее изготавливают:
-строительный материал - высокосортная бумага и картон
- целлофан - кинопленка
- автомобильные покрышки - кормовые дрожжи
- глицерин - лекарства
- искусственная кожа - музыкальные инструменты.
3• Зная о стойкости лиственницы, во время строительства Петербурга, который предстояло возвести на болоте, Петр 1 приказал вбивать в землю лиственничные бревна. Древесина лиственницы к тому же никогда не коробится, поэтому в Зимнем дворце рамы сделаны из лиственницы.

4• Телеграфные столбы и шпалы из лиственницы без дополнительной обработки служат десятки лет.

5• из древесины лиственницы получают сахар, скипидар, различные кислоты и серу, канифоль и краски.
Лиственница дает ценнейшую смолу – живицу, которую используют в лакокрасочной промышленности.
6•Весной сосна начинает «пылить», и в сухую погоду над деревьями поднимаются целые облака золотистой пыльцы. Пыльца летает над бором, тонкой пленкой покрывает окрестные водоемы: озера, пруды. У каждой пылинки по бокам два микроскопических мешочка, заполненных воздухом. Это приспособление дает возможность и летать, и плавать. Правда, плавает пыльца недолго: в эту пору рыбьи мальки переходят на «сосновую» диету и быстро очищают воду.
7• Благодаря мощным, длинным, разветвленным корням сосна скрепляет сыпучие пески дюн на морском побережье, не дает весенним паводкам и дождевым потокам размывать почву. Сосны – хранители вод, под их сенью не высыхают и не мелеют реки.
8•Из сосновых бревен строили и стены сибирских крепостей, и крестьянские избы.
9• Сейчас из сосны получают тысячи различных материалов. В том числе и целлюлозу, искусственный шелк и кожу, пластмассы.
10• из смолы получают скипидар – основу всевозможных лаков, красок, лекарств, а также канифоль, без которой и мыла не сваришь, и бумага перестанет держать чернила, превратится в промокашку.
11• Из семян сосны получают ценное иммерсионное масло. Хвоя сосны служит источником витаминов, всевозможных экстрактов и настоев.
12•У сосны есть замечательная способность очищать воздух от бактерий, поэтому санатории для легочных больных чаще всего строят в сосновых борах.
13•Ягоды можжевельника зимой очень выручают многих пернатых обитателей леса. А птицы, в свою очередь, выручают можжевельник – расселяют его. Не только птицы, но и люди издавна ценили ягоды хвойного кустарника (в старину его называли вересом). Их использовали как приправу к всевозможным кушаньям, для приготовления кваса и других напитков. Кроме того, это лекарственное растение.
14•Люди издавна заметили, если ветками можжевельника натереть полы и стены, то исчезнут паразиты. А во время эпидемий дымом можжевельника окуривали избы. Это объясняется тем, что это растение выделяет фитонциды, убивающие микробов. Можжевельник выделяет их больше других растений. Только за сутки можжевеловый куст может выделить до 30 кг фитонцидов, что в 15 раз больше, чем гектар лиственного леса.

 Закрепление знаний.
Проводится фронтальная беседа с классом. 
1. Какие растения относят к голосеменным?
2. Что характерно для хвойных голосеменных растений?
3. В чем основное отличие семенных растений от споровых?
4. Почему в лесу нижние ветви у сосны отмирают, а у ели покрыты хвоей? 
Итог урока. Оценки за работу на уроке.
Мы познакомились с представителями голосеменных растений, особенностями их строения, местами обитания, видовым разнообразием.
VI. Домашнее задание: пар.16.
Сделайте доклад об интересных представителях голосемянных растений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему голосеменные растения»

Урок на тему:

Голосеменные растения







Подготовила учитель биологии: Голяшова Елена Владимировна





2015-2016 учебный год



Конспект урока биологии в 6 классе

Тема урока: Голосеменные растения

Цели: Познакомить учащихся с разнообразием хвойных растений

Задачи: Образовательная: способствовать формированию представления о многообразие и особенностях строения голосеменных растений, о преимуществе размножения семенами , о значение голосеменных в природе и жизни человека, изучить представителей голосеменных.
Развивающая: продолжить развитие умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными объектами. 
Воспитательная: воспитание любви к живой природе и экологической культуры.

Оборудование: Таблица «Голосеменные растения. Сосна» Репродукции картин Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Еловый лес». Натуральный объект - ветка сосны, шишки. Гербарий разновидностей голосеменных растений, семян – сосны, ели, можжевельника.

  1. Организационный момент

  1. Приветствие (Стихотворение)

  2. Постановка цели и задач урока.

  1. Основной момент:

1. Изучение нового материала

2.Лабораторная работа «Знакомство со строением шишек хвойных шишек - сосны»

  1. Закрепление знаний

  2. Домашнее задание

  1. Когда ты входишь в лес душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины

Встречает грудь твоя так радостно и жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Русское название хвойные – происходит от слова «Хвоя», которым обозначают игловидные листья таких представителей, как ель, сосна, пихта и другие.

2.Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений. (показ таблицы с разновидностями голосеменных). Мы должны ознакомиться с характерными особенностями голосеменных, рассмотреть типичных представителей этой группы растений, видовое разнообразие, значение голосеменных. 
Учащимся предлагается ознакомиться с планом урока. Он записан на доске. 
План урока: 
1. Общая характеристика голосеменных.
2. Лабораторная работа. Строение хвои и шишек хвойных.
3. Сосна и ель - представители хвойных голосеменных.
4. Многообразие голосеменных.
5. Значение голосеменных.

1.Мир растений очень разнообразен. Вы уже познакомились с растениями которые размножаются спорами. (учащиеся называют представителей – мхи, хвощи, плауны, папоротники). Теперь мы познакомимся с семенными растениями. В отличие от споровых голосеменные размножаются с помощью семян. Самые обычные представители голосеменных растений нашей страны – ель, сосна, лиственница. В нашем лесу растет? Сосна. Голосеменные растения являются одним из самых древних среди высших растений. Свое название они получили потому, что семена у них образуются не в завязи (цветков и плодов у них нет), а в семяпочках, лежащих открыто на чешуйках шишек. Голосеменные растения представляют в основном древесные формы, реже кустарниковые. Большинство растений – вечнозеленые. Игловидные листья хвойных растений называют хвоей. На земле насчитывается около 600 видов хвойных растений, из них 200 видов относятся к сосновым.

2.А теперь вам предстоит выполнить лабораторную работу. 
Строение хвои и шишек сосны
Цели: Познакомиться с внешним строением хвойных голосемянных растений на примере сосны обыкновенной
Оборудование: побеги и шишки сосны.
Ход работы 
1. Рассмотри хвою сосны, укажи ее длину, окраску, расположение на стебле. Данные занеси в таблицу.
2. Рассмотри форму, размеры, окраску шишек сосны. Данные занеси в таблицу.
3.Зарисуйте в тетради женскую и мужскую шишку сосны, определите сходство и отличия.

4. Сделай вывод, закончив предложение.
Сосну относят к голосеменным потому, что…
По окончании работы учащимся предлагается ответить на вопросы: 
• Как располагаются хвоинки на побегах?
• Как вы думаете, мы рассматривали мужские или женские шишки?
• Какой вывод вы сделали?

3.Сосна занимает 25% от общей площади растительности. Сосны - могучие исполины с отливающими медью стволами, кудрявой кроной.
30- 40 м бывает их высота. Сосна - светолюбивое дерево. Ветви у старых сосен начинаются на высоте 10м от земли. На открытом месте сосна толще и ниже, дерево ветвистое, коренастое. По отношению к почве сосны неприхотливы, растут на песках, скалах, болотах, корневая система глубоко проникает в почву. Игловидные листья сосны- хвоинки, 3-4 см длиной, расположены по 2, держатся на растении 2-3 года, покрыты толстой кожицей, чтобы уменьшить испарение влаги. Весной образуются шишки 2 типов. Мужские собраны у основания побегов, а женские- на вершинах веток. Женские растут, древеснеют, через 2 года их них высыпаются семена. 400 лет может жить сосна.


Елью заняты меньшие площади. Это теневыносливое дерево, нижние ветви сохраняются. Корневая система поверхностная, растет на богатых глинистых почвах, там, где близко залегают грунтовые воды. Хвоинки сидят поодиночке, 5-7 лет держатся на ветвях. Так же на побегах расположены мужские и женские шишки.(показ слайдов)

4.Далее учащиеся рассматривают гербарий голосеменных растений. Делают вывод о разнообразии видов, ищут сходство и различия.

5.Значение голосеменных..
Учащимся раздаются различной формы карточки с информацией по хвойному растению. Уч-ся осмысливают свою информацию. Затем по-очереди озвучивают ее присутствующим, начиная свой рассказ словами: « А знаете ли вы, что…. 
1•Многих животных выручают еловые шишки: большого пестрого дятла, мышевидных грызунов, белку, клеста и др.
2 • Щедра ель и к людям. Из нее изготавливают:
-строительный материал - высокосортная бумага и картон
- целлофан - кинопленка
- автомобильные покрышки - кормовые дрожжи
- глицерин - лекарства
- искусственная кожа - музыкальные инструменты.
3• Зная о стойкости лиственницы, во время строительства Петербурга, который предстояло возвести на болоте, Петр 1 приказал вбивать в землю лиственничные бревна. Древесина лиственницы к тому же никогда не коробится, поэтому в Зимнем дворце рамы сделаны из лиственницы.

4• Телеграфные столбы и шпалы из лиственницы без дополнительной обработки служат десятки лет.

5• из древесины лиственницы получают сахар, скипидар, различные кислоты и серу, канифоль и краски.
Лиственница дает ценнейшую смолу – живицу, которую используют в лакокрасочной промышленности.
6•Весной сосна начинает «пылить», и в сухую погоду над деревьями поднимаются целые облака золотистой пыльцы. Пыльца летает над бором, тонкой пленкой покрывает окрестные водоемы: озера, пруды. У каждой пылинки по бокам два микроскопических мешочка, заполненных воздухом. Это приспособление дает возможность и летать, и плавать. Правда, плавает пыльца недолго: в эту пору рыбьи мальки переходят на «сосновую» диету и быстро очищают воду.
7• Благодаря мощным, длинным, разветвленным корням сосна скрепляет сыпучие пески дюн на морском побережье, не дает весенним паводкам и дождевым потокам размывать почву. Сосны – хранители вод, под их сенью не высыхают и не мелеют реки.
8•Из сосновых бревен строили и стены сибирских крепостей, и крестьянские избы.
9• Сейчас из сосны получают тысячи различных материалов. В том числе и целлюлозу, искусственный шелк и кожу, пластмассы.
10• из смолы получают скипидар – основу всевозможных лаков, красок, лекарств, а также канифоль, без которой и мыла не сваришь, и бумага перестанет держать чернила, превратится в промокашку.
11• Из семян сосны получают ценное иммерсионное масло. Хвоя сосны служит источником витаминов, всевозможных экстрактов и настоев.
12•У сосны есть замечательная способность очищать воздух от бактерий, поэтому санатории для легочных больных чаще всего строят в сосновых борах.
13•Ягоды можжевельника зимой очень выручают многих пернатых обитателей леса. А птицы, в свою очередь, выручают можжевельник – расселяют его. Не только птицы, но и люди издавна ценили ягоды хвойного кустарника (в старину его называли вересом). Их использовали как приправу к всевозможным кушаньям, для приготовления кваса и других напитков. Кроме того, это лекарственное растение.
14•Люди издавна заметили, если ветками можжевельника натереть полы и стены, то исчезнут паразиты. А во время эпидемий дымом можжевельника окуривали избы. Это объясняется тем, что это растение выделяет фитонциды, убивающие микробов. Можжевельник выделяет их больше других растений. Только за сутки можжевеловый куст может выделить до 30 кг фитонцидов, что в 15 раз больше, чем гектар лиственного леса.

 Закрепление знаний.
Проводится фронтальная беседа с классом. 
1. Какие растения относят к голосеменным?
2. Что характерно для хвойных голосеменных растений?
3. В чем основное отличие семенных растений от споровых?
4. Почему в лесу нижние ветви у сосны отмирают, а у ели покрыты хвоей? 
Итог урока. Оценки за работу на уроке.
Мы познакомились с представителями голосеменных растений, особенностями их строения, местами обитания, видовым разнообразием.
VI. Домашнее задание: пар.16.
Сделайте доклад об интересных представителях голосемянных растений.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему голосеменные растения

Автор: Голяшова Елена Владимировна

Дата: 03.02.2016

Номер свидетельства: 287617

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока "Голосеменные растения""
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekturokagolosiemiennyierastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "285654"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454231796"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "конспект урока по природоведению Многообразие голосеменных "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-prirodoviedieniiu-mnoghoobraziie-gholosiemiennykh"
    ["file_id"] => string(6) "178810"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424882279"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по биологии " В мире прекрасного и вечного " презентация "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-mirie-priekrasnogho-i-viechnogho-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "129262"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415650389"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Конспект урока по биологии на тему "Семенное размножение хвойных растений на примере сосны обыкновенной" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_biologhii_na_tiemu_siemiennoie_razmnozhieniie_khvoinykh_rasti"
    ["file_id"] => string(6) "390406"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486751630"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Технологическая карта урока по ФГОС в 6 классе Тема "Отдел Голосеменные. Общая характеристика" "
    ["seo_title"] => string(109) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-fgos-v-6-klassie-tiema-otdiel-golosiemiennyie-obshchaia-kharaktieristika"
    ["file_id"] => string(6) "184196"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426004117"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства