Цель урока: формировать знания о водоемах и их видах, о их значении для жизни растений, животных и людей.
Задачи урока:
1 . выявить и расширить представления детей о водоёмах, растительном и животном мире;
2. Развивать познавательную активность, логическое мышление, умение работать с физической картой Казахстана, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к водоемам. Воспитывать любовь к знаниям.
Базовые знания: Понятие «водоем», жизнедеятельность растений водоемов, особенности строения; звери, птицы, рыбы водоемов, имеющие промысловое значение, их охрана.
Опорные знания: Знание о водоемах Казахстана, отдельных видах водных растений и животных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Растения и животные водоёмов.»»
Предмет : Познание мира
Класс : 4
Тема : «Растения и животные водоёмов.»
Учитель начального класса : Паншаева Роза Рахмантуллаевна
Категория : вторая
Средняя школа № 10 города Тараз
Тема урока: « Растения и животные водоёмов.»
Цель урока: формировать знания о водоемах и их видах, о их значении для жизни растений, животных и людей.
Задачи урока:
1. выявить и расширить представления детей о водоёмах, растительном и животном мире;
2. Развивать познавательную активность, логическое мышление, умение работать с физической картой Казахстана, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к водоемам. Воспитывать любовь к знаниям.
Базовые знания: Понятие «водоем», жизнедеятельность растений водоемов, особенности строения; звери, птицы, рыбы водоемов, имеющие промысловое значение, их охрана.
Опорные знания: Знание о водоемах Казахстана, отдельных видах водных растений и животных.
Ход урока
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Встань–ка, ровненько, дружок, Начинается вот-вот интереснейший урок- Урок познания мира. Но сначала повернитесь И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, друзьям И садитесь по местам.
О чем должны помнить люди, приходя в лес? (Лес - наше богатство. Лес - «легкие нашей планеты». Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.)
Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.
3. Постановка задач: – Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.
Возьмите корень из слова подводный, соединительную гласную из слова паровоз , корень в слове подъём и окончание из слова слоны.Какое слово у вас получилось? (Вод-о-ём-ы.)
-Что такое водоём?
1. Углубление на поверхности земли, заполненное водой. (водоем)
2. Хранилище воды, которое необходимо всему живому, а для тех растений и животных, которые там живут – это единственный дом.
3. Это хранилище воды.
- Какие бывают водоемы? (искусственные и естественные)
4. Постановка целей урока.
- Как вы думаете, всё ли вы знаете о воде и водоемах? Или что-то ещё мы можем изучить, или узнать? Что бы вы хотели узнать? Существует ли жизнь в воде или возле воды?
- Сегодня мы узнаем, какие животные и растения обитают в водоёмах;
Познакомимся с условиями существования и причинами исчезновения некоторых видов растений и животных;
Познакомимся с растениями и животными, занесённые в Красную книгу Казахстана.
5.Знакомство с новой темой.
Работа с картой Казахстана.
- Назовите озёра и реки Казахстана?
Озёра Казахстана — Балхаш, Арал, Каспий, реки — Иртыш, Сырдарья, Или. . С помощью учителя они узнают об обитающих в этих озерах и реках промысловых рыбах, ценных животных (каспийский тюлень, бобр).
-Какой цвет преобладает на планете Земля? -А можно ли её было назвать планетой океан? (конечно, ведь 2/3 её поверхности занимают воды океанов, морей и озёр – это 70% поверхности Земли, но лишь 3 % - вода пресная).
Заполнить таблицу в Дневнике наблюдения стр.57 задание 1
Реки Казахстана
Озёра Казахстана
Также к водоемам относят и речки, котлованы, болота, каналы, и в каждом из них имеются различные растения и животные.
а) Растительный мир водоёма
В соответствии с местом обитания растения водоемов можно разделить на три группы:
прибрежные растения;
растения, корнями прикрепляющиеся ко дну, листья и цветы которых находятся на поверхности воды;
растения, корни которых свободно разветвляются в воде, листья находятся на поверхности воды.
Дети знакомятся с прибрежными растениями — камышом, рогозом.
Камыш- это высокое гибкое растение. Он вырастает до 3 метров высотой, на макушке его находится метёлка. Камыш используют в изготовлении плетеных изделий, в качестве строительного теплоизоляционнго упаковочного материала. Листья длинные, узкие, на конце стебля находятся колоски.
Рогоз- отличается длинными кожистыми листьями. Цветки собраны в початки. Его часто называют камышом. Из плотно пригнанных друг к другу стеблей издавна делали крыши, а иногда и стены домов. Они и до сих пор считаются очень прочными, служат несколькими поколениям хозяев. Семена камыша и рогоза разносятся ветром.
(лилии, кувшинки)
Белая кувшинка или водяная лилия-имеет цветок невероятной красоты. Поэтому белая кувшинка носит гордые звания «царица вод». Корни этих растений разрастаются в илистом дне, а листья находятся на поверхности воды. Это растение внесено в Красную книгу Республики. У кувшинки цветок – часы. Ее бутоны всплывают и начинают раскрываться в 7 часов утра, а закрываются в 5 часов вечера. Часто рядом с белой кувшинкой можно встретить крупные желтые цветки кубышки.
Желтая кубышка- это многолетнее травянистое растение. Корневище горизонтальное, толстое, толщиной 3-7 см, покрыто рубцами от опавших листьев.
Цветы кубышки желтой на ночь под воду не прячутся. Их просто видно на воде в светлую короткую июньскую ночь. Кубышка не просто украшение водоемов, но и лекарственное растение.
- Что вы можете добавить относительно охраны этого растения? (оно занесено в Краснуюкнигу)
Ряска- крохотное многолетнее растение плавающие обыкновенно в большом количестве на поверхности стоячих вод. Сверху у рясок зеленые пластинки, похожие на листики, а внизу корешки. Его корни, не достигая дна, разветвляются в воде.
Водоросли- это наиболее многочисленная группа морских растений. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков. Они похожи на длинные нити или ленты. Они распространены в водоемах всего мира.
- Какую роль играют в водоеме растения? (выделяют кислород, очищают воду от загрязнений, являются убежищем и пищей для животных)
б) Животный мир водоема.
Что надо уметь и иметь, чтобы под водой и у воды жить?
- плавники
- жабры
- перепонки на лапах
- длинные ноги, клюв
- защитную окраску
- обтекаемую форму тела
- Догадайся по описанию, о ком идет речь?
? По гладкой поверхности воды, будто конькобежец по льду, катит длинноногое насекомое. Сделает толчок ногами и скользит. Так целый день и меряет воду в пруду. Вот и прозвали это насекомое … (водомерка)
Водомерка – хищник, она ловит комаров и другую мелкую живность.
- Что же позволяет водомерке удерживаться на поверхности воды? (водомерки опираются на поверхность воды своими длинными ногами, на которых есть тонкие щетинки. Щетинки смазаны жиром и поэтому не смачиваются водой)
? Сама ползет, На себе свой дом везет. (улитка)
? Под водой живет народ, Ходит задом наперед. (рак)
? Живу в прудах и озерах, подвижная и бойкая. Прекрасно плаваю и ныряю. Очень прожорливая. Поедаю комаров, водяных жуков, рыбьих мальков. Весной и летом устраиваю концерты на берегу, крича во все горло.
6.Физкультминутка.
На болоте 2 подружки, 2 зеленые лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет! Всем друзьям – физкульт. привет!
Весной лягушки выметывают икру, из икринок выходят головастики, которые со временем превращаются в лягушек.
- Какую пользу приносят лягушки?(уничтожают вредных насекомых)
? Я с подружками летаю над полянками, над водой, блестя на солнце прозрачными крылышками. Легкие, стройные, быстрые. Летая, мы все время охотимся.
- Почему говорят, что погубить стрекозу равносильно тому, что выпустить несколько тысяч комаров и мошек?
Стрекоза – очень красивое насекомое с тонким прямыми прозрачными крыльями, Она хищник, питается насекомыми, которых хватает на лету.
У водоемов можно встретить крупных красивых жуков – плавунцов, блестящих, коричневых. По краям крыльев со светлой полоской. Плавунец – хищник, питается водными насекомыми
Водоёмы богаты рыбой: карп, лещ, судак, карась, сом, щука, окунь и т.д. Они питаются водорослями, насекомыми, личинками.
Водоплавающие птицы- гуси, утки, лебеди. Они строят свои гнезда в прибрежных зарослях. Цапли, пеликаны, розовые фламинго кормят своих детенышей рыбой. В Красную книгу занесены розовые фламинго.
У берегов водоёма живут млекопитающие ондатры, бобры, выдры.
- Почему их называют млекопитающими?
Чтение текста стр.79-82
Закрепление материала
Игра «Кто быстрее?» Правильно составить слова, вы узнаете названия растений и животных водоёмов.
- Представьте, что вы – редкие животные или растения водоёмов, которые занесены в Красную книгу Казахстана. Вас пригласили выступить на конференции, где вы можете выступить с жалобой, просьбой, обращением к людям. - Что бы вы могли поведать? Чтение стихотворения (хором с доски). Дерево, трава и птица Не всегда Умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете Мы останемся одни.
Итог урока Подведём сейчас итог: может, зря прошёл урок? • Напишите на листочках, какие открытия вы сделали. • Что больше всего понравилось? • Какие чувства вы испытывали в течение урока? Домашнее задание: стр.79-82 пересказ
- Нарисуйте знак или плакат в защиту животного или растения водоёмов.