kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Растения и животные водоёмов.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: « Растения и животные водоёмов.»

Цель урока: формировать знания о водоемах и их видах, о их значении для жизни растений, животных и людей.

Задачи урока:

1 . выявить и расширить представления детей о водоёмах, растительном и животном мире;

2. Развивать познавательную активность, логическое мышление, умение работать с физической картой Казахстана, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к водоемам. Воспитывать любовь к знаниям.

Тип урокаурок усвоения новых знаний;

Методы преподавания: информационно-сообщающий.

Оборудование: наглядность, ТСО, тетрадь, дневник наблюдения.

Базовые знания: Понятие «водоем», жизнедеятельность растений водоемов, особенности строения; звери, птицы, рыбы водоемов, имеющие промысловое значение, их охрана.

Опорные знания: Знание о водоемах Казахстана, отдельных видах водных растений и животных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Растения и животные водоёмов.»»



Предмет : Познание мира

Класс : 4

Тема : «Растения и животные водоёмов.»

Учитель начального класса : Паншаева Роза Рахмантуллаевна

Категория : вторая

Средняя школа № 10 города Тараз


































Тема урока: « Растения и животные водоёмов.»

Цель урока: формировать знания о водоемах и их видах, о их значении для жизни растений, животных и людей.

Задачи урока:

1 . выявить и расширить представления детей о водоёмах, растительном и животном мире;

2. Развивать познавательную активность, логическое мышление, умение работать с физической картой Казахстана, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к водоемам. Воспитывать любовь к знаниям.

Тип урокаурок усвоения новых знаний;

Методы преподавания: информационно-сообщающий.

Оборудование: наглядность, ТСО, тетрадь, дневник наблюдения.

Базовые знания: Понятие «водоем», жизнедеятельность растений водоемов, особенности строения; звери, птицы, рыбы водоемов, имеющие промысловое значение, их охрана.

Опорные знания: Знание о водоемах Казахстана, отдельных видах водных растений и животных.

Ход урока

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Встань–ка, ровненько, дружок, 
Начинается вот-вот интереснейший урок- 
Урок познания мира. 
Но сначала повернитесь 
И друг другу улыбнитесь. 
Улыбнитесь мне, друзьям 
И садитесь по местам. 

2. Проверка домашнего задания . Пересказ прочитанного.

-Какие леса растут на территории Казахстана?

- Какие растения растут в них?

-Какие животные обитают в лесах?

- Чем тугаи отличаются от обычного леса?

-Почему лес нужно беречь и охранять?

О чем должны помнить люди, приходя в лес? (Лес - наше богатство. Лес - «легкие нашей планеты». Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.)

Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.

3. Постановка задач: 
– Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.

Возьмите корень из слова подводный,  соединительную гласную из слова паровоз , корень в слове подъём и окончание из слова слоны. Какое слово у вас получилось?     (Вод-о-ём-ы.)

-Что такое водоём?

1. Углубление на поверхности земли, заполненное водой. (водоем)

2. Хранилище воды, которое необходимо всему живому, а для тех растений и животных, которые там живут – это единственный дом.

3. Это хранилище воды.

- Какие бывают водоемы? (искусственные и естественные)

4. Постановка целей урока.

- Как вы думаете, всё ли вы знаете о воде и водоемах?  Или что-то ещё мы можем изучить, или узнать? Что бы вы хотели узнать? Существует ли жизнь в воде или возле воды?

- Сегодня мы узнаем, какие животные и растения обитают в водоёмах;

Познакомимся с условиями   существования и причинами исчезновения некоторых видов растений и животных;

Познакомимся с растениями и животными, занесённые в Красную книгу Казахстана. 

5.Знакомство с новой темой.

Работа с картой Казахстана.

- Назовите озёра и реки Казахстана?

Озёра Казахстана — Балхаш, Арал, Каспий, реки — Иртыш, Сырдарья, Или. . С помощью учителя они узнают об обитающих в этих озерах и реках промысловых рыбах, ценных животных (каспийский тюлень, бобр).

-Какой цвет преобладает на планете Земля? 
-А можно ли её было назвать планетой океан? (конечно, ведь 2/3 её поверхности занимают воды океанов, морей и озёр – это 70% поверхности Земли, но лишь 3 % - вода пресная). 

Заполнить таблицу в Дневнике наблюдения стр.57 задание 1

Реки Казахстана

Озёра Казахстана










Также к водоемам относят и речки, котлованы, болота, каналы, и в каждом из них имеются различные растения и животные.

а) Растительный мир водоёма

В соответствии с местом обитания растения водоемов можно разделить на три группы:

  • прибрежные растения;

  • растения, корнями прикрепляющиеся ко дну, листья и цветы которых находятся на поверхности воды;

  • растения, корни которых свободно разветвляются в воде, листья находятся на поверхности воды.

Дети знакомятся с прибрежными растениями — камышом, рогозом.

Камыш- это высокое гибкое растение. Он вырастает до 3 метров высотой, на макушке его находится метёлка. Камыш используют в изготовлении плетеных изделий, в качестве строительного теплоизоляционнго упаковочного материала. Листья длинные, узкие, на конце стебля находятся колоски.

Рогоз- отличается длинными кожистыми листьями. Цветки собраны в початки. Его часто называют камышом. Из плотно пригнанных друг к другу стеблей издавна делали крыши, а иногда и стены домов. Они и до сих пор считаются очень прочными, служат несколькими поколениям хозяев. Семена камыша и рогоза разносятся ветром.

(лилии, кувшинки)

Белая кувшинка или водяная лилия-имеет цветок невероятной красоты. Поэтому белая кувшинка носит гордые звания «царица вод». Корни этих растений разрастаются в илистом дне, а листья находятся на поверхности воды. Это растение внесено в Красную книгу Республики. У кувшинки цветок – часы. Ее бутоны всплывают и начинают раскрываться в 7 часов утра, а закрываются в 5 часов вечера. Часто рядом с белой кувшинкой можно встретить крупные желтые цветки кубышки.

Желтая кубышка- это многолетнее травянистое растение. Корневище горизонтальное, толстое, толщиной 3-7 см, покрыто рубцами от опавших листьев.

Цветы кубышки желтой на ночь под воду не прячутся. Их просто видно на воде в светлую короткую июньскую ночь. Кубышка не просто украшение водоемов, но и лекарственное растение.

Что вы можете добавить относительно охраны этого растения? (оно занесено в Красную книгу)

Ряска- крохотное многолетнее растение плавающие обыкновенно в большом количестве на поверхности стоячих вод. Сверху у рясок зеленые пластинки, похожие на листики, а внизу корешки. Его корни, не достигая дна, разветвляются в воде.

Водоросли- это наиболее многочисленная группа морских растений. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков. Они похожи на длинные нити или ленты. Они распространены в водоемах всего мира.

- Какую роль играют в водоеме растения? (выделяют кислород, очищают воду от загрязнений, являются убежищем и пищей для животных)

б) Животный мир водоема.

  • Что надо уметь и иметь, чтобы под водой и у воды жить?

- плавники

- жабры

- перепонки на лапах

- длинные ноги, клюв

- защитную окраску

- обтекаемую форму тела

Догадайся по описанию, о ком идет речь?

? По гладкой поверхности воды, будто конькобежец по льду, катит длинноногое насекомое. Сделает толчок ногами и скользит. Так целый день и меряет воду в пруду. Вот и прозвали это насекомое … (водомерка)

Водомерка – хищник, она ловит комаров и другую мелкую живность.

- Что же позволяет водомерке удерживаться на поверхности воды? (водомерки опираются на поверхность воды своими длинными ногами, на которых есть тонкие щетинки. Щетинки смазаны жиром и поэтому не смачиваются водой)

? Сама ползет,
На себе свой дом везет. (улитка)

? Под водой живет народ,
Ходит задом наперед. (рак)

? Живу в прудах и озерах, подвижная и бойкая. Прекрасно плаваю и ныряю. Очень прожорливая. Поедаю комаров, водяных жуков, рыбьих мальков. Весной и летом устраиваю концерты на берегу, крича во все горло.

6.Физкультминутка.

На болоте 2 подружки,
2 зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям – физкульт. привет!

Весной лягушки выметывают икру, из икринок выходят головастики, которые со временем превращаются в лягушек.

- Какую пользу приносят лягушки?(уничтожают вредных насекомых)

? Я с подружками летаю над полянками, над водой, блестя на солнце прозрачными крылышками. Легкие, стройные, быстрые. Летая, мы все время охотимся.

- Почему говорят, что погубить стрекозу равносильно тому, что выпустить несколько тысяч комаров и мошек?

Стрекоза – очень красивое насекомое с тонким прямыми прозрачными крыльями, Она хищник, питается насекомыми, которых хватает на лету.

У водоемов можно встретить крупных красивых жуков – плавунцов, блестящих, коричневых. По краям крыльев со светлой полоской. Плавунец – хищник, питается водными насекомыми

Водоёмы богаты рыбой: карп, лещ, судак, карась, сом, щука, окунь и т.д. Они питаются водорослями, насекомыми, личинками.

Водоплавающие птицы- гуси, утки, лебеди. Они строят свои гнезда в прибрежных зарослях. Цапли, пеликаны, розовые фламинго кормят своих детенышей рыбой. В Красную книгу занесены розовые фламинго.

У берегов водоёма живут млекопитающие ондатры, бобры, выдры.

- Почему их называют млекопитающими?

Чтение текста стр.79-82

Закрепление материала

Игра «Кто быстрее?» Правильно составить слова, вы узнаете названия растений и животных водоёмов.

- Представьте, что вы – редкие животные или растения водоёмов, которые занесены в Красную книгу Казахстана. Вас пригласили выступить на конференции, где вы можете выступить с жалобой, просьбой, обращением к людям. 
- Что бы вы могли поведать? 
Чтение стихотворения (хором с доски). 
Дерево, трава и птица 
Не всегда 
Умеют защититься. 
Если будут уничтожены они, 
На планете 
Мы останемся одни. 

Итог урока
Подведём сейчас итог: может, зря прошёл урок? 
• Напишите на листочках, какие открытия вы сделали. 
• Что больше всего понравилось? 
• Какие чувства вы испытывали в течение урока? 
Домашнее задание: стр.79-82 пересказ

- Нарисуйте знак или плакат в защиту животного или растения водоёмов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Растения и животные водоёмов.»

Автор: Паншаева Роза Рахмантуллаевна

Дата: 23.02.2017

Номер свидетельства: 394872

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок по познанию мира "Водоёмы. Растения и животные водоёмов" "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-po-poznaniiu-mira-vodoiomy-rastieniia-i-zhivotnyie-vodoiomov"
    ["file_id"] => string(6) "181421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425351773"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Тема урока по познанию мира: Водоёмы.Растения и животные водоёмов."
    ["seo_title"] => string(72) "tiema_uroka_po_poznaniiu_mira_vodoiomy_rastieniia_i_zhivotnyie_vodoiomov"
    ["file_id"] => string(6) "374004"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482868404"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Жизнь пресного водоёма". Технология ТОГИС."
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-zhizn-priesnogho-vodoioma-tiekhnologhiia-togis-1"
    ["file_id"] => string(6) "253626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447613420"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Природное сообщество пойм. Сообщества водоёмов. Урок по ФГОС для 6 класса. География. "
    ["seo_title"] => string(95) "prirodnoie-soobshchiestvo-poim-soobshchiestva-vodoiomov-urok-po-fgos-dlia-6-klassa-gieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "115260"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411913453"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект урока по теме "Водоёмы" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vodoiomy"
    ["file_id"] => string(6) "106502"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403024172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства