Цель: познакомить учащихся с природным сообществом – пресным водоёмом
Задачи уроков:
· повторить материал об природных зонах Саратовской области;
- повторить материал об искусственных и естественных водоемах и их использовании человеком;
· расширить знания учащихся о растениях и животных, обитающих в водоеме;
· формировать у школьников новые представления о пресном водоёме как природном сообществе;
· развивать познавательный интерес учащихся;
· учить работать с дополнительной литературой, гербарием;
· учить рассуждать, делать выводы.
Оборудование и наглядные пособия: компьютер, мультимедийное оборудование,
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока:
Орг. Момент.
Настрой учащихся на урок. Приветствие.
Проверка домашнего задания.
Уплотнённый опрос.
Изучение нового материала.
Тему нашего урока нам подскажет ребус
Волга
Обь
Дон
Ока
Енисей
Москва
1. Река – символ России. (Волга)
2. Самая длинная река России, протекает в Сибири. (Обь)
3. Река, по которой гулял «казак молодой». (Дон)
4. Река, приток Волги. (Ока)
5. Самая многоводная и сильная река. (Енисей)
6. Река, на которой построена столица нашей Родины. (Москва)
Посмотрите вот сюда. Есть беззубка, прудовик,
Тихо плещется вода, Водомерка вот бежит.
Ряска, лилии, рогоз, Всюду бурно жизнь кипит.
И кубышка, и тростник. Это пресный ….(водоём).
Правильно, изучать мы будем пресные водоёмы.
Какие типы пресных водоёмов вы знаете? (Река, ручей, озеро, пруд, канал, водохранилище). На какие 2 группы их можно разделить и почему? (Естественные и искусственные)
Как эти водоёмы используются людьми?
Подведите итог. (Воду используют в быту и на производстве, водоёмы радуют нас красотой, они – зона отдыха, путь передвижения грузов, дом для животных).
Физминутка. На речушке две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались.
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись.
И обратно возвращались.
Перед нами лесное озеро.
На берегу
На глубине
На поверхности воды
В толще воды
Продолжим наш разговор об обитателях водоема, их великое множество, попробуйте угадать:
Ползает наоборот, Пёстрая крякушка
Задом наперед, Ловит лягушек,
Все под водой Ходит вразвалочку,
Хватает клешней. /рак / Спотыкалочку. /утка/
У кого глаза на рогах Голубой аэропланчик
А дом на спине? /улитка/ Селнабелыйодуванчик. /стрекоза/
Хвостом виляет, У родителей и деток
Зубаста, а не лает. /щука/ Вся одежда из монеток. /рыба/
Все эти животные вам знакомы. Давайте расселим их по водным этажам.
Название животного
Где живёт
Чем питается
Чем полезен для водоёма
Животные водоема
Моллюски
Земноводные
Насекомые
Грызуны
Рыбы
Двустворчатые
Прудовик
Катушка
Лягушка Жаба
Водомерки Комары
Бобр Ондатра
Карась Щука
Тест «Жизнь пресного водоема»
1. К искусственным водоемам относятся...
а) реки, моря, океаны;
б) водохранилища, пруды, каналы;
в) ручьи, реки, озера, моря, океаны.
2. Растения водоема это...
а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
б) брусника, черника, мох;
в) кувшинка, ряска, тростник.
3. Санитарами пресных водоемов считают...
а) рака, беззубку;
б) прудовика, катушку;
в) клопа-водомерку, жука-плавунца.
4. Живым фильтром называют...
а) головастиков;
б) раков;
в) двустворчатых моллюсков.
5. Строителями хаток и плотин на пресных водоемах являются...
а) люди; б) цапли;
в) ондатры; г) бобры.
6. С водоемами связана жизнь...
а) зябликов, трясогузок, соек;
б) цапель, уток;
в) лебедей, тетеревов, сов.
7. Водоем называют природным сообществом, потому что...
а) в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;
б) в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой;
в) в нем от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы.
8. Хищниками пресных водоемов являются...
а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки;
б) караси, мотыли, раки;
в) циклопы, прудовики, головастики.
9. Вода в пресных водоемах иногда имеет зеленый цвет, потому что...
а) это плавает ряска;
б) много микроскопических водорослей;
в) на дне много ила.
Итог: Как живут все обитатели водоёма? (Они живут сообща.)
Какой из этого можно сделать вывод? (Пресный водоём - это природное сообщество).
Вмешивается ли человек в жизнь этого сообщества?
Вот какое видеописьмо пришло к нам.
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода!
Домашнее задание. Подготовить сообщение про водоём родного края.