Имя задачи: Задача о приспособлениях у животных к жизни в воде.
Автор: Кука Виктория Евгеньевна, МОУ СОШ №45, Калининград
Метапредметная область или предмет: окружающий мир
Класс: 4, общеобразовательный
Тема: Жизнь пресного водоёма
Профиль: гуманитарный
Уровень: продвинутый
Текст задачи: Как приспособлены к жизни в воде различные обитатели водоёма?
а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.
б) Найдите необходимую информацию.
в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
г) Сделайте выводы.
д) Сравните ваши выводы с выводами известных людей.
Возможные информационные источники.
Книги:
Верзилин Н.П. По седам Робинзона. М.: Просвещение,1994.
Горышина Т.К. Экология растений. М.:Высшая школа,1976.
Ердаков Л.Н. Растения и животные водоёмов. Новосибирск: Книжица,1999.
Ердаков Л.Н. Экология для начального обучения. Новосибирск: Книжица,1997.
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся нач. кл. М.:Просвещение,2007.
Web-сайты:
http://www.sibuch.ru/article.htm?75
Культурные образцы
Довбня С.Е. Растения и животные водоёмов. Новосибирск: Книжица,1999.
Тело у водного животного обтекаемое, без острых углов. Оно можетбыть сжато с боков (карась,окунь), сплюснуто в спинобрюшном направлении (пиявка, жук-плавунец, лягушка), но всегда- без резко выступающих частей, которые тормозят движения, испытывая сопротивление воды.
Уменьшить трение в воде помогает слизь,покрывающая поверхность тела (пиявка, рыба), жир на плотной шерсти или перьях (утка, выдра), гладкий панцирь (жук-плавунец, водолюб).
Конечности имеют форму плавников, выполняющих различные функции: одни обеспечивают движение вперёд (задние конечности лягушки, хвост рыбы), другие нужны для поворотов, третьи помогают сохранить определённое положение тела (спинные и анальные плавники рыб). Плавать можно с помощью специальных гребных ножек, а также используя особый водоструйный двигатель (личинка стрекозы). У некоторых само тело может превратиться в один гибкий плавник (пиявка)
Наиболее распространенный способ дыхания под водой – жаберное (рыбы, ракушка беззубка, личинка стрекозы). Кислородом. растворённым в воде, можно дышать всей поверхностью тела (лягушка, пиявка, червь трубочник). Некоторые обитатели водоёма дышат кислородом воздуха. У них для этого есть дыхательная трубка (личинка мухи журчалки, клопы: водяной скорпион, ранатра). Другие набирают воздух в специальное хранилище (лёгкие лягушек, пространство под надкрыльями у жуков водолюбов и плавунцов, водяных клопов: плавтов, гладышей, гребляков).
Глаза водных животных имеют шаровидный хрусталик и плоскую роговицу. У тех, что живут близ поверхности воды, нижняя часть глаза может быть предназначена для подводного видения, а верхняя – для воздушного (жук вертячка).
Другие органы чувств тоже специфичны. Только у водных животных есть особый орган – боковая линия. С её помощью рыбы и головастики улавливают колебания воды и могут определить, на каком расстоянии находится предмет, двигается он или нет. У рыб есть орган, позволяющий им находиться на нужной глубине - плавательный пузырь.
Не замерзают в воде животные тоже благодаря своим хитростям. У холоднокровных (насекомые, рыбы, лягушки,рептилии) температура тела не отличается от температуры среды. Когда она снижается, эти животные становятся лишь менее подвижными, цепенеют. Растёт температура, и они оживляются. У теплокровных животных имеются специальные покровы: густой невысокий мех с тёплым подшёрстком или плотное оперение с пухом под ним. Сверху такой покров смазан жиром и не намокает в воде. Под кожей есть толстый слой жира, защищающий от замерзания.
Ещё одно приспособление к водной жизни связано с окраской водных обитателей. Они прозрачны (личинка перистоусого комарика); у других тело снизу светлое, и его обладателя не видно на фоне неба, сверху же спинка тёмная, и на фоне дна его тоже незаметно (рыбы, пиявки, жуки). Если животное плавает спиной вниз, то окраска у него изменяется: светлой становится спина, а брюшная сторона – тёмной (клоп-гладыш).
Итак, делаем вывод:
Если животное имеет специализированные органы для передвижения (лапы с перепонками, плавники и т.п.), особые органы дыхания (жабры и др.), орган для улавливания колебаний воды – боковую линию, то это животное живёт в воде и в другой среде существовать не может.
Методический комментарий
Эта задача относится к продвинутому уровню, так как в доступных источниках объём информации недостаточен. Для решения данной задачи необходимо проработать большое количество дополнительной информации и найти ответы на следующие вопросы:
Какова форма тела у водных животных?
Чем покрыто тело этих животных и для чего?
Какие конечности имеют водные животные и для чего они им?
Чем дышат животные под водой?
Какие особенности глаз у рыбы, жука-вертячки?
Для чего рыбе плавательный пузырь? Зачем боковая линия?
Как приспособились животные не мёрзнуть, когда холодно?
А как стать невидимым в воде?
По результатам собранной информации учащиеся смогут сделать вывод о приспособлении живых организмов в водной