Тема: Водоёмы. Растения и животные водоёмов.
Цель: расширить знания детей о водоёмах, взаимосвязи растительного и животного мира, вызвать желание самостоятельно добывать знания.
Задачи: выявить и расширить представления детей о водоёмах, растительном и животном мире;
развивать познавательную активность учащихся через самостоятельный творческий поиск необходимой информации;
воспитывать умение анализировать свои успехи и неудачи, умение работать в группах, бережное отношение к природе.
Оборудование: физическая карта Казахстана, атласы для каждого ребёнка, иллюстрации и таблицы «Растительный и животный мир водоёмов», индивидуальные таблички и схемы, презентация.
ХОД УРОКА
Психологический настрой.
Прозвенел весёлый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.
- Сегодня мы будем работать в группах. Вспомните правила работы в группе.
Постановка задач:
– Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.
Возьмите корень из слова подводный, приставку из слова подъём, соединительную гласную из слова паровоз и окончание из слова слоны. Какое слово у вас получилось? (Вод-о-ём-ы.)
- На партах у вас лежат листы бумаги, на них вы напишите слова связанные со словом «Водоемы». Составите кластер. Прочитайте свои ассоциации в группах.
(Выступление по 1 человеку от группы)
Сообщение темы урока.
- Сегодня мы вспомним все о водоемах.
Работа с картой и атласом.
- У вас на партах лежат атласы и карточки с заданиями. Прочитайте и выполните эти задания.
Задание : 1 группа - Найти на карте Казахстана реку Иртыш и озеро Балхаш.
Задание : 2 группа - Найти на карте Казахстана реку Или и озеро Алаколь.
Задание : 3 группа - Найти на карте Казахстана реку Сырдарья и озеро Зайсан.
Задание : 4 группа - Найти на карте Казахстана реку Ишим и Каспийское море.
(Выступление по 1 человеку от группы).
Постановка целей урока.
- Как вы думаете, всё ли вы знаете о воде и водоемах? Или что-то ещё мы можем изучить, или узнать? Что бы вы хотели узнать? Существует ли жизнь в воде или возле воды?
- Сегодня мы узнаем, какие животные и растения обитают в водоёмах;
Познакомимся с условиями существования и причинами исчезновения некоторых видов растений и животных;
Познакомимся с растениями и животными, занесённые в Красную книгу Казахстана.
Работа по презентации. Знакомство с реками, озерами, морями Казахстана.
- Территория Казахстана с юго-запада и западной части омывается водами Каспийского моря. Основной артерией бассейна Балхаша является река Или длиной 1001 км.
- Вот озеро Боровое. Реки Казахстана – самые крупные, это Иртыш. Он течет по территории трех стран – это Китай, Казахстан, Россия. Или – самая крупная река в Семиречье, свое начало берет в Китае и впадает в озеро Балхаш. Река Сырдарья – самая длинная река Средней Азии и вторая по водности после Амударьи. Бассейн Сырдарьи расположен на территории республик Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан.
- Озера Казахстана – озеро Зайсан, Балхаш, Алаколь (пестрое).
- Аральское море, (это вид из космоса), которое сейчас терпит бедствие. Экологическая катастрофа, связанная с высыханием Аральского моря, является бедой не только народов Средней Азии и Казахстана. Это катастрофа глобального масштаба. Каспийское море, которое находится на западе Казахстана.
Изучение нового материала.
Работа по презентации. Знакомство с растениями и животными водоемов. Характеристика животных и растений водоемов.
Работа с учебником.
- Откройте учебники на странице 93. Выпишите названия растений и животных. 1 и 3 группа выписывают растения водоемов, 2 и 4 группа – животных.
(1 группа отвечает, 2 группа дополняет)
Физминутка.
Закрепление изученного материала.
- Среди этих животных и растений есть те, которые занесены в Красную книгу Казахстана. Сейчас ребята нам расскажут о них.
Сообщение учащимися, подготовивших небольшой рассказ о растениях и животных, занесенных в Красную книгу.
Составление коллажа «Растения и животные водоемов».
- А сейчас ребята составьте коллаж. На столе у вас лежат листы бумаги. Из вырезанных картинок вам надо составить коллаж и наклеить их на лист бумаги.
Вывод: Всё в природе взаимосвязано. Растительный и животный мир образуют сообщества, которые связаны между собой цепью питания.
Составление цепи питания.
- Из данных картинок составьте и напишите цепи питания.
Итог урока
- Подведём сейчас итог: может, зря прошёл урок?
• Напишите на листочках, какие открытия вы сделали.
• Что больше всего понравилось?
• Какие чувства вы испытывали в течение урока?
Выставление оценок.
Домашнее задание.
с. 93-95 читать, подготовить сообщение.