Просмотр содержимого документа
«Путешествие в старину»
«Путешествие в старину» музейное занятие с участием родителей
Презентация (доступ: https://prezi.com/dapkk8ce40rq/presentation/) может быть использована родителями при подготовке занятия.
Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.
Образовательные: познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта, со старославянским алфавитом; обогатить словарь детей новыми словами (ухват, чугунок, печь, прялка, лапти, самовар, люлька);
Развивающие: развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций и народных игр, развивать интерес к русскому фольклору;
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, бережное отношение к старинным вещам.
Ход занятия:
Учитель: ребята, сегодня у нас будет необычный урок, а урок-путешествие в прошлое (слайд 1). Вы хотите отправиться в путешествие, в старину? А поможет нам в этом волшебный клубочек. Давайте скажем ему волшебные слова!
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
Путь-дорожку укажи!
А мы пойдем за ним! (слайд 2, звучит волшебная музыка).
Учитель: Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали? (Слайд 3: внешний вид избы.)
Родитель 1: Давным - давно люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем, как жили-поживали наши прабабушки и прадедушки, чем занимались. Давайте скорее зайдем внутрь.
Слайд 4
Родитель 1: - Посмотрите, нас встречают хозяйка и хозяин, и их детушки выглядывают (в роли хозяев и детей родители учащихся). Раньше в старину, входя в избу, люди здоровались вот так: делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся с хозяевами избы (делают низкий поклон).
Хозяева избы: проходите, пожалуйста, и присаживайтесь поближе к печи (слайд 5).
Родитель 1: ребята, в каждой избе была печка. Она занимала довольно много места, почти пол-избы. А как вы думаете, для чего нужна печка?
(Варианты ответов детей: чтобы еду готовить, чтобы тепло было в доме от нее, чтобы спать на ней).
Родитель 1: Да, печку топили дровами, чтобы в избе тепло было. А еще в русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду.
Слайд 6.
Хозяйка избы:Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там в печке уголек
Кашу сварит….(чугунок).Слайд.
Хозяин: Чугунок был незаменим в хозяйстве. Был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т.к. сделан из чугуна. Чугун это особый вид металла, который мог бы выдержать любой огонь, и никогда не бился. Как вы думаете, как можно достать чугунок из печки? Ведь он там сильно нагревался.
Послушайте загадку:
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдает,
А сам в угол идет (ухват).Слайд.
Хозяин: Смотрите, как я ставлю чугунок в печь (демонстрирует). А теперь попробуйте вы достать из печи чугунок с помощью ухвата.
Дети хозяев: А еще на печке спали. Там было тепло. Видите подушка у них здесь лежит. Ой, ребята, прислушайтесь! (плач ребенка) Кто-то здесь плачет. Как выдумаете, кто там? Слайд
Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. В каждой люльке лежала кукла-оберег. Куклы-обереги создавались исключительно вручную из натуральных материалов. Каждому случаю и человеку отвечала своя куколка. Куклы выполнялись в различном исполнении, в зависимости от изготовителя и приписываемых им защитных функций. Но все куклы имели одну общую черту они не имели лица.
Ребята, а у кого есть младшие брат или сестра? Если малыш заплакал, как вы его успокаиваете? (варианты детей). Какие колыбельные песни вы знаете? Давайте споем одну колыбельную.
Баю- баю- баиньки
Я скатаю валенки,
Я скатаю валенки
Небольшие, маленьки
Вовоньке по ноженьке,
Бегать по дороженьке.
Молодцы, ребята!
Родитель 1: Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как выдумаете, они трудились, чем занимались? (варианты ответов детей)
Слайд
Родитель1: Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:
Хозяйка избы:Ты помощница моя, прялочка родная,
Напряди ты пряжи мне, что не видно края.
Родитель1: как вы думаете, для чего пряжа нужна была? (варианты детей)
Слайд
Слайд:
Родитель1: в каждой избе был «красный угол». Красный значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем, стояли лавки, стол. Ребята, как вы думаете, на чем и чем раньше писали? Были ли у наших прапрабабушек и прапрадедушек ручки как сейчас?
Дети хозяев: посмотрите, раньше буквы назывались иначе, чем теперь. А – аз, б – буки, в – веди, г – глаголь, д – добро, и – иже, к – како, л – люди, , н – наш и т.д.
По названию первых букв «аз, «буки», весь порядок букв стали называть азбукой. Азбука – то самое, что и буквенный алфавит.
Мы предлагаем вам написать свои имя на бумаге, но не ручкой, а пером. (учащиеся пишут свое имя на старославянском языке пером).
Слайд
Родитель 1: наше путешествие заканчивается, давайте с вами поблагодарим хозяев дома и поклонимся им за гостеприимство.
Слайд: Сейчас мы с вами проверим, кто что запомнил.
Скажите, что называют избой?
а) сарай;
б) кирпичное здание;
в) деревянный бревенчатый дом;
г) помещение для скота.
2. Самое чисто и почетное место в избе называют "красный угол". А что там находится?
а) красная лавка;
б) место, где отдыхают;
в) угол, выкрашенный в красный цвет;
г) Божница - место для икон.
3. Что является "центром" русской избы? Что называют кормилицей. Как называется посуда, в которой варят еду в печи?
а) сковорода;
б) миска;
в) чугунок;
г) железная кастрюля.
4. Чем достают чугунок из печи?
а) руками, одетые в плотные прихватки;
б) деревянной лопатой для печи;
в) кочергой;
г) ухватом.
Учитель: Молодцы!А мы возьмем клубочек и скажем: 1,2,3, В класс наш попади!