kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Путешествие в старину

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музейное занятие "Путешествие в старину" позволит учителю и родителям погрузить учащихся в прошлое, познакомить с бытом русского народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в старину»

«Путешествие в старину» музейное занятие с участием родителей

Презентация (доступ: https://prezi.com/dapkk8ce40rq/presentation/) может быть использована родителями при подготовке занятия.


Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.

Образовательные: познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта, со старославянским алфавитом; обогатить словарь детей новыми словами (ухват, чугунок, печь, прялка, лапти, самовар, люлька);

Развивающие: развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций и народных игр, развивать интерес к русскому фольклору;

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, бережное отношение к старинным вещам.

Ход занятия:

Учитель: ­ ребята, сегодня у нас будет необычный урок, а урок-путешествие в прошлое (слайд 1). Вы хотите отправиться в путешествие, в старину? А поможет нам в этом волшебный клубочек. Давайте скажем ему волшебные слова!

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь-дорожку укажи!

А мы пойдем за ним! (слайд 2, звучит волшебная музыка).

Учитель: ­Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали? (Слайд 3: внешний вид избы.)

Родитель 1: ­ Давным - давно люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем, как жили-поживали наши прабабушки и прадедушки, чем занимались. Давайте скорее зайдем внутрь.

Слайд 4

Родитель 1: - Посмотрите, нас встречают хозяйка и хозяин, и их детушки выглядывают (в роли хозяев и детей родители учащихся). Раньше в старину, входя в избу, люди здоровались вот так: делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся с хозяевами избы (делают низкий поклон).

Хозяева избы: проходите, пожалуйста, и присаживайтесь поближе к печи (слайд 5).

Родитель 1: ребята, в каждой избе была печка. Она занимала довольно много места, почти пол-избы. А как вы думаете, для чего нужна печка?

(Варианты ответов детей: чтобы еду готовить, чтобы тепло было в доме от нее, чтобы спать на ней).

Родитель 1: Да, печку топили дровами, чтобы в избе тепло было. А еще в русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду.

Слайд 6.

Хозяйка избы: Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит….(чугунок).Слайд.

Хозяин: Чугунок был незаменим в хозяйстве. Был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т.к. сделан из чугуна. Чугун ­ это особый вид металла, который мог бы выдержать любой огонь, и никогда не бился. Как вы думаете, как можно достать чугунок из печки? Ведь он там сильно нагревался.

Послушайте загадку:

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдает,

А сам в угол идет (ухват).Слайд.

Хозяин: Смотрите, как я ставлю чугунок в печь (демонстрирует). А теперь попробуйте вы достать из печи чугунок с помощью ухвата.

Дети хозяев: А еще на печке спали. Там было тепло. Видите подушка у них здесь лежит. Ой, ребята, прислушайтесь! (плач ребенка) Кто-то здесь плачет. Как выдумаете, кто там? Слайд

­ Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. В каждой люльке лежала кукла-оберег. Куклы-обереги создавались исключительно вручную из натуральных материалов. Каждому случаю и человеку отвечала своя куколка.
Куклы выполнялись в различном исполнении, в зависимости от изготовителя и приписываемых им защитных функций. Но все куклы имели одну общую черту ­ они не имели лица.

­Ребята, а у кого есть младшие брат или сестра? Если малыш заплакал, как вы его успокаиваете? (варианты детей). Какие колыбельные песни вы знаете? Давайте споем одну колыбельную.

Баю- баю- баиньки

Я скатаю валенки,

Я скатаю валенки

Небольшие, маленьки

Вовоньке по ноженьке,

Бегать по дороженьке.

Молодцы, ребята!

Родитель 1: ­ Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как выдумаете, они трудились, чем занимались? (варианты ответов детей)

Слайд

Родитель1: ­ Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:

Хозяйка избы: Ты помощница моя, прялочка родная,

Напряди ты пряжи мне, что не видно края.

Родитель1: ­ как вы думаете, для чего пряжа нужна была? (варианты детей)

Слайд

Слайд:

Родитель1: ­ в каждой избе был «красный угол». Красный ­ значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем, стояли лавки, стол. Ребята, как вы думаете, на чем и чем раньше писали? Были ли у наших прапрабабушек и прапрадедушек ручки как сейчас?

Раздаем учащимся распечатанный старославянский алфавит

Дети хозяев: ­ посмотрите, раньше буквы назывались иначе, чем теперь. А – аз, б – буки, в – веди, г – глаголь, д – добро, и – иже, к – како, л – люди, , н – наш и т.д.

По названию первых букв «аз, «буки», весь порядок букв стали называть азбукой. Азбука – то самое, что и буквенный алфавит.

­ Мы предлагаем вам написать свои имя на бумаге, но не ручкой, а пером. (учащиеся пишут свое имя на старославянском языке пером).

Слайд

Родитель 1:­ наше путешествие заканчивается, давайте с вами поблагодарим хозяев дома и поклонимся им за гостеприимство.

Слайд: Сейчас мы с вами проверим, кто что запомнил.

  1. Скажите, что называют избой?

а) сарай;

б) кирпичное здание;

в) деревянный бревенчатый дом;

г) помещение для скота.

2. Самое чисто и почетное место в избе называют 
"красный угол". А что там находится?

а) красная лавка;

б) место, где отдыхают;

в) угол, выкрашенный в красный цвет;

г) Божница - место для икон.

3. Что является "центром" русской избы? Что называют кормилицей. 
Как называется посуда, в которой варят еду в печи?

а) сковорода;

б) миска;

в) чугунок;

г) железная кастрюля.

4. Чем достают чугунок из печи? 

а) руками, одетые в плотные прихватки;

б) деревянной лопатой для печи;

в) кочергой;

г) ухватом. 


Учитель: Молодцы! А мы возьмем клубочек и скажем: 1,2,3, В класс наш попади!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Путешествие в старину

Автор: Лялина Марина Алексеевна

Дата: 30.03.2017

Номер свидетельства: 405065

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Разработка классного часа на тему "Виртуальное путешествие по музею С. Т. Аксакова" "
    ["seo_title"] => string(89) "razrabotka-klassnogho-chasa-na-tiemu-virtual-noie-putieshiestviie-po-muzieiu-s-t-aksakova"
    ["file_id"] => string(6) "177707"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424699534"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "классный час на тему "Кулинарное путешествие по Удмуртии""
    ["seo_title"] => string(62) "klassnyi-chas-na-tiemu-kulinarnoie-putieshiestviie-po-udmurtii"
    ["file_id"] => string(6) "307332"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458312092"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Путешествие по Кижам"
    ["seo_title"] => string(23) "putieshiestviiepokizham"
    ["file_id"] => string(6) "336517"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1467188979"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Путешествие в Древний Смоленск "
    ["seo_title"] => string(36) "putieshiestviie-v-drievnii-smoliensk"
    ["file_id"] => string(6) "110052"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405443139"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Путешествие по острову "Компландия" "
    ["seo_title"] => string(38) "putieshiestviie-po-ostrovu-komplandiia"
    ["file_id"] => string(6) "173817"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424027345"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства