Разработка классного часа на тему "Виртуальное путешествие по музею С. Т. Аксакова"
Разработка классного часа на тему "Виртуальное путешествие по музею С. Т. Аксакова"
Виртуальное путешествие по музею Сергея Тимофеевича Аксакова.
Цель: Познакомить творчеством Сергея Тимофеевича Аксакова.
Провести виртуальное путешествие по музею в селе Аксакова.
Развивать речь, познавательный интерес.
Воспитывать любовь к чтению, родной природе, чувство патриотизма.
Оборудование: портрет Сергея Тимофеевича Аксакова, выставка книг, карта
Оренбургской области, презентация «Музей в селе Аксакова», презентация
«Викторина по сказке «Аленький цветочек», грамзапись песни «Чему учат в
школе».
Ход мероприятия.
Организационный момент.
Слайд 1. Заставка «1 сентября»
Звучит музыка «Чему учат в школе». Учащиеся заходят в класс и садятся за парты.
Стихотворение читает ученик.
Здравствуй, школа!
Быстро лето пролетело,
Наступил учебный год,
Но и осень нам немало
Дней хороших принесёт.
Здравствуй, осень золотая!
Школа, солнцем залитая!
Наш просторный, светлый класс,
Ты опять встречаешь нас. (В. Лебедев-Кумач)
II.Самоопределение деятельности.
-Учитель: Наш первый урок будет посвящен выдающемуся писателю, которому в 2011 году со дня рождения исполняется 220 лет.
- Кто догадался, о ком будем говорить на уроке?
- Правильно, это Сергей Тимофеевич Аксаков, один из лучших российских писателей, краевед, певец русской природы. Аксаков первым в русской литературе и одним из первых в мире с тревогой и болью высказался об экологическом будущем человечества: только в единстве с природой, в гармонии с ней, а не в противоборстве возможен нравственный человек.
Слайд 2. Портрет С.Т. Аксакова
III. Краткая биография.
Аксаков Сергей Тимофеевич (1791 - 1859), прозаик. Родился 20 сентября (1 октября н.с.) в Уфе в родовитой дворянской семье. Детство провел в имении Ново-Аксакове и в Уфе, где отец служил прокурором Верхнего земского суда.
Учился в Казанской гимназии, а в 1805 был принят в только что открытый Казанский университет. Здесь проявился интерес Аксакова к литературе, театру; он начал писать стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях. Не закончив университета, переехал в Петербург, где служил переводчиком в Комиссии по составлению законов. Однако его больше занимала художественная, литературная и театральная жизнь столицы. Заводит широкий круг знакомств.
В 1816 женится на О. Заплатиной и уезжает в свое родовое имение Ново-Аксаково. У Аксаковых было десять детей, воспитанию которых уделялось исключительное внимание.
В 1826 Аксаковы переселились в Москву. В 1827 - 32 Аксаков исполнял обязанности цензора, с 1833 по 1838 служил инспектором Константиновского межевого училища, а затем первым директором Межевого института. Но по-прежнему главное внимание он уделял литературной и театральной деятельности. Очерк "Буран", опубликованный в 1834, стал прологом будущих автобиографических и природоведческих произведений Аксакова. В это время он активно выступает как литературный и театральный критик.
Дом Аксакова и подмосковное имение Абрамцево становятся своеобразным культурным центром, где встречаются писатели и актеры, журналисты и критики, историки и философы.
Слайды 4-8. Книги Аксакова С.Т.
В 1847 опубликовал "Записки об уженье рыбы", имевшие большой успех. В 1849 вышли "Записки ружейного охотника", в которых автор проявил себя как проникновенный поэт русской природы. В пятидесятые годы резко ухудшается здоровье Аксакова, надвигается слепота, но он продолжает работу. Особую популярность приобрели его автобиографические книги - "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова-внука" (1858), написанные на основе детских воспоминаний и семейных преданий.
В последние годы жизни созданы и такие мемуарные произведения, как "Литературные и театральные воспоминания", "Встречи с мартинистами".
Аксаков скончался 30 апреля (12 мая н.с.) 1859 в Москве.
IV. Выставка книг
- Какая из книг вам знакома?
А сейчас проведем викторину по сказке «Аленький цветочек»
(презентация «Аленький цветочек)
V.Работа по карте Оренбургской области.
Покажи на карте, где находится Литературный музей-заповедник писателя С.Т. Аксакова"
Имение основано в 18 веке дедом писателя С. М. Аксаковым. В настоящее время восстановлены дом, людские, надворные постройки. Уникальны по красоте пруд, парк с липовой аллеей, река Бугуруслан.
История создания музея
Решение о создании мемориального комплекса-заповедника, который включал бы родовой дом, водяную мельницу, часовню, парк, было принято на заседании Оренбургского исполкома областного совета в 1989 году. Основным документом для начала работ по проектированию экспозиции стала научная концепция, авторами которой были директор областного краеведческого музея Н.А. Ерёмина и сотрудники. А основным источником при разработке проекта экспозиции были книги С. Т. Аксакова: «Детские годы Багрова-внука», «Семейная хроника», а также имеющийся фонд музея. И когда барский дом был отстроен, экспозиционная группа из областного краеведческого музея под руководством Н.А.Ерёминой совместно с сотрудниками Аксаковского музея приступили к реализации художественного проекта экспозиции. Огромную помощь в восстановлении музея-заповедника оказал тогдашний начальник лесхоза Жижкун А.И.
Безграничная любовь к писателю
В музее все одушевлено, конкретно по своему отношению к Аксакову и его времени. Открытие музея в 1996 году вызвало большой общественный резонанс. Интерес к музею поддерживается различными формами работы, которые проводятся совместно с областным краеведческим музеем. Активнее стало использоваться в работе музея и творчество С.Т.Аксакова. Сегодня Аксаковский музей-заповедник открыт для сотрудничества с другими музеями. И хотя это небольшой музей, но это наша милая родина, это наша культура, наша история. И как прежде плывут белые облака над зеленой долиной. Ржаное поле вдали за Бугурусланкой нескончаемо катится к Кудринской горе. Темно-зеленые купы Аксаковского парка с выступающими вершинами сосен вырисовываются на горизонте, Челяевская гора и сверкающее зеркало пруда за серебристыми ветлами Грачевой рощи - все видится теперь сразу и поражает глаз. «Это был - да и теперь есть - уголок обетованный.» Как верно сказано больше века назад! Пройдет год, и сто лет пройдет, и все также в темнеющий лес, за Кудринской горой, в лесную полосу на ржаном поле, будет бить из тучи солнце.
Не умирает природа, не умирают достойные её художники. Творчество Аксакова возвышает, делает сильнее и чище, как сейчас возвышают человека эти величественные картины аксаковских мест. Так будем же благодарны и расплатимся за любовь любовью. Подтверждая эти высокие слова делом, мы должны продолжить воссоздание и реставрацию усадьбы Аксаковых. В первую очередь, необходимо построить часовню на месте захоронения родителей писателя, ибо посещение усадьбы должно начинаться с поклонения их могилам. А в перспективе: построение церкви Знамения Божьей Матери, мельницы на берегу пруда, летней кухни за речкой, реставрация людских и всего парка. Летом 2004 года прошли раскопки захоронений Аксаковых, найдены новые могилы. Дел хватит и нашему и будущему поколению. Но я уверен - мы на правильном пути. Возрождение истории - это возрождение духовности нашего народа.
А сейчас мы отправимся в виртуальное путешествие по музею.
Содержание экспозиции музея
Слайды 9-14.
В восстановленном барском доме сейчас расположен музей. Экспозиция музея рассказывает о заселении земель Оренбургского края и Уфимского наместничества в середине 18 века, о поселении дворян Аксаковых на берегах реки Бугуруслан. Здесь представлены материалы о жизни писателя в Оренбургском крае, о местах, которые легли в основу его произведений. В залах музея можно увидеть подлинную аксаковскую мебель 19-20 веков, вещи и документы, рассказывающие о потомках Аксакова, коллекцию картин, посвящённых местам, связанных с его жизнью и творчеством, предметы старины. Почти удалось воссоздать горницу деда писателя - Степана Михайловича, основателя с. Знаменское (Аксаково), отразив культуру народов края, соединить стилевые решения в оформлении интерьера здания. В новом музее 6 экспозиционных залов. Экспозицию открыл комплекс материалов, посвящённых С.М.Аксакову. Это рассказ не только о главе семьи, но и о многом другом. В экспозиции - ларец с двойным дном для бумаг, герб рода Аксаковых. В этом гербе запечатлена военная история рода Аксаковых - в щите, имеющем серебряное поле, изображено красное сердце, пронзённое стрелою. Щит венчает рыцарский шлем, с дворянской в нём короной, страусовыми перьями. Налёт на щите серебряный, подложенный красным. Поддерживают щит два воина в латах с копьями руках. Древность дворянского рода была гордостью С.М.Аксакова. Эта тема органично переходит в другой зал, скрывающий нравы и устои старинной патриархальной семьи Аксаковых, типичной для эпохи крепостничества, где царят насилие, деспотизм. В бывшей девичьей и людской поместили экспозицию «Этнический состав и быт местного населения», куда вошли предметы быта народов, населявших эту местность в 18 веке. Это костюмы русских, мордвы, чувашей, татар, орудия труда, документы, фотографии, акварели. Здесь же поместили часть интерьера крестьянской избы. Экспозиция отразила и тему изнурительного труда крестьян и традиции, обряды, а также показала поэтическую натуру крестьянина. О молодых Аксаковых, родителях будущего писателя, рассказывает экспозиция следующего зала «Жизнь и быт провинциальных помещиков Оренбургского края». С.Т.Аксаков по отцовской линии происходил из старинного дворянского рода (о чем свидетельствует фамильный герб и родословная Аксаковых), оставившего заметный след в русской истории. Основателем рода, который корнями уходит в 11 век, был варяжский князь Оксак, вассал норвежского короля Гокона Слепого, пришедший вместе со своей дружиной в землю Русскую на службу к Великому князю Всеволоду Ярославовичу и оставшийся жить на Руси. В комнате родителей, в центре, портреты отца и матери писателя. Отец - Тимофей Степанович - был мало развит, тих, застенчив, но добр и благороден. Интересы его ограничивались кругом хозяйственных дел, поэтому влияние на умственное развитие сына он оказать не мог, зато от отца писатель унаследовал мягкий нрав, любовь к природе и гуманное отношение к крепостным. Серёжа рос и умственно развивался под влиянием матери, Марии Николаевны Аксаковой, урожденной Зубовой. Сергей Тимофеевич ярко описал хapaктep матери и её нравы в «Семейной хронике» и «Детских годах Багрова-внука». Это была начитанная, впечатлительная и властная женщина, со страстной, неуравновешенной натурой. Авторам экспозиции удалось раскрыть характеры отца и матери С.Т.Аксакова, проследить их духовные и родственные связи с Рычковыми, Карамзиными, Мертваго и другими известными людьми той эпохи. Здесь материал, в основном, плоскостной: фотографии, документы. Достойное место в экспозиции заняли старинный круглый стол с мраморной столешницей, книги, портреты. Частично эта тема продолжается в следующем зале, посвященном детским и юношеским годам С.Т. Аксакова, так как родители писателя последовательно формировали его характер, интересы, любовь к родной земле, природе, народному творчеству. Комплекс «Аленький цветочек органично дополняет выставку в этом зале. Завершают экспозицию музея две темы: «Русский писатель С.Т.Аксаков - певец Оренбургского края», и «С.Т. Аксаков - выдающийся русский писатель». В этих залах, из-за недостатка подлинных предметов, многое опирается на воссозданные документальные источники, фотографии, произведения писателя, что ведет к музейной условности, но тем не менее, все объединено в один историко-литературный ряд. Здесь размещены материалы свидетельствующие о становлении Аксакова - писателя, художника, о его дружбе с Н.Гоголем, о признании творчества писателя выдающимися критиками.
VI. Итог мероприятия.
- Что нового открыли для себя на нашем занятии?
- Чему учат книги С. Т. Аксакова?
- Что вам понравилось на нашем мероприятии?
- О чем вы хотели бы рассказать своим близким про знаменитого писателя?
VII. Рефлексия.
- С каким настроением вы уходите с нашего мероприятия?
- Составим «Букет настроения»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа на тему "Виртуальное путешествие по музею С. Т. Аксакова" »
Виртуальное путешествие по музею Сергея Тимофеевича Аксакова.
Цель: Познакомить творчеством Сергея Тимофеевича Аксакова.
Провести виртуальное путешествие по музею в селе Аксакова.
Развивать речь, познавательный интерес.
Воспитывать любовь к чтению, родной природе, чувство патриотизма.
Оборудование: портрет Сергея Тимофеевича Аксакова, выставка книг, карта
Оренбургской области, презентация «Музей в селе Аксакова», презентация
«Викторина по сказке «Аленький цветочек», грамзапись песни «Чему учат в
школе».
Ход мероприятия.
Организационный момент.
Слайд 1. Заставка «1 сентября»
Звучит музыка «Чему учат в школе». Учащиеся заходят в класс и садятся за парты.
Стихотворение читает ученик.
Здравствуй, школа!
Быстро лето пролетело,
Наступил учебный год,
Но и осень нам немало
Дней хороших принесёт.
Здравствуй, осень золотая!
Школа, солнцем залитая!
Наш просторный, светлый класс,
Ты опять встречаешь нас. (В. Лебедев-Кумач)
II.Самоопределение деятельности.
-Учитель: Наш первый урок будет посвящен выдающемуся писателю , которому в 2011 году со дня рождения исполняется 220 лет.
- Кто догадался, о ком будем говорить на уроке?
- Правильно, это Сергей Тимофеевич Аксаков, один из лучших российских писателей, краевед, певец русской природы. Аксаков первым в русской литературе и одним из первых в мире с тревогой и болью высказался об экологическом будущем человечества: только в единстве с природой, в гармонии с ней, а не в противоборстве возможен нравственный человек.
Слайд 2. Портрет С.Т. Аксакова
III. Краткая биография.
Аксаков Сергей Тимофеевич (1791 - 1859), прозаик. Родился 20 сентября (1 октября н.с.) в Уфе в родовитой дворянской семье. Детство провел в имении Ново-Аксакове и в Уфе, где отец служил прокурором Верхнего земского суда.
Учился в Казанской гимназии, а в 1805 был принят в только что открытый Казанский университет. Здесь проявился интерес Аксакова к литературе, театру; он начал писать стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях. Не закончив университета, переехал в Петербург, где служил переводчиком в Комиссии по составлению законов. Однако его больше занимала художественная, литературная и театральная жизнь столицы. Заводит широкий круг знакомств.
В 1816 женится на О. Заплатиной и уезжает в свое родовое имение Ново-Аксаково. У Аксаковых было десять детей, воспитанию которых уделялось исключительное внимание.
В 1826 Аксаковы переселились в Москву. В 1827 - 32 Аксаков исполнял обязанности цензора, с 1833 по 1838 служил инспектором Константиновского межевого училища, а затем первым директором Межевого института. Но по-прежнему главное внимание он уделял литературной и театральной деятельности. Очерк "Буран", опубликованный в 1834, стал прологом будущих автобиографических и природоведческих произведений Аксакова. В это время он активно выступает как литературный и театральный критик.
Дом Аксакова и подмосковное имение Абрамцево становятся своеобразным культурным центром, где встречаются писатели и актеры, журналисты и критики, историки и философы.
Слайды 4-8. Книги Аксакова С.Т.
В 1847 опубликовал "Записки об уженье рыбы", имевшие большой успех. В 1849 вышли "Записки ружейного охотника", в которых автор проявил себя как проникновенный поэт русской природы. В пятидесятые годы резко ухудшается здоровье Аксакова, надвигается слепота, но он продолжает работу. Особую популярность приобрели его автобиографические книги - "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова-внука" (1858), написанные на основе детских воспоминаний и семейных преданий.
В последние годы жизни созданы и такие мемуарные произведения, как "Литературные и театральные воспоминания", "Встречи с мартинистами".
Аксаков скончался 30 апреля (12 мая н.с.) 1859 в Москве.
IV. Выставка книг
- Какая из книг вам знакома?
А сейчас проведем викторину по сказке «Аленький цветочек»
(презентация «Аленький цветочек)
V.Работа по карте Оренбургской области.
Покажи на карте, где находится Литературный музей-заповедник писателя С.Т. Аксакова"
Имение основано в 18 веке дедом писателя С. М. Аксаковым. В настоящее время восстановлены дом, людские, надворные постройки. Уникальны по красоте пруд, парк с липовой аллеей, река Бугуруслан.
История создания музея
Решение о создании мемориального комплекса-заповедника, который включал бы родовой дом, водяную мельницу, часовню, парк, было принято на заседании Оренбургского исполкома областного совета в 1989 году. Основным документом для начала работ по проектированию экспозиции стала научная концепция, авторами которой были директор областного краеведческого музея Н.А. Ерёмина и сотрудники. А основным источником при разработке проекта экспозиции были книги С. Т. Аксакова: «Детские годы Багрова-внука», «Семейная хроника», а также имеющийся фонд музея. И когда барский дом был отстроен, экспозиционная группа из областного краеведческого музея под руководством Н.А.Ерёминой совместно с сотрудниками Аксаковского музея приступили к реализации художественного проекта экспозиции. Огромную помощь в восстановлении музея-заповедника оказал тогдашний начальник лесхоза Жижкун А.И.
Безграничная любовь к писателю
В музее все одушевлено, конкретно по своему отношению к Аксакову и его времени. Открытие музея в 1996 году вызвало большой общественный резонанс. Интерес к музею поддерживается различными формами работы, которые проводятся совместно с областным краеведческим музеем. Активнее стало использоваться в работе музея и творчество С.Т.Аксакова. Сегодня Аксаковский музей-заповедник открыт для сотрудничества с другими музеями. И хотя это небольшой музей, но это наша милая родина, это наша культура, наша история. И как прежде плывут белые облака над зеленой долиной. Ржаное поле вдали за Бугурусланкой нескончаемо катится к Кудринской горе. Темно-зеленые купы Аксаковского парка с выступающими вершинами сосен вырисовываются на горизонте, Челяевская гора и сверкающее зеркало пруда за серебристыми ветлами Грачевой рощи - все видится теперь сразу и поражает глаз. «Это был - да и теперь есть - уголок обетованный...» Как верно сказано больше века назад! Пройдет год, и сто лет пройдет, и все также в темнеющий лес, за Кудринской горой, в лесную полосу на ржаном поле, будет бить из тучи солнце.
Не умирает природа, не умирают достойные её художники. Творчество Аксакова возвышает, делает сильнее и чище, как сейчас возвышают человека эти величественные картины аксаковских мест. Так будем же благодарны и расплатимся за любовь любовью. Подтверждая эти высокие слова делом, мы должны продолжить воссоздание и реставрацию усадьбы Аксаковых. В первую очередь, необходимо построить часовню на месте захоронения родителей писателя, ибо посещение усадьбы должно начинаться с поклонения их могилам. А в перспективе: построение церкви Знамения Божьей Матери, мельницы на берегу пруда, летней кухни за речкой, реставрация людских и всего парка. Летом 2004 года прошли раскопки захоронений Аксаковых, найдены новые могилы. Дел хватит и нашему и будущему поколению. Но я уверен - мы на правильном пути. Возрождение истории - это возрождение духовности нашего народа.
А сейчас мы отправимся в виртуальное путешествие по музею.
Содержание экспозиции музея
Слайды 9-14.
В восстановленном барском доме сейчас расположен музей. Экспозиция музея рассказывает о заселении земель Оренбургского края и Уфимского наместничества в середине 18 века, о поселении дворян Аксаковых на берегах реки Бугуруслан. Здесь представлены материалы о жизни писателя в Оренбургском крае, о местах, которые легли в основу его произведений. В залах музея можно увидеть подлинную аксаковскую мебель 19-20 веков, вещи и документы, рассказывающие о потомках Аксакова, коллекцию картин, посвящённых местам, связанных с его жизнью и творчеством, предметы старины. Почти удалось воссоздать горницу деда писателя - Степана Михайловича, основателя с. Знаменское (Аксаково), отразив культуру народов края, соединить стилевые решения в оформлении интерьера здания. В новом музее 6 экспозиционных залов. Экспозицию открыл комплекс материалов, посвящённых С.М.Аксакову. Это рассказ не только о главе семьи, но и о многом другом. В экспозиции - ларец с двойным дном для бумаг, герб рода Аксаковых. В этом гербе запечатлена военная история рода Аксаковых - в щите, имеющем серебряное поле, изображено красное сердце, пронзённое стрелою. Щит венчает рыцарский шлем, с дворянской в нём короной, страусовыми перьями. Налёт на щите серебряный, подложенный красным. Поддерживают щит два воина в латах с копьями руках. Древность дворянского рода была гордостью С.М.Аксакова. Эта тема органично переходит в другой зал, скрывающий нравы и устои старинной патриархальной семьи Аксаковых, типичной для эпохи крепостничества, где царят насилие, деспотизм. В бывшей девичьей и людской поместили экспозицию «Этнический состав и быт местного населения», кудавошли предметы быта народов, населявших эту местность в 18 веке. Это костюмы русских, мордвы, чувашей, татар, орудия труда, документы, фотографии, акварели. Здесь же поместили часть интерьера крестьянской избы. Экспозиция отразила и тему изнурительного труда крестьян и традиции, обряды, а также показала поэтическую натуру крестьянина. О молодых Аксаковых, родителях будущего писателя, рассказывает экспозиция следующего зала «Жизнь и быт провинциальных помещиков Оренбургского края». С.Т.Аксаков по отцовской линии происходил из старинного дворянского рода (о чем свидетельствует фамильный герб и родословная Аксаковых), оставившего заметный след в русской истории. Основателем рода, который корнями уходит в 11 век, был варяжский князь Оксак, вассал норвежского короля Гокона Слепого, пришедший вместе со своей дружиной в землю Русскую на службу к Великому князю Всеволоду Ярославовичу и оставшийся жить на Руси. В комнатеродителей, в центре, портреты отца и матери писателя. Отец - Тимофей Степанович - был мало развит, тих, застенчив, но добр и благороден. Интересы его ограничивались кругом хозяйственных дел, поэтому влияние на умственное развитие сына он оказать не мог, зато от отца писатель унаследовал мягкий нрав, любовь к природе и гуманное отношение к крепостным. Серёжа рос и умственно развивался под влиянием матери, Марии Николаевны Аксаковой, урожденной Зубовой. Сергей Тимофеевич ярко описал хapaктep матери и её нравы в «Семейной хронике» и «Детских годах Багрова-внука». Это была начитанная, впечатлительная и властная женщина, со страстной, неуравновешенной натурой. Авторам экспозиции удалось раскрыть характеры отца и матери С.Т.Аксакова, проследить их духовные и родственные связи с Рычковыми, Карамзиными, Мертваго и другими известными людьми той эпохи. Здесь материал, в основном, плоскостной: фотографии, документы. Достойное место в экспозиции заняли старинный круглый стол с мраморной столешницей, книги, портреты. Частично эта тема продолжается в следующем зале, посвященном детским и юношеским годам С.Т. Аксакова, так как родители писателя последовательно формировали его характер, интересы, любовь к родной земле, природе, народному творчеству. Комплекс «Аленький цветочек органично дополняет выставку в этом зале. Завершают экспозицию музея две темы: «Русский писатель С.Т.Аксаков - певец Оренбургского края», и «С.Т. Аксаков - выдающийся русский писатель». В этих залах, из-за недостатка подлинных предметов, многое опирается на воссозданные документальные источники, фотографии, произведения писателя, что ведет к музейной условности, но тем не менее, все объединено в один историко-литературный ряд. Здесь размещены материалы свидетельствующие о становлении Аксакова - писателя, художника, о его дружбе с Н.Гоголем, о признании творчества писателя выдающимися критиками.
VI. Итог мероприятия.
- Что нового открыли для себя на нашем занятии?
- Чему учат книги С. Т. Аксакова?
- Что вам понравилось на нашем мероприятии?
- О чем вы хотели бы рассказать своим близким про знаменитого писателя?
VII. Рефлексия.
- С каким настроением вы уходите с нашего мероприятия?