Просмотр содержимого документа
«Путешествие по островам русского языка. Сочетания жи- ши»
Тема: Путешествие по островам русского языка.
Сочетания жи-ши.
Цель- повторение и закрепление умения ребят ориентироваться в написании сочетаний жи-ши.
Задачи урока:
Образовательные.
Обеспечить усвоение учащимися правописания гласных после шипящих, добавиться усвоение учащимися правильного применения правила при письме.
Формировать навыки правописания и самоконтроля.
Разширить словарный запас учащихся.
Воспитательные
Развитие умения обосновать правильность написания.
Прививать любовь к русскому языку.
Воспитывать активную личность.
Развивающие
Развивать речь, орфографическую зоркость.
Развивать внимание, наблюдательность.
Развить познавательную активность учащихся
Оборудование: плакат корабля; название островов; кораблики, карточки
Ход урока
1.Оргмомент.
Сегодня у нас необычный урок. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости, только такое настроение нам понадобится сегодня для работы. Пожелайте друг другу удачи – хлопните в ладони с соседом по парте!
Сегодня мы отправляемся в путешествие по морю знаний.
У. Представьте, что наш класс - красивый корабль с алыми парусами, вы юнги на этом корабле, наш капитан будет ____________________.
У. Чтоб ход кораблю набрать
Слово вам предстоит прочитать
(г а м т е р й о) Как называется наш корабль? Грамотей.
-Кто такой Грамотей?
У. Итак, отправляемся в наше научное путешествие по морю знаний.
Скажем хором раз, два, три - корабль знаний наш плыви!
У. Во время плавания, вспомним некоторые законы грамотного письма.
У. Поднять паруса!
Д. Есть, поднять паруса!
У. Полный вперёд
Д. Есть, полный вперёд!
У. Погода отличная, море спокойное.
У. Отправляемся в путешествие, мореплаватели берут с собой запас провизии и спасательные средства. Нашими спасательными средствами будут хорошие знания правил, грамотное письмо и красивый почерк.
У. Наш корабль взял курс к острову «Пиши красиво»
Что нужно вспомнить, чтобы красиво писать?
Тетрадь правильно кладу,
С чистотою я дружу,
Ручку я вот так держу,
На отлично напишу!
У. а)Работа в прописи
- Какую букву видите на с 8?
-Что вы знаете о букве?
-Какие буквы написаны?
Напишите строчку.Жж
Актуализация знаний
Что знаем о букве Ж?
Какой звуки обозначает букав ж?
( согласный; шипящий; твёрдый)
Вывод темы урока
Возьмите карандаш и проведите линию, соедините слоги и буквы в целое слово.
ру ши
ла ды жи
н на п
-Какие слова получились? (Пружина, ландыши)
-Что общего?
Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься?
Какая тема урока?
Написание слов с шипящими жи - ши.
Б)Работа с предложением
Жить – Родине служить.
Как объяснить значение?
Какие особые слова встретились?
Как будем писать?
Запишите эту пословицу на 2 строчках.
Прочитайте слова, посмотрите на схемы. Что заметили?
Схемы соответсвуют написанным словам?
А какие слова подойдут к схемам?
-В каком числе стоят стоят слова?
В)Дополните слова буквой и. __Какое число у слов?( множественное)
Письмо слов чижи, ужи. Подчеркните слоги жи.
Звукобуквенный анализ( работа с квадратиками)Устно- звуки, буквы, согласные, гласные
-Что знаем? Жи - ши пишем с буквой и
Физминутка
А теперь, все юнги , встали!
В руки взяли все штурвалы!
Повернули вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело!
Мы не можем двигаться дальше.
На пути остров Безграмотландия.
У.Наш радист получил тревожное сообщение: «Некоторых жителей нашего острова захватили в плен пираты. Помогите!»
Спасём наши буквы?
А)Игра « Шифровальщики» ( в парах)
Расшифруйте сообщение и запишите слова на строчках
А И М Н Ы Ш 3 1 6 2 42
1 2 3 4 5 6
6 2 4 5
3 5 6 2
-На какое правило встретились слова?
Подчеркните слоги жи – ши.
Б) Спишите предложения
В небе чижи. В болоте ужи.
Пальчиковая разминка «Дружная семейка»
Этот пальчик большой —
(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
Дружная семейка!
(Сжать руку в кулак несколько раз.)
Работа в прописи с 9
-Что делает пчела?
А)Запишите ( жужжит)
Б) Допишите нужные слова к вопросам Кто? Мыши Что? Лыжи
Групповая работа
1«Расскажи сказку» по началу и придумай продолжение
Жили, были на свете шипящие ж, ш, а неподалёку были гласные и, ы.
Жили дружно.
И вот однажды решили буквы поиграть в прятки
Последнее предложение
Именно с того самого момента шипящие ж и ш отвердели и стали дружить только с «и»
2. Исправьте ошибки красной ручкой, освободите буквы из плена пиратов.
1.Чижы, ужы, ежы, стрижы,
Жирафы, мышы и моржы.
2Шыповник, шыны, камышы,
Машины и карандашы.
3Все сочетания жы и шы
Ты только с буквой и пиши!
У. Все задания выполнены. Я думаю, мы оставили о себе неплохое впечатление у жителей этого острова. А теперь пора домой. Поднять якоря! Полный вперёд!
Д. Есть полный вперёд!
У. Путь далёкий нелёгок. Нужно проплыть по узкому проливу между скалами. Нашим выкупом будут наши знания , так как они бесценны. Пираты малограмотны. Если мы исправим ошибки в предложении, они нас отпустят домой.
Чижы, ужы, ежы, стрижы,
Жирафы, мышы и моржы,
2Шыповник, шыны, камышы,
Машины и карандашы
3Все сочетания жы и шы
Ты только с буквой и пиши!
У. Молодцы! Наш корабль «Грамотей» взял курс домой в Россию. Как видите наши знания - надёжное спасательное средство.
Рефлексия.
Если понравился урок, вы работали без ошибок, возьмите зелёные кораблики и прикрепите рядом с кораблём, если были ошибки прикрепите кораблики других цветов на островки.. Посмотрите, какая большая флотилия у нас появилась.
А в ней большая сила, как и в нашем классном коллективе. Вместе мы сможем многое. Молодцы, ребята! Все юнги работали дружно. Мы - настоящая команда.