воспитательные - воспитывать умение слушать, умение вести диалог, бережное отношение к природе.
Тип урока: закрепление изученного с элементами нового материала
Форма урока: урок - путешествие
Используемые методы: игровой, частично - поисковый, исследовательский, объяснительно - иллюстративный
Формы работы: индивидуальные, фронтальные, групповые
Оборудование: таблицы - схемы с названием темы, карточки с заданиями, карта путешествия, фрегат, бескозырки для ребят, рисунок с облаками, магнитофон, плакат с девизом
В начале урока в доступной форме сообщила цель урока, чётко обозначила поставленные перед классом задачи. Тип урока был выбран целесообразно с точки зрения дидактической цели данного урока.Структура урока: организационный момент, актуализация знаний, путешествие на остров Фантазий с остановками на "Мысе познания", в "Бухте Сравнений", на "Береге Ошибок", в "Бухте Отдыха", на "Мысе Задумчивости", подведение итогов урока - соответствует данному типу урока, обеспечивает его целостность и завершённость.Этот урок является завершающим в теме "Предложение", поэтому в течение его постоянной была связь с предыдущим учебным материалом.Для проведения этого урока была выбрана технология интеграции с учебным материалом по познанию мира, лексический материал подобран по теме "Деревья зимой". В сочетании с игровой формой подачи учебного материала (урок - путешествие) данный урок получился очень насыщенным, интересным, познавательным. Содержание учебного материала полностью соответствует программе, тесно связано с жизнью. Для развития активности и самостоятельности мышления ребят использовалась система тщательно продуманных вопросов и заданий, в течение урока неоднакратно создавались проблемные ситуации, из которых можно было найти выход, применив знания предыдущего учебного материала в нестандартной ситуации.В течение урока применялись разнообразные приёмы, методы, чередование различных видов деятельности учащихся, использование богатого наглядного материала, игровых моментов. Тип урока оптимальный, доступный для всех учащихся.В конце урока ребята получили методические рекомендации для выполнения творческого домашнего задания: им предстояло написать мини - сочинение на тему "Весёлое путешествие" и нарисовать то, что они видели на острове "Фантазий".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать умение слушать, умение вести диалог, бережное отношение к природе.
Форма урока: Урок-путешествие.
Тип урока: Комбинированный.
Формы обучения: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: Словесный, игровой, наглядный, исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, магнитная доска, три облачка, словарные слова, бескозырки, таблица, телеграмма, стихотворение «Деревья зимой», названия деревьев на карточках, вопросы на листочках, плакат с силуэтами деревьев и листы бумаги в виде снежных шапок, текст, «снежный ком».
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок на наш открытый урок. Ребята, сегодня у нас гости. Встаньте, повернитесь к ним лицом и мысленно пожелайте всем отдохнуть на нашем уроке.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
Мне хотелось бы, чтобы наш урок прошел сегодня в атмосфере добра, дружбы и взаимопомощи.
Ребята, посмотрите внимательно на облачко, (на доске три облачка: бледно-голубое, голубое, серо-голубое).- Какое вам больше нравится? (ответы детей).
- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.
- Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех, потому что сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать? Сегодня во время путешествия мы встретимся с новыми словами, которые употребляют в своей речи моряки. (Фрегат, бухта, мыс, остров).
(Объяснение значения этих слов, дети записывают слова в словарь).
Сейчас мы отправимся в плавание на музейном экспонате, парусном фрегате, по морю Вопросов к чудесному острову, который называется Остров Фантазии. А во время путешествия я предлагаю вам заняться исследованием.
- Что значит «исследовать»?
- Как вы себе это представляете?
(Исследовать – значит разгадать тайны природы, окружающего мира, в том числе и языка. Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать новое).
Итак, усаживайтесь поудобнее, мы отправляемся в путь (дети надевают бескозырки, учитель – фуражку капитана).
Девиз урока:
На уроке не болтать,
Время даром не терять.
Нужно многому учиться,
Это в жизни пригодится.
Жужжащие чтение (3 минуты).
1-ая остановка «Мыс Познания».
Внимательно посмотрите на данную запись и скажите, что нам нужно сегодня исследовать на уроке?
*
*
*
*
*
*
*
Д
П
Р
Е
Е
Р
Д
Л
Е
О
В
Ь
Ж
Е
Я
Н
И
Е
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
Как вы определили эти слова?
(Вначале соединили буквы, у которых точки стоят вверху. Затем соединили буквы, у которых точки стоят внизу).
- Сегодня на уроке мы поговорим о том, как зимуют деревья. Одновременно повторим изученное нами о предложении.
- Как любому исследователю, вам пригодится внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
Классификация слов.
- Ребята, сегодня перед уроком к нам поступила странная телеграмма. Прочитайте ее.
Телеграмма:
Холодно нам, холодно!
Но надеемся дотерпеть до весны и порадовать вас первой зеленью.
Береза. Осина. Тополь.
Трудно приходится деревьям зимой. Вот как описывает поэт Дудин деревья в зимнее время в своем стихотворении «Деревья зимой»:
Деревья зимою,
Деревья зимой
Пронизаны ветром
И стужей самою.
И старые сосны,
И острые ели
Встают, как солдаты,
Навстречу метели.
В пурге по колени,
Буранами гнутся,
Вершинами машут.
Сдают?
Не сдаются!
С приходом зимы стало холодно. Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. В трудную пору жизнь отлично может притвориться мертвой. Замерзли травы, кусты и деревья. Но сдались ли они морозам и метелям? Погибли ли они? (Нет, они живые).
Прочитайте слова, записанные на доске. Что вы можете сказать о них?
На доске написаны слова:
(Общее: Это название деревьев; в единственном числе; обозначают предметы; имена нарицательные; неодушевленные; отвечают на вопрос «что?»; живая природа).
На какие группы можно разделить данные слова?
Односложные, двусложные, трехсложные;
С ударением на 1-м слоге и на 2-м слоге;
Слова женского рода и мужского;
Лиственные деревья и хвойные.
Работа в тетрадях.
Минутка чистописания:
П Т У В А Л И Ш
Повторим правильное написание некоторых букв и их правильное соединение. Обратите внимание на то, чтобы все элементы букв были одинаковой высоты и одинакового наклона.
Зрительно-слуховой пятиминутный диктант.
Наступила весна. Светит солнце. Веет ветерок. Тает снег. Появились проталинки.
Итак, путешествие продолжается по морю вопросов. Не успели мы отплыть, а вопросы так и посыпались.
Работа в парах.
Вопросы на листочках у каждого на парте, один ученик отвечает на вопрос, другой приводит пример.
- Назовите, какие части речи вы знаете?
- Из чего состоит наша речь?
- Что выражает предложение?
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Из чего состоят предложения?
2-ая остановка «Бухта Сравнений».
Изучение нового материала.
Вы, ребята, молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы, сказали о деревьях, растущих в наших лесах.
- А знаете ли вы, как зимуют деревья?
- Что изменяется в жизни лиственных и хвойных деревьев с приходом зимы?
С деревьев опадает листва. Листопад – одно из приспособлений деревьев к зиме. Листья выделяют много тепла. Деревья сбрасывают их с себя, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло.
С поверхности листьев испаряется влага. Если бы деревья не сбрасывали листву, то и в зимний период листья продолжали бы испарять влагу, которую корни деревьев не смогли бы восполнить из-за промерзания почвы.
Сброшенные листья образуют подстилку. Подстилка предохраняет почву и корни от промерзания.
Под тяжестью снега ломались бы ветви.
- Почему у хвойных деревьев не опадает хвоя?
(У хвойных деревьев тоже происходит листопад, но постепенно, не сразу. Один раз в 5-7 лет. Поэтому они всегда остаются зелеными).
- Может ли мороз погубить деревья?
(Может. Но у каждого дерева есть «панцирь», защищающий дерево от морозов. Под корой отмирают клетки и образуют пробковую ткань. Пробка не пропускает ни воду, ни воздух).
- Какие деревья чаще погибают от мороза, старые или молодые?
(Молодые, потому что в них тонкие пробковые слои).
- Известно, что заботливые садоводы специально пригибают к земле фруктовые деревья и укрывают их снегом. Зачем они это делают?
(Снег – лучшая защита от холода).
Повторение пройденного материала о предложении.
Мы сейчас плывем по «Берегу Ошибок».
Вы хорошие исследователи! Вы прекрасно обосновали свои ответы. А что вы использовали для выражения своих мыслей? (Предложения).
Ребята, а не кажется ли вам наш лес странным, не замерзнут ли деревья? Давайте лес превратим в зимний. Наденьте на деревья зимние шапки и варежки.
Но зимний наряд не простой. На каждом снежном уборе написаны слова. Можно ли данную группу слов назвать предложением? (Нет).
- Почему? Что вы знаете о предложении?
В предложении слова связаны по смыслу.
Первое слово пишется с большой буквы.
В конце предложения ставится знак препинания.
Предложение выражает законченную мысль.
- Наденьте зимний наряд так, чтобы получилось предложение. Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (На доске прикреплён плакат с силуэтами деревьев. Отдельно в виде снежных шапок имеются листы бумаги с написанными на них словами: лес, под, зимний, дремлет, снежное, покрывало).
(Изменить слова).
- Какая часть слова помогает изменить слова? (Окончание).
- Что называется окончанием? (Окончание – изменяемая часть слова, она служит для связи слов в предложении).
- Подберите синоним к слову «дремлет». (Спит).
- Что называется синонимами? (Слова одинаковые по значению, но разные по написанию).
- Постройте схему к данному предложению. Определите грамматическую основу данного предложения.
- Какие члены входят в грамматическую основу? (Главные члены предложения – подлежащие и сказуемое).
На доске открывается текст, в котором допущено множество ошибок. Нужно найти их, исправить и объяснить правописание орфограмм.
Весело в палях пистреют цвиты. Висной паляна накрывается кавром из цвитов и тровы. Рядом пратикает рыка на биригу растут диревья.
Дети исправляют ошибки и записывают текст.
И опят наш фрегат несет нас по морю Вопросов вперед прямо к Острову Фантазий!
- Ребята, а ну-ка посмотрите в свои бинокли, что вы видите на острове? (Дети фантазируют).
Высаживаемся и гуляем по острову (под музыку физминутка).
А теперь высаживаемся на свои места, и наш фрегат отплывает от острова.
3-ая остановка «Бухта Отдыха».
Проводится игра «Узнай предмет по его признаку».
Куртка, пруд, стул.
Вечер, река, стол.
Сугроб, земля, ступенька.
Озеро, тугай, чай.
Игра заключается в следующем: я называю прилагательное, а каждый из вас должен правильно выбрать имя существительное, которое к нему подходит, составить словосочетание и указать род. Кто ошибается, тот выбывает из игры (временно снимает бескозырку).
Победители остаются в бескозырках.
- Отдохнули мы хорошо, а теперь наше путешествие продолжается.
4-ая остановка «Мыс Задумчивости».
- с какой целью высаживают кустарники и деревья на окраинах полей? (Чтобы снега на полях задерживалось больше. Зимой снег согревает озимые хлеба, а весной растаявший снег увлажняет почву и растения хорошо растут).
- Посмотрите, какой снежный ком задержало одно из деревьев в лесу. На нем зашифровано предложение. Составьте из слов предложение.
- Какое оно должно быть по цели высказывания? (Вопросительное).
- Прочитайте выразительно получившиеся предложения, соблюдайте интонацию, докажите, что это действительно предложение. (Предложение содержит вопрос).
Чтобы ответить на этот вопрос, внимательно посмотри на деревья в лесу.
Две соседки – осины обглоданы, да по-разному. Кто тут был?
Кто обглодал осины?
(Низко над землей кору осины обглодал зверь небольшого роста – заяц. У второй осины был зверь высокий – лось).
- Кто затащил грибы на деревья и насадил их на сучок? (Белка).
- В коре старой березы видны одинаковые граненые дырочки, расположенные кольцами. Чья это работа? К чему она? (Дятел, он находит под корой насекомых).
Зимой ель – самое доброе лесное дерево. Месяцами может кормить она и белку, и дятла, и клеста. Много вкусных семян находят они в еловых шишках.
Если бы звери и птицы могли говорить на языке людей, как вы думаете, что бы они сказали деревьям?
Придумайте предложение по схеме, изображенной на доске.
Какое это предложение по цели высказывания? (Восклицательное. Выражает благодарность).
- Почему после первого слова в предложении стоит запятая? (Это обращение).
(Деревья, благодарим вас за помощь!).
Итог урока.
И вот наш фрегат достиг последней точки нашего путешествия. Мы подплываем к «Мысу Итогов».
- Понравился ли вам урок? Ребята, что интересного вы взяли для себя с сегодняшнего урока?
- Чем необычен был наш урок?
- Какие новые слова вы узнали во время нашего путешествия?
Итак, ответили ли мы на наш проблемный вопрос, который мы с вами исследовали?
Оценивание учащихся. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему «Веселое путешествие» или на листочках нарисовать свои впечатления и наблюдения, которые они видели на острове.