1.Организа- ционный момент 2.Актуализация знаний 3.Закрепление ранее изученного материала (работа с картой) 4.Этап обобщения и систематизации знаний (ГРУППОВАЯ РАБОТА) 5.Проверка знаинй 5.Решение проблемной ситуации 4.Итог | Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок. Пусть этот урок станет уроком новых достижений для каждого из вас. Пожелаем друг другу успеха и прекрасного настроения. Послушайте стихотворение, в нем спрятана тема и цели урока. На какие вопросы найдем ответы? И так объектом изучения будет лес. У каждого из вас уже имеется определенный запас знаний, но сегодня нам предстоит обобщить и систематизировать их. Вспомните, какие виды лесов составляют лесную зону России. С недавних пор в нашем классе поселилась красавица, от которой вы не отходите всю перемену и с удовольствием разглядываете на уроке. Зовут её Атрак. Догадались? А что такое «карта?» Посмотрим на карту и найдём зону лесов. Мы будем рассматривать лес как объект. Как вы считаете, какие составные части можно выделить в лесу? На экране появляется схема: лес растения грибы животные Для дальнейшей работы нам предстоит поделиться на три группы. Одна группа рассмотрит растения – это ботаники, другая выяснит, какие животные обитают в лесу – это зоологи, а третья группа - это грибники, они сообщат нам о грибах. Проверим работу наших групп. По ходу выступления групп заполняется схема. лес растения грибы деревья травы животные съедобные несъедобные кустарники звери птицы насекомые Спасибо, вам за проделанную работу. Как мы видим лес действительно живет своей жизнью, которую порой мы не видим, а иногда просто не замечаем. Поэтому вам снова предлагаю поработать в группах и обсудить вопрос о взаимосвязях составных частей леса. Ответы групп. Какой вывод можно сделать? Представьте себе,что одна из частей леса исчезла. Что бы произошло? Что бы вы изменили в схеме? лес растения грибы деревья травы животные съедобные несъедобные кустарники звери птицы насекомые Как мы видим на схеме в лесу все взаимосвязано и неразрывно. А если нарушить эти связи, то что может случиться? Прочитайте текст на карточке и обсудите ответ. Наш урок подходит к концу. Какой вывод можете сделать, изучив составные части леса и установив между ними взаимосвязь? Какие навыки обобщения материала сегодня использовали? Где можно применить полученные умения? Спасибо, вам за правильные ответы, за умение работать в группе и выслушивать ответы одноклассников. На этом наш урок закончен. | Поворачиваются друг к другу и в полголоса говорят: «Желаю успеха». - Научились выделять составные части объекта и их признаки. - Мы заполняли схему, на которой записывали объект, его составные части и их признаки. Читает стихотворение ученик о лесе. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь - мы свои! - Мы сегодня будем говорить о лесе. Какие растения и животные встречаются в лесу. Это карта. Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков. Она помогает найти нужное нам место или объект. В лесной зоне встречаются хвойные, смешанные и лиственные леса. Все виды. Животные, растения, грибы. Работают в группах по 5 человек. Задание для ботаников: 1.Рассмотрите гербарии. 2. Вспомните ярусы леса. Разбейте растения на группы, в соответствии с ярусами. 3.Заполните схему видов растений. Растения (Деревья кустарники травы лишайники – запишут самостоятельно) 4. Запишите по 2-3 растения в каждую группу. Задание для зоологов. 1.Рассмотрите наборы открыток. 2.Вспомните виды животных. Разложите животных по видам. 3.Заполните схему: животные (звери птицы насекомые) 4.Запишите по 2-3 животных в каждую группу. 5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений. Задание для грибников 1.Рассмотрите наборы открыток. 2. Вспомните, какие группы грибов встречаются в лесу. Разделите грибы на группы по видам. 3.Заполните схему: Грибы (съедобные несъедобные) 4.Запишите в каждую группу по 3-4 примера. 5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений. Каждая группа подает сигнал об окончании работы. 1 группа Могут ли растения прожить без животных? Докажите это на примерах. Как вы считаете, нужны ли растениям грибы? Почему? 2 группа Могут ли животные прожить без растений? А без грибов? Докажите на примерах. 3 группа Какую роль играют грибы в жизни растений и животных? Приведите примеры. Все составные части леса взаимосвязаны инее могу существовать отдельно. Ответы детей. Надо поставить взаимные стрелки между частями леса. Нарушится экологическое равновесие. Работа в парах. Задание на карточке. В лесу складывается экологическое равновесие. Вот пример: живущие здесь мыши и полевки поедают много плодов и семян деревьев. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все будущие растения? А потому, что в лесу … Закончи это объяснение. |