ТЕМА: Природные зоны России.
ЦЕЛЬ: Формирование у учащихся начального представления о природных зонах России.
ЗАДАЧИ:
1. Познакомить с особенностями и многообразием природы нашей Родины.
2. Развивать познавательный интерес и активность, умение сравнивать.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Электронная презентация; учебники; рабочие тетради.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, я приглашаю вас в путешествие по нашей стране с севера на юг, по природным зонам России.
II. Проверка знаний.
- Назовите условия, которые необходимы для жизни живых существ на Земле.
- Какие тепловые пояса Земли вы знаете.
( учебник «Окружающий мир» с.17 – схема тепловых поясов)
- Почему одни страны называют жаркими, а другие холодными?
( слайды презентации 2,3).
- Каково значение Солнца для жизни на Земле?
III. Работа над новой темой.
( слайд презентации 4)
- Рассмотрим карту природных зон России и начнем наше путешествие с первой зоны.
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Зона Арктических пустынь.
Это царство холода, снега и льда. С северными морями и островами. Солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет. Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещают: луна, звезды и Северное сияние. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до – 60 градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет.
На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники, мхи. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество водорослей.
(слайды презентации 5,6)
Животных арктической зоны кормит море. Основная пища птиц и животных – это рыба. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагары. Все звери – прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира. Это моржи и тюлени. Самый сильный хищник – белый медведь. У него густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по льду и снегу.
В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в дорогу приглашаю класс.
Тундра.
- Далее мы движемся на юг и попадаем в природную зону – тундру.
Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная».
Тундра находится на побережье северных морей в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые лучи солнца, а это значит, что зима должна быть суровой и много снега. С моря дуют ветры, большие растения расти не могут. Лето короткое и прохладное. Замерзшая земля оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота.
( слайды презентации 7, 8, 9)
- Что же растет в тундре? Кто живет? Как живут?
В тундре растут: мох, ягель, морошка, голубика, карликовая береза и ива. Все растения низкорослые. Мох и ягель – основная пища северных оленей. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижать к земле, так теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.
Постоянно живут в тундре: белая куропатка, полярная сова, лемминги, песцы, полярные волки, северный олень. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, много комаров, мошек. Белая куропатка – растительноядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что, плотное. Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Лесная зона южнее зоны тундры, она расположена в умеренном поясе. Здесь ярко выражены все 4 времени года. Эта природная зона самая большая.
Тайга.
(слайды презентации 10, 11, 12, 13)
Тайга – это хвойный лес, он занимает большую зону лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу. У хвойных деревьев листья – хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, кедровая сосна, лиственница.
Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
Разнообразен мир животных: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, белка-летяга, соболь, бурый медведь. Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов. Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать. Прекрасный охотник и рыбак. Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. Она притаившись поджидает жертву и тихо подкрадывается в ней.
Смешанные леса.
( слайды презентации 14, 15, 16, 17, 18)
- К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи. Зима в таком лесу мягче. У лиственных растений некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.
Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева. Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.
О животном мире леса можно говорить бесконечно. Это многообразие птиц, зверей, насекомых. Тысячи жителей нашли здесь дом.
Заяц - беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожное животное.
Лось – лесной великан. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи.
Лиса, кабан, дятлы, иволги, малиновки, зяблики. Невозможно перечислить всех обитателей лесной зоны. Много можно говорить об этом крае, но мы с вами двигается дальше на юг, и попадаем в следующую зону.
Степь, да степь кругом,
Путь далек лежит…
- Поется в старинной русской народной песне.
«Ой, ты, степь широкая,
Ой, ты, степь привольная…» подхватывает другая.
Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.
Зона степей.
( слайды презентации 19, 20,21)
Зона степей расположена южнее зоны лесов. Она меньше зоны лесов и тундры. Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения разнообразные: тюльпаны, ирисы, таволга, ковыль, типчак. Ковыль- растение в виде крупного плотного куста. Листья узкие, чтобы испарять меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.
В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы устраивают гнезда прямо на земле.
Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут: суслики, хомяки, мыши-полевки, тушканчики. Есть хищники: степной орел, гадюка. В степи мы можем встретить сайгака.
IV. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
V. Продолжение изучения новой темы.
1. Работа с учебником.
(учебник «Окружающий мир» с. 28 – 30).
Ребята, рассмотрите рисунки. Прочитаем тексты, которые рассказывают о каждой природной зоне России.
2. Работа с рабочей тетрадью.
( рабочая тетрадь с.14 задание № 40: дописать предложения)
VI. Закрепление изученного материала.
Мы совершили с вами путешествие по природным зонам нашей родины. Познакомились с растительный и животным миром России.
- Почему в нашей стране такая разнообразная флора и фауна?
- Зону арктических пустей можем ли мы назвать пустынной?
- Какие растения встречаются в тундре? Как они приспособились жить в этом суровом краю?
- Какие леса мы можем увидеть в России?
- Где самые плодородные почвы в России?
VII. Подведение итогов.
1. Выставление оценок.
2. Домашнее задание.
( учебник с. 28 – 30, отвечать на вопросы текста; рабочая тетрадь с.15 № 42, отгадать загадки, сопоставить с изображением)