kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Окружающий мир. Природные зоны России. Знакомство.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА:      Природные зоны России.

ЦЕЛЬ:       Формирование у учащихся начального представления о природных зонах России.

ЗАДАЧИ:

         1. Познакомить с особенностями и многообразием природы нашей Родины.

         2.   Развивать познавательный интерес и активность, умение сравнивать.

         3.  Воспитывать бережное отношение к природе.

 ОБОРУДОВАНИЕ:

         Электронная презентация; учебники; рабочие тетради.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, я приглашаю вас в путешествие по нашей стране с севера на юг, по природным зонам России.

II. Проверка знаний.

- Назовите условия, которые необходимы для жизни живых существ на Земле.

- Какие тепловые пояса Земли вы знаете.

( учебник «Окружающий мир» с.17 – схема тепловых поясов)

- Почему одни страны называют жаркими, а другие холодными?

( слайды презентации 2,3).

- Каково значение Солнца для жизни на Земле?

III. Работа над новой темой.

( слайд презентации 4)

- Рассмотрим карту природных зон России и начнем наше путешествие с первой зоны.

                            Где-то на белом свете

                            Там, где всегда мороз,

                            Трутся спиной медведи

                            О земную ось.

Зона Арктических пустынь.

         Это царство холода, снега и льда. С северными морями и островами. Солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет. Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещают: луна, звезды и Северное сияние. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до – 60 градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет.

         На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники, мхи. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество водорослей.

(слайды презентации 5,6)

         Животных арктической зоны кормит море. Основная пища птиц и животных – это рыба. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагары. Все звери – прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира. Это моржи и тюлени. Самый сильный хищник – белый медведь. У него густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по льду и снегу.

                            В путешествиях можно многое узнать

                            И друзьям об этом рассказать.

                            Новая природная зона приглашает нас –

                            И опять в дорогу приглашаю класс.                  

Тундра.

- Далее мы движемся на юг и попадаем в природную зону – тундру.

Тундра  в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная».

Тундра находится на побережье северных морей в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые лучи солнца, а это значит, что зима должна быть суровой и много снега. С моря дуют ветры, большие растения расти не могут. Лето короткое и прохладное. Замерзшая земля оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота.

( слайды презентации 7, 8, 9)

- Что же растет в тундре? Кто живет? Как живут?

         В тундре растут: мох, ягель, морошка, голубика, карликовая береза  и ива. Все растения низкорослые. Мох и ягель – основная пища северных оленей. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижать к земле, так теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

         Постоянно живут в тундре: белая куропатка, полярная сова, лемминги, песцы, полярные волки, северный олень. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, много комаров, мошек. Белая куропатка – растительноядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что, плотное. Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира.

                            Здравствуй, лес, дремучий лес,

                            Полный сказок и чудес!

         Лесная зона южнее зоны тундры, она расположена в умеренном поясе. Здесь ярко выражены все 4 времени года. Эта природная зона самая большая.

Тайга.

(слайды презентации 10, 11, 12, 13)

         Тайга – это хвойный лес, он занимает большую зону лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу. У хвойных деревьев листья – хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, кедровая сосна, лиственница.

         Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

         Разнообразен мир животных: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, белка-летяга, соболь, бурый медведь. Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов. Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать. Прекрасный охотник и рыбак. Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. Она притаившись поджидает жертву и тихо подкрадывается в ней.

Смешанные леса.

( слайды презентации 14, 15, 16, 17, 18)

- К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи. Зима в таком лесу мягче. У лиственных растений некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

         Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева. Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

         О животном мире леса можно говорить бесконечно. Это многообразие птиц, зверей, насекомых. Тысячи жителей нашли здесь дом.

         Заяц -  беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожное животное.

         Лось – лесной великан. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи.

         Лиса, кабан, дятлы, иволги, малиновки, зяблики. Невозможно перечислить всех обитателей лесной зоны. Много можно говорить об этом крае, но мы с вами двигается дальше на юг, и попадаем в следующую зону.

                            Степь, да степь кругом,

                            Путь далек лежит…

- Поется в старинной русской народной песне.

«Ой, ты, степь широкая,

Ой, ты, степь привольная…»  подхватывает другая.

         Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.

Зона степей.

( слайды презентации 19, 20,21)

         Зона степей расположена южнее зоны лесов. Она меньше зоны лесов и тундры. Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения разнообразные: тюльпаны, ирисы, таволга, ковыль, типчак. Ковыль-  растение в виде крупного плотного куста. Листья узкие, чтобы испарять меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

         В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы устраивают гнезда прямо на земле.

         Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут: суслики, хомяки, мыши-полевки, тушканчики. Есть хищники: степной орел, гадюка. В степи мы можем встретить сайгака.

IV. Физкультминутка.

                   Руки подняли и покачали –

                   Это деревья в лесу.

                   Руки согнули, кисти встряхнули –

                   Ветер сбивает росу.

                   В стороны руки, плавно помашем –

                   Это к нам птицы летят.

                   Как они тихо садятся, покажем –

                   Крылья сложили назад.

V. Продолжение изучения новой темы.

1. Работа с учебником.

(учебник «Окружающий мир» с. 28 – 30).

         Ребята, рассмотрите рисунки. Прочитаем тексты, которые рассказывают о каждой природной зоне России.

2. Работа с рабочей тетрадью.

( рабочая тетрадь с.14 задание № 40: дописать предложения)

VI. Закрепление изученного материала.

         Мы совершили с вами путешествие по природным зонам нашей родины. Познакомились с растительный и животным миром России.

- Почему в нашей стране такая разнообразная флора и фауна?

-  Зону арктических пустей можем ли мы назвать пустынной?

-  Какие растения встречаются в тундре? Как они приспособились жить в этом суровом краю?

-  Какие леса мы можем увидеть в России?

- Где самые плодородные почвы в России?

VII. Подведение итогов.

1. Выставление оценок.

2. Домашнее задание.

( учебник с. 28 – 30, отвечать на вопросы текста; рабочая тетрадь с.15 № 42, отгадать загадки, сопоставить с изображением)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир. Природные зоны России. Знакомство.»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.  «Природные зоны России»  2 «А» класс

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. «Природные зоны России» 2 «А» класс

Почему одни страны называют жаркими, а другие – холодными?  Почему на Северном полюсе и в Антарктиде даже летом не тают льды? Земля нагревается Солнцем в разных местах по-разному. Главная причина – шарообразная форма Земли.

Почему одни страны называют жаркими, а другие – холодными? Почему на Северном полюсе и в Антарктиде даже летом не тают льды?

Земля нагревается Солнцем в разных местах по-разному. Главная причина – шарообразная форма Земли.

Двигаясь с севера на юг, мы пересекаем различные природные зоны. Их особенности зависят от количества получаемого тепла.  Чем выше Солнце над горизонтом, тем больше тепла попадает на Землю.  Чем ниже оно над горизонтом, тем меньше достаётся Земле тепла.

Двигаясь с севера на юг, мы пересекаем различные природные зоны. Их особенности зависят от количества получаемого тепла.

Чем выше Солнце над горизонтом, тем больше тепла попадает на Землю.

Чем ниже оно над горизонтом, тем меньше достаётся Земле тепла.

П р и р о д н ы е з о н ы Р о с с и и 1 1 2 Ледяная зона – Арктика. Тундра. Тайга. Зона смешан-ных лесов. Зона степей. 2 3 4 3 4 5 5

П р и р о д н ы е з о н ы Р о с с и и

1

1

2

  • Ледяная зона – Арктика.
  • Тундра.
  • Тайга.
  • Зона смешан-ных лесов.
  • Зона степей.

2

3

4

3

4

5

5

А Р К Т И К А БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

А Р К Т И К А

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

А  Р К Т И К А МОРЖ  МОРСКОЙ КОТИК

А Р К Т И К А

МОРЖ

МОРСКОЙ КОТИК

Т У Н Д Р А ПОЛЯРНАЯ ИВА ЯГЕЛЬ ПОЛЯРНАЯ БЕРЕЗА МОХ

Т У Н Д Р А

ПОЛЯРНАЯ ИВА

ЯГЕЛЬ

ПОЛЯРНАЯ БЕРЕЗА

МОХ

Т У Н Д Р А СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ ПЕСЕЦ ЛЕММИНГ ПОЛЯРНЫЙ ВОЛК

Т У Н Д Р А

СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ

ПЕСЕЦ

ЛЕММИНГ

ПОЛЯРНЫЙ ВОЛК

Т У Н Д Р А БЕЛАЯ КУРОПАТКА ПОЛЯРНАЯ СОВА

Т У Н Д Р А

БЕЛАЯ КУРОПАТКА

ПОЛЯРНАЯ СОВА

Т А Й Г А ЛИСТВЕННИЦА

Т А Й Г А

ЛИСТВЕННИЦА

Т А Й Г А ПИХТА СОСНА ЕЛЬ

Т А Й Г А

ПИХТА

СОСНА

ЕЛЬ

Т А Й Г А БУРЫЙ МЕДВЕДЬ

Т А Й Г А

БУРЫЙ МЕДВЕДЬ

Т А Й Г А СОБОЛЬ КЕДРОВКА

Т А Й Г А

СОБОЛЬ

КЕДРОВКА

СМЕШАННЫЙ ЛЕС ДУБ СОСНА ОСИНА БЕРЕЗА

СМЕШАННЫЙ ЛЕС

ДУБ

СОСНА

ОСИНА

БЕРЕЗА

СМЕШАННЫЙ ЛЕС ЛОСЬ МАРАЛ

СМЕШАННЫЙ ЛЕС

ЛОСЬ

МАРАЛ

СМЕШАННЫЙ ЛЕС БЕЛКА З А Я Ц БУРУНДУК

СМЕШАННЫЙ ЛЕС

БЕЛКА

З

А

Я

Ц

БУРУНДУК

СМЕШАННЫЙ ЛЕС ВОЛК КАБАН ГАДЮКА ЛИСА

СМЕШАННЫЙ ЛЕС

ВОЛК

КАБАН

ГАДЮКА

ЛИСА

СМЕШАННЫЙ ЛЕС ДЯТЕЛ КОРОЛЕК КУКУШКА МАЛИНОВКА

СМЕШАННЫЙ ЛЕС

ДЯТЕЛ

КОРОЛЕК

КУКУШКА

МАЛИНОВКА

С Т Е П Ь

С Т Е П Ь

С Т Е П Ь ТУШКАНЧИК ДРОФА СУСЛИК

С Т Е П Ь

ТУШКАНЧИК

ДРОФА

СУСЛИК


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Окружающий мир. Природные зоны России. Знакомство.

Автор: Склярова Наталья Анатольевна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 279278

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны холодного пояса, 2 класс" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-prirodnyie-zony-kholodnogho-poiasa-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "165359"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422800616"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок окружающего мира в 4 классе. Тема "Природные зоны России" "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-tiema-prirodnyie-zony-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "120304"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413690854"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Тема урока:" Где растут леса в России." Окружающий мир. 4  класс "
    ["seo_title"] => string(66) "tiema-uroka-gdie-rastut-liesa-v-rossii-okruzhaiushchii-mir-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "106769"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403083533"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Самоанализ открытого урока по окружающему миру "Черноморское побережье Кавказа""
    ["seo_title"] => string(80) "samoanaliz_otkrytogho_uroka_po_okruzhaiushchiemu_miru_chiernomorskoie_pobieriezh"
    ["file_id"] => string(6) "364753"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480610857"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Тест по теме: Природные зоны"
    ["seo_title"] => string(27) "tiestpotiemieprirodnyiezony"
    ["file_id"] => string(6) "309036"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1458729979"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства