Просмотр содержимого документа
«Публикация открытого урока»
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цель урока: познакомить с согласными звуками [з], [з’] и буквами З, з; научить читать слоги и слова с изученными буквами, работать с учебным текстом.
Задачи урока:
Предметные:
формировать умение выделять звуки [з] [з’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги, слова, учебный текст с изученными буквами; работать со слого-звуковыми моделями.
Регулятивные:
понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: обосновывать и доказывать собственное мнение.
Личностные: проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.
Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звуки [з], [з’] обозначаются буквами З и з, научиться читать слоги и слова с изученными буквами, работать с учебным текстом.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, картины известных художников с изображением зимнего пейзажа, иллюстрации к сказкам бр. Гримм «Госпожа Метелица», В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», выставка книг, сигнальные карточки, слого-звуковые модели, образцы печатных и письменных букв.
Ход урока:
I Самоопределение к деятельности (орг. момент)
Прозвенел уже звонок, начинается урок. Он зимний, интересный. И гостей собрал всех вместе. Повернитесь к ним скорей, поприветствуйте гостей!
II Актуализация знаний
Пожелаем друг другу удачи в работе.
И пусть девизом нашего урока будут слова: «С малой удачи начинается большой успех».
Сегодня на уроке мы отправимся в лес. Посмотрите, какие чудесные картины нарисовали художники. (Показ картин.)
Какое время года изображено на картинах? (Зима)
По каким признакам узнали, что это зима? (Кругом лежит снег. Деревья стоят без листьев.)
Послушайте, как о зиме говорит великий русский поэт А.С. Пушкин. (Азбука с.86,портрет А.С.Пушкина)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- Поэту нравится то, что он описывает? (Да).
III Работа по речевому развитию первоклассников
Коллективное обсуждение сюжетной иллюстрации
Откройте учебники на 86 странице. Рассмотрите иллюстрацию.
Какую сказку предлагает вспомнить Аленушка? («Морозко».)
Какая это сказка? (Народная).
Как еще по-другому можно сказать? (Фольклорная). Это и есть устное народное творчество: фольклор.
Какие бывают сказки? (Народные и авторские).
Есть авторские сказки с похожим сюжетом бр. Гримм «Госпожа Метелица», В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» (Выставка книг, показ иллюстраций).
Чем сказка отличается от других произведений? (Зачин, концовка, троекратные повторы. В сказках добро побеждает зло).
Мы смотрели мультфильм и читали книгу. Что случилось с дочкой старика в сказке «Морозко»? (Ее увезли в лес в лютый мороз).
За что наградил Настеньку Морозко? (За ее доброе сердце, за воспитанность и уважение к старшим, за ее мужество.)
Как вы считаете, Морозко справедливо поступил с дочерью старухи?
Чему учит эта сказка? (Доброте, приветливости, скромности.)
2. Ознакомление со звуками и буквой
- Отгадайте загадку:
Дел у меня немало - я белым одеялом Всю землю укрываю, в лед реки убираю, Белю поля, дома, а зовут меня…..(Зима)
- С каким звуком в слове зима вы еще не знакомы? ([з’])
Давайте его произнесем. Сделайте вывод, какова тема сегодняшнего урока. (Согласные зуки [з], [з’], буквы З, з.) У нас сегодня урок объяснения нового материала.
3. Постановка учебной задачи
- Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться? (Познакомиться с новым звуком; научиться читать слоги и слова с новой буквой).
4. Работа по выделению звуков в словах изба, зима с опорой на сюжетную картинку
- У вас на партах лежат слого-звуковые модели.
Глядя на иллюстрацию в учебнике с. 87, подберите к моделям подходящие слова (изба, зима).
- Сколько в словах слогов? (Два). Какой слог ударный? (Второй).
- Прознесите звуки [з], [з’].
Как вы думаете это звуки гласные или согласные? (Согласные, потому что при произнесении во рту встречается преграда: нам мешают губы, зубы и язык).
Эти звуки звонкие или глухие? (Звонкие, потому что при произнесении дрожит горлышко и произносятся они с голосом и шумом).
А какими могут быть звуки по твердости/мягкости? (Могут быть твердые и мягкие). Поработаем с моделями. Нам понадобятся цветные карандаши: синий и зеленый. Каким цветом вы закрасите звук [з] в слове изба? (синим). Почему? (Твердый).А звук [з’] в слове зима? (зеленым). Покажите, что у вас получилось.
IV. Физкультминутка
- Зимой для детей много развлечений. Давайте поиграем.
1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть! Валенки наденем, шапку, шарф завязан? Все в порядке! Раз – присесть, два – наклониться, три – снежок лепи! На четыре и на пять, начинай снежки бросать.
5. Первичное закрепление
Итак, мы познакомились со звуками [з] и [з’]. Давайте научимся различать их. Посмотрите на экран. Отгадайте, что изображено на картинках? Просигнализируйте карточками твердый или мягкий звук встретился в слове. (Узоры, зима, изумруды, морозец).
6. Знакомство с буквами З,з
На письме звуки[з] и [з’] обозначаются буквами З,з. Бывает печатная и письменная, заглавная и строчная. На что похожа буква з? (на цифру 3).
Послушайте двустишие Виктора Степанова
З не просто завитушка, З - пружинка, крендель, стружка
У вас на партах лежат полоски с буквами. Обведите букву З и посчитайте сколько раз встретилась вам эта буква. (6).
АвруЗинаМзНСкаТзлОРВйЗУИэензсКтПЕмЗрЛ
А кто-нибудь заметил среди букв слово? Прочитайте его. (Зина).
Это одушевленный предмет? (Да).
Почему вы так считаете? (Отвечает на вопрос кто?)
Почему слово написано с заглавной буквы? (ФИО людей, клички животных, географические названия пишутся с заглавной буквы).
Замените заглавную букву З на строчную и поменяйте одну букву в слове, чтобы получился неодушевленный предмет. Изменится и ударение в слове. (зима).
О какой зебре может идти речь? (Животное и пешеходный переход) (Показ картинок) Как называют такие слова? (Омонимы).
На улицах нашего города с зеброй мы встречаемся каждый день.
Давайте вспомним правила перехода улицы по зебре. (Переходить дорогу можно только в тех местах, где есть пешеходные переходы. Обязательно нужно посмотреть сначала налево, потом направо и убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств. Соблюдайте ПДД).
9. Упражнение в чтении слов и учебного текста (с.87)
Прочитайте слова в столбиках
мороз узор зима
морозы узоры зимний
морозно зимовал зимовка
Как определить сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
Прочтите слова из двух слогов (мороз, узор, зима).
Прочтите слова третьего столбика. Какие это слова? (Родственные).
Почему вы так решили? (Общее значение и одинаковый корень). Какое слово вам незнакомо? (Зимовка).
Обратимся к словарю Ожегова. Это место, жилье, где зимуют люди.