kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПУБЛИКАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ ОТКРЫТОГО УРОКА преподавателя ГАПОУ ТСПК Маркушиной Ольги Анатольевны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по Теории и методике музыкального воспитания для студентов ГАПОУ ТСПК

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПУБЛИКАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ ОТКРЫТОГО УРОКА преподавателя ГАПОУ ТСПК Маркушиной Ольги Анатольевны»





Разработка конспекта урока


ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования



МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом



44.02.02 Преподавание в начальных классах






Разработчик: Маркушина О.А.

преподаватель музыкальных

дисциплин ГАПОУ ТСПК




г.о. Тольятти, 2018

Тема урока:

«Методика ознакомления с музыкальными инструментами»

Цель: обобщить знания о музыкальных инструментах и освоить методы и приемы ознакомления младших школьников с музыкальными инструментами как способе их приобщения к музыкальному искусству.

Задачи:

• закрепить знания о музыкальных инструментах, их специфике и значении в развитии музыкального слуха младших школьников и методике разработки беседы о музыкальных инструментах.

• развивать умение работать в группе (сотрудничество) и навыки проектной деятельности с использованием ИКТ.

• воспитывать позитивное отношение к классической музыке, чувство коллективизм, ответственности за общее дело.

Тип урока: комбинированный; форма - урок-практикум

Технологии обучения:

технологии на основе активизации и интенсификации деятельности (в частности технологии проектного обучения, информационно - коммуникационные технологии, игровые технологии, технологии проблемного обучения).

Студент должен знать:

- музыкальные инструменты симфонического оркестра;

- методы и приемы разработки беседы о музыкальных инструментах для младших школьников;

- алгоритмы поиска информационных материалов с помощью ЭОР и ИКТ

Студент должен уметь:

- различать тембры музыкальных инструментов основных групп симфонического оркестра;

- разрабатывать беседы о музыкальных инструментах для младших школьников;

- анализировать, обобщать, классифицировать, структурировать информацию, строить речевые высказывания, обращенные к аудитории младших школьников;

- использовать дидактические возможности ИКТ и ЦОР для разработки беседы по теме урока;

- использовать знаково-символические средства,

контролировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и деятельности одногруппников;

- работать в команде: формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, учитывать мнения членов команды, координировать в сотрудничестве разные позиции.

Формируемые компетенции: информационно – коммуникационная, коммуникативная, интеллектуально – аналитическая, проектировочная, организаторская, культурологическая, музыкологическая.

Дидактические материалы к учебному занятию: мультимедийное оборудование, карточки, компакт – диски, презентации Power Point, видио фильм, нотные сборники, методические пособия.

Оборудование: фортепиано, клавишный синтезатор, музыкальный центр, стационарные компьютеры, ноутбук, видеопроектор.

Оценивание работоспособности студентов:

0 баллов – в случае предоставления отчета о проделанной домашней работе, только на бумажном носителе (в виде печатного материала).

1 балл – подготовка материала, владение им только с использованием печатного носителя, эпизодическое включение в общую коллективную работу группы. Отчет о проделанной домашней работе, представленного на бумажном носителе (в виде печатного материала).

2 балла – свободное владение подготовленным материалом, активное или эпизодическое включение в работу группы. Материал проделанной домашней работы использован в процессе работы над проектом.

3 балла - свободное владение подготовленным материалом, активное включение в работу группы. Отчет о проделанной домашней работе, представленный на бумажном носителе и на электронном носителе внедрен в общий учебный проект урока.

Последовательность этапов урока:

На урок отводится 90 минут из них:

Вводная часть (2 минуты):

- Орг. момент: 2 мин.;

Основная часть (78 минуты):

- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. (10 мин.)

- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (1 мин.)

- Актуализация знаний с целью с целью подготовки к изучению новой темы. Открытие новых знаний на основе ранее изученного материала. (32 мин)

- Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проектная деятельность) - 35мин.

Завершающая (заключительная) часть (10 минут):

- Подведение итогов и рефлексия: 6 мин.;

- Задание для внеаудиторной подготовки: 4 мин.

Предварительная работа: проведение лекций по теме «Методика ознакомления с музыкальными инструментами». Выполнение самостоятельной внеаудиторной работы в рамках данной темы.

Используемая литература и интернет - ресурсы:

  1. Музыкальное образование в школе [Текст] /ред. В.Школяр. - М.: Академия, 2014.-128с.

  2. Осеннева, М.С.. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] /учебник для студ.учреждений высш. Проф. Образования/ М.С. Осеннева, - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 272с.

  3. Усачева, В. О. Учебник «Музыка». [Текст]/ В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В. А. Школяр. М.: «Вентана-Граф», 2014 г.- 127 с.

  4. Подуровский, В.М., Суслова, Н.В. Психологическая коррекция музыкальной педагогической деятельности [Текст] / В.М.Подуровский, Н.В.Суслова. - М.: Владос, 2013г. 287с.

  5. http://www.muz-urok.ru

  6. http://www.school-collection.edu.ru

  7. http://festival.1september.ru/articles/575819/;

  8. 8.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/.


Ход занятия

Что делают


Этап урока

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Вводная часть Организационный момент (2 минуты)

осуществляют подготовку к занятию

Приветствие. Проверка готовности к занятию

Устанавливают ориентиры действий на занятии

Основная часть

Закрепление ранее пройденного материала

(10 минут)









Выполняют задания
















Оценивают собственную работу, руководствуясь предложенными преподавателем критериями оценки

(самооценка)


Выполняется

методом взаимопроверки руководствуясь предложенными преподавателем критериями оценки

Сегодня мы продолжаем говорить о музыкальных инструментах. Сейчас вам предстоит продемонстрировать свои знания инструментов симфонического оркестра и умения распознавать их в ранее прослушанных произведениях.

1задание. Музыкальная викторина  на знание музыкальных инструментов симфонического оркестра, музыкальных произведений и их авторов.  Проводится по результатам занятий и  самостоятельной работы. Два варианта музыкальной викторины: (Приложение 1.1)

1 вариант:

1.В.А. Моцарт «Флейтовый квартет D-dur, 2ч.

2.А Вивальди «Концерт для фагота с оркестром e-moll, 1ч.

3. Н. Римский-Корсаков «Испанское каприччо», 2ч

4.Б. Бриттен «Вариации и фуга на тему Перселла»

5. П.И. Чайковский 4-я симфония, 2ч

2 вариант:

1. Ж. Бизе «Кармен-сюита» № 1.

2. И.С. Бах «Шутка»

3. И.С. Бах «Концерт для гобоя с оркестром, 1ч.

4. К.М. Вебер «Концерт для кларнета с оркестром» № 2, 3ч.

5. Д. Скарлатти (обр. Шостаковича) «Пастораль»

Д. Верди «Марш» из оперы «Аида».

Прослушав фрагменты муз. произведений, заполните предложенную вам таблицу. Проверьте правильность своих ответов, сравнив их с образцом, оцените свою работу, исходя из перечисленных критериев:

«Отлично» - во все пяти номерах правильно определены название, автор и солирующий инструмент.

«Хорошо»- во всех номерах правильно определены солирующие инструменты, в узнавании композитора и названия произведения допущена одна - две ошибки.

«Удовлетворительно»- в определении инструмента допущена одна ошибка, в узнавании композитора и названия произведения допущена две – три ошибки.

«Неудовлетворительно»- в определении инструмента допущено две и более ошибок, в узнавании композитора и названия произведения допущено более трех ошибок.

2._Задание. Индивидуальные карточки. Выполнение задания по методике «незаконченное предложение». В каждой карточке по два предложения. Выполняется студентами в учебных парах методом взаимопроверки.

Текст в карточке. (Приложение 1.2)

Критерии оценки:

«отлично»: оба ответа правильные.

«удовлетворительно»: в одном ответе допущена ошибка

«неудовлетворительно»: в двух ответах допущены ошибки.

Знают муз. инструменты симфонического оркестра и музыкальные произведения, демонстрирующие их тембры;

осуществляют самоконтроль по результату

























осуществляют взаимный

контроль по результату



Сообщение цели и темы урока

(1 минута)

фиксируют тему и цели занятия

Тема нашего сегодняшнего занятия - «Методика ознакомления с музыкальными инструментами», цель занятия: обобщить знания о музыкальных инструментах и выяснить методы и приемы ознакомления младших школьников с музыкальными инструментами как способе их приобщения к музыкальному искусству.

учебно-познавательная мотивация

Актуализация знаний

Формирование новых знаний


Воспринимают новый материал. Записывают основные положения в рабочие тетради








На прошлых уроках мы познакомились с видами музыкальных инструментов, с их спецификой, послушали, как они звучат. Сегодня мы будем говорить о методике проведения беседы о музыкальных инструментах с младшими школьниками. Внимание - на экран! (Презентация Power Point по теме урока. Приложение 2.)

Рассказ педагога должен быть кратким, ярким, образным, направленным на характеристику музыкального инструмента, как одного из средств музыкальной выразительности. Перед прослушиванием музыкальных фрагментов, необходимо направляющее слово руководителя. Слово педагога должно разъяснить, раскрыть чувства, настроения, выраженные тембром музыкального инструмента. Даже голос педагога при пояснениях эмоционально окрашивается в зависимости от характера произведения. 
Формы словесного руководства различны: краткие рассказы, беседы, пояснения, постановка вопросов.

Форма построения беседы. Доступность и логичность материала, выбор музыкальных произведений, использование наглядности, ТСО, ИКТ, игровые формы закрепления понятийного аппарата. Важнейшим педагогическим условием организации слушания учащихся является хорошее знание педагогом индивидуальных характеристик и технических возможностей музыкальных инструментов.

Детей, прежде всего, знакомят с различными видами инструментов, обращая внимание на тембровую окраску каждого инструмента. Важно использовать наглядность: изображения инструментов, презентации. Необходимо уделять большое внимание выбору репертуараподборки музыкальных произведений с учетом целей и задач воспитания, развития музыкальных способностей и возрастных особенностей.

При проведении беседы рекомендуется сохранять следующую последовательность вопросов: 

1. Какие чувства передает музыка, исполненная данным музыкальным инструментом? (Характеристика эмоционально-образного содержания музыки); 
2. О чём рассказывает музыка? (Программа музыкального произведения, его изобразительные моменты);

3. Как рассказывает музыка? (Анализ выразительных средств музыки и их роль в создании музыкального образа). Данная разновидность словесного метода актуализирует ассоциативное и творческое мышление детей, развивает их воображение, углубляет представление ребёнка о музыкальном образе. Необходимо помнить, что чрезмерная вербализация учебно-воспитательного процесса может привести к снижению самоценности музыки как средства общения и снизить значимость собственно музыкальной деятельности ребёнка. 

Принципы отбора материала и его структурирования:

1.Тематический — наличие тем, которые изучаются в течение месяца и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе.

2.Принцип адаптивности — гибкое применение содержания и методов музыкального развития в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей детей.

3.Принцип Цикличности — повторяемость тем в разных возрастных группах.

4.Принцип контрастного сопоставления — происходит рождение проблемной познавательно-оценочной ситуации, заостряет внимание детей.

5.Принцип синкретизма — взаимосвязь музыкальной и художественно-эстетической деятельности, при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки.

Используем рабочие тетради

Анализируют, структурируют и обобщают новый материал








Самостоятельно учитывают установленные ориентиры действия в новом учебном материале










































Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проектная деятельность) - 35мин

















Закрепление изученного материала






























Просматривают мультфильм.

Отвечают на вопросы.





Проектная деятельность Работа в малых группах на компьютерах





























Вносятся предложения в рамках поставленного вопроса

Сегодня мы будем составлять беседу о музыкальных инструментах для младших школьников на примере музыкальной сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

…Есть такая сказка — «Петя и волк». В ней рассказывается о храбром мальчике Пете, который поймал волка; о Петином дедушке, ворчливом, но добром старике; о глупой, хвастливой утке и о маленькой бесстрашной птичке — Петином друге и помощнике: мальчик спас ее от хитрой кошки, и благодарная птичка заманила волка в ловушку. Веселую и простую сказку можно прочесть, и это будет интересно. Можно нарисовать к ней картинки — сказка станет еще интереснее. Можно поставить ее в кукольном театре или в кино—тогда всех героев сказки будут изображать куклы или ожившие картинки мультипликационного фильма, а говорить за них будут актеры. Но что бы вы сказали, если бы вам  предложили такой список действующих лиц и исполнителей этой сказки: Петя — струнные инструменты,
Дедушка — фагот. Птичка — флейта. Утка — гобой. Кошка—кларнет. Волк — три валторны. Не правда ли, странные исполнители? А между тем именно для них и написана эта сказка, симфоническая сказка «Петя и волк». Автор ее - Сергей Сергеевич Прокофьев. Сейчас мы посмотрим мультфильм по сказке, а после его просмотра вы ответите на вопрос – почему эта сказка называется симфонической?

А далее я вам предлагаю приступить к разработке запланированного тематического проекта «Самый главный оркестр». На прошлом уроке вы разделились на 4 группы (1 группа – драматурги, 2 группа – сценаристы, 3 группа – режиссеры; 4 группа – эксперты), разработали план действий и получили задание. Сейчас отправляйте все свои домашние заготовки на рабочий стол компьютеров, обменивайтесь информацией и приступайте к работе. В результате вашей работы должен получиться проект познавательной беседы с младшими школьниками о музыкальных инструментах симфонического оркестра с использованием возможностей ИКТ и ЦОР.

Итак, переходим непосредственно к работе в группах. Ваши действия следующие:

1 группа – драматурги – анализируют домашние заготовки, добавляют текстовую и видео - информацию, исходя из полученных новых знаний;

2 группа – сценаристы – поэтапно обрабатывают отобранный драматургами материал, редактируют текст и видео - материалы;

3 группа – режиссеры – разрабатывают драматургическую линию, выстраивают информацию, продумывают связки между фрагментами согласно запланированной драматургии

4 группа – эксперты – обдумывают ряд вопросов на закрепление содержания беседы (используют рабочие тетради для 3 класса по программе Е.Д. Критской) и готовят предложения по вариантам доработки данного проекта, с обязательным обоснованием в опоре на теоретические аспекты, изученные в процессе подготовки к уроку. В итоге должны принять решение о состоятельности и практической значимости данного проекта и дать оценку работе каждой группы.

Обращаю Ваше внимание, что время для работы ограничено и не может превышать 30 минут. Пожалуйста, приступайте к работе….

Через положенное время заслушиваем и просматриваем на экране отчеты малых групп. Происходит обсуждение. Педагог включается эпизодично лишь в тех случаях, когда это необходимо. Оценивается работа каждой группы.

Классифицируют и структурируют полученные знания, строят логические цепи рассуждений, ставят и формулируют проблемы, самостоятельно создают алгоритмы деятельности, строят речевые высказывания, используют общие приемы решения проблем, используют знаково-символические средства, дидактические возможности ИКТ и ЦОР для разработки беседы по теме урока

Планируют и организовывают учебное сотрудничество, достаточно полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации, учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции.

Осуществляют контроль, самоконтроль коррекцию, по результату и по способу действия.


Завершающая (заключительная) часть

Подведение итогов и рефлексия

вспоминают знания, полученные на занятии. Отвечают на поставленные вопросы

Пожалуйста, расскажите о полученных сегодня впечатлениях и ответьте на вопрос: Что нового я сегодня для себя узнал? Что еще интересно мне узнать в рамках этой темы? Все ли устраивает в проведении и организации данного практического занятия, если нет, то какие вы видите пути по устранению возникших недочетов по вашему мнению.

Формируют учебно-познавательный интерес

Задание для внеаудиторной подготовки

производят копирование задания на флеш – карты и фиксируют полученное количество баллов

Ну что же уважаемые студенты, наше время подходит к логическому завершению и сейчас целесообразно выставить баллы за участие и работу в рамках практического занятия.

Осуществляется начисление баллов, напоминается еще раз критерии к баллам. После чего студентам предлагается зафиксировать задания для внеаудиторной работы:

Задание 1. Отработайте алгоритм быстрого поиска музыкальных фрагментов в ЭИ «Начальная школа» в 2-х вариантах:

Вариант первый. Войти в медиатеку → содержание → папка «для любознательных» → вложенная папка «музыка» → объекты → выбрать → открыть. Далее ► все действия совершать уже на панели управления аудиоплейера (пуск; стоп; пауза; при прослушивании предусматривается возможность волевого перемещения указателя звука в нужный фрагмент пьесы).

Вариант второй. Войти в медиатеку → поиск → в строке ввода клавиатурой набрать «музыка» → ограничить поиск фильтром «среди звуков» → искать → в левом просмотровом окне выбрать желаемое произведение → открыть. Далее ► все действия совершать уже на панели управления аудиоплейера (пуск; стоп; пауза; при прослушивании предусматривается возможность волевого перемещения указателя звука в нужный фрагмент пьесы).

Название муз. произведений, предназначенных для поиска вы найдете на моем сайте http://markushina-music.wix.com/education в разделе «муз. репертуар»

На этом наше занятие подходит к концу, большое спасибо Вам за работу, до скорой встречи.

Демонстрируют адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности


































Приложение №1

1.Музыкальная викторина:

п\п

Название музыкального произведения, автор

Солирующий музыкальный инструмент

1.



2.



3.



4.



5.



2.Индивидуальные карточки. Задания по методике «незаконченное предложение».

Карточка №1

Продолжи предложения:

1.Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов-……

2. Симфонический оркестр состоит …групп музыкальных инструментов: …..

Карточка №2

Продолжи предложения:

1. В группу деревянных духовых инструментов входят: ….

2. Флейта – это музыкальный инструмент, входящий в группу….

Карточка №3

Продолжи предложения:

1. Гобой - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

2. Фагот - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

Карточка №4

Продолжи предложения:

1. Кларнет - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

2. В группу медных духовых инструментов входят: ….

Карточка №5

Продолжи предложения:

1. Труба - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

2. Тромбон - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

Карточка №6

Продолжи предложение

1. Валторна - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

2. Туба - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

Карточка №7

Продолжи предложение

1. Саксофон - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

2. В группу струнных смычковых инструментов входят: ….

Карточка №8

Продолжи предложение

1. Смычок – это….

2. Скрипка - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

Карточка № 9

Продолжи предложение

1. Альт - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

2. Виолончель - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

Карточка № 10

Продолжи предложение

1. Контрабас - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

2. К клавишным музыкальным инструментам относятся……

Карточка № 11

Продолжи предложение

1. Орган - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

2. Клавесин - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

Карточка № 12

Продолжи предложение

1. Фортепиано - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

2. Рояль - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

Карточка № 13

Продолжи предложение

1. Челеста - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

2. В группу ударных музыкальных инструментов входят: ….

Карточка № 14

Продолжи предложение

1. Литавры - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

2. Колокольчики - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

Карточка № 15

Продолжи предложение

1. Треугольник - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

2. Трещотка это музыкальный инструмент, входящий в группу….

Карточка № 16

Продолжи предложение

1. Тарелки - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

2.Кастаньеты - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

Карточка № 17

Продолжи предложение

1. Ксилофон - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

2. Барабан - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

Карточка № 18

Продолжи предложение

1.Балалайка - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

2.Лютня - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

Карточка № 19

Продолжи предложение

1.Баян - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

2.Скрипка - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

Карточка № 20

Продолжи предложение

1. Английский рожок - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

2. Цимбалы - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

Карточка № 21

Продолжи предложение

1.Рояль - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

2. Виолончель - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

Карточка № 22

Продолжи предложение

1.Фагот - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

2.Трещотка это музыкальный инструмент, входящий в группу….

Карточка № 23

Продолжи предложение

1.Оркестр русских народных инструментов - это….

2.Гобой - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

Карточка № 24

Продолжи предложение

1.Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов-……

2. Кларнет - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

Карточка № 25

Продолжи предложение

1. Валторна - это музыкальный инструмент, входящий в группу….

2. Туба - это музыкальный инструмент, входящий в группу….


Приложение № 2


Презентация Power Point




















Мультфильм по Сказке «Петя и волк»














Наглядные пособия по теме урока

4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Маркушина Ольга Анатольевна

Дата: 16.08.2019

Номер свидетельства: 517772


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства