kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект урока по теме: «Суффикс как часть слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока, разработанный в соответствии с ФГОС, с описанием задач урока, ожидаемых результатов, теоретическим обоснованием формируемых УУД, самоанализом. Может быть полезен учителям начальных классов при планировании своего урока по данной теме и последующих  разделе "Как устроен наш язык".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по теме: «Суффикс как часть слова»»

Проект урока по теме: «Суффикс как часть слова»

  • Учебный предмет: Русский язык

  • УМК «Начальная школа ХХI века»

  • Тема урока: «Суффикс как часть слова»


  • Тип урока: объяснение нового материала

  • Задачи урока:

  • - познакомить с суффиксом как с частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;

- составить алгоритм нахождения суффикса в словах;

- закреплять умение правильно изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые;

- организовать наблюдение за изменением в значении и в составе слов, при наличии суффикса, с опорой на языковой опыт учеников;

- отрабатывать умение выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова;

- способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе.



  • Ожидаемые результаты :

Предметные:

Научатся:

-выделять суффикс как часть слова, следуя алгоритму,

-образовывать новые слова с заданными суффиксами и определять их значение.

Метапредметные:

Познавательные: знают, что такое суффикс, владеют последовательностью действий при обозначении суффикса;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование и постановка вопросов;

Регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

Личностные:

- осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

-овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше узнать.


Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, автор С.В. Иванов, 1 часть, издательство «Вентана-Граф», 2013год; рабочая тетрадь, методическое пособие.


  • Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

К данному уроку учащиеся познакомились с окончанием и корнем как частью слова, умеют находить и выделять их, что важно и готовит учащихся к восприятию и усвоению материала по теме «Суффикс».



  • Этапы урока и хронометраж:


Этапы

Цель

Время

  1. Мотивация к учебной деятельности

Включение в учебную деятельность

3 мин

  1. Актуализация опорных знаний

Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий

7 мин

  1. Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

5 мин

  1. Открытие нового знания

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

10 мин

  1. Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение нового способа действий

5 мин

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Применение нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели

7 мин

  1. Включение в систему знаний и повторение

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

5 мин

  1. Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности

3 мин





  • Содержание урока:


п/п

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование : формируемые УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности

Мы начинаем свой урок. Чтобы все у нас сегодня получилось, как вы думаете, какие качества нам пригодятся? Кто будет вашим помощником на уроке? Пожмите соседу руку и пожелайте друг другу удачи!




Приветствуют учителя и друг друга, называют качества (старание, усердие, внимательность, взаимопомощь и поддержка)


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2.







Актуализация опорных знаний

1.Сейчас мы с вами проведем каллиграфическую минутку. Вспомним точку начала движения при написании строчных букв л, м, я и пропишем соединения букв ыл, ым, ум, ул, зм, зл, зя.


Вспоминают написание, место и способ соединения, проговаривают вслух, записывают.

Познавательные: логические – анализ наблюдение, сравнение.

















3.


























































4.


















Постановка учебной задачи





































Открытие нового знания


2.Словарная работа.

Поработаем над словом «ученик». Почему оно словарное?











Послушайте загадку:

Стоит дом:

Кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт.

-Как называют ученика, который посещает школу?


-Что вы можете сказать об этих словах? Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой содержится общее значение.


-Выделите известные вам части слова в этих словах.


Работа в парах.

-Какие возникли трудности?

- Почему вы её не обозначили?




Теперь подумайте и скажите, какая цель нашего сегодняшнего урока?





-Сегодня вы узнаете, как называется часть слова, которая изменила состав слова и оттенок его значения.

-Попробуем сами составить такие пары однокоренных слов, имеющих разные оттенки значения. Прочитайте группы слов на доске.

Медведь – медведица – медвежонок. Волк – . . . – волчонок.

Тигр - . . . - . . .

Орёл – орлица - . . .

. . . – зайчиха - . . .

. . . – лосиха - . . .




-В каждом ряду вы образовали формы одного и того же слова или родственные слова? Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?

-Так какую же тайну языка вы сегодня откроете?


1.Работа по учебнику

Стр.108 Рубрика «Тайны языка»

Беседа по вопросам:

-Как называется часть слова, которая стоит за корнем?

-Для чего служит суффикс?








Физкультминутка

Рассуждают и доказывают, формулируют мнение и аргументируют его.







Школа





Школьник.




Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой содержится общее значение.







Есть часть -ник, которую никак не обозначили.


Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.


Познакомиться с новой частью слова.


















Читают.


Медведь – медведица – медвежонок. Волк – . . . – волчонок.

Тигр - . . . - . . .

Орёл – орлица -

. . . – зайчиха - .

. . . – лосиха - . . .



Это родственные слова



Часть слова –онок, –ёнок- находится между корнем и окончанием, с помощью них образуются новые слова








Читают.



Суффикс



Суффикс служит для образования новых слов.

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения.





Регулятивные: целеполагание;








Коммуникативные: постановка вопросов;







Познавательные: общеучебные самостоятельная постановка цели, формулирование проблемы.








Регулятивные: планирование, прогнозирование;






Познавательные: постановка и решение проблемы, логические -построение логической цепи рассуждений, моделирование, выдвижение гипотез и их обоснование;






Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.




5.





































6.



















































7.










































8.



Первичное закрепление во внешней речи























Самостоятельная работа с самопроверкой

































Включение в систему знаний и повторение



























Рефлексия деятельности



Работа по учебнику.

Стр.108 Упр. 3 (фронтальная работа, устно)

-Прочитайте задание к упражнению 3.

-Какое значение имеют эти суффиксы?

-Где живут южане, северяне, горожане?

-Какое же значение имеютсуффиксы – ан, -ян, -анин?



-Сейчас вы поработаете в группах, обсудите порядок нахождения суффикса. Создание алгоритма.

.





Выполнение упр.1 настр.107

-Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на с.111.

Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм.



Выполнение упр. 4 стр.109

Выпишите выделенные слова. Выделите в словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом. Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс?



-На какой вопрос отвечают эти слова?











Что нового узнали?

- Что для вас было самым сложным?

-О чём расскажите дома?

Поблагодарите друг друга за работу на уроке.

Урок окончен.
















Читают






Отвечают




Эти суффиксы называют людей по месту их жительства















Создают алгоритм

-Сначала обозначаем в слове окончание, потом – корень.

Часть слова между окончанием и корнем и будет суффиксом.






Сравнивают





Решают типовые задания с использованием изученного алгоритма.












Выписывают, выполняют задание используя алгоритм.


Эти суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение









Отвечают на вопросы кто? что?














Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.




Регулятивные: контроль, коррекция, выделение осознанного.

Личностные: самоопределение, учебное сотрудничество

Познавательные: логические анализ, обобщение



























Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценка степени знаний; взаимоконтроль.

Личностные: самоопределение

Познавательные: логические- сравнение, анализ, классификация.















Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, учет разных мнений;

Познавательные: общеучебные-рефлексия;

Личностные: смыслообразование.









Самоанализ урока


Данный урок является первым в системе уроков по теме «Суффикс как часть слова» раздела « Как устроен наш язык».

Его цель –  знакомство учащихся с суффиксом как частью слова. До этого урока учащиеся уже познакомились с такими частями слова как окончание и корень, их изучение является пропедевтическим к изучению суффикса, и должно помочь учащимся в восприятии и усвоении данного материала. На последующих уроках учащиеся продолжат знакомство с данной темой, рассмотрят другие ее аспекты.

Структура урока, его этапы были разработаны с учетом требований ФГОС.

По типу данный урок является уроком изучения нового материала. Он включал в себя 8 этапов: 1) мотивация к учебной деятельности, 2) актуализация опорных знаний, 3) постановка учебной задачи, 4) открытие нового знания, 5) первичное закрепление во внешней речи, 6) самостоятельная работа с самопроверкой, 7) включение в систему знаний и повторение, 8) рефлексия деятельности. На каждом этапе была поставлена цель и задачи, которые нашли свое отражение в ходе урока. Кроме того задания на каждом этапе были направлены на формирование того или иного вида УУД.

Помимо этого, урок был направлен и на решение следующих задач:

- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

- создание условий для развития у школьников умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

- обогащать и усложнять словарный запас;

- создание условий для работы в парах, в группах, умение вести учебный диалог, развитие учебного сотрудничества.

 Урок был подготовлен с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся. Материал урока оказался доступным и интересным для них, благодаря использованию различных форм работы: индивидуальной, групповой, парной; использование знаково-символических средств на этапах открытия нового знания и первичного закрепления обеспечивает осознанное восприятие материала. На уроке применяется частично-поисковый, а также исследовательский методы обучения. Использование таких методов способствует формированию познавательной мотивации, прочному усвоению знаний, развитию мышления учащихся. Во избежание перегрузки и переутомления учащихся в урок были включены физ. паузы.

 Выбранные методы, средства и формы обучения помогли решить поставленные цели и задачи на достаточном уровне и получить соответствующие результаты. На будущее можно продумать более интересные виды работ, больше применять совместных видов деятельности, чаще вовлекать детей в исследовательскую деятельность, по необходимости используя ТСО.






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект урока по теме: «Суффикс как часть слова»

Автор: Баринова Елена Викторовна

Дата: 04.11.2015

Номер свидетельства: 248168

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок русского языка во 2-м классе по теме "Суффикс как часть слова" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-russkogho-iazyka-vo-2-m-klassie-po-tiemie-suffiks-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "192685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427486076"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Тема: Части слова. Суффикс и его роль в слове. "
    ["seo_title"] => string(47) "tiema-chasti-slova-suffiks-i-iegho-rol-v-slovie"
    ["file_id"] => string(6) "158930"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421832580"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка по теме «Написание буквы о-е-ё  после шипящих и ц  в различных частях слова» "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-napisaniie-bukvy-o-ie-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-razlichnykh-chastiakh-slova"
    ["file_id"] => string(6) "120058"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413600528"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока "Правописание безударных гласных. Обобщение""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekturokapravopisaniiebiezudarnykhghlasnykhobobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "271206"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451403242"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства