Проект урока, разработанный в соответствии с ФГОС, с описанием задач урока, ожидаемых результатов, теоретическим обоснованием формируемых УУД, самоанализом. Может быть полезен учителям начальных классов при планировании своего урока по данной теме и последующих разделе "Как устроен наш язык".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект урока по теме: «Суффикс как часть слова»»
Проект урока по теме: «Суффикс как часть слова»
Учебный предмет: Русский язык
УМК «Начальная школа ХХI века»
Тема урока: «Суффикс как часть слова»
Тип урока: объяснение нового материала
Задачи урока:
- познакомить с суффиксом как с частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;
- составить алгоритм нахождениясуффикса в словах;
- закреплять умение правильно изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые;
- организовать наблюдение за изменением в значении и в составе слов, при наличии суффикса, с опорой на языковой опыт учеников;
- отрабатывать умение выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова;
- способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе.
Ожидаемые результаты :
Предметные:
Научатся:
-выделять суффикс как часть слова, следуя алгоритму,
-образовывать новые слова с заданными суффиксами и определять их значение.
Метапредметные:
Познавательные: знают, что такое суффикс, владеют последовательностью действий при обозначении суффикса;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование и постановка вопросов;
Регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
Личностные:
- осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
-овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше узнать.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
К данному уроку учащиеся познакомились с окончанием и корнем как частью слова, умеют находить и выделять их, что важно и готовит учащихся к восприятию и усвоению материала по теме «Суффикс».
Этапы урока и хронометраж:
Этапы
Цель
Время
Мотивация к учебной деятельности
Включение в учебную деятельность
3 мин
Актуализация опорных знаний
Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий
7 мин
Постановка учебной задачи
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока
5 мин
Открытие нового знания
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению
10 мин
Первичное закрепление во внешней речи
Усвоение нового способа действий
5 мин
Самостоятельная работа с самопроверкой
Применение нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели
7 мин
Включение в систему знаний и повторение
Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
5 мин
Рефлексия деятельности
Самооценка результатов деятельности
3 мин
Содержание урока:
№
п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Теоретическое обоснование : формируемые УУД
1.
Мотивация к учебной деятельности
Мы начинаем свой урок. Чтобы все у нас сегодня получилось, как вы думаете, какие качества нам пригодятся? Кто будет вашим помощником на уроке? Пожмите соседу руку и пожелайте друг другу удачи!
Приветствуют учителя и друг друга, называют качества (старание, усердие, внимательность, взаимопомощь и поддержка)
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.
Актуализация опорных знаний
1.Сейчас мы с вами проведем каллиграфическую минутку. Вспомним точку начала движения при написании строчных букв л, м, я и пропишем соединения букв ыл, ым, ум, ул, зм, зл, зя.
Вспоминают написание, место и способ соединения, проговаривают вслух, записывают.
Познавательные: логические – анализ наблюдение, сравнение.
3.
4.
Постановка учебной задачи
Открытие нового знания
2.Словарная работа.
Поработаем над словом «ученик». Почему оно словарное?
Послушайте загадку:
Стоит дом:
Кто в него войдёт,
Тот ум приобретёт.
-Как называют ученика, который посещает школу?
-Что вы можете сказать об этих словах? Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой содержится общее значение.
-Выделите известные вам части слова в этих словах.
Работа в парах.
-Какие возникли трудности?
- Почему вы её не обозначили?
Теперь подумайте и скажите, какая цель нашего сегодняшнего урока?
-Сегодня вы узнаете, как называется часть слова, которая изменила состав слова и оттенок его значения.
-Попробуем сами составить такие пары однокоренных слов, имеющих разные оттенки значения. Прочитайте группы слов на доске.
-В каждом ряду вы образовали формы одного и того же слова или родственные слова? Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?
-Так какую же тайну языка вы сегодня откроете?
1.Работа по учебнику
Стр.108 Рубрика «Тайны языка»
Беседа по вопросам:
-Как называется часть слова, которая стоит за корнем?
-Для чего служит суффикс?
Физкультминутка
Рассуждают и доказывают, формулируют мнение и аргументируют его.
Школа
Школьник.
Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой содержится общее значение.
Есть часть -ник, которую никак не обозначили.
Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.
Познавательные: постановка и решение проблемы, логические -построение логической цепи рассуждений, моделирование, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
5.
6.
7.
8.
Первичное закрепление во внешней речи
Самостоятельная работа с самопроверкой
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия деятельности
Работа по учебнику.
Стр.108 Упр. 3 (фронтальная работа, устно)
-Прочитайте задание к упражнению 3.
-Какое значение имеют эти суффиксы?
-Где живут южане, северяне, горожане?
-Какое же значение имеютсуффиксы – ан, -ян, -анин?
-Сейчас вы поработаете в группах, обсудите порядок нахождения суффикса. Создание алгоритма.
.
Выполнение упр.1 настр.107
-Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на с.111.
Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм.
Выполнение упр. 4 стр.109
Выпишите выделенные слова. Выделите в словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом. Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс?
-На какой вопрос отвечают эти слова?
Что нового узнали?
- Что для вас было самым сложным?
-О чём расскажите дома?
Поблагодарите друг друга за работу на уроке.
Урок окончен.
Читают
Отвечают
Эти суффиксы называют людей по месту их жительства
Создают алгоритм
-Сначала обозначаем в слове окончание, потом – корень.
Часть слова между окончанием и корнем и будет суффиксом.
Сравнивают
Решают типовые задания с использованием изученного алгоритма.
Выписывают, выполняют задание используя алгоритм.
Эти суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение
Отвечают на вопросы кто? что?
Осуществляютсамооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, учет разных мнений;
Познавательные: общеучебные-рефлексия;
Личностные: смыслообразование.
Самоанализ урока
Данный урок является первым в системе уроков по теме «Суффикс как часть слова» раздела « Как устроен наш язык».
Его цель – знакомство учащихся с суффиксом как частью слова. До этого урока учащиеся уже познакомились с такими частями слова как окончание и корень, их изучение является пропедевтическим к изучению суффикса, и должно помочь учащимся в восприятии и усвоении данного материала. На последующих уроках учащиеся продолжат знакомство с данной темой, рассмотрят другие ее аспекты.
Структура урока, его этапы были разработаны с учетом требований ФГОС.
По типу данный урок является уроком изучения нового материала. Он включал в себя 8 этапов: 1) мотивация к учебной деятельности, 2) актуализация опорных знаний, 3) постановка учебной задачи, 4) открытие нового знания, 5) первичное закрепление во внешней речи, 6) самостоятельная работа с самопроверкой, 7) включение в систему знаний и повторение, 8) рефлексия деятельности. На каждом этапе была поставлена цель и задачи, которые нашли свое отражение в ходе урока. Кроме того задания на каждом этапе были направлены на формирование того или иного вида УУД.
Помимо этого, урок был направлен и на решение следующих задач:
- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
- создание условий для развития у школьников умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
- обогащать и усложнять словарный запас;
- создание условий для работы в парах, в группах, умение вести учебный диалог, развитие учебного сотрудничества.
Урок был подготовлен с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся. Материал урока оказался доступным и интересным для них, благодаря использованию различных форм работы: индивидуальной, групповой, парной; использование знаково-символических средств на этапах открытия нового знания и первичного закрепления обеспечивает осознанное восприятие материала. На уроке применяется частично-поисковый, а также исследовательский методы обучения. Использование таких методов способствует формированию познавательной мотивации, прочному усвоению знаний, развитию мышления учащихся. Во избежание перегрузки и переутомления учащихся в урок были включены физ. паузы.
Выбранные методы, средства и формы обучения помогли решить поставленные цели и задачи на достаточном уровне и получить соответствующие результаты. На будущее можно продумать более интересные виды работ, больше применять совместных видов деятельности, чаще вовлекать детей в исследовательскую деятельность, по необходимости используя ТСО.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка по теме «Написание буквы о-е-ё после шипящих и ц в различных частях слова» "
["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-napisaniie-bukvy-o-ie-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-razlichnykh-chastiakh-slova"
["file_id"] => string(6) "120058"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1413600528"
}
}