Проект урока:
по теме «Какая зима?», автор М.Пляцковский
Выполнила учитель начальных классов
МКС (К) ОУ № 65 для слабослышащих и позднооглохших детей Советского района
Кудрявцева О.П.
I квалификационная категория
Стаж работы учителем начальных классов 20 лет
Нижний Новгород
2015
СОВЕТСКИЙ РАЙОН
Проект урока:
- Учебный предмет: чтение
- УМК. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида.
- Тема урока: «Какая зима?», автор М.Пляцковский.
- Тип урока: объяснение нового материала.
- Задачи урока:
1.закрепление навыка грамотного и внятного произнесения речевого материала;
2.совершенствование навыков чтения;
3.расширение словарного запаса;
4.осмысление прочитанного;
5.развитие кругозора;
6.развитие связной устной и письменной речи;
7.умение передать содержание прочитанного по вопросам;
8.умение устанавливать причинно-смысловые зависимости;
9.воспитывать доброе отношение к животным и птицам.
- Ожидаемые результаты (предметные, метапредметные, познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные)
- Оборудование: карточки, иллюстрации, ноутбук, таблички.
- Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: уровень знаний средний.
- Этапы урока и хронометраж:
1.Орг.момент. 1 мин.
2.Фонетическая зарядка. 2 мин.
3.Слуховое восприятие. 2 мин.
4.Сообщение темы. 1 мин.
5.Работа над содержанием текста. 10 мин.
6. Работа над смыслом текста. 10 мин.
7.Физкультминутка. 1 мин.
8.Самостоятельная работа. 3 мин.
9.ИКТ. 7мин.
10.Итог урока. 2 мин.
11.Домашнее задание. 1 мин.
- Содержание урока (в таблице):
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
Формируемые УУД
(указывается конкретное умение определенного вида УУД)
1.
Орг. момент.
Настраивает на учебную деятельность.
Принимают учебную задачу.
Умение воспринимать информацию на слух или слухо-зрительно
2.
Фонетиче-ская
зарядка.
Организует фонетическую зарядку, контролирует произношение звуков.
Взаимодействуют с учителем во время фонетической зарядки, осуществляемой во фронтальном режиме.
с – з
са – за санки – зал
си – зи сила – зима
сы – зы сыр – морозы
се – зе весело – зерно
Всюду снег,
В снегу дома,
Принесла его зима.
Коррекция произношения,
контроль
3.
Слуховое
восприя-тие.
Организует работу по слуховому восприятию фраз за экраном.
Взаимодействуют с учителем во время слухового восприятия, осуществляемого во фронтальном режиме.
Имена детей.
Какое сейчас время года?
Какой идет месяц?
Какой день недели?
Кто сегодня дежурный?
Какой сейчас урок?
Коррекция произношения,
контроль
4.
Сообще-ние темы.
Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.
Выдвигают предположения о теме урока.
Прогнозирова-ние
5.
Работа над содержа-
нием текста.
1) Организует работу по первичному чтению текста сказки М.Пляцковского «Какая зима?»
Ученики последовательно читают вслух текст сказки по одному предложению, соблюдая в речи прием выразительного чтения, паузы и правила орфоэпии.
Смысловое чтение,
умение строить высказывание,
поиск информации
2) Проводит беседу по содержанию
- Кому задавали вопрос: «Какая зима?»
- Почему не знал слон, какая бывает зима?
- Что сказал о зиме снегирь?
- Что насыпает девочка в кормушку?
- Что ответила собака?
- Где живет собака?
- Что сказал о зиме медведь?
- Что сказал о зиме мальчик?
Учащиеся выбирают правильный ответ из текста.
3) Предлагает определить жанр произведения.
Учащиеся определяют жанр произведения и обосновывают свой ответ.
6.
Работа над смыслом текста.
Организует деление класса на группы по 2 человека для составлений предложений.
Учащиеся согласовывают между собой правильные ответы. Устанавливают причинно-смысловые зависимости:
Мальчик сказал, что зима …, потому что….
Снегирь сказал, что зима …, потому что….
Медведь сказал, что зима …, потому что….
Собака сказала, что зима …, потому что….
(в конуре холодно, спит всю зиму, мало корма, можно кататься на лыжах, на санках, на коньках)
(холодная, короткая, веселая, голодная)
Планирование учебного сотрудничества,
умение выражать свои мысли,
умение строить высказывание, умение устанавливать логическую причинно-следственную связь действий героев произведения.
7.
Физкульт-минутка.
Организует выполнение физкультминутки.
Выполняют движения, проговаривают:
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Я оденусь и пойду
И по снегу, и по льду.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
Самоконтроль правильности выполнения движений
8.
Самостоя-тельная работа.
Предлагает на карточках, без опоры на таблички, самостоятельно написать слова главных героев, какая для них зима.
Учащиеся выполняют самоконтроль выполнения заданий.
Умение выражать сои мысли
Проводит работу по составлению предложений, использует сюжетные картинки «Зимние развлечения»
Учащиеся составляют предложения по сюжетным картинкам «Зимние развлечения»
9.
ИКТ
Организует обсуждение содержания сказки по презентации «Какая бывает зима?»
Участвуют в беседе по содержанию сказки с опорой на презентацию.
Умение выражать свои мысли.
10.
Итог урока.
Организует обсуждение героев сказки и признаков зимы
Какая бывает зима?
- трудная
- голодная
- веселая
- холодная
А ещё бывает:
- белая
- красивая
- снежная
- морозная
Отметки выставляются за экраном.
Участвуют в беседе по обсуждению.
Строят высказывания.
Адекватно воспринимают оценку учителя.
Структурирова-ние знаний
11.
Домашнее задание.
Объясняет сущность домашнего задания:
а) составить рассказ о зимующих диких животных;
б) нарисовать иллюстрацию к своему рассказу.
Нравственно-эстетическое оценивание
- Самоанализ урока
В классе 7 учеников: 3 имеют кохлеарные имплантанты, 4 слухопротезированы. В начале 1 класса словарный запас двух учащихся составлял 8-10 слов, в конце учебного года 100-120 слов. У остальных учеников словарный запас был ограничен. Словарный запас пополняется в соответствии с программным материалом.
Цель урока: понимание основного смысла произведения была достигнута. Во время урока происходило преодоление речевого недоразвития детей посредством специального обучения языку. Учитывались индивидуальные особенности обучающихся.
С помощью ИКТ удалось заинтересовать учеников. ИКТ способствовало формированию представлений, понятий и требующих использования словесных способов обозначения. В ходе урока учащиеся были активны, проявляли инициативу
Намеченный план урока удалось осуществить. Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Удалось реализовать все поставленные задачи.
- Литература
1.Асмолов А.Г., Бурменская, Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2011.
2.Индеева Р.М. Книга для чтения. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (для детей с недостатками слуха) 2-ое отделение.- М.: Просвещение, 2009.
3.Коровин Г.К. Методика преподавания русского языка. Книга для учителя школы слабослышащих. Обучение русскому языку, чтению.- М.: Просвещение, 2008.