Тема: Г. К. Паустовский «Стальное колечко». Урок 3 УРОК- ПРОЕКТ
ЦЕЛЬ УРОКА:
Формировать вдумчивое отношение к авторскому слову, навыки сознательного выразительного чтения, читательской самостоятельности. Формировать умения постигать смысл и художественное содержание художественных произведений, усвоение детьми основ филологической оценки произведения. Создать условия для эмоционально-эстетического воспитания, соответствующей атмосферы для духовного совершенствования.
развивать языковое чутьё, внимательное отношение к слову, воображение;
воспитывать внимательное, чуткое отношение к природе, культуру речи
ХОД УРОКА
1.Оргмомент. .
2. Упражнение на развитие навыков осознанного и беглого чтения.
( технология развивающего чтения)
- какие произведения Паустовского вы знаете? Сегодня вы познакомитесь с отрывком из рассказа «Тёплый хлеб» Я надеюсь, что этот отрывок подтолкнёт вас прочитать рассказ полностью.
Учащиеся получают отрывок из рассказа Паустовского «Тёплый хлеб»
С реки доносился частый стук ломов. Ребята и старики работали уже несколько дней. Они скалывали лёд у мельницы.
И вот лёд треснул. Хлынула с шумом вода. Старое колесо скрипнуло, посыпались сосульки. Колесо повернулось. Вдруг вся мельница заходила ходуном. Панкрат насыпал зерна. Первая мука полилась в мешки.
Вечером во дворах кололи дрова. Все избы в деревне светились от жаркого огня. Женщины месили тесто.
По деревне понёсся запах тёплого хлеба. На столах лежали хлеба с румяной корочкой.
( 76 слов)
ВОПРОСЫ:
- Чем разбивали лёд? ( лом)
- Сколько работали дней? ( несколько)
- Где скалывали лёд? ( у мельницы)
- Как заходила мельница? ( ходуном)
- Как звали человека, насыпавшего зерно? ( Панкрат)
- Куда полилась первая мука? ( в мешки)
- Что делали вечером? ( кололи дрова)
- Какой был огонь? ( жаркий)
- Что за запах несся по деревне? ( запах тёплого хлеба)
- Какая была корочка у хлеба? ( румяная)
3.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы должны подвести итог нашей работы по творчеству К. Паустовского. Свои умения и знания мы должны выразить в проекте. Проект – это продукт нашего труда и оформим мы его в виде презентаций- газет. Выберите по одному человеку из группы, который красиво напишет название газеты. Постарайтесь это сделать без ошибок.
1.работа по группам.
1.Востановление содержания рассказа.
1гр.- инсценировка сцены с бойцами
2 гр.- Пересказ сцены потери колечка
3 гр.- выразительное чтение сцены со старым воробьем по ролям
4гр.- выразительное чтение описание прихода весны.
2. шапка вопросов. Блиц ( АННОТАЦИЯ – пишет один человек от группы)
-Как звали Деда?
- Как звали девочку?
- Как называлось село,в котором жили дед с внучкой?
- Куда пошла Варюша?
- Зачем пошла Варюша в село Переборы?
- Кого встретила?
- Сколько было бойцов?
- В какое время года происходили события?
- Какая выдалась зима?
- Как назвал боец Варюшу?
- Чем отблагодарил боец Варюшу?
- На какой палец одел кольцо?
- Какое чудо совершит кольцо, если его одеть на средний палец?
- На какой палец нужно одеть кольцо, чтобы была радость?
- Что увидит Варюша, одев кольцо на указательный палец?
-Что случилось с колечком, когда Варюша возвращался домой?
-Какие чувства овладели Варюшей?
-Что же случилось весной?
-Где нашла девочка колечко?
-Почему Варюша надела колечко на безымянный палец?
- Помогло ли чудесное колечко деду Кузьме?
-Что случилось, когда Варюша надела колечко на безымянный палец?
-Но почему же она не захотела надеть перстенёк на указательный палец?
-Что увидела вокруг себя девочка, о чём подумала?
3.работа с иллюстрациями.- нахождение отрывков к иллюстрациям
1.Каким ты представляешь себе героев?
1-Боец
2-Варюша
3- Дед
4.- Сидор
2.Работа над проектами.
5. Определение жанра- диспут
Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, то, значит, хочет, чтобы мы читали «Стальное колечко» как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить. Какова основная идея произведения.
Что поразило Варюшу? Почему она не надела перстенёк на указательный палец? Прочитайте и объясните слова Варюши: «Наша земля – истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!»
Сделайте вывод о том, какую «большущую радость» нашла девочка в весеннем лесу.
Подбор пословиц о Родине.
Родная сторона – мать, а чужая – мачеха
Всякому мила своя сторона.
Родина любимая - что мать родимая.
Родина - мать, умей за нее постоять.
Своя земля и в горсти мила
3.итог урока.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Чему нас научило это произведение?
Какова идея?
С реки доносился частый стук ломов. Ребята и старики работали уже несколько дней. Они скалывали лёд у мельницы.
И вот лёд треснул. Хлынула с шумом вода. Старое колесо скрипнуло, посыпались сосульки. Колесо повернулось. Вдруг вся мельница заходила ходуном. Панкрат насыпал зерна. Первая мука полилась в мешки.
Вечером во дворах кололи дрова. Все избы в деревне светились от жаркого огня. Женщины месили тесто.
По деревне понёсся запах тёплого хлеба. На столах лежали хлеба с румяной корочкой.
С реки доносился частый стук ломов. Ребята и старики работали уже несколько дней. Они скалывали лёд у мельницы.
И вот лёд треснул. Хлынула с шумом вода. Старое колесо скрипнуло, посыпались сосульки. Колесо повернулось. Вдруг вся мельница заходила ходуном. Панкрат насыпал зерна. Первая мука полилась в мешки.
Вечером во дворах кололи дрова. Все избы в деревне светились от жаркого огня. Женщины месили тесто.
По деревне понёсся запах тёплого хлеба. На столах лежали хлеба с румяной корочкой.
С реки доносился частый стук ломов. Ребята и старики работали уже несколько дней. Они скалывали лёд у мельницы.
И вот лёд треснул. Хлынула с шумом вода. Старое колесо скрипнуло, посыпались сосульки. Колесо повернулось. Вдруг вся мельница заходила ходуном. Панкрат насыпал зерна. Первая мука полилась в мешки.
Вечером во дворах кололи дрова. Все избы в деревне светились от жаркого огня. Женщины месили тесто.
По деревне понёсся запах тёплого хлеба. На столах лежали хлеба с румяной корочкой.
С реки доносился частый стук ломов. Ребята и старики работали уже несколько дней. Они скалывали лёд у мельницы.
И вот лёд треснул. Хлынула с шумом вода. Старое колесо скрипнуло, посыпались сосульки. Колесо повернулось. Вдруг вся мельница заходила ходуном. Панкрат насыпал зерна. Первая мука полилась в мешки.
Вечером во дворах кололи дрова. Все избы в деревне светились от жаркого огня. Женщины месили тесто.
По деревне понёсся запах тёплого хлеба. На столах лежали хлеба с румяной корочкой.