Урок литературного чтения
Тема урока: «С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак…»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению произведений С.Михалкова и Р.Сефа; совершенствовать навык чтения целыми словами и навык выразительного чтения; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Оборудование: учебник, карточки (слоги), проектор, компьютер, презентация.
Этапы урока
Характеристика деятельности
УУД
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Сейчас у нас с вами урок чтения. Проверьте, на столе у вас лежат учебники, карточки-слоги, цветные карандаши.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём
И работать все начнём.
- Проверим готовность к уроку.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Актуализация и пробное учебное действие.
– Составьте пословицы:
С книгой жить – лучший друг.
С книгой поведешься – век не тужить.
Хорошая книга – пробьет дорогу везде.
Книга подобна воде – ума наберешься.
– О чем эти пословицы?
– Объясните их значение.
– Почему книга может быть хорошим другом?
- Какие еще пословицы вы знаете на эту тему?
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,
планирование, прогнозирование.
Познавательные:
умение структурировать знания;
постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Выявление места и причины затруднения
- Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел.
- Разгадайте кроссворд, прочтите ключевое слово и вы узнаете, о ком мы будем читать в произведениях этого раздела.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Вопросы:
1.Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно. (Ёж.)
2.Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла. (Лиса.)
3. Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный? (Волк.)
4.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
5.Сделал дыру,
Вырыл нору,
Солнце сияет,
А он и не знает. (Крот)
6. Кто на своей голове лес носит? (Олень)
7.Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.
(Мышь)
8.Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовёт? (Медведь)
Какое ключевое слово? ( жuвотные)
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Регулятивные:
выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
- Разминка.
- Прочтите скороговорки:
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
2. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр.55
- Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе?
- Чему мы научимся?
- Чему будем учиться?
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера
Реализация построенного проекта.
– Прочтите название произведения.
– Кто его автор?
Послушайте сообщение уч-ся об авторе, которое, она приготовила дома.
Н. И. Сладков – автор сказок, рассказов, новелл, повестей, зарисовок с натуры. Книги писателя – это поиск ответов, это образы Природы, Человека, всматривающихся друг в друга. В статье к 50-летию Н. И. Сладкова «Добыча не только в ягдташе», опубликованной в журнале «Детская литература», говорится, что Н. Сладков – «лирик, влюбленный в природу, тонко, музыкально передающий эту влюбленность детям. Цель писателя – пробудить благородные чувства путем общения с природой, защитить, уберечь природу в наш атомный век.
За книгу «Подводная газета» Н. И. Сладкову присвоена Государственная премия РСФСР имени Н. И. Крупской (1977).
– Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком это стихотворение?
– Прочтите слова, записанные на доске.
1.По слогам.
2.Целыми словами.
вза-пер-ти взаперти
ос-та-ви-ли оставили
без при-смот-ра без присмотра
пе-ре-пор-тил – перепортил
ра-зор-вал – разорвал
о-тыс-кал – отыскал
за-брал-ся – забрался
пе-ре-вер-нул-ся – перевернулся
не за-хлеб-нул-ся – не захлебнулся
мо-чал-кой – мочалкой
- Учитель читает стихотворение С. Михалкова «Трезор».
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
1. Чтение стихотворения про себя.
2. Чтение вслух.
3.Беседа по прочитанному.
- Кто зорче нас?
- Кто втрое выше нас?
- Кто сильнее нас?
- Кто быстрее нас?
- Кто летает без самолётов?
- Кто пересекает моря без пароходов?
Коммуникативные:
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Чтение стихотворения Р. Сефа «Кто любит собак. ».
-Рассмотрите рисунки:
-Кто на них нарисован? (кот, заяц, собака, корова)
- Как назвать одним словом?
- Какое слово среди них лишнее? Почему?
- Есть ли у вас домашние животные?
- Прочтите название стихотворения.
- Кто его автор?
- Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком это произведение?
- Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
серь-ёз-ных - серьёзных
без-за-бот-ных - беззаботных
во-ве-ки - вовеки
- Прочтите самостоятельно стихотворение.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Включение в систему знаний и повторение.
-Прочитайте первое предложение. (На дверях висел замок.)
-Определите количество вопросов в данном предложении. (три )
-А как можно по другому заменить смысловое слово вопросительным словом?
1.Что? - замок
2.Замок (что делал?) висел
3.Висел (где?) на дверях
- Прочтите выразительно это стихотворение, соблюдая знаки препинания.
Регулятивные: прогнозирование.
Информация о домашнем задании
Дома выразительно прочитайте эти стихотворения. Подберите пословицы к ним.
Подготовьте иллюстрацию к любому из стихотворений.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
- С какими произведениями мы познакомились?
- Объясните слова Н. Сладкова «Мы в ответе не только за себя, но за братьев наших меньших».
- Что хорошо получилось у нас на уроке?
- Над чем ещё надо поработать?
Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Литература
1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская Литературное чтение. Учебник для 1 класса в 2 ч. Ч.1– М.: Просвещение, 2011.
2. М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение, 2011.
3. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы 1 - 4 класс. М.: Просвещение, 2011.
4.Физкультминутки: упражнения, игры, комплексы движений, импровизации. – Вып. 3 / авт.-сост. Ю. А. Вакуленко. – Волгоград : Учитель, 2007.
5.Поурочные планы. Обучение грамоте (письму), компакт-диск. 1 класс. УМК «Школа России». Изд. «Учитель». 2012 г.
Интернет-ресурсы:
Презентация «Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/item/1677/download/