kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование метода проектов на уроке литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы в казахстанской педагогике стали уделялть большое внимание методу проектов, который, по мнению большинства учителей-практиков, предназначен для развития ключевых компетентностей учащихся, способствует освоению учащимися новых технологий. Как педагогическая технология, он включает в себя исследовательские, поисковые, проблемные методы, в основе которых лежит творческое начало. При осуществлении проектной деятельности необходимо, прежде всего, наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, которая требует  интеграции знаний, а конечные результаты проекта должны иметь практическую и познавательную значимость.  Ученики, занятые в проекте, должны быть ориентированы на самостоятельную деятельность,  уметь структурировать, то есть   поэтапно выполнять действия в работе над проектом.

Немаловажна и роль учителя в ходе реализации метода проектного обучения: он должен быть энтузиастом (повышать мотивацию учащихся, поддерживать, поощрять), консультантом  и координатором всего  процесса, экспертом (давать четкий анализ результатов выполненного проекта), специалистом в этой теме, то есть «человеком, который задает вопросы и знает ответы», своеобразным человеком-оркестром.

   Практика использования проектной методики на уроках русского языка и литературы доказала эффективность этой инновационной технологии. Проекты удобны и разнообразны по форме, содержанию, по количеству участников, по продолжительности исполнения, поэтому столь популярны среди учителей-словесников.  Но существуют объективные трудности, возникающие при осуществлении  проектов по этим дисципилнам.  Во-первых, логика преподавания этих предметов, особенно литературы не дает возможности частого применения метода проектов на уроке, так как практически все урочное время уходит на формирование специфических умений и навыков. Поэтому учителя-словесники отдают предпочтение внеурочной форме организации проектной деятельности. Но при этом надо учесть большую нагрузку современного ученика, поэтому в действительности возможно создание в течение всего учебного года одного-двух проектов по языку и литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Но это обстоятельство не способствует формированию устойчивых навыков исследовательской работы. Учителя видят выход в приобщении   детей младших и средних классов к малым формам проектной деятельности по языку и литературе.  Такой способ использования проектной технологии позволит научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, уметь  интегрировать знания, что поможет школьнику не только усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, познавательную и творческую активность.

  Подобная технология использована  при моделировании урока по литературе  в 6 классе «Снежная сказка: стихи русских и казахских поэтов о зиме». Цели такого интегрированного урока выходят за пределы школьной программы. Обучающими задачами являются раскрытие художественных особенностей изображения зимы в лирике, живописи и музыки. Наряду с этим большое внимание уделяется развивающим фунциям: развитию ассоциативного мышления, активизации творческой деятельности, развитию навыков интерпретации и анализа художественного текста. Многое зависит от общей эрудиции учителя литературы, от уровня его подготовленности к уроку, умения организовать детей при раздаче опережающих заданий. Предварительно необходимо повросить детей повторить стихи о зиме и вспомнить  «зимние» песни;  сформировать группы учеников по интересам и в соответствии с их желаниями.  Много времени сил необходимо уделить оформлению урока  иллюстрациями картин И. Шишкина «Зима», И. Грабаря «Февральская лазурь» и др., фотоматериалами, поднотовить для учеников раздаточный материал (карточки с информацией о художниках, об их картинах, о композиторах и их музыкальных пьесах). Конечной целью этого урока является создание детьми проекта «Образ зимы в казахской и русской лирике», при этом предоставить ученикам возможность выбора формы презентации проекта.

Алгоритм проведения этого сложного по структуре урока зависит от продуманности каждого его этапа и от знания учителем психологических особенностей класса. На первом этапе было предложено каждой группе составить ассоциаграмму, связанную со словом «зима». Ассоциации были обсуждены, дополнены, прокомментированы самими детьми и учителем. Далее дети занимались чтением стихов о зиме,  которые должны были  быть близко составленной ими ассоциограмме о зиме и зимнему настроению, давали короткие комментарии к ним, вспоминали и исполняли песни о зиме. Ими были исполнены песня Глюкозы «А снег идет», песня «Три белых коня». Затем слушали фрагменты музыкы, написанной композитором Свиридовым к повести Пушкина «Метель». Следующая часть урока была посвящена интерпретации ими картин Шишкина, Грабаря, Кастеева о зиме.

В завершение этого этапа урока каждая группа получила задание сочинить  японский стих танка о зиме, используя свои слова-ассоциации:  первая строка танка содержит тему, 2-4 строки раскрывают содержание, в последней строчке подводится итог, выражается философская мысль. На заключительном этапе этого интегрированного урока было предложено детям придумать название своего проекта, используя прозвучавшие на уроке стихи и цитаты. Презентация проекта дожна быть представлена по замыслу учителя на следующем уроке. На презентации проекта он осуществил экспертизу работы, учитывая мнения и оценки самих учеников в ходе совместного обсуждения результатов проекта.

Подробный анализ данного урока в 6 классе, построенного на элементах проектной методики, показывает возможности этой инновационной технологии, демонстрирует процесс  формирования таких личностных качеств каждого  индивида в процессе коллективной деятельности, как умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, разделять ответственность, ощущать себя членом команды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование метода проектов на уроке литературы »

Особенности применения проектной методики на уроке литературы в 6 классе


В последние годы в казахстанской педагогике стали уделялть большое внимание методу проектов, который, по мнению большинства учителей-практиков, предназначен для развития ключевых компетентностей учащихся, способствует освоению учащимися новых технологий. Как педагогическая технология, он включает в себя исследовательские, поисковые, проблемные методы, в основе которых лежит творческое начало. При осуществлении проектной деятельности необходимо, прежде всего, наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, которая требует интеграции знаний, а конечные результаты проекта должны иметь практическую и познавательную значимость. Ученики, занятые в проекте, должны быть ориентированы на самостоятельную деятельность, уметь структурировать, то есть поэтапно выполнять действия в работе над проектом.

Немаловажна и роль учителя в ходе реализации метода проектного обучения: он должен быть энтузиастом (повышать мотивацию учащихся, поддерживать, поощрять), консультантом и координатором всего процесса, экспертом (давать четкий анализ результатов выполненного проекта), специалистом в этой теме, то есть «человеком, который задает вопросы и знает ответы», своеобразным человеком-оркестром.

Практика использования проектной методики на уроках русского языка и литературы доказала эффективность этой инновационной технологии. Проекты удобны и разнообразны по форме, содержанию, по количеству участников, по продолжительности исполнения, поэтому столь популярны среди учителей-словесников. Но существуют объективные трудности, возникающие при осуществлении проектов по этим дисципилнам. Во-первых, логика преподавания этих предметов, особенно литературы не дает возможности частого применения метода проектов на уроке, так как практически все урочное время уходит на формирование специфических умений и навыков. Поэтому учителя-словесники отдают предпочтение внеурочной форме организации проектной деятельности. Но при этом надо учесть большую нагрузку современного ученика, поэтому в действительности возможно создание в течение всего учебного года одного-двух проектов по языку и литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Но это обстоятельство не способствует формированию устойчивых навыков исследовательской работы. Учителя видят выход в приобщении детей младших и средних классов к малым формам проектной деятельности по языку и литературе. Такой способ использования проектной технологии позволит научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, уметь интегрировать знания, что поможет школьнику не только усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, познавательную и творческую активность.

Подобная технология использована при моделировании урока по литературе в 6 классе «Снежная сказка: стихи русских и казахских поэтов о зиме». Цели такого интегрированного урока выходят за пределы школьной программы. Обучающими задачами являются раскрытие художественных особенностей изображения зимы в лирике, живописи и музыки. Наряду с этим большое внимание уделяется развивающим фунциям: развитию ассоциативного мышления, активизации творческой деятельности, развитию навыков интерпретации и анализа художественного текста. Многое зависит от общей эрудиции учителя литературы, от уровня его подготовленности к уроку, умения организовать детей при раздаче опережающих заданий. Предварительно необходимо повросить детей повторить стихи о зиме и вспомнить «зимние» песни; сформировать группы учеников по интересам и в соответствии с их желаниями. Много времени сил необходимо уделить оформлению урока иллюстрациями картин И. Шишкина «Зима», И. Грабаря «Февральская лазурь» и др., фотоматериалами, поднотовить для учеников раздаточный материал (карточки с информацией о художниках, об их картинах, о композиторах и их музыкальных пьесах). Конечной целью этого урока является создание детьми проекта «Образ зимы в казахской и русской лирике», при этом предоставить ученикам возможность выбора формы презентации проекта.

Алгоритм проведения этого сложного по структуре урока зависит от продуманности каждого его этапа и от знания учителем психологических особенностей класса. На первом этапе было предложено каждой группе составить ассоциаграмму, связанную со словом «зима». Ассоциации были обсуждены, дополнены, прокомментированы самими детьми и учителем. Далее дети занимались чтением стихов о зиме, которые должны были быть близко составленной ими ассоциограмме о зиме и зимнему настроению, давали короткие комментарии к ним, вспоминали и исполняли песни о зиме. Ими были исполнены песня Глюкозы «А снег идет», песня «Три белых коня». Затем слушали фрагменты музыкы, написанной композитором Свиридовым к повести Пушкина «Метель». Следующая часть урока была посвящена интерпретации ими картин Шишкина, Грабаря, Кастеева о зиме.

В завершение этого этапа урока каждая группа получила задание сочинить  японский стих танка о зиме, используя свои слова-ассоциации: первая строка танка содержит тему, 2-4 строки раскрывают содержание, в последней строчке подводится итог, выражается философская мысль. На заключительном этапе этого интегрированного урока было предложено детям придумать название своего проекта, используя прозвучавшие на уроке стихи и цитаты. Презентация проекта дожна быть представлена по замыслу учителя на следующем уроке. На презентации проекта он осуществил экспертизу работы, учитывая мнения и оценки самих учеников в ходе совместного обсуждения результатов проекта.

Подробный анализ данного урока в 6 классе, построенного на элементах проектной методики, показывает возможности этой инновационной технологии, демонстрирует процесс формирования таких личностных качеств каждого индивида в процессе коллективной деятельности, как умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, разделять ответственность, ощущать себя членом команды.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Использование метода проектов на уроке литературы

Автор: Акбердиева Базаркуль Аймахамбетовна

Дата: 18.09.2015

Номер свидетельства: 231756

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности студентов при изучении литературы."
    ["seo_title"] => string(122) "ispol-zovaniie-mietoda-proiektov-v-orghanizatsii-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-studientov-pri-izuchienii-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286652"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454384454"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Психолого-педагогическое обоснование использования метода проектов на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(110) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-obosnovaniie-ispol-zovaniia-mietoda-proiektov-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "203777"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429542489"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Использование метода проекта на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС "
    ["seo_title"] => string(94) "ispol-zovaniie-mietoda-proiekta-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-v-usloviiakh-vniedrieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "153382"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420998207"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Использование метода проектов во внеурочной деятельности по литературе в 5-6 классах"
    ["seo_title"] => string(95) "ispol-zovaniie-mietoda-proiektov-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-litieraturie-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "248084"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446658145"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Метод проектов в преподавании английского языка"
    ["seo_title"] => string(53) "mietod-proiektov-v-priepodavanii-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "264369"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449687884"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства