1.Организационный. Проверка готовности класса к уроку. Цель: -эмоционально-положительный настрой на урок; -психологическая подготовка к общению и предстоящему занятию. На уроке я сижу, Не шумлю и не кричу, Руку тихо поднимаю, Если спросят - отвечаю (слайд 2) 2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика Цель: - укрепление мышц дыхательного аппарата; -включить класс в речевую деятельность; -акцентировать внимание на чёткости дикции, силе голоса, эмоциональной активности речевой деятельности -развитие мимических движений -отработка интонационной стороны речи -развитие фонематического слуха I Упражнения на дыхание Глубокий вдох (руки медленно поднимите до уровня груди). Задержите дыхание (внимание сконцентрируйте на середине ладоней). Медленно выдохните (руки опустите вдоль тела). Глубоко вдохните. Заверните уши от верхней точки до мочки. Задержите дыхание. Выдохните с открытым сильным звуком А-А-А (чередуйте со звуками Ы-Ы-Ы, У-У-У, О-О-О). Глубоко вдохните. Руки медленно поднимите через стороны вверх. Задержите дыхание на вдохе. Выдохните с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опустите. Вдохните. Руки медленно поднимите до уровня плеч через стороны. Задержите дыхание. Медленно выдохните с сильным звуком 0-0-0, обнимите себя за плечи, опустив голову на грудь. Медленно и глубоко вдохните. Руки поднимите до уровня груди. Задержите дыхание. Медленно выдохните с сильным звуком У-У-У. Руки опустите вниз, голову на грудь. II Артикуляционная гимнастика (слайд3) 1. Язык широкий положи И спокойно удержи. 2. Приоткрыл язык окно, А на улице тепло. 3. Наш весёлый язычок Повернулся на бочок. Смотрит влево, смотрит вправо 4. Подражаю я слону: Губы хоботом тяну. III Чистоговорки. Цель: -развитие мимических движений -отработка интонационной стороны речи -развитие фонематического слуха Игра „Сочиним потешку". На-на-на, наконец пришла Чи-чи-чи, прилетели к нам Усь -усь -усь, на лугу гуляет Ло-ло-ло, от солнышка Са-са-са, на цветке сидит Шо-шо-шо, в лесу очень Созерцание кругов (цветовое воздействие). - От желтого к зеленому, потом наоборот 3.Проверка домашнего задания. Цель: - развитие логического мышления, анализа и синтеза, речи - активизация мыслительной деятельности обучающихся -заинтересованность в предстоящей работе -подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Прочитайте слова по стрелкам (слайд 4-7) ← ← ← ЫНИДЬЛ ИКЧОП ЬНЕЛЕЗ ← ИЛВАРУЖ - Какое время подарило нам эти слова? - Назовите весенние месяцы. (слайд 8) - А какой сейчас месяц? -Закройте глаза и произнесите: ВЕСНА -Какое чувство возникло? - Что было задано на дом? (Учиться выразительно читать рассказ Л. Н. Толстого «Весна») (слайд 9-10) - Найдите и прочитайте о морозах; о таянии снега; о дожде. -О каких птицах, которые прилетают к нам весной, рассказал Л. Толстой? (Жаворонки, журавли, гуси) - А вы знаете, какие ещё птицы прилетают к нам весной? (слайд 11) Созерцание кругов (цветовое воздействие). -От желтого к красному. Потом наоборот. 4. Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока. (слайд 12) - Сегодня на уроке мы продолжим чтение произведений о весне, будем учиться правильно и выразительно читать стихотворение И. Никитина, вместе с поэтом наблюдать за приходом весны, за красотой русской природы. 5. Физкультминутка (слайд 13) Цель: -применение здоровьесберегающих технологий для снятия умственного и психического напряжения у учащихся путем переключения на другой вид деятельности -формировать умения соотносить речь с движениями. Мы подуем далеко. Мы подуем близко. Мы подуем высоко. Мы подуем низко. 6. Изучение нового материала. Цель: -обогащение жизненного опыта ребёнка через литературные примеры; -активизация и обогащение словарного запаса ребят и коммуникативных навыков общения; -формирование навыков комплексного анализа текста. а). Чтение стихотворения учителем Цель: -развитие восприятия и осмысливания услышанного текста. - Откройте учебники по закладке. - Сейчас стихотворение прочитаю я, а вы послушайте как поэт описывает наступление весны. (чтение стихотворения учителем) Созерцание кругов (цветовое воздействие). - От желтого к синему, потом наоборот. б). Проверка первичного восприятия - О каком времени года рассказал поэт? - Какое чувство вызывает у поэта наступление весны? (Чувство радости) в). Словарная работа. (слайды 14-18) - Прочитаем слова, которые встретились нам в стихотворении. Будем учиться произносить их правильно при чтении. полюбуйся журавли караван овраг понавьют день-деньской – Как понимаете? 7. Гимнастика для глаз:(слайд 19-20) Цель: - профилактика нарушения зрения - снятие общего и локального утомления -подготовка обучающихся к чтению текста учебника Быстро поморгать (15 сек) Крепко зажмурить-открыть Взгляд ↑ ↓ Взгляд → ← Применение знаний и способов действий а) Чтение стихотворения хором Цель: -отработка навыков правильного и выразительного чтения - В ярком золоте день утопает. Как понимаете это выражение? Созерцание кругов (цветовое воздействие). - От желтого к зеленому, потом наоборот. б) Чтение «цепочкой» по одной строчке Цель: -формирование навыков сознательного и выразительного чтения. -Кого поэт называет гостями? (Птиц, которые прилетают к нам с юга) - Найдите и прочитайте, что говорит поэт о пении птиц (2 последние строчки) 9.Физминутка. Упражнения для формирования правильной осанки. (слайд 21) Цель: - сменить вид деятельности и привести мышцы в тонус; - снятие утомляемости и эмоциональной скованности и тревожности. – А сейчас отдохнем! Все ребята дружно встали (Выпрямиться) И на месте зашагали. (Ходьба на месте.) На носочках потянулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.) Как пружинки мы присели (Присесть.) И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть.) 10. Обобщение знаний а) Озаглавливание стихотворения Цель: -развитие логического мышления, воображения. -Ребята, И. Никитин не озаглавил своё стихотворение. А какой заголовок мы можем придумать к прочитанному произведению? Созерцание кругов (цветовое воздействие). -Посмотреть от желтого к красному, потом наоборот. б) Игра «Голова и хвост». Групповая работа. Цель: -закрепление новых знаний и отдых; -эмоциональное раскрепощение; -развитие коммуникативных отношений. - Я сейчас начну читать строчку, но прочитаю не до конца. Вы должны найти эту строчку в учебнике и дочитать её И ручьи……… Скоро …. Журавли…… Сколько…. в) «Дополни словосочетания» (слайд 22) -Посмотрите! Даны словосочетания, нужно их дополнить с помощью вопросов. Созерцание кругов (цветовое воздействие). - Посмотреть от желтого к синему, потом наоборот. 11. ТЕСТ (слайд 23-24) Цель: -избежать монотонности на уроке -проверить осознанность чтения - А сейчас я вас проверю. Я раздам листочки. Там записаны слова. Вы прочитаете эти слова про себя. - Подчеркните только те слова, которые встречались вам сегодня в стихотворении . ЖАВОРОНКИ РУЧЬИ ЛЬДИНЫ ГНЁЗДА ЖУРАВЛИ Созерцание кругов (цветовое воздействие). - Посмотреть на желтый круг 12. Чтение стихотворения одним учеником Цель: -формирование целостности восприятия произведения -А сейчас всё стихотворение прочитает … Информация о домашнем задании. (слайд 25) Цель: сообщить учащимся о домашнем задании. Стихотворение И. Никитина - Зоя и Дима: учиться читать правильно, чётко, выразительно; Диана, Даша, Глеб, Руслан и Андрей – выучить наизусть стихотворение и ответить на вопросы после стихотворения. 14.Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: -формирование интереса к предмету, умения сравнивать и делать собственные выводы. -снятие эмоционального, умственного и физического напряжения -Наш урок подходит к концу. Но знакомство с весенней природой, её обитателями не кончается. И в этом нам помогут замечательные стихи и рассказы, помещенные в нашей книге для чтения. - Чему учились на уроке? - Что вы запомнили на уроке? - Понравился ли вам урок? - Что понравилось? - А мне понравилось, как вы работали. Вы сегодня… (слайд 26) МОЛОДЦЫ. Поднимите руки, кто считает, что он молодец. Погладьте себя по головке этой рукой. Оценки за урок. Урок окончен. | Читают четверостишие. Эмоционально настраиваются на урок. Выполняют упражнения по инструкции учителя. Выполняют упражнения в соответствии с текстом. Четко и правильно стараются выполнить упражнения ,проговорить чистоговорки, хором Индивидуально обучающиеся с нарушениями произношения. Созерцают круги. Читают слова по стрелочкам: льдины, почки, зелень, журавли. Полные ответы детей на вопросы. Дети с закрытыми глазами произносят слово «весна» Ответы детей (Стало светло, радостно). Выборочное чтение нужных отрывков. Ответы детей на вопросы учителя. Ответы детей: (кукушки, скворцы, грачи, ласточки). Созерцают круги. Делают упражнения в соответствии с текстом. Слушают. Созерцают круги. Участвуют в учебном диалоге. Читают слова по слогам, полностью, хором, индивидуально – учащиеся с нарушениями звукопроизношения. Объясняют значение слов. Выполняют движения глазами по инструкции учителя стоя. Читают хором. (Очень много солнца.) Созерцают круги. Читают по очереди по одной строчке. Участвуют в учебном диалоге, выборочно читают. Выполняют упражнения коллективно и стоя. Ответы детей. (Детям 2 группы – помощь наводящими вопросами) Варианты ответов детей: «Весна идет», «Весенние мотивы», «Весенняя песня». Созерцают круги. Выборочное чтение обучающимися. Работа в группах. Детям 2 группы индивидуальная помощь Созерцают круги. Самостоятельная работа Дети 2 группы соединяют точки, прочитывают получившиеся слова и подчеркивают только те слова, которые встречались в стихотворении . (ВЕСНА. ГУСИ)-подчеркивают слово ГУСИ Созерцают круги. Стихотворение читает один ученик. Подводят итог. Поднимают руки. Гладят себя по голове Встают |