Аудиозапись песни «Священная война» музыка В. Лебедева-Кумача, слова А. Александрова;
Аудиозапись песни «День Победы» музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова;
Фонограмма песни «Солнечный круг»;
Плакаты на военную тематику;
Свеча;
Карточки с коррекционно-развивающими упражнениями, таблички, словарь;
Карточки для индивидуальной помощи.
Ход урока.
Орг. момент
1.Речевой момент.
Проверка аппаратуры.
- Поднимите руку, кто слышит меня хорошо.
Сообщение дежурного.
Алгоритм. число день недели
Сегодня … … .
Сейчас будет урок … .
Обратите внимание на оборудование урока, попробуйте предположить, чем будем заниматься на уроке?
Я думаю читать
Может быть будем слушать музыку
Наверное отвечать на вопросы
составлять предложения
рассказывать
2. Фонетическая зарядка
Какой сегодня дежурный звук? [ С ]
Прочитайте слоги с дежурными звуками.
оста - оста
успа – успа
есна – есна
есра – есра
Сегодня в тексте встретятся трудные для чтения слова.
Поставьте ударение. радость
песни
Правила орфоэпии. весна
сраженье
Какое слово лишнее?
Почему?
Схема. ____ - это война, а ___, ___, ___ - это победа.
Подберите к слову сраженье, близкие по значению слова.
(борьба, битва)
Поставьте в предложении паузы, логическое ударение.
И вот весна, победа, мир!
С каким чувством будете читать предложение?
(с чувством радости, горести)
Работа по теме урока.
1.Определение темы урока.
На какую тему мы будем читать произведение?
(За мир и дружбу).
2.Беседа.
- Когда началась война?
(22 июня 1941 года)
- Да, 22 июня 1941 года фашистская Германия неожиданно напала на нашу страну. Над нашей Родиной нависла смертельная опасность.
- Что хотели получить фашисты?
(Они хотели захватить нашу страну).
- Немецкие генералы составили план войны. По их плану война должна была продлиться всего 2 месяца, но благодаря стойкости нашего народа война продлилась 4 года.
- Когда наступила Победа?
(9 мая 1945 года)
- Сколько горя, страданий пришлось пережить нашему народу, но он выстоял и победил 9 мая 1945 года.
- Сколько лет прошло со дня Победы?
(72 года).
- Много лет прошло с той поры, но люди не забудут тех, кто погиб за наше светлое будущее.
Когда мы отмечаем День Победы?
(9 мая)
- Да, ребята, мы отмечаем день Победы 9 мая. Миллионы людей отдали свои жизни для того, чтобы мы счастливо жили, учились, работали.
-Вечная им память. (Зажигается свеча).
3.Чтение стихотворения наизусть учащимися.
Вы учили стихотворение В. Крылова «О погибших вспоминаем стоя».
Кто хочет прочитать стихотворение?
Память светлая о них жива,
И всегда мы о погибших будем помнить.
Всем героям честь, почет, хвала
О погибших вспоминаем стоя.
Давайте почтим память погибших минутой молчания.
Звучит «Минута молчания».
4.Лексическое упражнение.
Нужно разделиться на две команды. Я приготовила слова для характеристики войны и победы. Одна команда выбирает слова для описания войны, другая – для описания победы.
сраженье
праздник
горе
цветы
слезы
мир
смерть
борьба
салют
взрывы
радость
боль
улыбки
весна
5.Знакомство с новым произведением.
Сегодня мы будем читать новое стихотворение.
Прочитайте, как называется стихотворение.
ОНВАД АНЕЧНОКО АНЙОВ
(Война окончена давно).
Кто автор? ( Вика Мирошникова).
Это стихотворение написала школьница, девочка вашего возраста.
Как вы думаете, о чем будет это стихотворение?
6.Чтение учителем стихотворения наизусть.
О чем? (о войне, о победе)
Какие слова запомнили?
7. Словарная работа.
Вам встретятся трудные слова.
Чтение учащимися слов и фраз.
Мало – немало
Что значит немало?
(много)
Как вы понимаете фразу?
уж лет прошло немало
(прошло много лет)
Тыл – в тылу
Во время войны были фронт и тыл. На фронте люди воевали, а
в тылу – трудились.
Составьте словосочетания.
в тылу воевал
на фронте трудился
Тихо – затих – затихли
Как понимаете фразу:
Затихли все сраженья
(стало тихо)
Легко – облегчать – облегченье
Как понимаете фразу:
вздохи облегченья
(Вздохнули легко. Показ.)
8. Чтение детьми тихим голосом.
Целевая установка.
Скажите шепотом: «Я буду читать хорошо».
Обратите внимание на паузы, ударение, правила орфоэпии, на слова, которые мы читали с доски.
- Докажите, что прошло много лет после войны?
9. Работа над содержанием стихотворения.
Чтение учащимися I четверостишия.
Сколько лет прошло после войны?
Где мы видим войну?
Прочитайте II четверостишие.
Что делал один прадед?
Что делал другой прадед?
Найдите глаголы, которыми автор говорит, что люди защищали свою Родину как могли.
воевал
трудился
приближал
бился
Причитайте III четверостишие.
Какой частью речи выражена победа?
(существительными)
весна
победа
мир
улыбки
слезы
песни
пир
Прочитайте IV четверостишие.
Найдите самые главные слова.
(И благодарна я стране)
За что благодарна девочка?
(За то, что не знаю о войне,
Что больше взрывов нету.
За то, что праздную Победу).
Прочитайте последнее четверостишие.
Чего хотят все люди на Земле?
(Пусть будет небо голубым
Во всем – краса уюта
И тишина, весна, цветы
И только залп салютов.)
Каким, одним словом можно заменить эти слова?
(Мир.
Все люди хотят мира на земле)
А зачем нам нужен мир?
(Чтобы всем было хорошо.
Чтобы не было войны.
Чтобы все могли учиться, работать, жить)
Физминутка.
Звучит фонограмма песни «Солнечный круг»
(Мимическое пение).
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда будет мир!
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
радости
гордости
нежности
любви к Родине
жалости
грусти
10. Прослушивание аудиозаписи песни «Священная война» слова А. Александрова, музыка В. Лебедева-Кумача; песни «День Победы» слова В. Харитонова, музыка Д. Трухманова.
Я хочу предложить вам послушать песню «Священная война». Она была написана в первые дни войны. гордая