Программа предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника»
Программа предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника»
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей безболезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 34 имени
Героя Советского Союза
Николая Дмитриевича Захарова»
Утверждаю.
Рассмотрено Директор
МБОУ «ЦО № 34»
на заседании ШМО
Протокол №___от___ Лазарева Л. В.
Руководитель
Программа
предшкольной подготовки
«Школа будущего первоклассника»
Авторы-составители: Лукьянова С.М.
Барабанова Е.В.
Тула
Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации является обеспечение условий для качественной подготовки детей к обучению в школе, выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения.
Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей безболезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
В связи с этим проблема подготовки ребёнка к школьному обучению стоит достаточно остро. Для ребёнка 6-летнего возраста учение – это не только деятельность по усвоению знаний и понятий, не только способ подготовки себя к будущему, это его новая трудовая обязанность, его участие в повседневной жизни окружающих людей. Следовательно, вопросы предшкольной подготовки – это вопросы всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития ребёнка, формирование его личности.
Учитывая все вышеизложенное, МБОУСОШ № 34 решила вести целенаправленную работу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в первом классе.
Цель программы «Школа будущего первоклассника»: создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника, позволяющей ему в дальнейшем успешно адаптироваться к роли ученика.
Задачи программы:
обеспечивать преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
укреплять и развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, желание учиться;
формировать социальные черты личности будущего первоклассника, необходимые для благополучной адаптации к школе;
осуществлять взаимодействие с родителями, ориентировать их на ценность воспитания в семье, сотрудничество со школой.
Принципы построения программы:
природосообразность;
психологическая комфортность;
успешность обучения;
наглядность и доступность обучения;
систематичность и последовательность.
Особенности программы «Школа будущих первоклассников»:
создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения;
готовит переход от игровой деятельности к творческой, учебной деятельности.
Содержание программы направлено на:
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение дошкольника к общечеловеческим ценностям;
сохранение и укрепление психического и физического здоровья ребенка.
Режим проведения занятий:
- октябрь - апрель (21 учебная неделя, 3 раза в месяц), один раз в неделю по два занятия в день продолжительностью 30 минут (динамическая пауза 10 минут).
Учебный план
Название занятия
Кол-во часов в месяц
Кол-во часов в год
«По дороге к Азбуке»
2
14
«Математические ступеньки»
2
14
«Здравствуй, мир!»
2
14
Итого:
6
42
Расписание занятий:
1 неделя – «Здравствуй, мир!»
«По дороге к Азбуке»
2 неделя – «Математические ступеньки»
«По дороге к Азбуке»
3 неделя - «Математические ступеньки»
«Здравствуй, мир!»
День занятий: Суббота
Время занятий
10.00 -10.30 – 1занятие
10.30-11.40 - перемена
11.40-11.10 – 2 занятие
Содержание программыпредусматривает следующие разделы:
Разделы программы
Основные содержательные линии
1. «По дороге к Азбуке»
Обучение элементам грамоты, первоначальному чтению.
Основная задача - развитие фонематического слуха, речи учащихся, слуховой и зрительной памяти, творческого воображения; обогащение словарного запаса.
Понятия об устной и письменной речи.
Предложение и слово.
Звуки и буквы. Слог и слово.
Развитие речевых навыков ( пересказ знакомой сказки, составление рассказа по картинке, серии картинок, составление предложений по темам:
« Зима в природе», «Новый год», «Здравствуй, весна» и др.; разгадывание загадок ).
Упражнения по развитию речи «Учимся говорить правильно», «Учимся говорить выразительно»
(звукоподражательные игры, скороговорки).
Обогащение словарного запаса. Слова близкие и противоположные по смыслу. Прямое и переносное значение слов.
Развитие мелкой моторики (подготовка руки к письму).
Основная задача - развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование базовых графических навыков.
Гигиенические требования при письме.
Подготовительные упражнения для развития глазомера.
Упражнение на развитие умения ориентироваться на пространстве листа тетради.
Штриховка и ее варианты. Рисование и раскрашивание узоров.
Знакомство с разлиновкой тетради.
Овладение начертанием элементов букв.
Письмо элементов букв по образцу.
2.«Математические ступеньки»
3. «Здравствуй, мир!»
Основная задача - ознакомление детей с математическими понятиями, развитие логического мышления, памяти, внимания, умения ориентироваться в пространстве.
Различение предметов по размеру, форме, цвету.
Классификация предметов по различным признакам.
Пространственные представления.
Временные представления.
Сравнение групп предметов.
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10.
Число и цифра.
Счет предметов (прямой и обратный).
Уточнение представлений о геометрических фигурах.
Основная задача – ознакомление с окружающим миром и правилами поведения в различных жизненных ситуациях.
Правила личной безопасности, правила поведения в школе, на улицах города, в природе.
Название страны, города. Домашний адрес.
Родственные отношения. Дружба. Отношение друг к другу.
Сезонные изменения в природе.
Животные и растения родного края.
Уход за растениями и животными ближайшего окружения.
Бережное отношение к природе.
Формы проведения занятий:
игра, в том числе подвижная;
заочное путешествие;
соревнование;
конкурс;
экскурсия.
Ожидаемые результаты:
освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками, правилами поведения в школе;
выравнивание стартовых возможностей дошкольников; развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе; формирование готовности к систематическому обучению;
успешная адаптация первоклассников к новым для них условиям школьной жизни;
диагностика школьной зрелости; выработка рекомендаций для родителей, целью которых является выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для развития ребенка и подготовки его к школе.
Тематическое планирование занятий «По дороге к Азбуке»
№
Тема занятий
Количество
часов
Дата проведения
1
Для чего нужна речь. Речь устная и письменная.
Гигиенические требования при письме. Подготовка руки к письму.
1
2
Предложение слово. Ответы на вопросы.
Знакомство со штриховкой и ее вариантами.
1
3
Звуки речи. Буквы – знаки звуков.
Знакомство с разлиновкой тетради в линейку.
1
4
Гласные звуки. Согласные звуки.
Знакомство с разлиновкой тетради в клетку.
1
5
Слоги и слова. Деление слова на слоги.
Рисование и раскрашивание узоров.
1
6
Составление предложений.
Выполнение упражнений для развития глазомера.
1
7
Составление рассказа по картинке, по серии картинок.
Выполнение упражнений по развитию умения ориентироваться в тетради.
1
8
Обучение пересказу.
Овладение написанием элементов букв.
1
9
Учимся говорить правильно. Учимся говорить выразительно.
Овладение написанием элементов букв.
1
10
Обогащение словарного запаса. Слова, имеющие прямое и переносное значение.
Письмо элементов букв по образцу.
1
11
Обогащение словарного запаса. Слова, имеющие прямое и переносное значение.
Письмо элементов букв по образцу.
1
12
Обогащение словарного запаса. Слова близкие и противоположные по значению.
Письмо элементов букв по образцу.
1
13
Обогащение словарного запаса. Слова близкие и противоположные по значению.
Мы - будущие школьники. Правила поведения в школе.
1
2
Моя страна. Моя малая родина – город Тула. Мой адрес.
1
3
Улица полна неожиданностей. Правила поведения на улице, дороге, в транспорте.
1
4
Правила поведения в быту. Что для нас может быть опасным?
1
5
Моя семья. Любовь и уважение к близким.
1
6
Мои друзья. Что такое дружба? Отношение друг к другу.
1
7
Сезонные изменения в природе. Времена года.
1
8
Растительный мир Тульского края. Охрана растений.
1
9
Животный мир Тульского края. Орана животных.
1
10
Растения и животные у меня дома. Уход за растениями и животными ближайшего окружения.
1
11
Растения и животные у меня дома. Уход за растениями и животными ближайшего окружения
1
12
Охрана природы. Правила поведения в природе
1
13
Охрана природы. Правила поведения в природе
14
Итоговое занятие.
Литература
Кислова Т.Р., Иванова А.А. По дороге к Азбуке. Развивающее пособие для старших дошкольников. - М. «Баласс», 2012.
Минкина Е.В., Семятина Е.А. Подготовительные занятия к школе: рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий. - Волгоград, Учитель, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373.
Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дедюшкина И.А. и др. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. – М. Просвещение, 2012.