Школа будущего первоклассника «Школа будущего ученика»
2
Основание для разработки программы
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
3
Основные разработчики программы
Шах Е.П.
4
Основная цель программы
обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
5
Задачи программы
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
6
Условия достижения цели и задач программы
Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов
7
Основные направления программы
Адаптация к школьному обучению проходит через:
формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
Просмотр содержимого документа
«Программа "Школа будущего первоклассника" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им.Б.Н.Куликова»
г.Семикаракорска
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Школа будущего ученика»
Разработала: учитель начальных классов
Шах Е.П.
Г.Семикаракорск
2013г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Школа будущего ученика»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1
Наименование программы
Школа будущего первоклассника «Школа будущего ученика»
2
Основание для разработки программы
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
3
Основные разработчики программы
Шах Е.П.
4
Основная цель программы
обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
5
Задачи программы
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
6
Условия достижения цели и задач программы
Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов
7
Основные направления программы
Адаптация к школьному обучению проходит через:
формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс
10
Ожидаемые результаты
обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
формирование его готовности к систематическому обучению
Введение
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Пояснительная записка
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Цель данной программы:
Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего ученика» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся ксистематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 25 минут
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
«Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
«Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
«Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
Цели занятий
Развитие слухового и зрительного восприятия
Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности
Развитие слуховой и зрительной памяти
Развитие мышления и речи
Развитие общей и мелкой моторики
Совершенствование коммуникативных навыков
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
Совершенствование навыков монологической речи
Совершенствование навыков диалогической речи
Развитие фантазии и воображения
Развитие способностей к глубокому образному мышлению
Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей
Развитие творческих способностей
Формирование эмоционально-волевой сферы
Формирование этических представлений
Повышение уверенности в себе
План занятий
«Занимательная математика»- 5 часов
«Основы грамоты»- 5 часов
«Умелые ручки»- 5 часов
Тематический план занятий курса «Занимательная математика»
№п\п тема занятия цель занятия
1
Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;
измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки;
представления об элементарных геометрических фигурах
В и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
Объединять группы предметов,
Выд устанавливать взаимосвязь между
частью и целым;
Знать названия геом. фигур и уметь их отличать
2
Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).
Пространственное ориентирование по клеткам
3
Сра Сравнение количества предметов
на наглядной основе
Прямой и обратный счет в пределах 10.
Соотношение количества предметов между двумя группами.Порядковый и ритмический счет
4
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.
Конструирование фигур по заданному образцу. Соотношение количества предметов между разными группами
10
Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно). Решение задач
Сравнение предметов в группах разного количества. Первичное знакомство с задачей
Тематический план занятий курса «Основы грамоты»
1
Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи).
Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых_коротких линий. Считалки
Знакомство с правилами штриховки
Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой
2
Письмо коротких линий с закруглением внизу и вверху. Игры со звуками
В мире звуков и букв
Развитие фонематического слуха и зоркости
Соотношение звуков и знаков
3
Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былиночки, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой.
Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки
4
Письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву». Ориентировка на линованной бумаге. Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование
Развитие пространственного представления на линованной бумаге
Определение правой и левой сторон предмета. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
5
Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные»
Слово. Семья
Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)
Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос)
Тематический план занятий «Умелые ручки»
1
Конструирование «Домик у дороги»
Аппликация из геометрических фигур Умение правильно держать ножницы , вырезать по контуру, применять творчество в оформлении.
2
Оригами «Лебедь»
Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата
3
Раскрашивание шаблона «Яйцо»
Знакомство с техникой росписи на бумаге.
4
Рисование Медвежонка на поляне
Развитие творческой инициативы
5
Коллективная работа «Панно из наших ладошек»
Умение работать в группе
Литература:
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.
Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6
Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19
Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.
Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.