kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа Школы будущего первоклассника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.     

       Рабочая  программа  «Школа будущего первоклассника»  разработана:

  • в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта  второго поколения;
  • в соответствии с рекомендациями Примерной Основной образовательной программы дошкольного образования, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

     В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий  (регулятивных, познавательных,коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Школы будущего первоклассника»

Пояснительная записка

Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Рабочая программа «Школа будущего первоклассника» разработана:

    • в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;

    • в соответствии с рекомендациями Примерной Основной образовательной программы дошкольного образования, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий  (регулятивных, познавательных,коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. 

Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса. Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети,  которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Для формирования  «внутренней позиции школьника» надо  создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл  настоящим учеником: посидел за партой, пообщался  с учителем, привык к нему и его требования.  Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения  требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.

Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на первой ступени.

Цель программы: создание условий для успешной адаптации детей к новым условиям и разносторонней подготовки детей дошкольного возраста к обучению в образовательной организации.

Задачи:

  1. выравнивание стартовых возможностей дошкольников;

  2. снятие психологического стресса перед школой;

  3. развитие личности ребенка;

  4. развитие инициативности и самостоятельности как важных условий последующего включения ребенка в школьную учебную деятельность;

  5. развитие знаний, навыков, умений, привычек, способностей, интересов у детей посещающих и не посещающих дошкольное учреждение;

  6. формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других;

  7. сохранение и укрепление здоровья ребенка к последующему обучению.


Общая характеристика учебной программы

Программа обучения и развития дошкольников построена на основе следующих принципов:

  1. Реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития.

  2. Опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития.

  3. Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.

  4. Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром.

  5. Развитие эрудиции, индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.

Детям, обучающимся в Школе, предлагаются комбинированные занятия, включающие упражнения и задания по развитию речи, обучению грамоте, математике, окружающему миру.

Занятия предполагают работу по следующим направлениям:

  1. развитие внимания и памяти;

  2. развитие умственных способностей;

  3. развитие волевой готовности ребёнка;

  4. развитие мелкой мускулатуры руки и пальцев (формировать и закреплять у ребенка правильный захват карандаша; упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка; развивать мелкую моторику руки; упражнять в ориентировке на плоскости листа);

  5. развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи (умение слышать звуки, оперировать ими, кодировать звуки, знакомить с понятиями: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», «текст», различать гласные и согласные звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости, правильно ставить ударение в знакомых словах);

  6. овладение знаниями, умениями и навыками по математике (счёт прямой и обратный, порядковый и количественный, работа с множествами предметов и геометрическими фигурами, пространственная ориентировка и ориентировка во времени, знакомство с арифметическими действиями: сложение и вычитание);

  7. развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и друг друга, действовать совместно с другими);

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ­лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль­ным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в не­привычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельно­стью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Адаптация к школьному обучению проходит через:

  • формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

  • расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;

  • обогащение активного словаря ребенка, связной речи;

  • логическую и символическую пропедевтику.

Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассни­ков к обучению в школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
•     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
•     установление контакта с учащимися, с учителем;
•     формирование адекватного поведения;
•     овладение навыками учебной деятельности.

Программа рассчитана на детей  6-летнего возраста. Подготовка к школе проводится в игровой форме, в атмосфере доброжелательности, что позволит ребенку избежать стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать «открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Основными принципами подготовки к обучению являются:

— единство развития, обучения и воспитания;

— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— комплексный подход;

— систематичность и последовательность;

— вариативность и вариантность;

— сознательность и творческая активность;

— наглядность;

— доступность и достаточность.

Ожидаемые результаты:

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

  • формирование его готовности к систематическому обучению.

Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет  реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.

Описание места учебной программы

Программа рассчитана на 1 год изучения (30 часов).

Школа будущего первоклассника работает по следующему режиму: 1 учебное занятие в неделю, в период с октября по апрель. Продолжительность занятий составляет 30 минут с двумя-тремя физминутками.  Между занятиями – перерыв 10  минут.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Программа «Школа будущего первоклассника» нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению следующих личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.

Личностными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.

Метапредметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Предметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений.
Совершенствование и развитие устной речи и подготовка к обучению чтению и письму:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.

К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность  «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.  

Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых  средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним  свои  действия.

Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие  в социально приемлемой форме.

Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.

Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает  необходимость их применения.

Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе  находит свое выражение в:

- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;

- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;

- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.


Содержание программы

Предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

Раздел «Развитие речи. Обучение грамоте» Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей. Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму. Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка. Курс предназначен для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв. Дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру. Задания знакомят ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита, развивают мелкую моторику, координацию движений, аналитические способности, формируют графические навыки детей.

Раздел «Введение в математику» В основу отбора положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики.

На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

Раздел «Ознакомление с окружающим миром» направлен на расширение знаний об окружающем мире, природной и социальной среде. Развивается познавательный интерес дошкольника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности, усваиваются правила поведения в природе и обществе.

Цель – формирование  условий для  развития накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе и о человеке, как части общества.

Задачи:

- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;

 - познакомить с правилами школьной жизни;

 - развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;

 - расширить представление дошкольников об окружающем мире;

 - помочь ориентироваться в пространстве и во времени;

 - проделать первые шаги к рефлексии.

Рабочая программа «Развитие речи. Обучение грамоте»

Курс помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.

Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание ориентировано на решение следующих задач:

— создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка

(интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;

— практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;

— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне

навыков связной устной речи детей.

Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими,

является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.

Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:

— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;

— формирование грамматического строя речи ребенка;

— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);

— создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных,

предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? И т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).

Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.

Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.

Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.

Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.

Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.

Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.

Планируемые результаты

Ребенок научится и получит возможность научится:

— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;

— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);

— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность,

просьба;

— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро

— медленно, весело — грустно и т. д.;

— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая

дикция способствуют эффективному общению;

— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;

— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;

— использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;

— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:

смотреть на собеседника,

не перебивать говорящего,

использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное

и т. д.;

— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;

— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;

— правильно произносить все звуки;

— отчетливо и ясно произносить слова;

— выделять из слов звуки;

— находить слова с определенным звуком;

— определять место звука в слове;

— соблюдать орфоэпические нормы произношения;

— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

— соблюдать элементарные гигиенические правила;

— ориентироваться на странице тетради.

Дошкольники должны знать:

Отличие буквы от звука.

Конфигурацию печатных букв.

Дошкольники должны уметь:

Ориентироваться на странице тетради

Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д.

Печатать буквы

Рабочая программа «Введение в математику»

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.

Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к

понятию числа, остается одной из важнейших задач.

Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического

развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей

познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у

детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования.

Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем

(преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Содержание программы

Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.

Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка.

Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого

элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить

последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.

Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.

Содержательно-логические задания на развитие:

— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;

— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;

— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и

геометрического материала;

— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их

использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

Планируемые результаты:

— знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;

— знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг),

различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

— проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

Дошкольники должны знать:

- состав чисел первого десятка;

- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);

- цифры 0-9, знаки +,-,=;

- название текущего месяца, последовательность дней недели;

Дошкольники должны уметь:

- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

- соотносить цифру с числом предметов;

- пользоваться арифметическими знаками действий;

- составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;

- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;

- ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

- проводить наблюдения;

- сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и

несущественные характеристики;

- делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;

- уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.

Рабочая программа «Ознакомление с окружающим миром»

   Программа  основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. Раскрытие содержания курса для будущих первоклассников опирается на конкретно образные представления, эмоциональные впечатления и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой форме.

   При ознакомлении с окружающим миром будущих первоклассников предусмотрено установление связи между познанием природы и социальной жизни, в которую включен ребенок. Выделены программные темы, близкие социальному опыту дошкольников: наша родина Россия и малая родина, дом и школа, правила поведения в обществе.

   Будущие первоклассники учатся соотносить конкретных представителей животного мира с родовыми понятиями: звери, птицы, рыбы, насекомые; различать диких и домашних животных; знакомятся с лиственными и хвойными растениями; учатся различать признаки изменений природы в разные сезоны года.

    Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности.

Планируемые результаты:

- распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;

- перечислять в правильной последовательности времена года;

- называть основные признаки времен года;

- перечислять в правильной последовательности времена года и суток;

-распознавать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

- различать лиственные и хвойные растения, приводить примеры;

-называть большую и малую Родину, столицу государства;

- пользоваться в общении правилами вежливости;

-называть основные правила дорожного движения;

- распознавать на рисунках и в природе овощи и фрукты;

- различать зверей, птиц, рыб, насекомых.

                                                      Основное  содержание.

Окружающий мир: общество.

   Наша страна Россия. Москва – столица нашей родины. Адрес. Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы. Уважение к чужому мнению. Профессии.

Окружающий мир: природа живая и неживая.

    Неживая и живая природа. Животные домашние и дикие. Детёныши животных. Растения лиственные и хвойные. Овощи и фрукты. Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Природа и человек. Бережное отношение к природе.

Ориентация в пространстве и во времени.

    Времена года. Месяцы года. Дни недели. Время суток. Ориентация в школьном здании.





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Книгопечатная продукция

Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др.; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2012.

Подготовительные занятия к школе : рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград : Учитель, 2011.

Федосова Н.А. Программа «Преемственность»/ Москва - 2009

Методические пособия для учителя

  1. Федосова Н.А. Готовлюсь к письму: Учебное пособие для подготовки детей к школе: - М.: Просвещение, 2013.

  2. Тетрадь с заданиями для развития детей «Готовимся к письму» в 2ч. – ОАО «Дом печати – Вятка», г.Киров, 2016г.

  3. Тетрадь с заданиями для развития детей «Изучаем грамоту» в 2 ч. - ОАО «Дом печати – Вятка», г.Киров, 2016г.

  4. Тетрадь с заданиями для развития детей «Изучаем математику» в 2ч. – ОАО «Дом печати – Вятка», г.Киров, 2016г.

  5. Тетрадь с заданиями для развития детей «Логические задачи» – ОАО «Дом печати – Вятка», г.Киров, 2016г.

  6. Тетрадь с заданиями для развития детей «30 занятий для успешной подготовки к школе» в 2ч. – ОАО «Дом печати – Вятка», г.Киров, 2016г .

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Технические средства
1. Ноутбук.

2. Мультимедиапроектор.

3. Экран.

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

http://window.edu.ru - электронные образовательные ресурсы

http://katalog.iot.ru- электронные образовательные ресурсы

http://www.it-n.ru«Сеть творческих учителей»

Печатные и другие пособия

- набор геометрических фигур;

– муляжи грибов, фруктов и овощей;

-карточки с моделями чисел;

-счётные палочки

-натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);

изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).












Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

«Средняя общеобразовательная школа № 56» города Брянска






Утверждаю:

Директор школы

____________О.В.Заварзин

«1» сентября 2016 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«Школы будущего первоклассника»










Количество занятий в неделю – 1











Составитель: Кравцова И.Н.,

учитель начальных классов,

соответствие занимаемой должности






Тематическое планирование раздела

«Развитие речи. Обучение грамоте» (30ч)

п/п

Темы занятий

Дата по плану

Дата по факту

1

Развитие связной речи. Рассказ по картинке. Раскрашивание пространства около контура. Сравнение и сопоставление формы предметов.

5.10


2

Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах.

12.10


3

Описание картинки. Слово. Предложение. Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах.

19.10


4

Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов на темы «Семья», «Дом». Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах.

26.10


5

Обобщение, его формы (словесные и несловесные). Игра «Догадайся, что показал». Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах.

2.11


6

Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Игра «Кто наблюдательнее». Контур предмета и раскрашивание его внутри.

9.11


7

Гласные буквы и звуки. Предметы окружающего мира. Твоя любимая игрушка. Контур предмета Линии, образующие внутренний контур предметов.

16.11


8

Гласные звуки и буквы. Игра «Сочини сказку о предмете». Условные знаки и обозначения. Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах.

23.11


9

Согласные звуки и буквы. Противоположные по значению слова. Игра «День-ночь» Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы.

30.11


10

Страна «Алфавит». В мире волшебных слов. Игра «Идем в гости». Буква А (большая и маленькая). Работа в рабочей строке.

7.12


11

Дорога к письменности. Древние письмена. Буква О (большая и маленькая). Работа в рабочей строке

14.12


12

В стране говорящих скал. .Игра «Составь слово» Буква У (большая и маленькая). Работа в рабочей строке.

21.12


13

К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Буква И (большая и маленькая). Работа в рабочей строке.

28.12


14

Временные категории: «раньше», «позже», «потом».. Буква Э (большая и маленькая). Работа в рабочей строке.

4.01


15

Игра «Разложи по порядку» Буква Ы (большая и маленькая). Работа в рабочей строке.

11.01


16

Согласные звуки: твердые и мягкие. Игра «Сказочные владения радуги». Игра «Доскажи словечко» Работа в рабочей строке.

18.01


17

Твердые и мягкие согласные. Буква Н (большая и маленькая). Работа в рабочей строке.

25.01


18

В стране слов и слогов. Господин Слогораздел. Буква Р (большая и маленькая). Работа в рабочей строке.

1.02


19

Игра «Раздели слово на части» Буква Л (большая и маленькая). Работа в рабочей строке.

8.02


20

Ударение. Обозначение ударения. Игра: «Молоточки». Буква М (большая и маленькая). Работа в рабочей строке.

15.02


21

Разучивание скороговорок, чистоговорок Звонкие и глухие согласные. Буквы Б-П. Составление и написание слогов.

22.02


22

Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда это бывает?» Буквы Б-П. Составление и написание слогов.

1.03


23

Звуки и буквы. Игра «Составь слово» Буквы Д-Т. Составление и написание слогов.

8.03


24

В стране зеркал. Буква и её отражение. Буквы Д-Т. Составление и написание слогов.

15.03


25

Игра «Электронная муха» Буквы Г-К. Составление и написание слогов.

22.03


26

Звуковые схемы. Родственные слова. Игра «Доскажи словечко». Буквы Г-К. Составление и написание слогов.

29.03


27

Проговаривание скороговорок, чистоговорок. Буквы В-Ф. Составление и написание слогов.

5.04


28

Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной картинке. Буквы З-С. Составление и написание слогов.

12.04


29

Слова похожие и разные. Проговаривание скороговорок и чистоговорок. Игра «Угадай словечко» Составление и написание слогов.

19.04


30

Построение звуковых моделей слов. Развитие речи детей. Праздник звуков. Буквы ж-ш. Составление и написание слогов.

26.04



Тематическое планирование раздела

«Введение в математику» (30ч)


Тема занятия

Дата план

Дата факт

Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа.

1

Различение предметов по цвету, форме, расположению.

5.10


2

Уточнение пространственных представлений ( снизу- сверху, между, слева, справа)

12.10


3

Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой – маленький, больше – меньше.

19.10


4

Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже.

26.10


5

Ориентация на плоскости: слева, справа.

2.11


6

Длина. Длиннее – короче.

9.11


7

Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же.

16.11


8

Закрепление пройденного материала.

23.11


9

Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник.

30.11


10

Прямоугольник, квадрат.

7.12


11

Сравнение групп предметов по количеству: позже, раньше.

14.12


12

Сравнение объектов по массе: легкий – тяжелый, легче – тяжелее.

21.12


13

Закрепление пройденного материала.

28.12


Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел.


14

Число и цифра 1. Понятия «один – много».

4.01


15

Число и цифра 2. Понятие «пара».

11.01


16

Число и цифра 3. Понятия: «больше», «меньше», «равно»

18.01


17

Число и цифра 4. Установления соответствия между числом предметов и цифрой.

25.01


18

Число и цифра 0. Объединение предметов в множества по определённым свойствам.

1.02


19

Число и цифра 5.. Упорядочивание предметов по признакам. Состав чисел. Игры «Где, чей дом?»

8.02


20

Понятие «равенство». Знак «=». Упражнение в дополнении числа до любого заданного

15.02


21

Действие «сложение». Конкретный смысл действия «сложение». Знак действия «сложения» +.

22.02


22

Действие «вычитание». Конкретный смысл действия «вычитание». Знак действия «вычитания» -.

1.03


23

Закрепление пройденного материала. Работа при помощи линейки, умение чертить отрезки. Игры «Математическая рыбалка», «Почтальон»

8.03


24

Число и цифра 6. Классификация фигур по цвету, форме, величине. Игры «Дерево», «Угадай-ка»

15.03


25

Число и цифра 7. Работа при помощи линейки, умение чертить отрезки.

22.03


26

Число и цифра 8. Части суток, последовательность дней в неделе,

29.03


27

Число и цифра 9 Последовательность месяцев в году

5.04


28

Число 10. Особенности записи числа 10. Решение примеров и задач на сложение и вычитание.

12.04


29

Закрепление пройденного материала. Конструирование с помощью геометрических фигур. Решение примеров и задач на сложение и вычитание.

19.04


30

Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Игры «Зигзаг», «Пчелка», «Птички», «Цепочка», «Угадай-ка».

26.04

















Тематическое планирование раздела

«Ознакомление с окружающим миром» (30ч)


п/п

Темы занятий

Дата по плану

Дата по факту

1.

Наша страна Россия.

5.10


2

Наша страна Россия.

12.10


3

Мой город. Брянск – моя малая родина

19.10


4.

Мой город. Брянск – моя малая родина

26.10


5.

Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы.

2.11


6

Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы.

9.11


7

Правила дорожного движения. Азбука пешехода.

16.11


8

Правила дорожного движения. Азбука пешехода.

23.11


9.

Вежливые слова.

30.11


10

Вежливые слова.

7.12


11

Моя семья. Расскажи о себе.

14.12


12

Моя семья. Расскажи о себе.

21.12


13.

Предметы, которые меня окружают.

28.12


14.

Мои любимые игры и игрушки.

4.01


15.

Профессии. Кто что делает.

11.01


16

Профессии. Кто что делает.

18.01


17

Неживая и живая природа. Природа и человек. Бережное отношение к природе.

25.01


18.

Неживая и живая природа. Природа и человек. Бережное отношение к природе.

1.02


19.

Смена времён года. Сезонные изменения в природе.

8.02


20

Смена времён года. Сезонные изменения в природе.

15.02


21

Месяцы года. Дни недели.

22.02


22.

Месяцы года. Дни недели.

1.03


23.

Время суток. Режим дня.

8.03


24

Время суток. Режим дня.

15.03


25

Звери, птицы, рыбы, насекомые.

22.03


26.

Звери, птицы, рыбы, насекомые.

29.03


27.

Животные домашние и дикие. Детёныши животных.

5.04


28

Животные домашние и дикие. Детёныши животных.

12.04


29

Растения лиственные и хвойные.

19.04


30

Овощи и фрукты.

26.04






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа Школы будущего первоклассника

Автор: Кравцова Ирина Николаевна

Дата: 05.11.2017

Номер свидетельства: 436970

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Школа будущего первоклассника"
    ["seo_title"] => string(35) "shkola_budushchego_pervoklassnika_4"
    ["file_id"] => string(6) "655948"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1725822136"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Программа дошкольной подготовки "Школа будущего первоклассника". Раздел логопеда "
    ["seo_title"] => string(90) "proghramma-doshkol-noi-podghotovki-shkola-budushchiegho-piervoklassnika-razdiel-loghopieda"
    ["file_id"] => string(6) "223268"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437476871"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект занятия Цветок знаний" из цикла " Приключения будущих первоклассников""
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-zaniatiia-tsvietok-znanii-iz-tsikla-prikliuchieniia-budushchikh-piervoklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "293886"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455557461"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект занятия Цветок знаний" из цикла " Приключения будущих первоклассников""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-zaniatiia-tsvietok-znanii-iz-tsikla-prikliuchieniia-budushchikh-piervoklassnikov-1"
    ["file_id"] => string(6) "293887"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455557469"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "занятие " Цветок знаний" из цикла " Приключения будущих первоклассников""
    ["seo_title"] => string(80) "zaniatiie-tsvietok-znanii-iz-tsikla-prikliuchieniia-budushchikh-piervoklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "293889"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455557558"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства