ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Малышкина школа»
ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Малышкина школа»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.
Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя.
Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.
В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса
Возникла необходимость в составлении комплекса мероприятий с будущими первоклассниками и их родителями для того, чтобы помочь детям успешно адаптироваться в школе, а родителям дать возможность получить квалифицированные рекомендации о подготовке детей к школе.
Целью данной программы является обеспечение формирования готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижений в учебе и положительное отношение к школе.
Основные задачи программы:
1. Формировать социальные черты личности будущего первоклассника, необходимые для благополучной адаптации к школе;
2. Организовать процесс обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом возможностей возраста и индивидуальных особенностей детей;
3. Сформировать эмоционально-положительное отношение детей к школе, желание учиться;
4. Создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;
5. Развивать общеучебные умения; умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, планировать и контролировать свои действия, работать внимательно;
6. Организовать процесс общения детей друг с другом, способствуя доброжелательному отношению к сверстникам;
7. Провести работу по формированию способности подчиняться правилам и требованиям взрослого.
Отличительной особенностью программы является то, что ребенку предлагаются задания не учебного характера. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает старших дошкольников. На занятиях дети выполняют комплексно разработанные задания на развитие наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, памяти, подготовки руки к письму.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Занятия проводятся на базе МКОУ Вочуровская СОШ с 5 апреля - по 31 мая 2014 года по субботам.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет). Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Наполняемость групп не более 15 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 2 занятия по 35 минут.
В конце обучения проводится диагностика детей, и затем составляется сводная таблица результатов предшкольной подготовки.
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
? «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
? Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
? Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
? Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
? «Основы грамоты и развитие речи». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
Основная форма организации деятельности - учебное занятие.
Обязательными условиями проведения занятий являются:
- Использование игровых методов преподавания.
- Смена видов деятельности.
- Положительная оценка личных достижений каждого ребёнка.
- Отсутствие каких-либо отметок
-Предполагаются индивидуальные домашние задания
Программа рассчитана на 18 часов.
? 9 часов – курс «Занимательная математика»
? 9 часов – курс – «Основы грамоты и развитие речи»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1.Курс занятий «Занимательная математика»
Пояснительная записка
Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готовы к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, узнавать что-то новое.
Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:
1. Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2. Увеличение объема внимания и памяти.
3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.
Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.
Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Программа курса учитывает возрастные и психологические особенности детей 6-7 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 35 минут, всего 9 занятий.
К концу обучения по программе предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей
Обучающиеся должны иметь представление:
- об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;
- об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки;
- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, цилиндре, конусе, пирамиде;
- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.
Знать:
- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;
- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
- состав чисел первого десятка;
- знаки >,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3.1.1.Тематический план занятий курса «Занимательная математика»………………………………………………………………………….10
3.2.Курс занятий «Основы грамоты и развитие речи»…………………11
3.2.1.Тематический план занятий курса «Основы грамоты и развитие речи»…………………………………………………………………………………...12
Требования к уровню подготовки учащихся…………………………….13
Список использованной литературы……………………………..............15
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1
Наименование программы
Программа предшкольной подготовки будущих первоклассников «Малышкина школа»
2
Основание для разработки программы
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
3
Разработчик программы
Кудрявцева С.Н. (Учитель начальных классов)
4
Основная цель программы
обеспечение формирования готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижений в учебе и положительное отношение к школе
5
Задачи программы
Формировать социальные черты личности будущего первоклассника, необходимые для благополучной адаптации к школе;
Организовать процесс обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом возможностей возраста и индивидуальных особенностей детей;
Сформировать эмоционально-положительное отношение детей к школе, желание учиться;
Создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;
Развивать общеучебные умения; умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, планировать и контролировать свои действия, работать внимательно;
Организовать процесс общения детей друг с другом, способствуя доброжелательному отношению к сверстникам;
Провести работу по формированию способности подчиняться правилам и требованиям взрослого.
6
Условия достижения цели и задач программы
Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов
7
Сроки реализации программы
От 2014 года
8
Пользователи основных мероприятий программы
Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс
9
Ожидаемые результаты
обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
формирование его готовности к систематическому обучению
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.
Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя.
Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.
В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса
Возникла необходимость в составлении комплекса мероприятий с будущими первоклассниками и их родителями для того, чтобы помочь детям успешно адаптироваться в школе, а родителям дать возможность получить квалифицированные рекомендации о подготовке детей к школе.
Целью данной программы является обеспечение формирования готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижений в учебе и положительное отношение к школе.
Основные задачи программы:
Формировать социальные черты личности будущего первоклассника, необходимые для благополучной адаптации к школе;
Организовать процесс обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом возможностей возраста и индивидуальных особенностей детей;
Сформировать эмоционально-положительное отношение детей к школе, желание учиться;
Создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;
Развивать общеучебные умения; умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, планировать и контролировать свои действия, работать внимательно;
Организовать процесс общения детей друг с другом, способствуя доброжелательному отношению к сверстникам;
Провести работу по формированию способности подчиняться правилам и требованиям взрослого.
Отличительной особенностью программы является то, что ребенку предлагаются задания не учебного характера. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает старших дошкольников. На занятиях дети выполняют комплексно разработанные задания на развитие наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, памяти, подготовки руки к письму.
Основные принципы (правила) работы педагогов при реализации программы:
уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход при разработке занятий;
систематичность и последовательность занятий;
вариативность содержания и форм приведения занятий;
наглядность;
адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Занятия проводятся на базе МКОУ Вочуровская СОШс 5 апреля - по 31 мая 2014 года по субботам.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет). Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Наполняемость групп не более 15 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 2 занятия по 35 минут.
В конце обучения проводится диагностика детей, и затем составляется сводная таблица результатов предшкольной подготовки.
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
«Занимательная математика».На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
«Основы грамоты и развитие речи».Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
Основная форма организации деятельности - учебное занятие.
Обязательными условиями проведения занятий являются:
- Использование игровых методов преподавания.
- Смена видов деятельности.
- Положительная оценка личных достижений каждого ребёнка.
- Отсутствие каких-либо отметок
-Предполагаются индивидуальные домашние задания
Программа рассчитана на 18 часов.
9 часов – курс «Занимательная математика»
9 часов – курс – «Основы грамоты и развитие речи»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1.Курс занятий «Занимательная математика»
Пояснительная записка
Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готовы к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, узнавать что-то новое.
Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:
Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
Увеличение объема внимания и памяти.
Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.
Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.
Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Программа курса учитывает возрастные и психологические особенности детей 6-7 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 35 минут, всего 9 занятий.
К концу обучения по программе предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей
Обучающиеся должны иметь представление:
- об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;
- об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки;
- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.
Знать:
- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;
- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
- состав чисел первого десятка;
- знаки ,
- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;
- общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.
Уметь:
- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
- находить части целого и целое по известным частям;
- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;
- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему, площади;
- по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых фигур.
3.1.1. Тематический план занятий курса «Занимательная математика»
№
Тема
Цель
1
Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами.
Выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
2
1. Уточнение имеющих у детей представлений о размере, цвете и числе предметов. Игра «Танграм».
2. Ориентировка в пространстве, определение места предмета, умение определить размер (величину).
Объединять группы предметов,
Устанавливать взаимосвязь между
частью и целым;
3
Представления об элементарных геометрических фигурах
Знать названия геометрических фигур и уметь их отличать
4
Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под, «сначала», «потом», «после этого», «налево», «направо», «слева», «справа», «между», «слева направо», «справа налево».)
Формировать пространственные представления детей, ориентирование по клеткам. Развитие умения осуществлять зрительно-мыслительный анализ.
5
Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.
Ориентировка во времени
6
1. Сравнение групп предметов, их составление.
2.Формирование понятий: «больше», «меньше», «равно», развитие представлений о геометрических фигурах, их отличительных признаках.
Соотношение количества предметов между двумя группами
Развитие памяти, воображения, наблюдательности,
7
Прямой и обратный счет в пределах 10.
Порядковый и ритмический счет
8
Составление фигур из частей и деление фигур на части.
Конструирование фигур по заданному образцу
9
Математический марафон
Закрепление знаний о геометрических фигурах, сравнении предметов, уравнивании, формирование ориентировки на листе бумаги.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.2. Курс занятий «Основы грамоты и развитие речи»
Цель: стимулирование речевой и мыслительной деятельности ребёнка, через развитие мелкой моторики и координацию движения рук.
Основные задачи:
• Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук
• Формировать координацию движений
• Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости
• Способствовать развитию творческих способностей
• Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь
• Стимулировать зрительное и слуховое восприятия
• Обогащать словарный запас
К концу курса учащиеся должнызнать:
правила посадки
как правильно держать ручку при письме
правила штриховки
направления движения руки
правила обводки, дорисовки
правильное положение тетради
что такое «строка», «клетка»
К концу курса учащиеся должныуметь:
правильно сидеть при письме
правильно держать ручку при письме
выбрать ведущую руку
правильно выполнять наклон тетради
производить передвижение тетради вверх
выполнять правила штриховки, обводки, дорисовки
выполнять задания в клетке и на строке
выполнять правильные движения руки
ориентироваться на листе бумаги
выполнять звуковой анализ слов
пользоваться алфавитом
выполнять разнообразные графические упражнения по образцу.
Тематика занятий курса предполагает знакомство с основами грамоты и развитие речи детей с использованием игровых моментов и наличие на занятии мультипликационных героев – помощников (друзей) – смешариков, знакомых для детей и соответствующих их возрастным особенностям, вместе с которыми они узнают много нового и интересного.
3.2.1 Тематический план занятий курса «Основы грамоты и развитие речи»
1
В гостях у Смешариков!
Штриховка (овощи).
1)Знакомство с правилами штриховки, познакомить с понятием «слово». Пополнение словарного запаса.
2) Развитие кругозора, слуховой и зрительной памяти, подготовка мелкой моторики руки к письму.
3)Воспитывать любовь к природе.
2
Смешарики в космосе. Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых коротких линий с закруглением внизу.
1) Определить характер отношения к обучению. Познакомить детей с правилами поведения в школе.
2) Формировать мотивационную готовность ребенка к школе.
3) Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой
3
Смешарики на дороге.
Письмо коротких линий с закруглением внизу.
Игры со звуками
1)Развитие фонематического слуха и зоркости
2)Актуализовать знания по ПДД
4
Смешарики встречают гостей. Письмо коротких линий с закруглением вверху.
В мире звуков и букв
1)Соотношение звуков и знаков
2) Использование в речи вежливых слов, знакомство с правилами поведения в гостях
5
Смешарики в лесу Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские народные сказки.
1)Знакомство с русским фольклором. 2)Продолжение штриховки
3)Формировать умение слушать, пересказывать;
4)Развивать ассоциативную память; формировать мелкую моторику, умение работать фронтально
6
Смешарики идут в школу.
Игра «Слова бывают разные»
Знакомство с правилами поведения в школе.
Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)
Продолжение штриховки
Развитие пространственного представления
7
Смешарики на лугу. Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику»
Определение правой и левой сторон предмета
8
Смешарики ищут друзей.
Речь (устная и письменная) - общее представление.
Штриховка-копирование
Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
9
Предложение и слово. Смешарики прощаются.
Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)
4. Требования к уровню подготовки учащихся
воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
Называть положительные и отрицательные качества характера.
Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Список использованной литературы
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.
Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6
Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19
Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.
Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.
Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.