Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"
Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"
Рабочая программа кружка «Разговор о правильном питании» для 1 класса создана на основе Федерального образовательного государственного стандарта (2009), авторской программы «Разговор о правильном питании», разработанной в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии образования под руководством М.М. Безруких, программы «Здоровое питание», созданной Симановой О.Ф., учителем нач. классов МБОУ «Гимназия №4» г. Брянска.
Обучение ведётся по рабочей тетради «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Аши Челябинской области
(с начальной профессиональной подготовкой)
РАССМОТРЕНОСОГЛАСОВАНО
На заседании МО Зам. директора по УВР
Протокол №__ ____________________
от «___»августа 2014 г. «___»____________2014г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №9
____________С.Н. Коваленко
«___»____________2014г.
Программа курса внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании»
для учащихся 1 класса
начального общего образования
/общеобразовательный класс/
2014 – 2015 учебный год
(1 час в неделю)
Учитель: Тимофеева Е.В.
2014
Содержание
Пояснительная записка
Описание ценностных ориентиров
Содержание курса
Планируемые результаты
Учебно-тематическое планирование
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования
Описание методического обеспечения
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Разговор о правильном питании» для 1 класса создана на основе Федерального образовательного государственного стандарта (2009), авторской программы «Разговор о правильном питании», разработанной в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии образования под руководством М.М. Безруких, программы «Здоровое питание», созданной Симановой О.Ф., учителем нач. классов МБОУ «Гимназия №4» г. Брянска.
Обучение ведётся по рабочей тетради «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011
Актуальность реализации программы «Разговор о правильном питании »
Зачем нужна пища, знает каждый, о «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы он трудом не занимался. Еда – топливо, на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь правильно его использовать должен любой, особенно молодой человек. От того, как человек питается, зависят его здоровье, настроение, трудоспособность.
К сожалению, в большинстве случаев интерес к проблеме питания возникает с годами, когда большинство продуктов оказывается вредным для постаревшего организма.
Французскому физиологу Брйат - Саварену принадлежит выражение: «Животное насыщается, человек ест, умный человек умеет питаться». «Уметь питаться» ничего общего не имеет с утолением голода. Умение питаться предполагает разумное, умеренное и своевременное питание, то есть культуру питания. И этой очень непростой науке – культуре питания – необходимо учиться, учиться смолоду, пока человек ещё не приобрёл болезней от неумеренного питания. Питание в школе выполняет оздоровительную роль и приучает детей к строгому режиму, закрепляя гигиенические навыки рационального приёма пищи. У некоторых родителей сформировалось негативное отношение к школьному питанию, поэтому они дают детям с собой бутерброды. Однако еда всухомятку, даже и высококачественная, менее полезна, чем горячая пища. Школьникам необходимо прививать навыки культурной еды, правильного поведения за столом.
Умение есть аккуратно и красиво – одно из качеств культурного человека. Это важно как с эстетических позиций, так и с гигиенических, поскольку еда, принятая « с чувством, с толком, расстановкой», усваивается лучше. Ребёнок за едой не должен спешить, отвлекаться, ему следует внушить важность тщательного пережёвывания пищи: чем больше она измельчена, тем лучше переваривается и усваивается. Навыки культурного приёма пищи вырабатываются быстрее, если дети видят за столом те же действия, которым их учат. Пример аккуратной еды, правильного поведения за столом родителей – весьма эффективное средство обучения школьников.
В последнее время в обществе остро встает проблема снижения уровня показателей здоровья детей и подростков. Реализация программы «Разговор о правильном питании» способствует воспитанию у учащихся культуры здорового питания.
Цель программы - формирование у учащихся ценностного отношения к собственному здоровью, освоение навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Задачи:
формировать и развивать представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей;
формировать у школьников знания о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
создавать условий для формирования умения осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и других источниках;
формировать у учащихся понимание и сохранение учебной задачи, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
развивать творческие способности и кругозор учащихся, их интересы и познавательную деятельность;
развивать коммуникативных навыков у детей и умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе работы;
просвещать родителей в вопросах организации рационального питания детей, включение их в изучение программы вместе со своими детьми и активное участие в мероприятиях;
воспитывать у детей осознанное отношение к собственному здоровью;
Планируемые результаты работы:
личностные – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, на использование здорового питания, формирование знаний о негативных факторах риска здоровью;
метапредметные – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
познавательные - формирование умения осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и других источниках;
коммуникативные - развитие коммуникативных навыков у детей и умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе работы;
регулятивные - формировать у учащихся понимание и сохранение учебной задачи, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
предметные – осознание целостности окружающего мира, освоение норм здоровьесберегающего поведения, основ культуры питания, приобретение и совершенствование навыков самообслуживания;
Учебно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
1
Знакомство с учебником и героями программы.
1
2
Если хочешь быть здоров.
1
3
Самые полезные продукты.
1
4
Практическое занятие «Выбираем полезные продукты»
1
5-6
Как правильно есть.
2
7
Удивительные превращения пирожка.
1
8
Зубы. Уход за зубами. Жевательная резинка.
1
9
Из чего варят каши.
10
Как сделать кашу вкусной.
1
11
Необычные блюда на завтрак
1
12
Плох обед, если хлеба нет.
1
13
Первые блюда
1
14
Блюда из рыбы и мяса
1
15
Время есть булочки.
1
16
Всё в шоколаде
1
17
Пора ужинать.
1
18
Практическая работа «Меню для ужина».
1
19
О пользе витаминов.
1
20
Где найти витамины весной.
1
21
Практическая работа «Витаминные салаты».
22
На вкус и цвет товарищей нет.
1
23
Практическая работа «Язык – орган вкуса».
1
24
Как утолить жажду.
1
25
Полезные напитки.
1
26
Что надо есть, если хочешь стать сильнее.
1
27
Практическая работа «Составь меню для спортсмена».
1
28-29
Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.
2
30-31
Всякому овощу своё время.
2
32
Праздник урожая.
1
33
Заключительное занятие «Я знаю правила здорового питания».
1
Для оценки эффективности занятия в соответствии с требованиями ФГОС удобно использовать оценочный лист эффективности занятия.
№
Критерии
Показатели
Балл
1.
Учебно-познавательная атмосфера урока
Школьники увлечены и участвуют в различных видах деятельности, активно проявляют интерес к учебному процессу. Самостоятельно формулируют проблему, цель, задачи урока, планируют пути их достижения.
3б
2.
Учебная самостоятельная
деятельность
Школьники проявляют:- активность при выполнении заданий,
- самостоятельность при выполнении заданий; - творческий подход к выполнению заданий
3 б
3.
Работа с учебной информацией
Школьники работают с разными источниками информации: используют проекты, рабочую тетрадь и блокнот, понимают и выполняют предложенные учителем задания, адекватно формулируют ответы на поставленные вопросы.
3б
4.
Взаимопонимание и взаимодействие учителя и учащихся
Школьники понимают учителя, правильно отвечают на его вопросы, участвуют в беседе, знают, что должны делать, действуют самостоятельно и эффективно, работают в группах, взаимодействуя друг с другом.
3б
5.
Формирование УУД
Личностные
Школьники проявляют личностное отношение к процессу обучения: позитивное - к учителю, сверстникам, учебной деятельности; этические чувства (стыд, вина, совесть, как регуляторы морального поведения); понимают чувства других людей.
3б
Коммуникативные
Школьники адекватно используют речь для диалога и согласования действий с партнером или учителем. Конкретно и ясно излагают содержание и отвечают на поставленные вопросы, убедительно аргументируют и представляют выполненное задание.
3б
Познавательные
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Учащиеся самостоятельно планируют пути достижения целей, выбирают эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Узнают, называют и определяют объекты и явления окружающей действительности.
2б
Регуляторные
Школьники регулируют собственную учебную деятельность: принимают и выполняют учебные задания; планируют свою деятельность; вносят коррективы в собственную деятельность, следят за временем выполнения задания.
3б
6.
Компетентность
Школьники самоопределяются к обучению по теме и самоорганизуются для выполнения учебных заданий, используя знания и умения.
2б
7.
Рефлексивная
деятельность
Школьники самостоятельно и адекватно оценивают собственные достижения и результаты других учащихся, анализируют успехи и неудачи, предлагают способы их устранения. Заполняют оценочные листы.
3б
8.
Результативность
Школьники успешно выполняют задания. Создают продукт
компьютерную игру «Угадай-ка» и с её помощью повторяют и закрепляют материал по теме.
3б
9.
Использование дидактического электронного сопровождения (ДЭС)
Ученики создают компьютерную игру, находят материал в интернете, изменяют и сохраняют информацию, осуществляют проверку знаний с помощью игры
3б
Сумма баллов
35б
Критерии оценки: 3б- показатель наблюдается у %
2б - показатель наблюдается у %
1б- показатель наблюдается у %
Исходя из данных критериев, урок можно считать эффективным.
Урок можно считать эффективным ещё и потому, что на нём используются базовые образовательные технологии:
проектная деятельность; уровневая дифференциация; информационно – коммуникационные технологии; обучение на основе «проблемных ситуаций», деятельностный подход (большую часть времени урока (90%) учащиеся заняты практической деятельностью), и использование здоровьесберегающих технологий.
Используемая литература
1. Алямовская В.Г. Беседы о поведении ребёнка за столом – Москва: «Сфера», 2011
2. А.Г. Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе- М.: Просвещение, 2008
3Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-Медиа Групп,2011
4. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-Медиа Групп,2011
5. Материалы с сайтов: nsportal.ru/, metodisty.ru, festival.1september.ru/