Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"
Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"
Рабочая программа «Разговор о правильном питании» реализует спортивно-оздоровительноенаправление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС НОО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №2 рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края
СОГЛАСОВАНО
зам. директора ВР
МБОУ ООШ № 2 р.п. Солнечный
_____________/ А.С. Вокина/
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ООШ № 2
р.п. Солнечный
_____________/О.В.Зверева./
«__» _____________ 2019 года
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании»
по спортивно-оздоровительному направлению
для обучающихся 1 Б класса
Возраст учащихся: 6-8 лет
Срок реализации:2019-2020 уч.год
Составитель Рабочей программы:
Сорокина Мария Геннадьевна
Программа «Разговор о правильном питании» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, письма Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» образовательной программы разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014 г.
р.п. Солнечный
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Разговор о правильном питании» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС НОО.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать стремление к здоровому образу жизни, начиная с раннего возраста.
Весь материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Проблема сохранения физического, психического здоровья подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы в настоящее время является очень актуальной. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни надо начинать с детства. Реализация программы «Разговор о правильном питании» является удачным тому примером.
Практически, многие родители испытывают проблемы в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. Необходимость такой программы вызвана так же отсутствием культуры питания у детей.
Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Данный курс может быть реализован в рамках внеурочной деятельности в форме:
интегрированных уроков по правильному питанию (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, технология);
внеклассных занятий по правильному питанию;
конкурсов и праздников;
бесед;
классных часов;
родительских собраний, круглых столов, семинаров;
в рамках проектной деятельности;
конкурсов рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни;
экскурсий;
выпуска газет, информационных буклетов.
Новизна программы состоит в том, что она в системе используется как на интегрированных уроках, так и во внеурочной деятельности. Программа предполагает использование компьютерных технологий, презентаций, проектной и исследовательской работы, а также сотрудничество учителя и родителей, направленное на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Содержание программы отвечает следующим принципам:
возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;
научная обоснованность — содержание комплекта базируется на данных исследований в области питания детей;
практическая целесообразность — содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей младшего школьного возраста;
необходимость и достаточность предоставляемой информации — детям предоставляется только тот объем информации, касающийся правильного питания, которым они реально могут воспользоваться в реальной жизни и который имеет для них практическую значимость;
вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся;
культурологическая сообразность — в содержании комплекта учитывались исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;
социально-экономическая адекватность — предлагаемые формы реализации программы не требуют использования каких-то материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации в семье учащихся.
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время. Всего в 1 классе – 33 учебных часа.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи:
расширить знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, сформировать готовности соблюдать эти правила;
сформировать навыки правильного питания, как составной части здорового образа жизни;
сформировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
пробуждать у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширить знания об истории и традициях своего народа, сформировать чувства уважения к культуре своего народа и культуре, и традициям других народов.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
- оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: - характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; - использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебном пособии (в оглавлении, в условных обозначениях, в предлагаемых ролях при чтении текста);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
формулировать правила питания,
понимать полезность одних продуктов питания и вред других,
соблюдать режим питания.
составлять устный рассказ по картинке;
соблюдать правила поведения за столом, личную гигиену;
Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика.
Тема 2. Давайте узнаем о продуктах
Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.
Тема 3. Поговорим о правилах этикета
Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие. Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой. Вкусные традиции моей семьи.
Тема 4. Из истории русской кухни
Кулинария, кулинарные традиции и обычаи. Кулинарное путешествие по городам России.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия
Дата
Тема занятия
Форма проведения
6.09
Введение. Если хочешь быть здоров.
Беседа. Рассказ о продуктах питания. Рисование.
13.09
Поговорим о пище.
Из чего состоит наша пища.
Исследование.
Опыт
20.09
Полезные и вредные привычки.
Беседа по теме. Игра.
27.09
Самые полезные продукты.
Игра. Выбор полезных продуктов
4.10
Как правильно составить свой рацион питания.
Путешествие в пустыню Обжор. Практическая работа «Составление меню». Игра.
11.10
Как готовят пищу.
Экскурсия в столовую. Конкурс рисунков «Кухня моей семьи»
18.10
Из чего варят кашу и как сделать кашу полезной. Блюда из зерна.
Исследование «Получение муки и крупы из зерна».
Путешествие по дороге «Хлебной». Игра.
25.10
Хлеб – всему голова.
Исследование «Ценность зёрнышка». Практическая работа «Приготовление бутерброда». Рисунки.
Осенние каникулы: 26.10 -02.11
Конкурс рисунков «Правила здорового питания».
Конкурс.
9.
8.11
Молоко и молочные продукты.
Беседа о производстве молока. Игра.
10.
15.11
Почему полезно есть рыбу. Рыба и рыбные блюда.
Рассказ «Дары моря». Просмотр видеофильма.
11.
22.11
Мясо и мясные блюда.
Рассказ, беседа, игра-конкурс.
12.
29.11
Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. д.), торты, сало.
Рассказ, видеофильм, игра, анкета.
13.
6.12
Что такое овощи. Давно ли человек выращивает овощи.
Рассказ, исследование, игра.
14.
13.12
Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты.
Рассказ, исследование, загадки, раскрашивание. Практическая работа «Приготовление салатов».
15.
20.12
Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень.
Рассказ, загадки, рисунки.
16.
27.12
Всякому овощу – своё время. Дары леса.
Беседа, загадки, кроссворд.
Зимние каникулы: 30.12 -10.01
Конкурс рисунков «Мое любимое блюдо».
Конкурс.
17
17.01
Где найти витамины зимой и весной.
Исследование, рассказ. Опыт (выращивание лука). Приготовление салата.
18
24.01
Как правильно есть. Режим питания.
Рассказ. Игра. Анкетирование. Ведение дневника «Что ел сегодня»
19
31.01
Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола.
Рассказ. Ролевая игра «Правила этикета». Практическая работа «Сервировка стола».
20
7.02
Как правильно вести себя за столом.
Игра, конкурс рисунков по теме.
21
14.02
Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.
Рассказ. Исследование. Практическая работа «Сервировка стола»
22
28.02
Вредные и полезные привычки в питании.
Исследование. Игра.
23
6.03
Как правильно есть рыбу.
Рассказ. Практическая работа.
24
13.03
Щи да каша – пища наша. Хороша русская кухня!
Рассказ. Игра.
25
20.03
Что готовили наши прабабушки. Традиционные блюда русской кухни.
Учебная деятельность школьников строится по следующим модулям:
- гигиена питания,
- режим питания,
-рацион питания,
- культура питания,
- разнообразие питания,
- этикет,
- традиции и культура питания.
Дети проводят исследовательскую работу по различным темам, ходят на экскурсии, оформляют плакаты по правилам правильного питания, выполняют практические работы. Всё это позволяет реально сформировать у школьников полезные навыки и привычки в области рационального здорового питания.
Воспитывающая деятельность
Работа в кружке даёт большие возможности для воспитания здорового поколения и для формирования коллективизма. Реализация программы ориентирована на творческую работу ребёнка – индивидуальную или групповую.
Индивидуально дети выполняют задания в рабочих тетрадях. Коллективно или в группах работают над творческими проектами, оформляют плакаты по правилам правильного питания, выставки, участвуют в конкурсах, праздниках.
В результате формируются такие качества как ответственность, взаимопомощь, взаимовыручка, любознательность, коллективизм.
Развивающая деятельность
Работа по «Программе разговор о правильном питании» способствует развитию творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательных способностей, развитию коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем.
Список литературы
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.
Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов. М, 2000. 350 с.
Похлебкин В. В. Из истории русской кулинарной культуры. М, 2004.
Похлебкин В. В. Кухни славянских народов. М., 2004.
Сайт «Разговор о правильном питании» https://www.prav-pit.ru/parents/about