В настоящее время экологическое образование и воспитание в начальной школе становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект урока "Природа в опасности"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 120 Московского района г. Казани
Проект урока
Миннебаева окружающий мир
Ляйсан Магсумовна 3 класс
Тема: «Природа в опасности».
2021
Оглавление.
Введение…………………………………………………………….3
Актуализация проекта…………………………………………...3-4
Цели и задачи проекта……………………………………………..4
Развёрнутый план-конспект урока…………………………….5-14
Заключение………………………………………………………..14
Введение
Данная модель урока предназначена для учителей начальных классов, работающих по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А. А. и др. УМК «Школа России».
Актуальность проекта
Внедрение в действие стандартов второго поколения предъявляет высочайшие требования к профессиональной деятельности учителя. Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Несмотря на то, что ФГОС реализуется в начальной школе, до сих пор не все уроки учителей соответствуют требованиям Стандарта. Педагогам необходимо пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация - проблема - задача - результат. Именно поэтому ключевым вопросом успешного внедрения стандарта является своевременная методическая помощь учителю и корректировка задач и условий образовательного процесса, в основу которого положена идея «переноса акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук».
В настоящее время экологическое образование и воспитание в начальной школе становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание – проблема актуальная. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на Земле, которая определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В нашей стране разнообразная флора и фауна. В руках человека красота и богатство родной земли. Крайняя заниженность нравственных ценностей и многое другое указывает на низкую экологическую культуру взаимоотношения с окружающей средой.
Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Младший школьный возраст – этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя, воспитателя; выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира; эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: разработка конспекта к уроку окружающий мир по теме «Природа в опасности» в 3 классе.
Задачи проекта: Изучить требования ФГОС НОО к планированию и организации современного урока по окружающему миру.
Разработать план-конспект урока по окружающему миру на тему «Природа в опасности».
Развёрнутый план – конспект урока
Тема: Природа в опасности. Охрана природы.
Цель: Обобщить знания детей о том, как человек влияет на природу, к чему приводит неразумное использование природных богатств и необходимостью создания Красной книги.
Задачи:
1.Учить правильному поведению в природе, расширить и углубить знания учащихся о животных и растениях Красной книги, выявить основные пути загрязнения природы 2. Развивать воображение, логическое мышление, познавательный интерес к предмету 3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, формировать гражданскую позицию: «Природа – это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать».
Планируемые результаты
Предметные:
Различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи
Понимать особое место заповедников и национальных парков как охраняемых природных территорий
Метапредметные:
Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить
Оценивать достижения на уроке
Работать в группе: рассуждать, делать выводы, приводить примеры ответственного отношения к природе
Работать со взрослыми: готовить сообщения, используя дополнительную литературу и другие информационные источники
Личностные:
Проявлять целостный взгляд на мир
Понимать ценность богатого внутреннего мира человека
Проявлять начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык (работа с терминами, извлечение информации из текста)
Для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша это наш общий научный дом. – Дом этот очень большой – для всех существ, на ней живущих. ( дети называют экология, окружающая среда, природа)
Вывод: Экология пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.
Постановка учебной задачи.
Я прочитаю вам стихотворение Валентина Берестова, попробуйте определить тему нашего урока. (слайд № 1)
Нор звериных, Птичьего гнезда Разорять не будем Никогда! Пусть птенцам И маленьким зверятам Хорошо живется С нами рядом!
Прекрасна, прекрасна Родная земля. Прекраснее мне не найти Никогда!
Определите тему урока - « Природа в опасности». Опираясь на тему нашего урока, подумайте и сформулируйтеучебные задачи урока.
Вывод: Природа, как раненная птица, кричит, просит о помощи!
Мы должны знать о том, как помочь сохранить природные богатства.
Открытие новых знаний
Охрана природы – рассказ учителя (слайд №2)
По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. Установлено, что с 1600 по 1970 годы число видов млекопитающих и птиц уменьшилось соответственно на 36 и 94. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых. Работу по выявлению видов животных и растений, нуждающихся в первоочередных мерах защиты, взял на себя Международный союз природы и природных ресурсов ( МСОП ), созданный в 1948 году. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, какие растения и животные нуждаются в помощи в первую очередь. Были составлены их списки и заданы в виде книги. Это и была первая Красная книга. ( слайд №3) В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У нее была красная обложка, а страницы – разноцветные. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения
Красная книга – Красная! Значит природа в опасности! Значит, нельзя терять даже мига. Если что-то попало в Красную книгу! - Охраняйся Красною книгой Столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц. - Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы!
В Красную книгу России занесены: а) млекопитающие: сурок-байбак, кулан, красный волк, манул, зубр и другие
г) насекомые: подалирий, щелкун каштановый, цикада горная, шмелевидка и др. д) растения: венерин башмачок, шафран, кастилея красная, родиола розовая и др. Создаются заповедники – это не только участки земли, где вся природа находится под строгой охраной, но и научные лаборатории в природе. В нашей стране 155 заповедников.
ФИЗМИНУТКА (играет музыка, передающая шум воды)
Очень всем нужна вода Делай раз и делай два Звери у ручья напились Влево вправо наклонились Вместе на носочки встали Тучку лапками достали Дружно хлопнули в ладоши До чего же день хороший Дождик вдруг полил с утра За работу нам пора
Составление памятки.
«Стё зе класс» - обучающая сингапурская система, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.
Учащиеся должны записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение определённого времени записывают ключевые моменты. Затем по команде учителя учащиеся переходят к другим учащимся. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их. Исправлять существующие записи других нельзя. После этого каждый презентует результаты работы по этому вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
ПАМЯТКА
«Правила поведения на природе»
На природе не следует ничего ломать, рвать просто так.
Заботливо относиться к деревьям и кустарникам, которые растут на склонах, они укрепляют почву.
Для костра собирают только сухостой.
Заботливо относиться к живым существам леса, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного!
Во время собирания ягод и плодов не повреждать деревья и кусты, не срывать недозрелых плодов и ягод. Брать от природы только то, что можно употреблять.
Собирать грибы, осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу. Оставлять нижнюю часть ножки в земле.
Не сбивать несъедобные грибы, они нужны жителям леса: белочкам, ежикам, птичкам. Даже мухоморы нужны деревьям, они питают корни деревьев.
Правильно собирать лекарственные растения, оставляя корни в земле.
Не загрязнять озер, речек, не бросать в них камни, мусор и остатки пищи. Не разрушать источников и колодцев.
Ответы на основные вопросы урока:
Почему на Земле с каждым годом становится меньше лесов?
Как происходит загрязнение воздуха и воды
Почему многие растения и животные стали редкими?
Как люди охраняют природу?
Что такое заповедник. Заповедники нашего края ?
Что можете сделать для охраны природы вы дети?
Вывод: Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу. Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину»
Включение нового в систему знаний.
Работа в парах. Учебник стр. 30-31.
Рассмотрите фотографии. Запишите номера фотографий в первый столбик, которые показывают, что вредит природе, а во второй столбик, которые показывают работу по охране природы.
Самостоятельная работа в тетради с.9 -10
Рассмотрите рисунки, прочитайте таблички и соедините линиями, отвечая на вопрос: Что к чему приводит?
Вывод: Давайте стараться жить, так чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, летали бабочки, пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед природой себя и свои поступки.
Итог урока:
Вспомните, что вы узнали сегодня на уроке и используйте свои знания при работе с тестом
Тест (Слайд №15-19)
1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов?
а) из-за пожаров и стихийных бедствий;
б) из-за изменения климата на Земле;
в) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.
Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений,
животных и человека?
а) прозрачные;
б) бесцветные;
в) чистые.
3. Отчего загрязняется вода в реках и озёрах?
а) от использования воды в быту;
б) от использования воды в производстве;
в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.
4. Что люди делают для спасения живой природы?
а) создают заповедники, ботанические сады;
б) создают бульвары и скверы;
в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.
5. Что такое заповедники?
а) заповедники – это участки земли, где всякая природа неприкосновенна;
б) заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;
в) заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.
Рефлексия «Светофор»
Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 5 минут
Необходимые материалы: ватман, стикеры красного, желтого и зеленого цвета.
Проведение: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора, затем идет обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий. На доске появляется наглядный итог урока в виде светофора.
Домашнее задание
1.Прочитать на с.27-32, выполнить задание № 3 на стр.32
2. Творческая работа:
1.Предлагаю выполнить плакат на тему: «Сохраним природу Земли!»
2. Нарисовать на бумаге правила поведения в природе так, чтобы все поняли, как не нужно себя вести.
Заключение
Разработанная модель урока может быть использована учителями начальных классов при подготовке, организации и проведении уроков по окружающему миру в 3 классе по учебнику «Окружающий мир», Плешаков А.А. и др. в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Урок расширяет представления учащихся о положительном и отрицательном влиянии человека на природу, знакомит с формами и способами охраны природы. Обучающиеся учатся оценивать свои достижения при изучении темы, соотносить их с планируемыми результатами.