kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру Развитие науки и техниеи 19-20 века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:Достижения науки и техники 19-20 веков. Обеспечение безопасности.

Цель: формирование научных представлений о развитии науки и техники 19-20 веков.

Задачи:

- познакомить учащихся с развитием науки и техники 20 века и причинами развития мира, выяснить их значение для современного человека.

- учить анализировать, сравнивать, сопоставлять положительные и отрицательные стороны развития науки и техники;

- исследовать связи между деятельностью человека и состоянием природы;

- познакомить с понятиями социальная безопасность, техногенная безопасность, безопасность природного характера, информационная безопасность, безопасность дорожного движения, антитеррористическая безопасность;

- учить предвидеть опасные ситуации и избегать их.

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедиа проектор,  конверты с заданиями, выставка книг.

Рабочий афоризм: « Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять». Р. Декарт

Тип урока: урок-исследование.

Форма проведения урока:  деловая игра.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сегодня нас ждет деловая игра

Собраться нам с мыслями

Всем уж пора.

Давайте, милые друзья,

Оглянемся назад.

Туда, где сделал человек

Свой самый первый шаг.

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

- Мы знаем, что мир не стоит на месте, постоянно происходят открытия и изобретения в разных областях науки и техники. Как вы думаете, с чего началось полное преобразование производства? (с изобретения паровой машины).

- Кто из вас знает, что такое паровая машина? (ответы детей)

III.  Открытие детьми новых знаний (изучение нового материала).

- Давайте обратимся к статье учебника на с. 22.

- Что вы можете рассказать о создании паровой машины?

Дополнительный материал.   Изобретение паровой машины послужило толчком для дальнейшего развития транспортных средств. В течение ста лет она была единственным промышленным двигателем, универсальность которого позволяла использовать ее на предприятиях, железных дорогах и на флоте. Паровые машины были установлены и на первых автомобилях. На транспорте они работали вплоть до 50-х гг. XX в. В некоторых странах пароходы и паровозы используют и сегодня.

Первая паровая машина была построена Джеймсом Уаттом в 1784 г. Главной ее частью был цилиндр, закрытый с обоих концов крышками. В крышках цилиндра имелись отверстия, через которые поступал пар. Вначале его впускали с одной стороны, а когда порш ень доходил до противоположного конца цилиндра — с другой.

Паровая машина — устройство, выполняющее механические движения с целью преобразования энергии пара. Рабочим телом в таких машинах является водяной пар.

- О каких изобретениях вы можете рассказать по рисункам на с. 23чебника?

- К чему привел человека научно-технический прогресс? (Новое производство требовало массу топлива, лес заменили углем, поэтому смог, смешанный с дымом и копотью накрывал целые районы, несоблюдение техники безопасности приводило к пожарам и взрывам, травмированию людей.)

- Какой вывод можно сделать? (Научно-технический прогресс  приносит не только пользу, но и вред природе и самому человеку).

  1. Физминутка.

 

  1. Закрепление изученного.

 

 

  1. Работа в группах  «Мозговой штурм».

- Найдите на столе задание в голубом конверте.  (Дети получают предметные картинки с изображением различных бытовых приборов: телевизор, газовая плита, утюг, компьютер, гидроэлектростанция, атомная электростанция).

Группам 1,2,3 предстоит доказать, какую пользу  приносят человеку достижения  науки и техники, а группам 4,5,6 необходимо найти и показать отрицательные стороны технических достижений.

Выступления групп.

- Вы сейчас доказали, что научно-техническая революция с одной стороны приносит благо, а с другой стороны несёт опасность для человека и природы. Поэтому перед людьми встала проблема - защиты природы и человека. Но, оказывается, ещё в Древней Руси люди задумались о том, что природу надо беречь. Так что проблема не нова. Сегодня на уроке мы поговорим о том, каким образом люди стараются решить эту проблему и сами постараемся её решать в меру своих возможностей.

  1. Практика под руководством учителя.

Вводная беседа о проблемах безопасности. Эвристическая беседа.

 - Как вы понимаете значение слова «безопасность»?

- Обратимся к толковому словарю.

- БЕЗОПАСНОСТЬ: состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности. В безопасности кто-н. Техника безопасности. Б. движения.

- Наши предположения оказались верны.

- Как вы думаете, что может привести человека к опасности? (Варианты ответов детей).

  1. Самостоятельная работа с элементами исследования.

 - Распределитесь по группам. У вас на столах в розовых конвертах лежат задания. Прочитайте отрывок из сказки и на основе определений выберите вид опасности, который подстерегает сказочных героев.Назовите опасные ситуации, которые встречаются в жизни.Найдите пути предотвращения данной опасности.  (В конверте 2 листа.На одном листе – отрывок из сказки, на втором – таблица с  определениями о видах безопасности.)

1 группа – «Приключения Чиполлино и его друзей» Дж. Родари (социальная  опасность). В современном мире могут встретиться – гражданские войны, забастовки, акции протеста, массовые заболевания.

2 группа – Украинская народная сказка «Голод, Холод и Засуха» (опасность природного характера).В современном мире могут встретиться – Землетрясение в Хакасии - февраль  2011г., наводнение, лесные пожары, оползни, засуха.

3 группа – Былина «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» (террористическая опасность).В современном мире могут встретиться – террористические акты (Беслан, 1 сентября).

4 группа – Б.Гримм «Волшебный горшочек» (техногенная опасность)В современном мире могут встретиться – техногенные катастрофы на СШГЭС, Чернобыльской АЭС, землетрясение привело к техногенной катастрофе в Японии – взрыв на АЭС Фукусимы.

Коллективно-мыслетворческая деятельность учащихся в группах. Выступления детей.

  1. Творческая работа.

- Подумайте и нарисуйте  знаки, которые подскажут людям, как действовать в данной ситуации. По желанию, сопроводите свою работу стихами,  пословицами.

                    1. Создание банка идей.

                    2. Анализ идей.

                    3. Обработка результатов.

 4. Защита проектов.

        5. Награждение («За оригинальность идеи», «За научность», «За содержательность», «За волю к победе»).

VI.  Рефлексия  «Заверши фразу».

- На уроке я для себя сделал открытие……

 - Родителям я хочу рассказать ………..

 - Урок заставил меня задуматься……..

- Мне понравилось …..

- Наш урок хочется закончить такими словами:

« Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять». Р. Декарт

VII. Домашнее задание.

            Подготовьте буклеты по теме: «Безопасность – это важно!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по окружающему миру Развитие науки и техниеи 19-20 века »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока по окружающему миру Развитие науки и техниеи 19-20 века

Автор: Орлова Светлана Евгеньевна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118261


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства