Тема: экологическая безопасность
Класс:3
Цели: 1.Ознакомить с терминами «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «эколог», «бытовой фильтр»
2. Учить выполнять правила личной экологической безопасности
3. Развивать речь, внимание
4. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит попятам за неведомой птицей.
Другое- пчелой забрался на цветок,
А третье - лягушкою скок в ручеёк.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зелёном листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так- целый день…
Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зелёным шатром.
Сегодня мы отправимся в лес, но там нас могут подстерегать опасности.
2.Проверка д/з
Вы должны были нарисовать рисунки на тему «Мой любимый уголок природы»
3. Беседа по теме урока
1 слайд «Опасность»
- Что такое опасность?
Д.
-В словаре Ожегова «Опасность- это угроза чего-нибудь опасного»
- А сейчас мы добавим приставку без и получится
2 слайд «Безопасность»
- Что такое безопасность?
Д.
- В словаре Ожегова «Безопасность – это положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь или чему-нибудь»
-Мы сегодня будем говорит о безопасности, экологической безопасности.
Слайд 3 «Экологическая безопасность»
- Какую цель поставим ?
Д. Узнать об экологической безопасности.
Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, закройте глаза, опустите головы и внимательно вслушайтесь в слова (звучит музыка).
Учитель. “Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается… (Дети открывают глаза, поднимают головы. Вращается глобус.) Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно”.
- А без чего невозможна жизнь, вспомним, отгадав кроссворд (Рисунок 1).
- Как назвать одним словом ?
Д. Неживая природа.
- Как вы думаете, можно ли сказать, что совокупность живой и неживой природы - это и есть окружающий мир?
Д. Да: можно.
Слайд 4 «Таблички со словами “почва”, “вода”, “воздух”, “окружающая среда”.
-Кто отрицательно влияет на окружающую среду?
Д.Автомобили, заводы, фабрики.
-Почему происходит загрязнение окружающей среды?
Слайд 5,6 «Загрязнение природы»
-Почему я разместила картинку «пожар», «вулкан», «вырубка лесов»
-Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей нас среде нужны хорошо подготовленные специалисты.
-Кто они?
Д.Их называют экологами.
-Есть наука -экология (греч. экос –дом, логос – учение) наука о нашем общем доме. Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.
Люди выбрасывают мусор в компостную кучу. Проходит год и мусор превращается в удобрения, которые используются для подкормки растений. Природа сама справляется с этим вопросом.
Но заводы выбрасывают десятки тонн вредных для всего живого веществ: газы, пыли. С этим природа уже не может справиться самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, которые убивают всё живое. Новая экологическая беда.
-Назовите пути поступления загрязнённых веществ в организм человека.
Д. Вода, воздух, продукты.
Слайд 7
-Представьте , что вы проектировщики. Где бы вы поставили завод? Обоснуйте свой выбор.
Д. Дальше от жилых домов, в лесной зоне.
- К сожалению, сами люди тоже загрязняют окружающую среду. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её обычно называют цепью загрязнения. Например: вдоль дорог ездят автомобили, мы собираем грибы, отравляемся.
-с 29 в учебнике показан другой пример. Приведите свой пример.
_ Что делать? Какие меры принимать?
Д. Сажать деревья, ставить очистные сооружения.
Практическая работа. Работа в группах.
- Вы читаете статью и составляете правила.
1 группа. (средний уровень учащихся) Как защитить себя от загрязненного воздуха? Воды? Продуктов питания, которые содержат в себе вредные вещества.
2 группа.(слабый уровень учащихся) Объяснить термины: экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр.
3 группа.(сильный уровень учащихся) Собрать водяной фильтр (план работы на столе). Провести очистку воды.
Защита мини-проектов.
Итак, мы подошли к раскрытию главного понятия на нашем уроке
-Что такое экологическая безопасность?
Д. Это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды.
- Запишем в рабочей тетради.
Закрепление знаний. Самостоятельная работа.
На партах 2 конверта. В 1 - начало фразы, во 2 — ее конец.
Задание: соедини начало и конец фраз и ты получишь правила бережного отношения к природе.
1. Экономно относясь к продуктам … ты бережешь труд людей
2. Починив протекающий кран,… …бережешь чистую воду
3. Охраняя растения,… …сохраняешь леса.
4. Изучая природу,… …узнаешь, как её сберечь
5. Сортируя мусор,… …даешь возможность снова сделать полезные вещи
Помните! Природа перерабатывает пластиковый стакан за 100 лет, стеклянную бутылку - за 4000 лет, телефонную карту - за 1000 лет.
Экологические задачи. (на слайде)
1).В лесопарке было посажено в 2010 году 20 саженцев рябины, 10 саженцев берез, а осины в 2 раза больше, чем саженцев рябины и березы вместе. Сколько саженцев сосны было посажено в лесопарке? Сколько всего саженцев рябины, березы и сосны было посажено?
2). Ребята решили собрать мусор в лесу. Для этого они разделились на 5 групп по 6 человек и отправились в разные места. Во время этой акции каждый наполнил мусором 1 мешок. Сколько мешков заполнили мусором все ребята?
Итог.
- Что такое экологическая безопасность?
Д.Это защита окружающей среды от вредного воздействия.
-Кто такой эколог?
Д. Это человек, который поддерживает порядок в окружающей сре
- Прочитаем вывод в учебнике на с.34
Домашнее задание (по выбору)
1.Любителям математики - составить любую экологическую задачу, используя числовые данные;
2.Знатокам природы - придумать и нарисовать знаки экологической безопасности;
3.Любителям литературы, поэзии - найти пословицы об охране природы или сочинить стихи, отражающие тему сегодняшнего урока.
Заключительное слово учителя.
А какой вывод вы сделали для себя? (Нужно беречь природу, соблюдать правила личной экологической безопасности, предвидеть опасность и т.д.)
Природа как израненная птица кричит, просит о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.
Если ты взял что-то от Земли - отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц, - только тогда Земля останется такой, как на ваших рисунках "Любимые уголки природы".
Давайте же стараться жить так, чтобы Земля оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.
Мы должны всегда помнить слова М.Пришвина "Охранять природу - охранять Родину".
Оценки за урок.
Рефлексия.(цветок)
-Какое у вас настроение?