- умение последовательно выполнять все операции по алгоритму, используя речь для регуляции своих действий;
- познавательный интерес к новому учебному материалу и способу открытия нового знания;
- эмоционально-ценностное отношение к коммуникативной направленности изучения русского языка;
- осознанное отношение к качеству построения собственной устной и письменной речи
- умеют различать звуки и буквы, объяснять случаи их несовпадения, в том числе и в количественном отношении
№ п/п | Название этапа | Хронометраж |
1 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | 1 мин |
2 | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | 7 мин |
3 | Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | 4 мин |
4 | Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | 4 мин |
5 | Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | 8 мин |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | 5 мин |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | 8 мин |
8 | Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | 4 мин |
9 | Домашнее задание | 1 мин |
10 | Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | 3 мин |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, создает положительный настрой на учебную деятельность | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. (Л) Самостоятельно организовывать свое рабочее место (Р) |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | Предлагает работу со словами, вынесенными на ИД Отъехал, прочитает, желать, чувствует, засмеётся, празднует, съел -Внимательно прочитайте. Что их объединяет? Как узнали? Какая часть речи называется глаголом? Как изменяются глаголы в речи? Как определить время глагола? Предлагает разделить эти глаголы в три столбика по временам, записать в тетрадь. Предлагает попробовать глагол желать распределить в один из столбиков, ориентируясь на орфограммы. | Читают. Отвечают на вопросы. -Изменяются по временам. -Поставить вопрос к глаголу. По примете в вопросе узнать время. Записывают в тетрадь, одновременно работают 3-е учащихся на ИД (по очереди передвигают слова в нужные столбики) с объяснением. Затруднение в группировке вызывает слово желать. Делают вывод, что нельзя, т.к. другая орфограмма-буква непровер. безуд. гласного звука. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (К) Осознавать способ действия, оценивать ответ (Р) Осуществлять целенаправленные наблюдения, анализ, сравнение, обобщение, аргументировать свою точку зрения, делать выводы (П) Выявлять место и причину затруднения. Выдвигать версии. Самостоятельно формулировать проблему урока. (Р) Осуществлять целенаправленные сравнение, синтез. (П) Излагать свое мнение, аргументируя его. Участвовать в диалоге. Понимать и принимать позицию другого. (К) |
3. Выявление места и причины затруднения. | Системой вопросов подводит к теме урока. -С каким словом затруднились? Почему? На какой вопрос отвечает? Это вопрос какой части речи? Вспомните, что знаете об этом вопросе? Что это за глагольная форма? Предлагает сформулировать тему урока, продолжив запись на доске: Поговорим о… -А что бы вы хотели о ней узнать? Обратитесь к названию учебника (с.101, ч.1) | -К слову желать не подходят вопросы ни одного из времён. -Что делать? -Это глагол. -Начальная форма. Формулируют тему урока. Поговорим о начальной форме глагола. Пытаются сформулировать задачи урока. (Узнать новое о ней, о её секретах) | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (К) Осознавать способ действия, оценивать ответ (Р) Выявлять место и причину затруднения. Выдвигать версии. Самостоятельно формулировать проблему урока. (Р) |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Предлагает план работы на уроке, представленный на карточках. -Обсудите план урока с соседом по парте. | У каждого на парте карточка с планом. План работы на уроке по теме: «Поговорим о начальной форме глагола» 1.Как её называют? Почему? 2.На какие вопросы она может отвечать? 3.Как правильно находить эту форму? За чем важно следить? Почему? 4.По каким приметам в самом слове можно отличить начальную форму глагола от других? | Проводить анализирующее наблюдение.(П) Участвовать в диалоге. (К) |
5.Реализация построенного проекта. | Предлагает прочитать первые два вопроса плана. Работа с ИД Кто много желает, тот мало знает. Лишнего пожелаешь - последнее потеряешь. Предлагает прочитать пословицы. О чём они? К какому произведению можно отнести эти пословицы? Что осуждается в них? Предлагает назвать глаголы с одинаковым корнем. Задать к ним вопрос и дать им характеристику. -Попробуйте применить ваши знания к начальной форме. -На какой вопрос ещё отвечает начальная форма? С тем же корнем образуйте глагол, отвечающий на вопрос что сделать? И попробуйте определить у него время, число, лицо или род. -Как назовём такую форму глагол, в которой ничего нельзя определить? -Сверьте свои открытия с учебником на с.101. Открывает табличку на доске: Неопределённая форма глагола Что делать? Что сделать? | Читают первые два вопроса. 1.Как её называют? Почему? 2.На какие вопросы она может отвечать? Читают пословицы. Рассуждают. Называют сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», осуждается человеческая жадность. Работают на ИД и в тетрадях. Желает – наст.вр. , 3-е л. , ед.ч. Пожелаешь – буд.вр. , 2-е л. .ед.ч. Желать -? (Пробуют, затрудняются) -Что сделать? На ИД появляются вопрос что сделать? и глагол Пожелать-? Затрудняются определить время, род, лицо, число. Высказывают мнение. Пробуют дать определение. Читают правило на с.101, выделяют главное. | Проводить анализирующее наблюдение. Находить информацию в учебнике. Структурировать знания. (П) Осознавать способ действия. (Р) Участвовать в диалоге. (К) |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Предлагает выполнить упр.263 в тетради-задачнике. -Подчеркните глаголы, которые стоят в неопределённой форме. Как отличите их? | Работают в парах (самостоятельно). (ИД) Осуществляют коллективную проверку с доказательством (задают вопросы к глаголам). | Работать по алгоритму. (Р) Работать в паре, слушать и слышать другого. (К) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Поставьте каждый глагол в неопределённую форму и запиши её. Лает- _________________ Залаяла- _______________ Видит- ________________ Увидела- ______________ Первые два глагола разбирают коллективно. С двумя последними глаголами предлагает поработать самостоятельно. Показывает образец правильного выполнения. (ИД) | С глаголами видит , увидел работают самостоятельно, затем проверяют по образцу. Осуществляют самооценку (в тетради на полях ставят «+» или «-»). | Классифицировать слова по заданному признаку. (П) Осуществлять контроль, коррекцию и оценку своих действий. (Р) |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Задание для индивидуальной работы на интерактивной доске (для слабоуспевающих) Поставь глаголы в начальную форму, запиши их (с вопросами) Отдыхали – … , задали – … , стирала – … , подмету – … , блестит – … , взял – … , поют – … , прибежала – … , летит – … , зеленеет – … , разрешили – … , взял – … . Остальные работают с правилом на с.102, обсуждают в парах или группах. | Самостоятельно выполняют задание. | Осуществлять контроль, коррекцию и оценку своих действий. (Р) |
9. Домашнее задание | Даёт инструктаж по его выполнению. (упр.271) | Записывают домашнее задание. | |
10. Рефлексия учебной деятельности. | -Зачем изучается неопр. форма, если в ней ничего не определяем? -Как считаете, все ли секреты неопределённой формы глагола вы открыли? Подумайте, чему будут посвящены наши следующие уроки? -Все ли задачи урока, которые ставили, достигнуты? Кто справился с работой? Кому ещё было трудно? | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Осуществляют самооценку. | Оценивают степень успешности достижения цели урока. (Р) Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. (К) Осуществлять самооценку на основе критерия успешности. (Л) |
№ п\п | Параметр оценки | Балл (3,2,1) |
Самооценка учителя | Оценка преподавателя НИРО |
1 | Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся | 2 | |
2 | Реализация компетентностного подхода | 2 | |
3 | Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность | 2 | |
4 | Развивающая направленность заданий | 3 | |
5 | Логика построения урока | 3 | |
6 | Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора | 2 | |
7 | Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора | 3 | |
8 | Характер используемой наглядности | 3 | |
9 | Целесообразность и функциональность используемых средств обучения | 2 | |
10 | Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей | 3 | |
11 | Формирование мотивационного компонента учебной деятельности | 2 | |
12 | Постановка учебных задач. Организация целеполагания | 3 | |
13 | Формирование познавательных УУД | 3 | |
14 | Формирование регулятивных УУД | 3 | |
15 | Формирование коммуникативных УУД | 3 | |
Всего баллов | 39 | |