2. Актуализация знаний | _ Ребята, объясните, пожалуйста, смысл пословицы: «Математика ум точит». Хорошо теперь перейдём к теме нашего урока. Обратите внимание на слайд, внимательно рассмотрите примеры, выполняем задание самостоятельно каждый у себя в тетради, делаем проверку к каждому примеру. (примеры на слайде) 1) Вычисли, выполнив запись столбиком, (проверка: обменяемся тетрадями со своим с соседом, возьмем в руки карандаш, проверим ошибки) 1) 264*3(792) 2) 123*7(861) 3) 5 432 · 3 Письменное умножение любых многозначных чисел на однозначное число выполняется так же, как умножение трехзначных чисел на однозначное число: сначала умножают единицы, затем десятки, затем единицы сотен, и единицы тысяч. Попробуйте объяснить решение примера 5 432 · 3. -А теперь подумайте и скажите, какая же тема нашего урока. Совершенно верно. молодцы! (Тема урока открывается на экране) 1) Давайте повторим известные свойства умножения. а*в = в*а Как называется это свойство? В чём его смысл? (а+в)*с = а*с + в*с Как называется это свойство? В чём его смысл? Совершенно верно. молодцы! Давайте сформулируем задачи урока: 1) Научиться умножать многозначное число на однозначное. 2) Отрабатывать вычислительные навыки. 3) Развивать умения решать задачи. 4) Оказывать помощь друзьям. | (Математические задания заставляют нас мыслить, думать, мы становимся умнее и т.д.) - (3) - Мы не умножали четырёхзначные числа на однозначные (Второй множитель подписываем под единицами первого множителя. Будем умножать, начиная с единиц: 2 умножить на 3, получится 6, подписываем под единицами. Умножаем десятки: 3 умножить на 3, получится 9, подписываем 9 под десятками. Умножаем сотни: 4 умно-жить на 3, получится 12 сотен – это 1 тысяча и 2 сотни; 2 сотни подписываем под сотнями, а 1 тысячу запоминаем. Умножаем тысячи: 5 умножить на 3, получится 15, да еще 1 тысяча, получится 16. Записываем 16 ниже. Читаем ответ: 16 296.) - тема нашего урока «Умножение многозначного числа на однозначное» (Переместительное) (от перестановки множите лей значение произведения не изменяется) ( Распределительное) (При умножении суммы на число можно умножить на него каждое слагаемое). | Формируемые УУД: Личностные: самоопределение Коммуникативные: умение вступать в диалог |
3. Выявления места и причин затруднения | Обратите внимание на слайд. Внимательно ознакомьтесь с заданием. -Что сказано в первой строчке? -Что сказано во второй строчке? -Что такое злаки? -Что сказано о злаке пшеница? -Что сказано о злаке рожь? -Что сказано о злаке гречиха? -Что сказано о злаке овес? Задание выполняем устно с проговариванием. фронтальная работа (слайд презентации) злак | пшеница | рожь | гречиха | овес | Сдано на завод | 450кг | 720кг | 180кг | 400кг | Ответьте на вопросы: 1) на сколько кг пшеницы сдано меньше, чем ржи? –каким действием решил? -Почему? 2) во сколько раз гречихи сдано меньше, чем ржи? –каким действием решил? -Почему? 3) сколько всего кг злаков сдано? Как решить удобным способом? -Почему? 4) войдут ли рожь и гречиха в 6 мешков вместительностью 150 кг? –Каким действием решил? -Почему? 5) чего собрали больше- пшеницы и овса вместе или ржи и гречихи? –на сколько кг больше? –Каким действием решил? -Почему? Хорошо, молодцы! Следующее задание | -какой злак нам дан -сколько сдано кг на завод -хозяйственные растения - что пшеницы нам дано 450кг -что рожи нам дано 720кг -что гречихи нам дано 180 кг -что овса нам дано 400кг 1) на 270кг. Вычитанием. Из 720 кг - 450кг 2) 4 раза. Делением. 720кг : 180 кг 3) 1750. Сложением. 450кг +400 кг =850 и 720 кг +180 =900 850+900=1750кг 4) войдут. Делением. 900 :150 =6 5) сложил рожь и гречиху, и сложил пшеницу и овес. Больше получилось рожи и гречихи. -на 50 кг 900-850 =50 | Формируемые УУД: Познавательные: общеучебные; логические; Коммуникативные: Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы |
4. Построения проекта и выхода из затруднения. | Откроем учебники на стр 77 1) Прочитаем текст на стр 77 рядом с красной чертой. -Чем будет отличаться умножение многозначного числа на однозначное от изученных случаев? -Как умножать величины? Составьте алгоритм умножения величин Хорошо, молодцы! Рассмотрим следующее задание: 2) Задание на стр.77 №333(1) ознакомьтесь с ним. Выполняем задание в тетради, делаем проверку. Коллективное выполнение с комментированием у доски 3) Хорошо, следующий номер №334 прочитайте задачу -О чем говориться в задаче? -Как лучше составить краткую запись? -Известно ли сколько всего м полотна? -Что происходило с полотном? -Известно сколько полотна отрезали на 6 детских простыней? -Известно ли сколько полотна отрезали на 6 детских наволочек? -Сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? -Почему? -Каким действием мы это узнаем? - Сможем ли мы теперь ответить на главный вопрос задачи? -Каким действием мы это узнаем? -Сможем ли мы теперь ответить на главный вопрос задачи? -Каким действием мы это узнаем? -Можно ли решать задачу, имея такие единицы длины? Что мы сделаем? Ребята, но не забывайте, что главный вопрос задачи указан в метрах, значит для ответа мы см выразим в метры. Выполняем задание (учащиеся выполняют схематический чертеж и решают задачу самостоятельно, один ученик работает у доски) 40 м (4000 см) 1 м 80 см (180 см) 10 м 20 см (1020 см) Решение: 1) 1 80× 6(1080(см) – ушло на 6 простыней) 2) 1080+1020(2100(см) – на простыни и наволочки) 3) 4000-2100(1900(см)) 1900см(19м) Ответ: 19 метров осталось. Хорошо, все справились с заданием переходим к следующему 4) Прочитайте задачу №336 -Что сказано в задачи? -Как лучше оформить краткую запись? -Назовите главные слова в таблице -Как обозначим? -Что требуется узнать в задачи? -Сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? -Почему? -Хорошо, а теперь сможем ответить на главный вопрос задачи? -Каким выражением? -Если ответ мы получим в метрах, что нам нужно сделать, чтобы ответить на главный вопрос задачи правильно? Решите задачу самостоятельно. Ученик, который первый решит задачу записывает решение задачи на доске. s | v | t | ?(одинаковая) | 5мин | 500м | 1ч | ? | Решение 1)1ч (60мин) 2) 500:5 *60(6000м) 6000м(6 км) Ответ: 6 км папа пройдет за 1ч | -Больше цифр нужно умножать Представить смешанную величину в более мелких единицах измерения, умножить как обычное число и приписать единицы измерения 1) заменяем крупные единицы мелкими, 2) выполняем умножение натуральных чисел 3) заменяем мелкие единицы крупными Ученики по выбору учителя выполняют задание у доски с проговариванием, остальные записывают в тетрадь. -о полотне -нарисовать схему -да известно, 40м -полотно отрезали на простыни и наволочки -нет, но сказано по 1м 80см на каждую -да известно, 10м 20 см -нет -нам нужно узнать сколько полотна отрезали на 6 простыней -умножением -нет, нам нужно узнать сколько всего м полотна отрезали на наволочки и простыни. -сложением -да сможем -вычитанием -нет не можем Метры выразим в см -что папа прошел 500м за 5мин -таблица -скорость, время, расстояние -s v t -сколько км продет папа за 1 час -нет -нужно выразить 1 ч в мин. -да -Делением и умножением -метр выразить в км | Познавательные: постановка и формулирование затруднения; поиск и выделение необходимой информации Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: умение выражать свои мысли |