Закрепление приемов письменного умножения многозначных чисел на однозначные
Закрепление приемов письменного умножения многозначных чисел на однозначные
Урок математики в 4 классе
Тема: «Закрепление приемов письменного умножения многозначных чисел на однозначные.»
Цель: обобщать и систематизировать знания детей о приемах письменного умножения многозначного числа на однозначное;совершенствовать вычислительные навыки; упражняться в решении составных задач;развивать навыки устного счета, логическое мышление, внимание, кругозор; воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, навыки самоконтроля, интерес к математике.
Ход урока.
Организационный момент.
Устный счет.
Учитель: Давайте сыграем в игру «Кто быстрее?» Поставьте скобки так, чтобы ответы были верными. Выигрывает тот ученик, который первым правильно выполнит задание. У доски работают 2 ученика. На доске: пишу без скобок.
5*(8+9)*2 =170 65-(27-12)=50
(71-41):5=6 64:(7+1)*9=72
б) Класс. «Головоломка»
-? - ? - ?
х 8 =
: 4=
х 6 = 48
- С какого выражения начнем работу?
- Что неизвестно в этом выражении?
- Как найти 1ый множитель?
- Какой компонент и в каком выражении будем отгадывать следующим?
Задача: (Учитель читает задачу)
В столовую привезли 160 кг картофеля. За 1 день израсходовали 2 мешка по 40 кг в каждом. Сколько тонн картофеля осталось?
- Выбирите правильное выражение, которое соответствует решению задачи.
- Объясни как рассуждали?
На доске: 160- 40*2 = 80
160-40 : 2 =140
(160-40) : 2 = 60
3. Минутка чистописания.
Учитель показывает карточки: 350, 400, 86, 219
- Запишите лишнее число.
- Почему это число лишнее?
40, 60, 17, 50
- Почему вы записали число 17?
14, 23, 74, 41
- Почему в этом ряду лишним оказалось число 74? (У остальных сумма цифр равна 5)
- Запишите число, которое продолжит ряд чисел: 6, 12, 24, …(48)
- Объясните свой выбор. (Каждое последующее число увеличивается в 2 раза)
- Прочитайте, какие числа записали?
- Какое число в данном ряду лишнее? 86, 17, 74, 48
( Лишнее число 17, так как оно нечетное)
Работа в парах по карточкам.
На партах таблица:
38 17 26
27 19 13
14 28 36
- Из первой строки таблицы выберите и запишите наибольшее число. (38)
- Из второй строки запишите наименьшее число. (13)
- Из третьей строки – не наибольшее и не наименьшее. (28)
- Выбрав правильные ответы и сложив полученные результаты, вы узнаете, какое животное самое быстрое?
На доске: лось -58
гепард -79 (38+13+28=79)
заяц - 73
тигр - 86
Учитель: Что вам известно о гепарде?
(У гепарда длинные сильные ноги. Охотится только на антилоп. Гепард быстро привыкает к человеку, становится ручным. Поэтому приручать его стали давно, для охоты. Охота с гепардом распространена в Индии.)
Проверка решения.Кто ответит на поставленный вопрос?
Цель: обобщать и систематизировать знания детей о приемах письменного умножения многозначного числа на однозначное;
совершенствовать вычислительные навыки; упражняться в решении составных задач;
развивать навыки устного счета, логическое мышление, внимание, кругозор; воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, навыки самоконтроля, интерес к математике.
Ход урока.
Организационный момент.
Устный счет.
Учитель: Давайте сыграем в игру «Кто быстрее?» Поставьте скобки так, чтобы ответы были верными. Выигрывает тот ученик, который первым правильно выполнит задание. У доски работают 2 ученика. На доске: пишу без скобок.
5*(8+9)*2 =170 65-(27-12)=50
(71-41):5=6 64:(7+1)*9=72
б) Класс. «Головоломка»
-? - ? - ?
х 8 =
: 4=
х 6 = 48
(в презентацию)
- С какого выражения начнем работу?
- Что неизвестно в этом выражении?
- Как найти 1ый множитель?
- Какой компонент и в каком выражении будем отгадывать следующим?
И т.д.
Задача: (Учитель читает задачу)
В столовую привезли 160 кг картофеля. За 1 день израсходовали 2 мешка по 40 кг в каждом. Сколько тонн картофеля осталось?
- Выбирите правильное выражение, которое соответствует решению задачи.
- Объясни как рассуждали?
На доске: 160- 40*2 = 80 в презентацию
160-40 : 2 =140
(160-40) : 2 = 60
3. Минутка чистописания.
Учитель показывает карточки: 350, 400, 86, 219
- Запишите лишнее число.
- Почему это число лишнее?
40, 60, 17, 50
- Почему вы записали число 17?
14, 23, 74, 41
- Почему в этом ряду лишним оказалось число 74? (У остальных сумма цифр равна 5)
- Запишите число, которое продолжит ряд чисел: 6, 12, 24, …(48)
- Объясните свой выбор. (Каждое последующее число увеличивается в 2 раза)
- Прочитайте, какие числа записали?
- Какое число в данном ряду лишнее? 86, 17, 74, 48
( Лишнее число 17, так как оно нечетное)
Работа в парах по карточкам.
На партах таблица:
38
17
26
27
19
13
14
28
36
- Из первой строки таблицы выберите и запишите наибольшее число. (38)
- Из второй строки запишите наименьшее число. (13)
- Из третьей строки – не наибольшее и не наименьшее. (28)
- Выбрав правильные ответы и сложив полученные результаты, вы узнаете, какое животное самое быстрое?
На доске: лось -58
гепард -79 (38+13+28=79)
заяц - 73
тигр - 86
Учитель: Что вам известно о гепарде?
(У гепарда длинные сильные ноги. Охотится только на антилоп. Гепард быстро привыкает к человеку, становится ручным. Поэтому приручать его стали давно, для охоты. Охота с гепардом распространена в Индии.)
Проверка решения. Кто ответит на поставленный вопрос?
Физкультминутка.
5. Объявление темы и цели урока.
На доске:
Учитель: Что объединяет все эти примеры?
Дети: Рассматривается умножение многозначного числа на однозначное.
Дети: Это примеры- ловушки, в них допущены ошибки.
Учитель: Какую ошибку я допустила в первом примере?
Дети: Вы забыли о переполнении разряда.
Учитель: Почему второй пример решен неправильно?
Дети: Допущена ошибка на табличное умножение.
Учитель: Что я сделала не так в третьем примере?
Дети: Забыли снести ноль.
Учитель: Решите эти выражения правильно.
(Самостоятельная работа детей).
Взаимопроверка.
–Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность решения примеров.
На доске ребус: ответ: 1, 5, 3 164,5 , 830
(если успеем)
Дети отгадывают ребус, объясняют, как рассуждали.
Решение задачи. В презентацию
В школьной библиотеке 9 бригад школьников ремонтировали книги.
5 из них отремонтировали по 135 книг, а остальные - по 115 книг. Сколько всего книг отремонтировали?
Составим к задаче чертеж.
(Ученик выходит к доске и чертит чертеж к этой задаче.)
.
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Что для этого надо сделать?
Дети решают задачу самостоятельно
1). 135*5=675 (к.) – отремонтировали 5 бригад.
2). 9-5=4 (б.) – осталось
3). 115*4=460 (к.) – отремонтировали 4 бригады
4). 675+460=1135(к.)
Ответ: 1135 книг отремонтировали всего.
- Кто решит, может подойти к доске и сверить правильный ответ со своим
ответом.
Оцените себя. Критерии : нет ошибок - УМНИЦА!
1-2 ошибки – Хорошо!
3-4 ошибки – Подумай и перереши!
8.Разноуровненные задания.
Вам нужно будет выбрать задание по своему усмотрению.
1уровень – самый легкий
2 уровень – самый трудный
Правильно решив примеры, вы прочитаете пословицы, которые я для вас приготовила.
1 уровень
576*4=2304 308* 6=1848 189*9=1701 572*5=2860
2304 - учить 1848 - портить 1621 - лучше 1701 - только
2860 - ученого 2404 - худой
2 уровень
2685*80=214800 8002*40=320080 9352*6=56112
3250*7=22750
320080 – столько 214800 – голов 57643 – лет 56112 – сколько
22750 - умов 320050 - зим
Проверка:
- Какая пословица получилась у 1 уровня? «Ученого учить – только портить»
-Как вы её понимаете? (Кто уже научился чему-то, кто опытен, того не надо переучивать.)
-Какая пословица получилась у 2 уровня? «Сколько голов, столько умов»
-Как вы её понимаете?(Каждый человек судит по-своему.)
9.Итог. Рефлексия.
-Какие затруднения были на уроке?
-Над какой темой надо поработать, чтобы это исправить?