Приемы формирование читательских компетенций учащихся при работе с текстом
Приемы формирование читательских компетенций учащихся при работе с текстом
Урок построен на интеграции знаний учащихся из таких предметных областей как математика, литература, русский язык и окружающий мир.В ходе урока используются активные методы обучения, в основе лежит деятельностный подход к обучению. Пошаговый анализ текста позволяет учащимся совершенствовать уменя осознанного и выразительного чтения текста, работать по алгоритму, применять знания на практике и в нестандартной ситуации.Кроме того, структура урока и побор форм, методов и приемов работы направлены на формирование УУД учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы формирование читательских компетенций учащихся при работе с текстом »
Интегрированный урок
Тема:Учись видеть в известном неизвестное ( на примере работы с авторским текстом, посредством выполнения заданий, направленных на применение предметных знаний в нестандартной ситуации).
Цель: Учить видеть неизвестное в изученном, через формирование навыка применения знаний на практике в нестандартной ситуации.
Задачи:
Метапредметные:
Формирование умения излагать и аргументировать свою точку зрения;
Развитие связной диалогической речи учащихся;
Активизация словесно - логического мышления;
Расширение кругозора учащихся;
Умения планировать деятельность, составлять алгоритм, как способ решения проблемы
Развитие творческого потенциала личности;
Формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексий;
Формирование навыка работы с дополнительными источниками информации;
Воспитание чувства взаимоуважения, умение сотрудничать с товарищами;
Дисциплинированности, доброжелательности по отношению к аудитории;
Способствовать сохранению здоровья учащихся (через использование оптимального двигательного режима на уроке – активные формы обучения)
Предметные:
Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста;
Продолжить работу по формированию уровня читательской компетентности;
Способствовать формированию опыта применения математических знаний для решения практических задач;
Совершенствовать навык письменных вычислений при решении составных задач;
Развитие навыков установления причинно – следственных связей в окружающем мире;
Формирование навыков экологической культуры;
Развитие «орфографической зоркости» учащихся;
Закрепление способов образования слов (работа над составом слова)
Оборудование:
Интерактивная доска, таблички с названием инициативных групп; жетоны; дополнительная литература (словари, энциклопедии, художественная литература); тексты для работы и карточки с заданиями.
Ход урока:
Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне «Хочу, потому что смогу». У учащихся формируется положительная эмоциональная направленность.
Приёмы: создание ситуации успеха для каждого учащегося; его личностной значимости для работы коллектива; побуждение к размышлению «Что можно ещё узнать?».
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Сегодня на уроке у каждого из вас будет возможность показать все ваши знания и умения, выступить в роли «знатоков», которые самостоятельно могут найти ответ на любой из поставленных вопросов. Но самое главное, вы можете показать, насколько слажено и результативно вы умеете работать. В начале урока я хочу обратиться к нашей «шкатулке мудрости» (появляется изображение шкатулки и афоризм)
«Всё что мы знаем, имеет свои границы, а то, что не знаем -…» (бесконечно)
-Как бы вы продолжили эту мудрость?
(появляется последняя строчка)
- Мне бы хотелось, чтобы к концу урока вы смогли бы ответить на вопрос: Справедливо ли это высказывание?
Слушают, настраиваются на работу.
Читают, осмысливают первую строку.
Высказывают свои умозаключения.
Высказывают свои предположения, обосновывая ответы.
Анализируют прочитанное.
Постановка учебной задачи. Актуализация знаний.
Цель: Обсуждение вопросов «Что уже знаем, что ещё можно узнать?» (работа над содержательной линией произведения) Приёмы: чтение с остановками; побуждающий к гипотезам диалог; опора на личностный опыт.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Основным помощником на уроке станет текст, который лежит на столах (каждая смысловая часть выделена цветом). 1.Знакомство с содержанием текста
(Читает первую часть)
– Как вы думаете, о ком будет идти речь на уроке?
(продолжает читать вторую часть)
Оправдались ли ваши предположения?
( появляется изображение синицы)
Что вы знаете о синицах?
Если бы вы были синичкой, то какой бы строительный материал использовали для гнезда?(на доске предметы: ветки, кирпичи, мох, перья, шерсть, брёвна, доски, сухие листья).
Почему зимой голодно птице?
Читает текст до конца.
2.Анализ произведения (работа над выразительными средствами изображения, созданием целостного восприятия объекта).
Понравился вам рассказ?
Какие приёмы используются для описания внешнего вида птицы?
Удалось ли точно передать её внешний вид?
В чём, по мнению автора, красота птицы? А у вас какое мнение?
Предлагаю вам посмотреть на нашу героиню с разных точек зрения и с помощью прилагательных охарактеризовать её.
(появляются на доске слова: размер, окрас, мама, строитель)
Узнали ли вы что – то новое из текста?
Слушают.
Высказывают свои предположения.
Внимательно слушают, сопоставляют услышанное и сказанное ими.
Отвечают на вопрос.
Рассматривают слайд.
Делятся своими наблюдениями
Рассматривают варианты на интерактивной доске. Аргументируют свой выбор.
Читает следующую часть ученик, остальные слушают, дают оценку своему выбору и услышанному. Чтение следующей части по цепочке.
Устанавливают причинно – следственные связи (неперелётная птица- основная пища насекомые -зимой их нет- трудно добывать пищу).
Слушают.
Делятся впечатлениями.
Находят в тексте выразительные средства (сравнение и т.д.)
Сравнивают описание в тексте с изображением.
Высказывают своё мнение и аргументируют его.
Подбирают прилагательные (возможна работа с синонимами).
Комментируют свои ответы.
Сопоставляют имеющиеся знания с полученными.
Практическая деятельность (самостоятельное открытие новых знаний и применение имеющихся на практике). Цель: самостоятельное выдвижение гипотез по решению поставленных задач; построение алгоритмов для решения проблемных вопросов; формирование потребности в применении имеющихся знаний в новой ситуации Приёмы: практические задания, не сходные с предыдущими; поиск новых фактов по теме в дополнительных источниках.
Форма:работа в инициативных творческих группах.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Работа в группах (задания в приложении к уроку)
Мы замечательно потрудились вместе. Сейчас вам предстоит работа в группах, которые вы выберите сами. Но, прежде, давайте вспомним правила работы в группах.
По необходимости консультирует учащихся; инструкции для слабых учащихся.
2.Защита результатов групповой работы «Парад знаний».
Каким источником воспользовались ребята для ответа на вопрос? (толковый словарь)
Какой алгоритм использовали ребята для выполнения второго задания? (разбор слова по составу).
Кто наиболее активно работал в группе? Какое задание вызвало затруднение?
Как вы думаете, ребята, сколько времени пройдёт, если синица прилетит к гнезду 12 раз?
Какой из предложенных им источников использовали ребята? Почему?
Можно ли синицу назвать полезной для человека птицей? Обоснуйте свой ответ?
3.Подведение итогов работы в группах.
А из выступления ребят кто – то узнал для себя что – новое, а были они интересными для вас?
Называют правила.
Выбирают группы, получают задания, распределяют обязанности.
Знакомятся с заданиями. Строят алгоритм работы, подбирают необходимые средства для работы (литература, возможности интерактивной доски).
(Во время защиты представителей групп, аудитории задаются вопросы, на выявление их знаний по данному направлению работы).
1группа - «Языковеды», (работа с использованием интерактивной доски), комментируют выполнение заданий, аудитория анализирует правильность выполнения.
Высказывают оценочные суждения.
2 группа - «Счетоводы»
Аудитория выполняет прикидку ответа. Члены группы знакомят с результатами своих вычислений.
3 группа – «Экологи»
Знакомят с информацией из энциклопедии. Доказывают важность птицы в жизни человека ( причинно – следственные связи), комментируют выпущенную ими листовку. Доказывают всеядность птицы.
Делятся впечатлениями.
Рефлексия деятельности.
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Приёмы: побуждающие к диалогу вопросы,оценивание урока с разных точек зрения;
«сюрприз» учителя.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Подходит к концу наш урок. Я предлагаю вам вернуться к нашей «шкатулке мудрости». Прочитай те ещё раз эти слова. Согласны вы с ними? Помог ли урок дать ответ на вопрос?
Ребята, а с точки зрения синицы, урок был каким?
Хотите узнать, что же думает сама синица?
Что хотела сказать птица последними словами? Можем ли поместить эти слова в нашу шкатулку мудрости?
Вы сегодня были настоящими знатоками, я предлагаю вам и дома продолжить работу, подобрать материал по этой теме, который не прозвучал на уроке, тем самым ещё раз убедиться в оправданности слов синички.
Спасибо вам за работу.
Читают.
Строят логические высказывания.
Прикрепляют свои жетоны к выбранным словам (скучный, бесполезный, интересный, трудный, развивающий, полезный).
Прослушивают запись (с использованием интернет ресурсов)
Рассуждают.
Отвечают.
Записывают задание.
Приложение
С утра до позднего вечера, без устали, перепархивает с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый куст, маленькая любопытная неугомонная птичка, которую мы привыкли видеть в городе в любое время года.
Ростом она с воробья. У неё белые щёчки и грудка, жёлтое, как лучики тёплого летнего солнца, брюшко, на голове чёрная шапочка; спинка зелёная, как сочная весенняя трава, а крылья серо – голубые, буд – то небо перед дождём.
Ранней весной, когда повсюду ещё лежит снег, синица начинает вить гнездо. Гнездовье делает в дуплах, которые выдолбил дятел, или в стволах старых деревьев. Ещё холодно, поэтому гнёздышко она, как умелый и ловкий строитель, делает из сухих веток, листвы, на дно укладывает перья и пух, а также
подшёрсток животных.
Синички – многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов. Каждый раз в гнёздышке лежит по 10 пёстрых яиц. Птенцов очень трудно прокормить и уберечь от опасностей. Поэтому, пока мама- синица сидит на яйцах, согревая их своих теплом, будущий папа 4 раза за час приносит еду. Синички стараются жить стайками по 2 пары. В это время синичка ведёт очень скрытный образ жизни. Благодаря своему умению скрывать гнёзда от врагов, ей удаётся часто избегать опасности. В летние деньки синички съедают насекомых, среди которых множество вредителей. Зимой синичкам очень холодно и голодно.
Ведь они не улетают в тёплые края, а зимуют рядом с нами. В длинные морозные ночи стайки птичек прячутся в дуплах деревьев, щелях домов, стенах, тесно прижавшись друг к другу спят, согревая теплом.
1гр. «Языковеды»
Выясните значение выделенного в тексте слова (выбери для этого источник: энциклопедия, орфографический словарь, толковый словарь, художественные произведения о братьях наших меньших)
Выпишите из текста однокоренные существительные к слову гнездо; сделайте разбор по составу;
В предложении объяснить написание всех пропущенных орфограмм.
1.Сколько пройдёт времени, пока синица – отец прилетит с кормом к гнезду 12 раз?
2.Сколько раз за сутки прилетит к гнезду синица?
3.Сколько к осени будет летать птенцов у двух семейств синичек?
3гр. «Экологи»
Если вам нужно получить достоверные, научные сведения о ближайших родственниках синиц, к какой книге ты обратишься?
Словарь
Энциклопедия
Сборник художественных рассказов о животных?
Составьте цепь питания синицы, используя раздаточный материал( картинки)
Докажите, что синички всеядны(используя материалы энциклопедии).
Составьте обращение от имени синицы к людям, с просьбой о заботе (листовка, рисунок и т.д.), опираясь на её пользу для человека.
Текст для синицы (интернет – ресурс )
Я синица по имени Синь – Синь. Притаившись, я с интересом наблюдала за вашей работой. Молодцы! Я думала, что всё знаю о себе и о своих родственниках, но это не так! Вы меня удивили, когда выполнили точный расчёт, когда доказали мою полезность для человека. Спасибо всем за хорошие знания. Желаю удачи и новых открытий!
Ведь недаром говорят: «Учитесь видеть в известном неизвестное».