kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Произведения Л.Н.Толстого «После бала» как фактор формирования социальной компетенции учащихся».

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                           «Я брат твой…»  Н.В.Гоголь

            Современная социальная ситуация в российском обществе характеризуется ростом числа правонарушений среди подростков, усилением жестокости и насилия в подростковой среде. В настоящее время многие специалисты в качестве одной из важнейших причин этих негативных явлении все чаще называют их низкую компетентность в решении возникающих перед ними социальных проблем, отсутствие в их среде таких нравственных  понятий,  как доброжелательность, сочувствие, сострадание, человеколюбие.
            Социальная компетентность обозначает главные качества, с помощью которых человек успешно реализует себя в жизни. Она помогает человеку общаться с другими людьми, вступать с ними в контакт, находить свое место в любой ситуации и достигать поставленные цели. Выделяют следующие  показатели социальной компетентности:

- выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания;

- восприятие: способность слушать, наблюдать  воспринимать события и динамику процесса;

- открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими;

- сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других;

- формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить свое место в обучении, умение вести разговор;

- идентификация: способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс «близость и дистанция», осознавать собственные возможности и границы.

    Но ни один из этих показателей не может быть реализован без осознания себя как частицы общества, всего человечества

Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, по­скольку здесь складываются основы нравственности, формиру­ются социальные установки, отношения к себе, к людям, к об­ществу.

Именно в возрасте 13-14 лет подросток начинается задумываться о своей судьбе, о поступках,  важных для него самого, путях решения той или иной проблемы.

 Совершенствование преподавания литературы в школе предполагает усиление нравственного, гуманистического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника, воспитание самосознания, развитие читательского восприятия и интереса к чтению и изучению литературы, развитие воображения и чувства прекрасного, формирование творческого подхода к изучению литературы.

«Проект» - это совокупность определенных дейс­твий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

            Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

            Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.  

Проект  -  это буквально "нечто брошенное, пущенное вперед".

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1)   самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2)  учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3)   приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4)  развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспе­римента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление.

            Выбор произведения Л.Н.Толстого «После бала» для педагогического проекта не случаен. Именно в этом возрасте необходимо задуматься над собственным отношением к окружающим людям, заложить в себе основы духовно-нравственных качеств.

            Целью проекта является формирование  духовно-нравственных качеств личности учащихся  в духе гуманизма через опыт самопознания, осмысление собственного места в мире, выбор ценностных, смысловых установок  своих  действий.

              Теме  проекта подчинено всё:  построение уроков,  выбор тем для сочинений, подбор заданий, требующих не только вспомнить текст изучаемого произведения, но и дать оценку характерам героев, их поступкам, взглядам. Особенность этого проекта состоит в том, что  это концентрическая система и к нему можно возвращаться и в 9, 10, 11 классах,  усложняя и выбирая разные  формы для выражения мнений учащихся.       

           Проблемные вопросы, на которые должны ответить учащиеся в ходе проведения проекта  следующие:

  • в чем проявлялся гуманизм Л.Н.Толстого
  • выявить средства и приемы, которые использует автор для того, чтобы открыть нам тайны душевных переживаний героев;
  •  актуальность произведения
  •  нужен ли гуманизм 21-му веку

Для осуществления проекта класс был разделен на 4 группы.

          Первая  создавала презентации по биографии Толстого, акцентируя внимание на проблемном вопросе:  в чем проявлялся гуманизм писателя?

         Вторая группа провела исследовательскую работу на тему:  какие произведения русской литературы, изученные в 8 классе, учат нас гуманизму?

         Третья группа думала над проблемным вопросом: нужен ли гуманизм 21 веку?

         Четвертая группа (слабые ученики) отвечала на вопрос: могу ли я назвать себя гуманистом?

         Итогом проекта   стало сочинение «Я брат твой…», где ученики  на основе имеющейся информации  сделали вывод о назначении русской литературы, о правильном выборе человека в этой жизни. У учащихся частично сформировалась социальная компетентность, появилась своя нравственная позиция. Кроме того, ученики 8 класса выполнили тестовую работу по произведению, что помогло им углубить знания по теории литературы и лучше понять основную проблематику произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Произведения Л.Н.Толстого «После бала» как фактор формирования социальной компетенции учащихся». »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Овчаренко Елена Михайловна

Дата: 08.10.2015

Номер свидетельства: 237513


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства