«Я брат твой…» Н.В.Гоголь
Современная социальная ситуация в российском обществе характеризуется ростом числа правонарушений среди подростков, усилением жестокости и насилия в подростковой среде. В настоящее время многие специалисты в качестве одной из важнейших причин этих негативных явлении все чаще называют их низкую компетентность в решении возникающих перед ними социальных проблем, отсутствие в их среде таких нравственных понятий, как доброжелательность, сочувствие, сострадание, человеколюбие.
Социальная компетентность обозначает главные качества, с помощью которых человек успешно реализует себя в жизни. Она помогает человеку общаться с другими людьми, вступать с ними в контакт, находить свое место в любой ситуации и достигать поставленные цели. Выделяют следующие показатели социальной компетентности:
- выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания;
- восприятие: способность слушать, наблюдать воспринимать события и динамику процесса;
- открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими;
- сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других;
- формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить свое место в обучении, умение вести разговор;
- идентификация: способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс «близость и дистанция», осознавать собственные возможности и границы.
Но ни один из этих показателей не может быть реализован без осознания себя как частицы общества, всего человечества
Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу.
Именно в возрасте 13-14 лет подросток начинается задумываться о своей судьбе, о поступках, важных для него самого, путях решения той или иной проблемы.
Совершенствование преподавания литературы в школе предполагает усиление нравственного, гуманистического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника, воспитание самосознания, развитие читательского восприятия и интереса к чтению и изучению литературы, развитие воображения и чувства прекрасного, формирование творческого подхода к изучению литературы.
«Проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Проект - это буквально "нечто брошенное, пущенное вперед".
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5) развивают системное мышление.
Выбор произведения Л.Н.Толстого «После бала» для педагогического проекта не случаен. Именно в этом возрасте необходимо задуматься над собственным отношением к окружающим людям, заложить в себе основы духовно-нравственных качеств.
Целью проекта является формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся в духе гуманизма через опыт самопознания, осмысление собственного места в мире, выбор ценностных, смысловых установок своих действий.
Теме проекта подчинено всё: построение уроков, выбор тем для сочинений, подбор заданий, требующих не только вспомнить текст изучаемого произведения, но и дать оценку характерам героев, их поступкам, взглядам. Особенность этого проекта состоит в том, что это концентрическая система и к нему можно возвращаться и в 9, 10, 11 классах, усложняя и выбирая разные формы для выражения мнений учащихся.
Проблемные вопросы, на которые должны ответить учащиеся в ходе проведения проекта следующие:
- в чем проявлялся гуманизм Л.Н.Толстого
- выявить средства и приемы, которые использует автор для того, чтобы открыть нам тайны душевных переживаний героев;
- актуальность произведения
- нужен ли гуманизм 21-му веку
Для осуществления проекта класс был разделен на 4 группы.
Первая создавала презентации по биографии Толстого, акцентируя внимание на проблемном вопросе: в чем проявлялся гуманизм писателя?
Вторая группа провела исследовательскую работу на тему: какие произведения русской литературы, изученные в 8 классе, учат нас гуманизму?
Третья группа думала над проблемным вопросом: нужен ли гуманизм 21 веку?
Четвертая группа (слабые ученики) отвечала на вопрос: могу ли я назвать себя гуманистом?
Итогом проекта стало сочинение «Я брат твой…», где ученики на основе имеющейся информации сделали вывод о назначении русской литературы, о правильном выборе человека в этой жизни. У учащихся частично сформировалась социальная компетентность, появилась своя нравственная позиция. Кроме того, ученики 8 класса выполнили тестовую работу по произведению, что помогло им углубить знания по теории литературы и лучше понять основную проблематику произведения.