«Произведения Л.Н.Толстого «После бала» как фактор формирования социальной компетенции учащихся».
«Произведения Л.Н.Толстого «После бала» как фактор формирования социальной компетенции учащихся».
«Я брат твой…» Н.В.Гоголь
Современная социальная ситуация в российском обществе характеризуется ростом числа правонарушений среди подростков, усилением жестокости и насилия в подростковой среде. В настоящее время многие специалисты в качестве одной из важнейших причин этих негативных явлении все чаще называют их низкую компетентность в решении возникающих перед ними социальных проблем, отсутствие в их среде таких нравственных понятий, как доброжелательность, сочувствие, сострадание, человеколюбие.
Социальная компетентность обозначает главные качества, с помощью которых человек успешно реализует себя в жизни. Она помогает человеку общаться с другими людьми, вступать с ними в контакт, находить свое место в любой ситуации и достигать поставленные цели. Выделяют следующие показатели социальной компетентности:
- выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания;
- восприятие: способность слушать, наблюдать воспринимать события и динамику процесса;
- открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими;
- сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других;
- формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить свое место в обучении, умение вести разговор;
- идентификация: способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс «близость и дистанция», осознавать собственные возможности и границы.
Но ни один из этих показателей не может быть реализован без осознания себя как частицы общества, всего человечества
Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу.
Именно в возрасте 13-14 лет подросток начинается задумываться о своей судьбе, о поступках, важных для него самого, путях решения той или иной проблемы.
Совершенствование преподавания литературы в школе предполагает усиление нравственного, гуманистического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника, воспитание самосознания, развитие читательского восприятия и интереса к чтению и изучению литературы, развитие воображения и чувства прекрасного, формирование творческого подхода к изучению литературы.
«Проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Проект - это буквально "нечто брошенное, пущенное вперед".
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5) развивают системное мышление.
Выбор произведения Л.Н.Толстого «После бала» для педагогического проекта не случаен. Именно в этом возрасте необходимо задуматься над собственным отношением к окружающим людям, заложить в себе основы духовно-нравственных качеств.
Целью проекта является формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся в духе гуманизма через опыт самопознания, осмысление собственного места в мире, выбор ценностных, смысловых установок своих действий.
Теме проекта подчинено всё: построение уроков, выбор тем для сочинений, подбор заданий, требующих не только вспомнить текст изучаемого произведения, но и дать оценку характерам героев, их поступкам, взглядам. Особенность этого проекта состоит в том, что это концентрическая система и к нему можно возвращаться и в 9, 10, 11 классах, усложняя и выбирая разные формы для выражения мнений учащихся.
Проблемные вопросы, на которые должны ответить учащиеся в ходе проведения проекта следующие:
в чем проявлялся гуманизм Л.Н.Толстого
выявить средства и приемы, которые использует автор для того, чтобы открыть нам тайны душевных переживаний героев;
актуальность произведения
нужен ли гуманизм 21-му веку
Для осуществления проекта класс был разделен на 4 группы.
Первая создавала презентации по биографии Толстого, акцентируя внимание на проблемном вопросе: в чем проявлялся гуманизм писателя?
Вторая группа провела исследовательскую работу на тему: какие произведения русской литературы, изученные в 8 классе, учат нас гуманизму?
Третья группа думала над проблемным вопросом: нужен ли гуманизм 21 веку?
Четвертая группа (слабые ученики) отвечала на вопрос: могу ли я назвать себя гуманистом?
Итогом проекта стало сочинение «Я брат твой…», где ученики на основе имеющейся информации сделали вывод о назначении русской литературы, о правильном выборе человека в этой жизни. У учащихся частично сформировалась социальная компетентность, появилась своя нравственная позиция. Кроме того, ученики 8 класса выполнили тестовую работу по произведению, что помогло им углубить знания по теории литературы и лучше понять основную проблематику произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Произведения Л.Н.Толстого «После бала» как фактор формирования социальной компетенции учащихся». »
Педагогический проект
«Нравственно-гуманистическое воспитание учащихся 8 класса на уроках литературы при изучении произведения Л.Н.Толстого «После бала» как фактор формирования социальной компетенции».
Проект выполнила
Овчаренко Елена Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Веревская средняя общеобразовательная школа».
«Я брат твой…» Н.В.Гоголь
Современная социальная ситуация в российском обществе характеризуется ростом числа правонарушений среди подростков, усилением жестокости и насилия в подростковой среде. В настоящее время многие специалисты в качестве одной из важнейших причин этих негативных явлении все чаще называют их низкую компетентность в решении возникающих перед ними социальных проблем, отсутствие в их среде таких нравственных понятий, как доброжелательность, сочувствие, сострадание, человеколюбие. Социальная компетентность обозначает главные качества, с помощью которых человек успешно реализует себя в жизни. Она помогает человеку общаться с другими людьми, вступать с ними в контакт, находить свое место в любой ситуации и достигать поставленные цели. Выделяют следующие показатели социальной компетентности:
- выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания;
- восприятие: способность слушать, наблюдать воспринимать события и динамику процесса;
- открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими;
- сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других;
- формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить свое место в обучении, умение вести разговор;
- идентификация: способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс «близость и дистанция», осознавать собственные возможности и границы.
Но ни один из этих показателей не может быть реализован без осознания себя как частицы общества, всего человечества
Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу.
Именно в возрасте 13-14 лет подросток начинается задумываться о своей судьбе, о поступках, важных для него самого, путях решения той или иной проблемы.
Совершенствование преподавания литературы в школе предполагает усиление нравственного, гуманистического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника, воспитание самосознания, развитие читательского восприятия и интереса к чтению и изучению литературы, развитие воображения и чувства прекрасного, формирование творческого подхода к изучению литературы.
«Проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Проект - это буквально "нечто брошенное, пущенное вперед".
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5) развивают системное мышление.
Выбор произведения Л.Н.Толстого «После бала» для педагогического проекта не случаен. Именно в этом возрасте необходимо задуматься над собственным отношением к окружающим людям, заложить в себе основы духовно-нравственных качеств.
Целью проекта является формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся в духе гуманизма через опыт самопознания, осмысление собственного места в мире, выбор ценностных, смысловых установок своих действий.
Теме проекта подчинено всё: построение уроков, выбор тем для сочинений, подбор заданий, требующих не только вспомнить текст изучаемого произведения, но и дать оценку характерам героев, их поступкам, взглядам. Особенность этого проекта состоит в том, что это концентрическая система и к нему можно возвращаться и в 9, 10, 11 классах, усложняя и выбирая разные формы для выражения мнений учащихся.
Проблемные вопросы, на которые должны ответить учащиеся в ходе проведения проекта следующие:
в чем проявлялся гуманизм Л.Н.Толстого
выявить средства и приемы, которые использует автор для того, чтобы открыть нам тайны душевных переживаний героев;
актуальность произведения
нужен ли гуманизм 21-му веку
Для осуществления проекта класс был разделен на 4 группы.
Первая создавала презентации по биографии Толстого, акцентируя внимание на проблемном вопросе: в чем проявлялся гуманизм писателя?
Вторая группа провела исследовательскую работу на тему: какие произведения русской литературы, изученные в 8 классе, учат нас гуманизму?
Третья группа думала над проблемным вопросом: нужен ли гуманизм 21 веку?
Четвертая группа (слабые ученики) отвечала на вопрос: могу ли я назвать себя гуманистом?
Итогом проекта стало сочинение «Я брат твой…», где ученики на основе имеющейся информации сделали вывод о назначении русской литературы, о правильном выборе человека в этой жизни. У учащихся частично сформировалась социальная компетентность, появилась своя нравственная позиция. Кроме того, ученики 8 класса выполнили тестовую работу по произведению, что помогло им углубить знания по теории литературы и лучше понять основную проблематику произведения.
Литература:
Круглова И.В. Использование проектных технологий обучения на уроках литературы в старших классах //Образование в современной школе. 2005. №8.
Леонтович А.В.Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников.2003.№ 4.
Немов, Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов / Р.С. Немов; М.: Владос, 2001.
Терентьева Р.П. Школа научного поиска: исследовательская деятельность учащихся по литературе // Русская словесность .2002. №2
Шабалина С.С. Проведение творческих исследовательских работ учащимися под руководством учителя // Исследовательская работа школьников. 2005. №3 .
6. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003.
Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003.
(проводится анонимно)
Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай – согласен ты с этими высказываниями или нет.
Глупо рисковать ради другого человека. Да, нет.
Я допускаю, что могу ошибиться в жизненном выборе. Да, нет.
Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу того, что не знаю многих важных вещей. Да, нет.
Для меня важно найти смысл собственной жизни.Да, нет.
Приходилось ли выбирать вам: принести пользу себе, но сделать больно другим людям (одноклассникам, родителям, друзьям), ради достижения положительного результата. Да, нет.
Приходилось ли вам жертвовать своими интересами ради других людей. Да, нет.
Анализ анкеты «Духовные ценности»
Всего в анкетировании приняло участие 16 человек,
возраст опрашиваемых 14-15 лет (8 класс).
Вопрос 1:
да – 3 ; нет - 13
Вопрос 2:
да – 13; нет - 3
Вопрос 3:
да – 11; нет - 5
Вопрос 4
да – 15; нет - 1
Вопрос 5:
да – 7; нет - 9
Вопрос 6:
да – 13; нет - 3
Результат анкетирования показал, что ученики готовы к сотрудничеству, готовы ощущать себя частью общества, нести ответственность за свои поступки, способны сочувствовать и сострадать; хотя испытывают вполне объяснимую в этом возрасте некую растерянность перед будущим.
Поурочное планирование изучения произведения
Л.Н.Толстого «После бала»
(3 часа)
Урок 1. Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя
Цель урока: познакомить с основными биографическими сведениями писателя, историей создания рассказа
Словарная работа: гуманизм, миросозерцание, проблемы бытия, нравственность.
Теория литературы: жанр рассказа.
...Чтоб жить честно, надо рваться, Путаться, биться, ошибаться, Начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость. Л.Н.Толстой
- Ребята, как вы думаете, что значит жить честно? (Ответы учащихся)
- А вот как ответил на этот вопрос Л.Н. Толстой: "Мне смешно вспомнить, как я думывал, и как вы, кажется, думаете, что можно себе устроить счастливый и вечный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаяния, без путаницы жить себе потихоньку и делать, не торопясь, аккуратно все только хорошее. Смешно!.. Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость. Эти слова Льва Николаевича многое объясняют в его жизни и творчестве.
- Какие факты из биографии писателя вам уже известны? Какие произведения вы помните? («Кавказский пленник "Севастопольские рассказы")
Жить ради людей и для людей. Осознание необходимости этого возникло у Л.Н.Толстого очень рано. Он не раз вспоминал игру, которую очень любил в детстве. Её придумал старший из братьев толстых - Николенька. Так вот он-то, когда нам с братьями было - мне пять, а Митеньке шесть, Сереже семь лет, объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми; не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями.
-Как вы думаете, почему именно муравьиное братство? (Муравьи - это труженики, создают все сообща, это миролюбие, это доброта, это взаимопомощь)
И я помню, что слово "муравейное" особенно нравилось, напоминая муравьев в кочке». Тайна, по словам Николеньки, человеческого счастья была "написана на зеленой палочке, а палочка зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа". Чтобы узнать тайну, надо было выполнить много трудных условий... Идеал муравейных братьев - братство людей всего мира - Толстой пронес через всю жизнь. "Мы называли это игрой,- писал он в конце жизни, - а между тем все на свете игра, кроме этого..."
Детские годы Толстого прошли в тульском имении родителей - Ясной Поляне. Матери Толстой не помнил: она умерла, когда ему не было двух лет. В 9 лет он потерял и отца. Участник заграничных походов времен Отечественной войны, отец Толстого принадлежал к числу дворян, критически относившихся к правительству: он не пожелала служить ни в конце царствования Александра I, ни при Николае.
"Разумеется, я не понимал этого в детстве, - вспоминал много позднее Толстой, - но я понимал то, что отец никогда ни перед кем не унижался, не изменял своего бойкого, веселого и часто насмешливого тона. И это чувство собственного достоинства, которое я видел в нем, увеличивало мою любовь, мое восхищение перед ним".
Воспитательницей осиротевших детей Толстых (четырех братье и сестры Машеньки) стала дальняя родственница семьи Татьяна Александровна Ергольская. Тетенька была н6еобычайно добра и как-то радостно любила всех. Этой ласковой большой любви к людям она учила и детей - не словами учила, а примером всей своей тихой, ясной жизни. Детей она любила, как родных, и особенно была привязана к маленькому Левочке. Сохранились детские стихи Толстого, посвященные "милой тетеньке". Писать он начал лет с семи.
Первоначальное образование Толстой получил дома, как принято было тогда в дворянских семьях, а в 17 лет поступил в Казанский университет, но весной 1847г он оставил его и поселился в деревне. После смерти отца, Льву, по его просьбе, в наследство передали имение Ясная Поляна. Здесь он пытается найти применение своим силам. Он ведет дневник, чтобы давать себе "отчет каждого дня с точки зрения тех слабостей, от которых хочешь исправиться", составляет "правила для развития воли", берется за изучение многих наук, решает улучшить жизнь крестьян. Лев Николаевич мечется, ищет цели в жизни. Он то собирается ехать в Сибирь, то отправляется в Москву и проводит там несколько месяцев, то едет в Петербург, где успешно сдает экзамены в университет на степень кандидата, но не завершает и этого начинания; то собирается в конногвардейский полк; то вдруг решает арендовать почтовую станцию...(Связать с эпиграфом: «...А спокойствие - душевная подлость».) В эти же годы Л. Толстой серьезно занимается музыкой, открывает школу для крестьянских детей, берется за изучение педагогики.
Известен такой факт: Простые люди, узнав, что есть такой граф, который помогает беднякам, решили обратиться к нему с просьбой. Им посоветовали, мол, придите, встаньте на колени и бейте перед ними челом. Мужики так и сделали. Л.Н Толстой, увидев это, остановился в недоумении. "Как же я буду с вами разговаривать?- спрашивает он, а они не встают. Тогда он тоже опустился на колени. "Ну, вот теперь мы с вами можем и поговорить".
-Так что значит жить честно? (Чтобы жить честно, нужно уважать человека, независимо от социального положения)
В мучительных поисках Толстой постепенно приходит к тому главному делу, которому посвятил всю остальную жизнь, - к литературному творчеству. В 1851г. Вместе с братом Николаем Лев Николаевич отправляется на Кавказ, где шла бесконечная война с горцами, - отправился, однако, с твердым намерением стать писателем. Он участвует в боях и походах, сближается с новыми людьми и приходит к выводу, что не офицеры настоящие герои, а простой солдат кует победу. В первый же год кавказской службы он написал "Детство" и напечатал его в журнале "Современник", редактором которого был в то время Н. Некрасов, под псевдонимом Л.Н.
Сокровенный принцип Толстого - писать от сердца. Фальшь, лицемерие не совместимы с талантом настоящего человека. Как было сказано уже, Толстой тяготился барским укладом быта в Ясной Поляне, он не раз порывался ее покинуть. Первый раз он попытался уйти из дома летом 1881г., но чувство любви и жалости к жене и детям заставило его вернуться с дороги. Так закончились и другие попытки ухода, которые он предпринимал позднее. И вот в ночь 28 октября 1910 года Толстой тайно покинул Ясную Поляну, решив поехать на юг и поселиться в крестьянской избе, желая провести остаток своих дней среди трудового народа. Давняя его мечта не сбылась: по дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сойти на маленькой станции Астапово и попроситься в дом начальника станции. Слух об уходе Толстого и его болезни быстро распространился. Сотни людей ринулись в Астапово. Все хотели видеть Толстого. Но он чувствовал себя очень плохо, и к нему никого не допустили. В этом доме Л.Н. Толстой и скончался. На похороны в Ясную Поляну стекались тысячи людей. Когда писатель пишет - это одно, но когда живет так, как пишет и как зовет жить других,- это совсем иное. Это очень редко. И очень трудно. Но это и вызывает любовь.
Старик, старавшийся жить по совести, оказался дорог и необходим всем добрым людям.
Рассказ "После бала" написан Л.Н. Толстым в 1903г., когда писателю было уже далеко за 70 лет. Более 50 лет назад, когда Л.Н.Толстой был студентом Казанского университета, он рассказывал, что знал одного полковника- командира, «который накануне с красавицей дочерью танцевал мазурку на бале и уезжал раньше, чтобы назавтра рано утром распорядиться прогонением насмерть сквозь строй бежавшего солдата - татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью". Вот о таком полковнике и вспомнил писатель в рассказе "После бала" .
Работа с учебником.
Учебник содержит материалы о жизненных источниках рассказа «После бала». Расскажите об этом. Столько времени прошло, а проблемы в обществе остались те же, потому писателя всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата, простого человека.
- Кто повествует нам о всех происходящих событиях? (Иван Васильевич)
- А это повествование состоит из скольких основных частей?(Из двух частей: бал и после бала).
- Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения?(Это 2-я часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина.)
- А зачем писателю понадобилась 1-я часть? Он мог начать прямо со сцены избиения, раз это главная часть. Так можно было создать простую газетную заметку, а Л. Толстой создает художественное произведение. Почему? (В рассказе очень важен и сам Иван Васильевич, его чувства, какие он переживает на балу и после бала. Без 1-ой части не было бы и произведения искусства, так как именно 1-ая часть повествует, как можно было ошибаться, принять фальшивую внешность за настоящую действительность.
Д/з. Составить таблицу в тетради
полковник
наказываемый
Социальное положение
Походка
Описание лица
Урок 2. Антитеза как основное средство художественного изображения в произведении.
Цель урока: показать душевные терзания обыкновенного человека., помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел
Словарная работа: лицемерие, искренность
Теория литературы: выразительные средства языка (эпитет, антитеза), портрет литературного героя, идея рассказа
Ход урока:
На прошлом уроке мы пришли к выводу, что по сравнению с первой частью вторая производит более сильное впечатление. Посмотрим, как это происходит.
- Какими эпитетами обрисован праздник у предводителя? (бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые; мотив мазурки звучит почти беспрерывно)
- С кем мы знакомимся на балу? (С Варенькой и полковником)
Смотрите, сколько в их описании светлых, радостных, восторженных эпитетов! (в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у нее "сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые и, милые глаза"; он красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, ильными плечами, длинными стройными ногами. Как он скромен, уверяя, что разучился танцевать. Но как " он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно задвигалась вокруг залы")
-Вызывает ли портрет полковника у вас симпатию? Для чего автор вводит эпитет "радостная улыбка"? (Показать внешнюю доброжелательность.)
-Зачем Л.Н. Толстой описывает танец? (Дополнение к гармонии во внешности)
-Слово "красивый" употребляется несколько раз зачем? (Показать, что перед нами рыцарь, кавалер с прекрасными манерами).
-Какие чувства испытывает Иван Васильевич на балу? (Иван Васильевич смотрит на полковника и Вареньку с восторженным умилением. Милыми ему кажутся даже немодные сапоги полковника: "Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные". "Он нежно, мило обхватил дочь руками за уши, поцеловав в лоб, привел ее ко мне". " К отцу... ее с его сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженное, нежное чувство".
-Чем можно объяснить, что в сцене бала все окружающее герой воспринимает " с восторженным умилением"? (Тем, что он влюблен, захвачен праздничной атмосферой званого вечера, близостью любимой девушки, ощущением собственной молодости и красоты).
Это в 1-ой части, а во2-ой?
Описание полковника (Высокий военный в шинели и фуражке... ее отец со своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.) Маска сорвана. Есть все, кроме улыбки. Куда подевались нежные чувства и восторженные слова?
Рассмотрим в сопоставлении полковника и наказываемого (домашнее задание)
Контраст усиливается, когда Иван Васильевич видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата (Зачитать)
-Что испытывает Иван Васильевич, видя эту сцену? (Почти физическую, доходящую до тошноты тоску).
-При помощи чего он передает бездушие, длительность и ужас совершающегося? (Повторением одних и тех же слов "...все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым".)
Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части.
- Давайте посмотрим, как намечается переход от 1-ой части ко 2-ой. Сравним описание бала в начале рассказа с описанием предутренней улицы. Как постепенно возникает контраст между музыкой бала, которая еще звучит в душе Ивана Васильевича, и иной музыкой, которую он слышит, приближаясь к плацу.
- Зачем автору нужно контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановки, в которой они действуют? (Это позволяет автору существо их характеров и в тоже время обнажить социальное противоречие царской России.)
- Ребята, а как вы думаете, почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказывается жестоким по отношению к солдатам? Был ли он двуличным человеком?
- Ребята, казалось бы, произведение Л.Н. Толстого как будто бы написано о давно прошедшей жизни, но присмотритесь внимательно: не заставляет ли оно кое о чем задуматься и теперь? О чем? (Иван Васильевич охвачен на балу ощущением красоты, чувством любви ко всем, чувством счастья, которое все растет и растет. Ему кажется, что это и есть настоящая жизнь. А Варенька представляется ему идеальным неземным существом. Но случай сталкивает его с подлинной правдой жизни, и все представления его о счастье опрокидываются. Чувство радости и счастья превращается в тоску и физическую тошноту. Варенька по-прежнему остается изящной и красивой девушкой, она еще молода, неопытна и кто знает, кем она станет. Но вся любовь к Вареньке "сошла на нет".)
-Почему? (На этот вопрос отвечает сам Иван Васильевич: "Когда она, как это часто бывало с ней, задумываясь, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как - то неловко и неприятно". Красота Вареньки перестала быть привлекательной для Ивана Васильевича, потому что, начиная с бала, ее облик в представлении Ивана Васильевича тесно связан с обликом ее отца.).
- К какому выводу подводит нас автор?
Д/з Письменно ответить на вопрос: В чем современное звучание рассказа Л.Толстого «После бала»
Урок 3. Автор и рассказчик в произведении.
Моральная ответственность человека за все происходящее.
Цель урока: понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за все, что совершается в жизни; контроль знаний.
Теория литературы: композиция художественного произведения
Ход урока:
1. Реализация домашнего задания (позволяет плавно перейти к работе над темой урока).
2. Слово учителя.
Итак, контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, красивый полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.
Иван Васильевич испытывает почти физическую, доходящую до тошноты боль. Бездушие, длительность и ужас совершающегося он передает повторением одних и тех же слов: «… все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все, так же били барабаны и свистела флейта и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказуемым.
3. Беседа с элементами диспута.
Многие основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала – в истинном свете, без маски. Так ли это? Мы также постараемся ответить.
- На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивает его поведение по отношению к дочери на балу? ( В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым – он на самом деле мил, красив и добр, конечно, по отношению к людям определенного круга. Полковник искренне любит дочь и заботится о ней. По замечанию и предположению Ивана Васильевича, полковник носит домодельные, а не модные сапоги, чтобы одевать и выводить Вареньку в высший свет. И Варенька платит отцу любовью и даже гордится им.)
- Искренен ли он к ней и другим гостям бала? ( Полковник искренен и на балу, когда радостный, счастливый танцует с дочерью, или подводит ее к влюбленному в нее молодому человеку, и после бала, как ревностный николаевский служака, когда по давно, тщательно продуманному порядку прогоняет сквозь строй провинившегося солдата.)
- Какие качества характера полковника проявляются в сцене на плацу? ( Полковник убежден, что делать «надо все по закону»: перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, вынуть «шпагу из портупей», отдать «ее услужливому молодому человеку…» А если придет случай, ударить этой рукой провинившегося солдата.)
- Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? ( Может быть, где-то в глубине души у него есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича и отворачивается. Но это не снимает с него вины, а лишь объясняет мотивы его поступков. Он, как офицер, верит в необходимость жестокой расправы с теми солдатами, кто посмел ослушаться.)
- Понял ли рассказчик причины противоречий в характере, поведении полковника?
( Иван Васильевич мог понять и простить офицера, который носил маску доброго человека и оказался подлецом в «выполнении» служебных обязанностей, но понять того, кто искренне добр в одной обстановке и страшно зол – в другой , для него невозможно.)
- В чем корень противоречий, по мнению автора? Согласны ли вы с писателем?
( Иван Васильевич не находит ответы и где-то в глубине души смутно догадывается, что в иных жизненных ситуациях, заставляющих человека быть то одним, то другим, повинно общество. Дойти до истины Ивану Васильевичу так и не удалось. До самой смерти он не мог понять принципы нелепо устроенного общества и сохранил веру в то, что поведение человека зависит от случая. Но в глубине души он уверен, что дело не в случае, не в одном офицере, а в каких-то более основательных социальных причинах.)
4. Слово учителя. Л.Н. Толстой в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные, искаженные понятия о долге, чести, достоинстве, а также срывает маску покровы с действительности николаевской России. Беззаботная, сытая, праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других – вот истинное «лицо» русской действительности. Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за все, что происходит.
Юноша, горячий, впечатлительный, даже восторженный, впервые в жизни столкнувшись с несправедливостью, даже по отношению не к нему, резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой карьеры и посвятил свою жизнь служению другим людям.
- А почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?
( Он был настолько ошеломлен, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло : «…мне было до такой степени стыдно, что, не знал, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».
Чтобы понять душевные муки рассказчика, надо сравнить одну из первых редакций и последнюю редакцию концовки рассказа. Сравните и ответьте на вопрос:
-Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?
Черновой вариант
Окончательный вариант
«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».
«Что ж, вы думаете. Что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А, не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь, не годился».
( В окончательной редакции сильнее выражено чувство рассказчика за несправедливость, сильнее выражено чувство рассказчика за несправедливость, царящую в мире.)
На вопрос, могут ли условия жизни повлиять на взгляды человека, мы прямого ответа не получили, но зато мы можем сделать очень важные выводы: человек не может и не должен быть равнодушен к жизни близких, да и вообще к жизни людей: он должен чувствовать свою личную ответственность за все, то совершается в жизни.
- Как вы считаете, прав ли Иван Васильевич, посчитавший и Вареньку причастной к злу, совершенному ее отцом?
Вывод. Значение рассказа «После бала» огромно. Писатель своим произведением выразил отношение к обращению с солдатами, он ставил, как мы видели, широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское состояние? Что такое справедливость, честь, достоинство? Как мы уже говорили выше, эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему в 1990-е годы Толстой вспомнил случай, произошедший в далекие годы юности, и положил его в основу рассказа. Пером писателя водило не столько желание восстановить в памяти минувшее, сколько стремление обратить внимание современников на незаживающие язвы настоящего. Замысел этот воплощается в идее, композиции рассказа.
Задание, выполняемое в парах. Прочитайте материал в учебнике-хрестоматии «Композиция художественного произведения» и подумайте над вопросами, предложенными в конце статьи. Обсудите эти вопросы с соседом по столу.
Вывод. Каждый писатель, обдумывая композицию произведения и избирая определенный способ повествования, стремится к тому, чтобы наиболее полно воплотить в произведении свои мысли, чувства, переживания, передать свое видение жизни, воссоздать правду жизни, правду характеров, и воссоздать так, чтобы заставить задуматься читателя. Поэтому каждый писатель по-разному строит произведения, по-разному располагает картины событий, сцены и эпизоды, по-разному организует сюжет.
Тестовая работа.
Д/з Домашнее сочинение на тему «Я брат твой…» (по произведению Л.Н.Толстого «После бала)
Тест.
Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?
а) последовательность излагаемых событий
б) цикличность излагаемых событий
в) антитеза
г) ретроспектива
Каков тип композиции рассказа?
а) рассказ в рассказе
б) повествование от первого лица
в) последовательное авторское изложения событий
С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
а) отчуждения
б) возмущения
в) восторг
г) пренебрежение
Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
а) важность судьбы героя после бала
б) особое значение сцены расправы над солдатом
в) важность утра, следующего за балом
С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)
а) антитеза
б) подбор эпитетов
в) прямая авторская оценка
г) цветопись
д) звукопись
е) описание одного героя
ж) внутренний монолог
Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
а) автор показывает двуличие героя
б) на балу одел «маску» добропорядочности
в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности
г) искренне верит в необходимость жесткой расправы
Определите основную идею рассказа?
а) судьба человека зависит от случая
б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость
в) идея личной ответственности человека
г) осуждение деспотизма
С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
а) замшевая перчатка
б) белые усы и бакенбарды
в) блестящие глаза и радостная улыбка
г) «домодельные» сапоги
9. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?
а) утверждает идею Л.Н. Толстого «непротивления злу насилием»
б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей
в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека»
10. Отметить импонирующее вам утверждение:
а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности
б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее
в) в рассказе автор призывает бороться с произволом
Тест.
1.Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?
а) последовательность излагаемых событий
б) цикличность излагаемых событий
в) антитеза
г) ретроспектива
2. Каков тип композиции рассказа является основным?
а) рассказ в рассказе
б) повествование от первого лица
в) последовательное авторское изложения событий
3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
а) отчуждения
б) возмущения
в) восторг
г) пренебрежение
4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
а) важность судьбы героя после бала
б) особое значение сцены расправы над солдатом
в) важность утра, следующего за балом
5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (назвать несколько)
а) антитеза
б) подбор эпитетов
в) прямая авторская оценка
г) цветопись
д) звукопись
е) описание одного героя
ж) внутренний монолог
6. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
а) автор показывает двуличие героя
б) на балу одел «маску» добропорядочности
в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности
г) искренне верит в необходимость жесткой расправы
7. Определите основную идею рассказа?
а) судьба человека зависит от случая
б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость
в) идея личной ответственности человека за все, что происходит в обществе
г) осуждение деспотизма
8. С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
а) замшевая перчатка
б) белые усы и бакенбарды
в) блестящие глаза и радостная улыбка
г) «домодельные» сапоги
9. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?
а) утверждает идею Л.Н. Толстого «непротивления злу насилием»
б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей
в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека»
10. Отметить импонирующее вам утверждение:
а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности
б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее
в) в рассказе автор призывает бороться с произволом