ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД.(подготовила Попкова.И.Ю.)
Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить
младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчимову,
аналитическому чтению.Современное сообщество заинтересовано в
квалифицированном читателе, т.к. мы живём в условиях изобилия
информации, поэтому извлечения нужной информации из текста и её
преобразования становятся важнейшими умениями, без которых невозможно
жить в обществе и достич успехов. Вот почему технология продуктивного
чтения, разработанная профессором Н.Светловской преобретает ведущее
значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в
новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках
иокружающего мира, истории и даже иностранном языке.
Цель и задачи технологии продуктивного чтения
Цель технологии : формирование читательской компетенции школьника. В
начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного
читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги,
умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих ЗАДАЧ
1. Формирования техники чтения и приёмов понимания и анализа текста;
Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения,
потребности читать;
2. Введение детей через литературу в мир человечиских отношений,
нравственно-этических ценностей; формирование эстетического
вкуса;
3. Развитие устной и писменной речи, овладение речевой и коммуникативной
культурой; развитие творческих способностей детей;
4. Приобщение к литературе как к искусству слова и практичное
ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
СИСТЕМЫ УЧЕБНИКОВ НАПРАВЛЕНЫ НА ДОСТИЖЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЛИЧНОСТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью
в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств,
через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного
диалога на этапе его обсуждения.
ЧЕМ ЖЕ ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК ОТЛИЧАЕТСЯ
ОТ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после
чтения.
ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК:
До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: "Сейчас
узнаем о писателе и прочитаем."
Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети,
остальные слушают.
После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом
сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к
чтению.
ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ:
До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предпологают о чем
текст по его названию,иллюстрации, портрету писателя.
мотивация к чтению.
Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы,
прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская
интерпритация.
После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.
ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ
Этап 1. Работа с текстом до чтения.
Знакомство с новым произведением начинается с предвосхищения,
предугадывания предстоящего чтения. Ученики пытаются определить
направлённость текста-смысловую,тематическую,эмоциональную,
выделить героев по названию произведения, имени автора, ключевым
словам, иллюстрациям. (Разве не так мы, взрослые, выбераем книги в
магазине или библиотеке?) Всё это происходит с опорой на читательский
опыт. Данный этапзавершается постановкой целей урока.
Этап 2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе),
чтение-слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) с учётом
особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей
учащихся. Выявление первичного восприятия текста, например: с помощью
беседы, фиксации первичных впечатлений, писменных ответов на вопросы
и т.д.
2. Перечитывание текста.Медленное "вдумчивое" повторное чтение всего
текста или его отдельных фрагментов. Постановка вопросов к тексту и к
автору. Комментирование текста. Постановка уточняющих вопросов к
каждой его смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявления
совпадений и предположений обучающихся о содержании литературного
произведения с окончательными выводами по тексту. Обращение (в случае
необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
Постановка к тексту обобщащих вопросов.
Этап 3. Работа с текстом после чтения.
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение
прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интепретаций
произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста
или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. Работа с
материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия,
иллюстраций к произведению. Беседа об особенностях восприятия
литературного произведения разными людьми на примере сравнения видения
художника-иллюстратора с видением обучающихся.
4. Творческие задания для обучающихся. Задания должны быть направлены
на выявление эмоционального отношения детей к литературному
произведению, осмыслению школьниками содержания текста, развитие у них
воображения и т.д.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА
В начале урока учитель задает загадку, (сообщает удивительный факт),
разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе
над новым материалом.
ЗАДАЙ ВОПРОС
С чего начинается осмысление учеником учебного материала?
-Когда он задает себе вопросы: "Что это.?", " Почему.?", " Зачем это мне
нужно.?" и т.п.
СОСТАВЬ ЗАДАНИЕ
Данный прием очень эффективенпри самостоятельной работе с учеником.
Ученики " приподнимаются " над учебным материалом, выполняют " роль
учителя", конструируя учебные задачи.
КУБИК БЛУМА
О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят
как об авторе известной "Таксономии учебных целей". Но он же является и
автором нескольких приемов педагогической техники. один из них " Кубик
Блума".
На гранях кубика написаны начала вопросов:
" Почему", " Объясни", "Назови", " Предложи", " Придумай", " Поделись".
Учитель ( или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к
учебномуматериалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Более сложной может стать работа не с текстом учебника, а с
хрестоматией, другими дополнитильными материалами. И тут необходимо
так продумать задание, чтобы работа учениками выполнялась не
миханически, а творчески.