kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УМК "Перспектива" .Статья "Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативных УУД"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД.(подготовила Попкова.И.Ю.)

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить

младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчимову,

аналитическому чтению.Современное сообщество заинтересовано в

квалифицированном читателе, т.к. мы живём в условиях изобилия

информации, поэтому извлечения нужной информации из текста и её

преобразования становятся важнейшими умениями, без которых невозможно

жить в  обществе и достич успехов. Вот почему технология продуктивного

чтения, разработанная профессором Н.Светловской преобретает ведущее

значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в

новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках

иокружающего мира, истории и даже иностранном языке.

Цель и задачи технологии продуктивного чтения

Цель технологии : формирование читательской компетенции школьника. В

начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного

читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги,

умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих ЗАДАЧ

1. Формирования техники чтения и приёмов понимания и анализа       текста;

Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения,

потребности читать;

2. Введение детей через литературу в мир человечиских отношений,

нравственно-этических ценностей; формирование эстетического

вкуса;

3. Развитие устной и писменной речи, овладение речевой и коммуникативной

культурой; развитие творческих способностей детей;

4. Приобщение к литературе как к искусству слова и практичное

ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

СИСТЕМЫ УЧЕБНИКОВ НАПРАВЛЕНЫ НА ДОСТИЖЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЛИЧНОСТНЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью

в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств,

через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного

диалога на этапе его обсуждения.

ЧЕМ ЖЕ ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК ОТЛИЧАЕТСЯ

ОТ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

Цель: учим самостоятельно понимать текст.

Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после

чтения.

ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК:

До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: "Сейчас

узнаем о писателе и прочитаем."

Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети,

остальные слушают.

После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом

сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к

чтению.

ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ:

До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предпологают о чем

текст по его названию,иллюстрации, портрету писателя.

мотивация к чтению.

Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы,

прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская

интерпритация.

После чтения:  беседуем и уточняем позицию автора.

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ

Этап 1. Работа с текстом до чтения.

Знакомство с новым произведением начинается с предвосхищения,

предугадывания предстоящего чтения. Ученики пытаются определить

направлённость текста-смысловую,тематическую,эмоциональную,

выделить героев по названию произведения, имени автора, ключевым

словам, иллюстрациям. (Разве не так мы, взрослые, выбераем книги в

магазине или библиотеке?) Всё это происходит с опорой на читательский

опыт. Данный этапзавершается постановкой целей урока.

Этап 2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе),

чтение-слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) с учётом

особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей

учащихся. Выявление первичного восприятия текста, например: с помощью

беседы, фиксации первичных впечатлений, писменных ответов на вопросы

и т.д.

2. Перечитывание текста.Медленное "вдумчивое" повторное чтение всего

текста или его отдельных фрагментов. Постановка вопросов к тексту и к

автору. Комментирование текста. Постановка уточняющих вопросов к

каждой его смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявления

совпадений и предположений обучающихся о содержании литературного

произведения с окончательными выводами по тексту. Обращение (в случае

необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

Постановка к тексту обобщащих вопросов.

Этап 3. Работа с текстом после чтения.

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение

прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интепретаций

произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста

или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. Работа с

материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия,

иллюстраций к произведению. Беседа об особенностях восприятия

литературного произведения разными людьми на примере сравнения видения

художника-иллюстратора с видением обучающихся.

4. Творческие задания для обучающихся. Задания должны быть направлены

на выявление эмоционального отношения детей к литературному

произведению, осмыслению школьниками содержания текста, развитие у них

воображения и т.д.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА

В начале урока учитель задает загадку, (сообщает удивительный факт),

разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе

над новым материалом.

ЗАДАЙ ВОПРОС

С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

-Когда он задает себе вопросы: "Что это.?", " Почему.?", " Зачем это мне

нужно.?" и т.п.

СОСТАВЬ ЗАДАНИЕ

Данный прием очень эффективенпри самостоятельной работе с учеником.

Ученики " приподнимаются " над учебным материалом, выполняют " роль

учителя", конструируя учебные задачи.

КУБИК БЛУМА

О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят

как об авторе известной "Таксономии учебных целей". Но он же является и

автором нескольких приемов педагогической техники. один из них " Кубик

Блума".

На гранях кубика написаны начала вопросов:

" Почему", " Объясни", "Назови", " Предложи", " Придумай", " Поделись".

Учитель ( или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к

учебномуматериалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Более сложной может стать работа не с текстом учебника, а с

хрестоматией, другими дополнитильными материалами. И тут необходимо

так продумать задание, чтобы работа учениками выполнялась не

миханически, а творчески.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УМК "Перспектива" .Статья "Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативных УУД" »

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД.(подготовила Попкова.И.Ю.)



Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить

младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчимову,

аналитическому чтению.Современное сообщество заинтересовано в

квалифицированном читателе, т.к. мы живём в условиях изобилия

информации, поэтому извлечения нужной информации из текста и её

преобразования становятся важнейшими умениями, без которых невозможно

жить в обществе и достич успехов. Вот почему технология продуктивного

чтения, разработанная профессором Н.Светловской преобретает ведущее

значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в

новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках

иокружающего мира, истории и даже иностранном языке.

Цель и задачи технологии продуктивного чтения

Цель технологии : формирование читательской компетенции школьника. В

начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного

читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги,

умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих ЗАДАЧ

1. Формирования техники чтения и приёмов понимания и анализа текста;

Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения,

потребности читать;

2. Введение детей через литературу в мир человечиских отношений,

нравственно-этических ценностей; формирование эстетического

вкуса;

3. Развитие устной и писменной речи, овладение речевой и коммуникативной

культурой; развитие творческих способностей детей;

4. Приобщение к литературе как к искусству слова и практичное

ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

СИСТЕМЫ УЧЕБНИКОВ НАПРАВЛЕНЫ НА ДОСТИЖЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЛИЧНОСТНЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:



Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью

в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств,

через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного

диалога на этапе его обсуждения.

ЧЕМ ЖЕ ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК ОТЛИЧАЕТСЯ

ОТ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

Цель: учим самостоятельно понимать текст.

Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после

чтения.

ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК:

До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: "Сейчас

узнаем о писателе и прочитаем..."

Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети,

остальные слушают.

После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом

сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к

чтению.

ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ:



До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предпологают о чем

текст по его названию,иллюстрации, портрету писателя.

мотивация к чтению.

Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы,

прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская

интерпритация.

После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ

Этап 1. Работа с текстом до чтения.

Знакомство с новым произведением начинается с предвосхищения,

предугадывания предстоящего чтения. Ученики пытаются определить

направлённость текста-смысловую,тематическую,эмоциональную,

выделить героев по названию произведения, имени автора, ключевым

словам, иллюстрациям. (Разве не так мы, взрослые, выбераем книги в

магазине или библиотеке?) Всё это происходит с опорой на читательский

опыт. Данный этапзавершается постановкой целей урока.

Этап 2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе),

чтение-слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) с учётом

особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей

учащихся. Выявление первичного восприятия текста, например: с помощью

беседы, фиксации первичных впечатлений, писменных ответов на вопросы

и т.д.

2. Перечитывание текста.Медленное "вдумчивое" повторное чтение всего

текста или его отдельных фрагментов. Постановка вопросов к тексту и к

автору. Комментирование текста. Постановка уточняющих вопросов к

каждой его смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявления

совпадений и предположений обучающихся о содержании литературного

произведения с окончательными выводами по тексту. Обращение (в случае

необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

Постановка к тексту обобщащих вопросов.

Этап 3. Работа с текстом после чтения.

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение

прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интепретаций

произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста

или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. Работа с

материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия,

иллюстраций к произведению. Беседа об особенностях восприятия

литературного произведения разными людьми на примере сравнения видения

художника-иллюстратора с видением обучающихся.

4. Творческие задания для обучающихся. Задания должны быть направлены

на выявление эмоционального отношения детей к литературному

произведению, осмыслению школьниками содержания текста, развитие у них

воображения и т.д.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА

В начале урока учитель задает загадку, (сообщает удивительный факт),

разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе

над новым материалом.

ЗАДАЙ ВОПРОС



С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

-Когда он задает себе вопросы: "Что это...?", " Почему...?", " Зачем это мне

нужно...?" и т.п.

СОСТАВЬ ЗАДАНИЕ

Данный прием очень эффективенпри самостоятельной работе с учеником.

Ученики " приподнимаются " над учебным материалом, выполняют " роль

учителя", конструируя учебные задачи.

КУБИК БЛУМА

О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят

как об авторе известной "Таксономии учебных целей". Но он же является и

автором нескольких приемов педагогической техники. один из них " Кубик

Блума".

На гранях кубика написаны начала вопросов:

" Почему", " Объясни", "Назови", " Предложи", " Придумай", " Поделись".

Учитель ( или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к

учебномуматериалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Более сложной может стать работа не с текстом учебника, а с

хрестоматией, другими дополнитильными материалами. И тут необходимо

так продумать задание, чтобы работа учениками выполнялась не

миханически, а творчески.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Попкова Инна Юрьевна

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244461


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства