МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Мастер-класс «Возможности использования курса внеурочной деятельности по формированию навыков осознанного чтения и работы с информацией «Первоклассная газета» для реализации основной образовательной программы начального общего образования
Горькова Елена Игнатьевна,
учитель начальных классов,
высшая категория
Зея, 2015
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений, компетенций. [1] В основе всех универсальных действий лежит читательская грамотность, а значит, задача учителя начальной школы – научить ребенка не только технической стороне чтения, но и умению извлекать смысл из прочитанного. Поэтому систему работы над прочным навыком осознанного чтения как универсального учебного действия продумываю на уроке и во внеурочное время.
Систему работы на уроке по формированию познавательных УУД дополняет внеурочная деятельность. Cо 2 класса веду кружок «Чтение с увлечением» с использованием инструмента Центра Развития Молодежи г.Екатеринбурга «Первоклассная газета». Это система интеллектуально- развивающих занятий для учащихся и их родителей. Занятия провожу в различных формах: практикумы, интеллектуальные, ролевые и деловые игры. Структуру занятий выбираю в зависимости от поставленных целей. Во время разминки использую приемы «Ассоциации и предположения», «Трудные слова». Чтение текста организую по-разному: по цепочке, индивидуально, в парах, в мини-группах. После чтения использую упражнения, способствующие лучшему пониманию и усвоению прочитанного: «Дискуссия», игра «Суд», игра «Оптимисты - пессимисты» где в роли обвиняемого выступает реальное существо или абстрактное понятие. Во время проведения творческой рефлексии применяю приём «Дефиниция»: выношу на доску самый трудный фрагмент или самый интересный и прошу учащихся выделенные слова заменить синонимами и прочитать вслух. А также прошу представить тематику номера в форме рекламы, объявления или дневника. Домашнее задание по номеру задается детям по желанию. Часто к его выполнению с удовольствием подключаются и родители. Регулярное чтение «Первоклассной газеты» учит детей формулировать проблему, находить и выделять в тексте необходимую информацию, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграмм, формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.
Участниками процесса формирования читательской грамотности обязательно являются родители, которые могут наблюдать, как идет процесс осознанного чтения ребёнка и участвовать в его становлении. На родительских собраниях совместно с библиотекарем рекомендуем, как организовать домашнее чтение, как выбрать книгу или детский журнал для чтения, подобрать нужную тематику. Провожу совместные мероприятия родителей и учащихся «Читающий ресторан», где в качестве блюд представлены различные номера "Первоклассной газеты", литературные праздники «Папа, мама, я – читающая семья», "Литературная гостиная"
Опыт показывает, что представленная система работы является эффективной и способствует формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся. Моих учеников характеризует высокая результативность участия в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах различного уровня, высокий уровень написания мониторинговых обследований.
Международные и внутренние исследования учёными образовательных достижений российских школьников показали противоречия между высокими предметными знаниями и умениями, с одной стороны, и затруднениями в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме, характерной для средств массовой информации, с другой стороны.
Каждый учитель начальных классов знает, что работа с новым “набором учеников” начинается с чистого листа. В 2010 учебном году набрала очередной первый класс. Столкнулась с тем, что дети не умеют рассказывать прочитанное, истории из своей жизни, свои наблюдения – очень трудна эта задача для 3/4 класса. В школу пришли все читающими (в разной степени), но желания читать не было, чаще читали, потому, что так надо, и задают домой. А ведь ФГОС требует от выпускников начальной школы “…построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа), использование простейших логических выражений. Элементарное обоснование высказанного суждения. Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию)”
На сайте Некоммерческой Автономной Организации “Центр Развития Молодёжи” (http://cerm.ru ) прочитала о программе “Первоклассная газета”. Это еженедельный листок, который раздаётся ученикам один раз в неделю. Ребёнок знакомится с материалом Газеты, изучает предложенные статьи и выполняет увлекательные задания. Задания предполагают разный формат ответа и направлены на формирование различных аспектов читательской компетентности. Это мотивирует ученика и повышает его интерес – задания не надоедают. Вместе с газетой ребёнок не только расширяет свой кругозор, но и учится эффективно работать с информацией, приобретает информационные умения, получает удовольствие от учения. Одна подписка содержит 30 тематических выпусков. Задачи “Первоклассной газеты”: приучает к чтению, расширяет кругозор, формирует читательскую грамотность, реализует идею “Учение с увлечением” (содержит занимательный материал, цветные иллюстрации и задания; способна увлечь не только детей, но и их родителей; работать с Газетой детям будет весело и интересно). Сейчас на сайте центра / http://cerm.ru / размещены:
• Программа курса внеурочной деятельности по формированию навыков осознанного чтения “Первоклассная газета” (авт. Гордеева А.В., Пинженин П.С.);
• Методические рекомендации (работа с газетой);
• Темы газет 2013 – 2014, 2012 – 2013 учебный год;
• Комплексные контрольные работы (1-2, 3-4 классы);
• Методические рекомендации к работам (1 – 2, 3-4 классы);
• Электронный журнал (1-2, 3-4 классы).
Меня заинтересовала эта программа. В 2011–2012 учебном году работали по облегчённому курсу (только с газетой). Работу с Газетой проводили в группе и индивидуально (т. к. выписали только 7 человек + учитель). Дети учились работать с разными формами представления информации: небольшие, привлекательные по содержанию тексты, сопровождаемые графическими изображениями, формировали интерес ученика к чтению. У всех учащихся был доступ к газете, каждый новый номер вывешивался на стенде, работали с текстом и заданиями, согласно методическим рекомендациям, использовали полученные сведения на уроках, в играх. Полученные умения в работе с текстом, использовали при чтении Газеты.
В 2012–2013 учебном году уже работали по полному курсу (пособие “Первоклассная газета”; СМЕЛЫЙ раунд конкурса “ЭМУ-Эрудит”, пособие “Комплексные работы”). Подписку на Газету оформил весь класс + экземпляр на стенд. В расписании был выделен понедельник для работы с Газетой. Удобнее работать с информацией, когда у каждого ребёнка есть свой экземпляр Газеты (темп работы, личные интересы учащихся…). У детей появился интерес к газете, т. к. она построена на базе интересного внепрограммного материала; темы актуальны, полезны. Регулярная работа с Газетой помогала детям в формировании информационной компетентности. Учащиеся овладевали приёмами эффективного чтения, навыками поиска информации. На вдумчивое чтение их настраивали занимательные задания, связанные с прочитанной информацией.
Газеты у детей хранились дома в файловых папках, потихоньку скапливались в семье и коллекционировались детьми. На занятиях выступали только те дети, которые этого хотели. Правильность выполнения работ не оценивалась, не ставились отметки – чтение “Первоклассной газеты” доставляла учащимся только положительные эмоции.
Подписка собрана так, что сложные и простые номера чередуются. Кроме этого, чередуются разные рубрики. За трудными темами идут лёгкие. Более длинные тексты появляются в поздних номерах. Желательно выдавать номера по порядку /рекомендации авторского коллектива/. Примерный график выдачи газет учитель получает. Предлагается 8 типовых структур проведения занятий: вводное занятие, обучение, активная работа, самоподготовка, особые занятия, стартовый мониторинг (Смелый – ЭМУ – эрудит), мониторинговые занятия (комплексная работа), итоговое мероприятие (игра, КВН, викторина). /См Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2012 – 2013 год – игра “Внимательный читатель” http://festival.1september.ru/articles/636549/
В 2012–2013 учебном году наши дети впервые участвовали в конкурсе ЭМУ– эрудит /http://cerm.ru/: Быстрый, Умный, Смелый (задания на работу с информацией: ученик должен изучить текст, рисунок или диаграмму и ответить на предложенные вопросы), Ловкий.
Время обучения в начальной школе считается временем, когда у школьников происходит переходот обучения чтению к чтению для обучения. Несплошные тексты сочетают несколько источников информации, с которыми учащиеся встречаются в реальной действительности: текст с иллюстрациями, таблицы. Содержание текстов комплексных работ не выходит за пределы жизненного опыта младших школьников, с одной стороны, а с другой – тексты включают разнообразные учебные и практические ситуации, которые могут встретиться детям в реальной действительности
Новой формой проверочных работ в начальной школе при реализации стандартов второго поколения определена комплексная работа, позволяющая оценить уровень достижения метапредметных результатов у младших школьников по двум междисциплинарным программам: “Чтение: работа с информацией” и “Программа формирования универсальных учебных действий”.
Комплексная работа отличается от других видов проверочных работ по структуре, она включает текст и несколько заданий на межпредметной основе. Объектом оценки в заданиях выступаютумения и универсальные учебные способы действий. Поэтому в задачных формулировках указаны разные виды деятельности учащихся: прочитай, запиши, допиши, вставь, отметь, соедини и другие.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования, авторской программы курса внеурочной деятельности по формированию навыков осознанного чтения «Первоклассная газета» Гордеевой А.В., Пинженина П.С. Программа учитывает возрастные, обще учебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель курса
Формирование у учащихся начальной школы умений по работе с информацией.
Задачи
- Сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению.
- Расширить кругозор школьников.
- Укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями.
- Развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к размышлению и поиску.
- Способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.
Реализация курса
Курс внеурочной деятельности «Первоклассная газета» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальной школы и их родителей.
Курс относится к обще интеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года занятий.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
- По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах.
- По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, ролевая игра, деловая игра.
- По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, мониторинговые занятия, комбинированные формы занятий.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ
1 класс – 30 минут.
2-4 классы – 40 минут.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игровая, познавательная.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Курс поддержан подпиской номеров «Первоклассной газеты». Каждый номер представляет собой 4 страницы формата А4 и включает обложку, информационные блоки с картинками, не менее пяти заданий на работу с информацией. Задания направлены на разные умения работы с информацией и предполагают разный формат ответа.
«Первоклассная газета» - это еженедельный листок, который Вы раздаёте своим ученикам во время или после урока. Ребёнок знакомится с материалом Газеты, изучает предложенные статьи и выполняет увлекательные задания. Задания предполагают разный формат ответа и направлены на формирование разных аспектов читательской компетентности. Это мотивирует ученика и повышает его интерес – задания не надоедают. Вместе с газетой ребёнок не только расширит свой кругозор, но и научится эффективно работать с информацией, приобретёт информационные умения, получит удовольствие от учения. Одна подписка содержит 30 тематических выпусков.
Основные положения:
«Первоклассная газета» - методический инструмент для педагога.
Газета предназначена для работы с учащимися 1-3 классов начальной школы.
При регулярном использовании в учебном процессе помогает формировать у детей навыки работы с информацией.
Одна подписка предназначена для одного ребёнка, каждый выпуск Газеты состоит из четырёх страниц.
Сайт www.cerm.ru
Темы газет на 2013-2014 учебный год
Рубрика «Этикет» Идём в гости Этикет делового человека Имидж Речевой этикет | Рубрика «Домашние животные» | Рубрика «Краеведение» Республика Алтай Тюменская область Вологодская область Красноярский край |
Рубрика «Здоровье» Зарядка Здоровое питание Вредные привычки Закаливание | Рубрика «Страноведение» Исландия Шри-Ланка Чехия Сингапур | Спец рубрика «Общество» |
Рубрика «Спорт» Маунтинбайк Рафтинг Бейсджампинг Пейнтбол | Рубрика «Современная наука» Трёхмерная графика (3D) Лазеры Искусственный интеллект Нанотехнологии | Спец рубрика «Бизнес» |
Рекомендации по работе с «Первоклассной газетой»
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
На школьном собрании заинтересуйте родителей Газетой, расскажите о целях, покажите несколько выпусков – сделайте их Вашими союзниками. Возможно, Вас захотят убедить, что разумнее хранить подписки дома – не поддавайтесь. Все подписки не должны быть доступны детям до определенного момента времени.
Выберите «День «Первоклассной газеты» (например, среда). В этот день Вы будете выдавать детям очередной номер Газеты (все учащиеся должны получить один и тот же выпуск).
Первые 4-6 недель работайте с газетой в классе, оставляя одно-два задания на дом. В дальнейшем - выдавайте номера детям для самостоятельного чтения и выполнения заданий дома.
Обсудите с учащимися, что нового они узнали из газеты.
Попросите учеников по желанию рассказать о выполненных заданиях газеты.
Похвалите детей, выполнивших задания, независимо от результата.
Объясните детям решение сложных заданий.
Если у Вас есть лишняя подписка, то разместите Газету с правильно выполненными заданиями на стенде.
Регулярно занимайтесь данной работой в течение всего учебного года.
Можно предложить детям приобрести папки-скоросшиватели, в которые они будут вкладывать газеты по мере получения.
ВОЗМОЖНЫЕ ОПАСНОСТИ
Не выдавайте на руки сразу всю подписку – дети должны получать от Вас по газете в неделю в течение всего учебного года.
Не забирайте выданные выпуски – пусть номера «Первоклассной газеты» потихоньку скапливаются в семье и коллекционируются детьми.
Не проводите фронтального опроса – пусть выступят только те дети, которые этого хотят.
Не оценивайте правильность выполнения работ и не ставьте отметки – чтение «Первоклассной газеты» должно доставлять учащимся только положительные эмоции.
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ
Собираетесь отдать ребёнку или его родителям сразу всю годовую подписку? Не делайте этого! Ребёнок проявит любопытство, полистает подписку и наиграется с Газетой в первый же день. А когда ученик охладеет, «зажечь» его снова будет трудно. Образовательный эффект от выдачи всей подписки будет нулевой!
РЕКОМЕНДУЕТСЯ
Используйте Газету по её прямому назначению – для формирования читательской грамотности детей. Всегда помните – это не простое печатное издание, а методический инструмент. Используйте Газету при работе с классом в течение всего учебного года – только тогда Вы достигните образовательного эффекта.
Структура занятия
Основная работа с «Первоклассной газетой» разделена на этапы: ВВЕДЕНИЕ, РАЗМИНКА, ЧТЕНИЕ ТЕКСТА, РАБОТА С ТЕКСТОМ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА, РЕФЛЕКСИЯ, РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ. Учитель может выбирать упражнения для каждого этапа самостоятельно.
ВВЕДЕНИЕ
Перед началом работы с очередным выпуском «Первоклассной газеты» озвучивается тема, рубрика номера, имя сказочного героя.
РАЗМИНКА
Для разминки предлагаем использовать упражнения, которые можно провести перед началом работы с текстом для снятия трудностей. При желании учитель может использовать собственные упражнения.
Учащиеся индивидуально, либо в группах отвечают на следующие вопросы:
С чем ассоциируется название выпуска (рубрики)?
Что, по-вашему мнению, написано в этом номере?
Где можно найти информацию по этой теме?
Почему данная тема важна?
В какой ситуации могут пригодиться знания по данной теме?
Учитель выписывает на доску трудные слова (как для восприятия, так и для понимания). Затем вместе с учащимися проводится беседа о значении каждого слова/выражения, о смысле слов, подбираются синонимы.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
Чтение текста может быть построено по-разному, в зависимости от типовой структуры занятия, его цели и задач. Возможные варианты организации работы с текстом:
Индивидуально. Дети читают текст газеты самостоятельно, про себя. После прочтения учитель задаёт вопросы по содержанию текста.
Чтение по цепочке. Дети читают текст газеты вслух по очереди, один за другим. Каждый ребёнок может прочитать как одно предложение, так и целый абзац (раздел) – по выбору учителя.
Работа в мини-группах. Учитель делит класс на мини-группы. Дети в группах читают определённый раздел газеты. После прочтения каждая группа презентует прочитанный материал: сценка, стихотворение, танец и т.д. по заданной теме.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
На этапе работы с текстом предлагается использовать упражнения, способствующие лучшему пониманию и усвоению прочитанного.
После прочтения текста учитель ставит перед учащимися какую-либо проблему, касающуюся содержания номера. Класс делится на две группы, которым присваиваются противоположные точки зрения. В ходе дискуссии каждый ученик высказывает своё мнение и обосновывает его.
Например, ролевая игра «Суд». В соответствии с тематикой номера выбирается подсудимый. Это может быть как реальное существо, так и абстрактные понятия. Роли (судья, адвокат, прокурор, подсудимый, свидетель) распределяются между учащимися. Каждый из них выдвигает и доказывает свою точку зрения.
Учителем предлагается обсуждение какой-либо проблемы / темы, связанной с содержанием газеты. Дети по очереди высказывают свою точку зрения, каждый последующий может согласиться /не согласиться с мнением предыдущего. В ходе обсуждения учитель может задавать вопросы.
РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ
Каждый выпуск газеты имеет не менее пяти заданий, нацеленных преимущественно на формирование умений работы с информацией. Работа с заданиями может проходить как в классе, так и самостоятельно (или с родителями) дома.
РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда – после того как прочитан очередной выпуск «Первоклассной газеты» и выполнены задания к нему. Предложите детям определить самые интересные и самые трудные задания. Пусть сделают это индивидуально или в мини-группах и озвучат свой ответ. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным.
ТВОРЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ
Учитель выносит фрагмент текста на слайд. Это может быть как самый интересный, так и самый трудный фрагмент, с точки зрения учителя. Учащиеся заменяют выделенные в тексте слова синонимами и произносят их вслух хором.
Дети представляют тематику определённого раздела номера (по выбору) в форме:
Рекламы;
Объявления;
Дневника.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Если задание выдавалось учащимся на дом для самостоятельного выполнения, в начале следующего урока проводится проверка. Возможные варианты организации проверки домашнего задания:
Рубрики и их цели
В основе курса «Первоклассная газета» лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Развитие личностных УУД учащихся реализуется через рубрики «Первоклассной газеты».
Рубрика | Задачи рубрик «Первоклассной газеты» | Личностные УУД (ГОС) |
ОБЩЕСТВО | Рассказ об общественных явлениях, практическое руководство. | Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. |
КРАЕВЕДЕНИЕ | Воспитание у учащихся осознания своей этнической принадлежности. |
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА | Развитие у школьников интереса к естественнонаучным дисциплинам. |
СТРАНОВЕДЕНИЕ | Расширение кругозора учащихся, знакомство с природными особенностями, культурой и менталитетом других стран. |
СПОРТ | Привитие интереса к спорту и активному отдыху. | Установка на здоровый образ жизни. |
ЗДОРОВЬЕ | Мотивация на заботу о здоровье, отказ от вредных привычек. |
БИЗНЕС | Использование знаний, приобретённых в школе, за её пределами. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
ЭТИКЕТ | Воспитание достойного поведения в обществе. | Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. |
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ | Рассказ о природных катаклизмах и о том, как нужно себя вести. | ОБЖ. |
ЭКОЛОГИЯ | Воспитание бережного отношения к природе. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. |
НЕОБЫЧНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ | Рассказ о явлениях природы. |
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ | Воспитание ответственности и гуманного отношения к животным. |
ПРОФЕССИИ | Профессиональная ориентация учащегося. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Курс «Первоклассная газета»
ОБЛЕГЧЁННЫЙ КУРС
В помощь учителю при работе с пособием «Первоклассная газета» предлагается курс, направленный на формирование умений работы с информацией. В облегчённом варианте курса (Приложение 1) работа построена исключительно на использовании пособия «Первоклассная газета».
ПОЛНЫЙ КУРС
Полный курс (Приложение 2) включает в себя комплексное использование трёх инструментов формирования умений работы с информацией:
Пособие «Первоклассная газета» (формирование у школьников умений работы с информацией посредством использования пособия во внеурочной деятельности);
СМЕЛЫЙ раунд конкурса «ЭМУ-Эрудит» (мониторинг уровня развития умений работы с информацией);
Пособие «Комплексные работы» (мониторинг уровня развития умений работы с информацией посредством выполнения заданий пособия «Комплексные работы»).
Примерное планирование занятий облегчённого курса В облегчённом курсе не предусмотрены мониторинговые занятия. Предлагается использовать другие возможные варианты мониторинга умений работы с информацией (СМЕЛЫЙ раунд, «Комплексные работы»). Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия, исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем. Предлагается 5 типовых структур проведения занятий: Вводное занятие (ВЗ), Обучение (О), Активная работа (АР), Самоподготовка (С), Особые занятия (ОЗ). 1. (ВЗ) Вводное занятие Цель – знакомство с «Первоклассной газетой». План занятия: |
Варианты выполнения заданий:
Работа в парах / мини-группах.
Индивидуально с проверкой.
Все задания выполняются в классе.
2. (О) Обучение
Цель – активное введение в работу с «Первоклассной газетой».
План занятия:
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
Варианты выполнения заданий:
Индивидуально с проверкой.
Работа в парах, составление вопросов по тексту.
Одно-два-три задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
3. (АР) Активная работа
Цель – эффективное развитие умений работы с информацией.
Данное занятие, в отличие от Обучения, предполагает самостоятельную работу учащихся и индивидуальное выполнение заданий выпуска.
План занятия:
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
Варианты выполнения заданий:
Индивидуально с проверкой.
Самостоятельная работа, взаимопроверка учащимися.
Одно-два-три задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
4. (С) Самоподготовка
Цель – развитие у учащихся умений по работе с информацией в режиме внеурочно-домашней деятельности.
«Первоклассная газета» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок.
Варианты выполнения заданий:
5. (ОЗ) Особые занятия
Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы.
Особые занятия проводятся по спец выпускам (Выпуск №15, Выпуск №30).
Сценарии мероприятий можно найти в Приложении 6. По желанию можно выбрать другие формы проведения особых занятий или разработать интерактивный сценарий самостоятельно. В помощь учителю можно пригласить учащихся старших классов или родителей.
Варианты проведения особых занятий:
Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.
Фестиваль ребусов – ребусы готовятся детьми дома совместно с родителями. На занятии дети предлагают одноклассникам решить свои ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.).
Проекты, презентации, выступления, фестиваль стенгазет, электронных газет, электронных презентаций. К организации особых занятий можно привлекать родителей.