Тема урока:
Предлог -как часть речи.
Учитель Мамонтова Т.Л.
МБОУ «Школа № 54» г. Курск
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1.Мобилизирующий этап.
-Ребята, посмотрите в окно, представьте, что за окном стоит чудная красавица- Весна. Она дарит вам хорошее настроение, мысленно примите его, а теперь повернитесь к гостям. Подарите им хорошее настроение своими улыбками.
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности для включения в учебный процесс.
2.Актуализация знаний.
-Проверим домашнее задание:
-Назовите имена существительные.
-Назовите имена прилагательные.
-Назовите глаголы.
-Какие ещё основные части речи встретились?
Чистописание.
- Я предлагаю вам написать заглавную и строчную буквы Сс.
-Скажите, пожалуйста, может одна буква быть словом?
-Давайте проверим наши предположения.
3.Постановка учебной цели.
- Работать будем в парах.
Задание: не меняя формы слов и не добавляя других слов, составьте предложения из слов каждой строки.
-Получилось предложение?
-Почему? Что вызвало затруднения?
-Каких слов не хватает?
-Можем ли без них составить предложения?
-Какова же тема сегодняшнего урока?
-Словарная работа.
-Запишите словарные слова- изученные термины, новое словарное слово- термин предлог.
-Назовите в каких словах безударная гласная буква - а, о, е, и ?
-А сейчас попробуйте друг с другом выяснить, что бы ты хотел узнать по нашей теме, какие вопросы хочешь задать?
4. Решение учебной задачи.
Слайд 1.
-Попробуйте составить предложение:
1 ряд - о белке,
2 ряд – о лисе,
3 ряд- о медведе.
-Смогли выполнить задание? Какие слова добавили?
А с другими словами что произошло?
-Эти слова – предлоги.
Слайд 2.
-Назовите предлоги.
-Попробуйте к ним поставить вопрос, что они обозначают или на что указывают?
-Как пишутся с другими словами ?
-Запишите предложения, разберите их.
-Какова роль предлогов?
Слайд 3.
-А теперь попробуйте вставить между словом и предлогом ещё одно слово, например, прилагательное.
Слайд 4.
.
-
Физминутка.
5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
-Давайте проверим наши выводы в учебнике-стр.109 почитаем правило.
-Выполним упр.№ 183. Назовите предлоги.
-А в упр. № 185 найдите орфограммы гласных и согласных.
6.Самостоятельная работа в группах.
(Задание в конвертах - стихотворение «Кудыкина гора»).
- Поработайте со стихотворением и сделайте выводы.
-Почему стихотворение-шутка?
-Есть ли на самом деле такая гора?
-Что означает это выражение?
( Согласно словарю Даля, « кудыкать»-спрашивать без надобности встречных Куда идёшь?
«Кудыкина гора»- это фрезеологизм, означает нежелание отвечать.
7.Рефлексия.
-Подарите весне цветы, которые "расскажут» как вам работалось на уроке.
8.Итог урока:
-Какие важные знания приобрели вы сегодня?
9.Домашнее задание:
-Правило стр. , упр.№ .
Кто желает –может попробовать исследовать проблему о существовании этой горы.
Опёнок поганки, мухомор.
Некрасивые, вкусные.
Собираю
Местоимение- ты.
Может, например, я – местоимение.
Не может.
дерево, заяц, выглядывать
лиса, спать, куст
медведь, топать, полянка
сидеть, белка, дерево
Не получается составить предложение.
Не хватает слов.
Надо изменять слова.
На, из, в, по, от.
Предлогов.
Нет.
Предлог- как часть речи.
Подлежащее, сказуемое, монолог, предложение, орфограмма.
Что такое предлог? Какие бывают предлоги? Для чего они нужны?
Как пишутся?
Белка сидит на дереве.
Лиса спит под кустом.
Медведь топает по полянке.
На, под, из-за.
Изменили форму.
К, в, у, с, о.
На, за, из, по, об, от.
Под, над, при.
Около, перед.
Вопрос нельзя поставить.
Раздельно.
Служат для связи слов в предложении.
На высоком дереве.
Под зелёным кустом.
По лесной полянке.
Вывод: предлоги пишутся раздельно с другими словами.
На, у, с, под.
Парный по звонкости- глухости- в, с, из, без, через, перед, над, под,
к.
При, о, за, про, около, до, по, перед, через.
Шуточное стихотворение.
Нет такой горы.
Предлоги пишутся раздельно с другими
словами.
Между предлогом и другим словом можно вставить ещё слово.
Трудно-
Интересно-
Трудно, но интересно-
Предлог - служебная часть речи.
Служит для связи слов в предложении.
Пишется раздельно со словами.
Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, необходимых для выполнения задания.
УУД:
познавательные : ( обще учебные - выделение необходимой информации),
Логические : ( построение цепочки рассуждений, доказательство),
коммуникативные: (оформлять свои мысли в устной речи, участвовать в совместном решении задачи).
Цель: организовать побуждающий диалог по проблемному изучению нового знания, уточнение и согласование темы урока.
УУД:
познавательные: (постановка и формулирование проблемы),
регулятивные:(целеполагание, планирование),
логические : (анализ, обобщение),
коммуникативные: (планирование учебного сотрудничества с учителем, умение делать свои выводы).
регулятивные: ( определять план выполнения заданий).
Цель: организовать выполнение учащимися заданий на новый способ действия.
УУД:
личностные: (действие смыслообразования, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом),
регулятивные: волевая саморегуляция),
познавательные : (поиск и выделение необходимой мнформации).
Цель : организовать выявление типов заданий, где возможно использовать новый способ действия.
УУД:
коммуникативные: ( умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли), логические: (построение логической цепочки рассуждения).
познавательные: (сравнивать, группировать, находить закономерности).
УУД:
логические: (выдвижение гипотез и их обоснование),
коммуникативные: ( умение с достаточной точностью выражать свои мысли, оформлять их в устной речи, участвовать в совместном решении задачи),
личностные: (принятие ценностей- «сокровища русского языка».
Цель: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
УУД:
регулятивны е: (контроль, оценка).